3 мин.

Осторожно, Музыка!

Выбор музыки в современном фигурном катании не менее важен, чем отличная хореография или техничное исполнение сложных элементов. Правильно подобранная музыкальная композиция это всегда не простая задача, как для фигуриста, так и для тренеров и хореографов. То, что подходит для одних спортсменов, может абсолютно не подходить другим. Также очень часто не просто выбрать композицию, которая будет идеально подходить конкретному фигуристу, и в тоже время соответствовать меняющимся правилам ИСУ в отношении музыки.

Ещё одна проблема состоит в том, чтобы музыка идеально укладывалась в формат отведённого фигуристу времени, чтобы все запланированные элементы можно было исполнить в своё время и не в ущерб хореографической составляющей. Новая система судейства, с её различными требованиями, делает выбор музыки ещё более сложным делом.

Как часто мы слышим с трибун или с комментаторских кабинок слова типа: “ Ну вот, снова Кармен!” или “Опять Лунная соната!”. Например, если бы существовало правило запрещающее использовать музыку, под которую были завоёваны медали, и это правило действовало бы несколько сезонов, то мы точно не увидели бы долгое время программы под музыку из популярных произведений Чайковского, Гершвина, Бизе и многих других. Естественно, что такое правило невозможно себе представить.

В тоже время выбор “незаезженной” новой музыки всегда сопряжён с определённым риском. И вполне можно понять фигуристов, когда они не хотят идти на такой риск.

Выход может быть найден в некой “золотой середине” между использованием уже известных композиций и постановками на музыку ранее не часто или вообще не звучавшую. К счастью сейчас есть достаточное количество специализированных студий занимающихся музыкальным дизайном.

Я привожу небольшой список композиций, к выбору которых следует подойти с особой осторожностью:

- Ж. Бизе, Кармен – выбирая данное произведение, следует помнить, что под него катались многие известные фигуристы, завоевавшие немало титулов и раскрывшие полностью главную тему музыки. Например, такие, как Татьяна Навка и Роман Костомаров на Олимпиаде в Турине 2006 г. Также Дебби Томас и Катарина Витт обе прекрасно продемонстрировали это произведение на Олимпиаде 1988 г. Тогда, сравнение программ двух фигуристок назвали “Битвой Кармен”. Так что, элемент субъективизