16 мин.

«Я в восхищении! Мы в восхищении!» (фото)

Мысли старого болельщика

«Я в восхищении! Мы в восхищении!»

Эти слова трагикомичных персонажей – Коровьева и кота Бегемота из бессмертного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» невольно пришли мне в голову после посещения музея «Спартака» на «Открытие-Арене».  Действительно, слова «музей» или «музейный» сами по себе изначально предполагают какое-то пахнущее пылью времен место, предметы и деяния давно минувших дней, а поход в такое заведение предполагает какое-то скучное, во многом обязательное по своей необходимости мероприятие. И надо отдать должное хозяевам, организаторам и авторам экспозиции – сразу после первых шагов экскурсии по стадиону и плавному переходу в помещение самого музея, ощущение ветхости, отстраненности и скуки исчезает напрочь! Наоборот, возникает желание прийти сюда еще, и еще раз, тем более, что тех, примерно, трех часов, которые мы там находились, не хватило на осмотр и малой части того, что хотелось бы увидеть, узнать, пощупать, понюхать и посмотреть.

Поход в музей «Спартака» я представлял себе, как необходимое мероприятие, давно, с тез самых пор, как сумел посетить «Музей спорта» в Министерстве спорта на Казакова, и попал на экскурсию по стадиону два года назад, когда музей клуба был еще в процессе разработке и оформления. Тут дело в том, что само по себе музейное дело лично для меня не внове, и сегодня передо мной по роду моей работы стоит задача разработки и воплощения проекта  «Музея спорта» Курской области. К тому же, еще в студенческие времена мне довелось побывать на музейной практике в лучших заведениях такого рода  Владимира, Суздаля и Ленинграда. Работа в фондах «Русского музея», Эрмитажа, а так же Курского краеведческого, с которым я знаком не только, как посетитель, оставила неизгладимое впечатление, и определенную тягу к пыльным раритетам экспозиций, и еще больший интерес к неисчерпаемым и забытым музейным фондам. Однако два с половиной часа пребывания в музее народной команды полностью изменила мои несколько устаревшие взгляды на музейное дело в его традиционных представлениях. И даже богатейший материал и замечательные экспозиции музея Минспорта, расположенного в красивейших старинных зданиях XVIII века бывшего имения графа Разумовского, изрядно блекнут на фоне новейших технических разработок и интерактивного медиа-пространства «Открытие-Арены»!

Итак, воспользовавшись очередной командировкой в столицу на серьезное мероприятие в Гостином Дворе, где наша курская экспозиция комитета по физической культуре и спорту заняла достойное место, я выкроил полдня на осуществление своей мечты. Созвонившись с некоторыми моими московскими друзьями в «Спартаке» здесь на Sports.ru, мы с Юрием (yury131246) и Алексеем (Chris Waddle) встретились под изваянием Гладиатора и начали свой поход за впечатлениями. К сожалению, ряд других товарищей по борьбе в болении за «Спартак» не сумели прийти на встречу, поскольку это был обычные московский рабочий день. Жаль, придется отложить очное знакомство до лучших времен – желательно до совместного посещения матча любимой команды. Однако перейдем к самой экскурсии.

Надо отметить, что само мероприятие начинается с похода в фирменный магазин, где и приобретаются билеты, и, по ходу, возникает сильное желание прикупить какой-нибудь сувенирной продукции (что я и сделал). Цена вопроса, совмещенного с экскурсией по стадиону, составляет 700 рублей, но для нас с Юрой, как заслуженным «инвалидам труда и зарплаты», существует пятидесятипроцентная скидка. Впрочем, сама эта проблема далеко несущественна, ибо впечатления от посещения нельзя измерить в материальном выражении.

Сам процесс стартовал у административного входа в трибуну «А», и начался с посещения подсобных помещений (разминочного зала, массажной комнаты) и хозяйской раздевалки, что уже само по себе оставляет приятное ощущение сопричастности к жизни любимого клуба.

Далее, через смешанную зону мы отправились к выходу из подтрибунных помещений к самому футбольному полю, то есть – по пути выхода самой команды на матчи.

Подход к идеальному зеленому ковру зеленого поля нашего спартаковского стадиона – мечты жизни многих поколение спартаковских болельщиков, привел к подсознательному желанию выйти на него, и, хотя бы поваляться на замечательной травке!

Поляна, как объяснил нам экскурсовод Егор, находиться в процессе «прошивки» искусственными волокнами для укрепления травяного газона. Кстати о Егоре – нашей троице парень пришелся весьма по душе преданностью великому клубу, своими знаниями истории и настоящего народной команды, ненавязчивой манерой общения и готовностью ответить на любой, даже самый каверзный вопрос. В частности понравилось его мнение от души о том, что стилизованной матрешке «игрочишки» в музее, по его мнению, не место, но…, она по-прежнему там.

Мы же, тем временем, посидели на скамейке запасных на месте тренеров, подошли к знаменитой бронзовой скульптурной композиции отцов-основателей «Спартака» - братьев Старостиных, расположенным за воротами трибуны «Б».

Затем мы проследовали к трибуне "Д" и преклонили свои головы у монументальной скульптуры любимого всеми спартача – Федора Черенкова!

 Затем через конференц-зал и посещения одной из ВИП лож мы проследовали в сам музей.

Кстати, вид стадиона снизу от поля оставил у Алексея, единственного из нашей компании, посещавшего игры вживую, внушительное впечатления, в отличие, скажем, от вида из боковой ложи. Но хватит об этом, переходим в музей…

Отмечу сразу, восторженные впечатления от экспозиции – личные впечатления мои и моих товарищей, составленные в обмене мнениями в ходе осмотра и последующем обсуждении. Кто-то может с чем-то не согласиться, и оспорить некоторые моменты, которые будут изложены ниже. Каждый имеет право на свое собственное мнение, но наше согласованное впечатления – восторг, и никак иначе. Мне лично кажется, что я ничего подобного ранее не видел, и, особенно, впечатление усиливается новизной применения современных медиа-технологий. Сам по себе музей небольшой, то есть объемная рекреация третьего этажа использована с максимальным умением выстроить экспозицию.

Здесь органично смешаны традиционные музейные стенды, шкафы и стеклянные горки, с новейшими медиа-экранами, в виде ромбовидных столов, круглых колонн, движущимися экспонатами, интерактивными табло и креслами с местами для просмотра хроники!  

Как и положено, если театр начинается с вешалки, то музей «Спартака» начинается со стендов о братьях Старостиных, главной фигурой из которых, по праву считается старший из них – Николай Петрович. Их личные вещи, книги ими написанные, или написанные о них, исторические документы и грамоты, другие  раритетные экспонаты дают старт огромной истории клуба, наполненной большими достижениями и победами их детища - «Спартака»!

По центральной оси основного зала располагается большая стеклянная стойка с многочисленными Кубками и призами, завоеванными народной командой. Эта двусторонняя стойка разбивает помещение на две доли, одна из которых (справа по ходу) насыщена массой технических новинок (о них ниже).

Левая же часть, на первый взгляд,  более традиционная – вдоль нее расположена длинная стена с многочисленными стендами по этапам истории команды традиционных экспонатов в верхней и нижней части стенда: фотографий, инвентаря разных лет и принадлежности (фамильные футболки, бутсы, мячи, грамоты и медали, газетные вырезки, программки).

Однако и здесь, при ближайшем рассмотрении, оказывается множество технических сюрпризов: многочисленных небольших и активных экранов со статистикой и меняющимися фотографиями в среднем поясе осмотра. Так же перед стеной расположены столы-тумбы с интерактивными экранами, и, о боже, незамеченными нами на первый взгляд, выдвижными ящиками с документами, газетными вырезками соответствующими датам отделов!

Впрочем, начали мы осмотр музея почти с конца экспозиции: в небольшом полутемном отдельном зальчике стоит круглая тумба, на дисплее которой можно легко набрать любую фамилию игрока, сыгравшего за «Спартак» хотя бы один матч. После чего  на интерактивном полукруглом экране появляется его фото, справка о его статистике в команде, и, главное – тут же рядом на большом экране появляются кадры с его участием в матчах за великий клуб!

Я сразу же набрал две фамилии своих знаменитых земляков, игравших в «Спартаке»: Михаила Булгакова и Владимира Енишевского, и увидел их игру! Гол Янишевского великому Яшину в полуфинале Кубка СССР 1965 года, дриблинг, передачи, знаменитые нырки и "чудесные" исполнения пенальти с разбегом в половину поля моим любимым Мишей Булгаковым.

Я с удивлением выяснил для себя малоизвестный факт выступления за «Спартак» в трех матчах самого Всеволода Боброва в 1953 году, увидел «живые» голы Александра Севидова, и рывки по флангу Валерия Рейнгольда! Удивительно, как и откуда организаторы музея сумели найти и материализовать для просмотра кучу недоступных даже в Интернете отрезков игр «Спартака» 30-х, 40-х – 60-х годов. Оказывается, как пояснил нам Егор, специальная команда работников медиа фронта была нанята для розыска и получения редких кадров из-за рубежа, из фондов Гостелерадио, Госфильмофонда, из закрытых архивов и других труднодоступных источников для обработки и отцифровки для применения в музее!

Стоит отметить особо, тех безымянных для нас людей, которые потратили почти два года на такую кропотливую и умелую работу, на составление планов экспозиции, на воплощение этой огромной работы в жизнь на благо нам – огромной армии болельщиков великого клуба!

Несколько слов хотелось бы сказать еще об одном экспонате, вызвавшем у нашей троицы определенную дискуссию по достойным персоналиям для включения в символическую сборную «Спартака» всех времен. Во-первых, нас сильно поразила и расстроила схема такой предполагаемой сборной (приблизительно:  1-4-3-3 с вариациями), поскольку на протяжении стольких лет славной истории схемы расстановки менялись многократно, и подогнать, например, Хусаинова под левого полузащитника трудно. Ну, и, во-вторых – за столько лет в «Спартаке» играло столько звезд отечественного, да, и мирового футбола, что выбрать кого-то из многих-многих сложно.

В итоге, естественно, составы нашей троицы серьезно разошлись, а итоговый подсчет голосов за того, или иного игрока, отраженный в процентах выборщиков, сильно удивил. Так Юрий Гаврилов, которого я поставил на позицию центрального полузащитника, набрал всего 8% голосов, а предлагаемы на ту же позицию авторами опроса Федор Черенков – все 80%! Тут все понятно и объяснимо, но как-то уж очень неравнозначно, и как объективно выбирать из пяти-шести звезд на одну позицию?! Или Галимзян  Хусаинов – с 1%, которого, видимо, только я и упомянул в своем списке, или вратарь – как мы сразу поняли, Ринат Дасаев должен был быть лидером опроса, а Черчесов и Маслаченко идут вслед за ним, хотя, к примеру, игру Никитовича помнят очень немногие, но в память врезается его комментаторская деятельность, или конкуренция с самим Львом Яшиным!

В заключение скажу, что уходили мы под глубоким впечатлением от увиденного, и в музей родного клуба всем захотелось прийти еще не раз. Великое дело сделал Леонид Арнольдович Федун, не пожалевший серьезных средств, создав помимо самого стадиона, еще и такой замечательный музей, который, уверен в этом, даст нашей команде еще не одну тысячу приверженцев. Приводите в это священное для нас место своих детей, внуков и племянников, пусть смотрят, пусть впитывают великий победный дух народной команды! Спартак – чемпион!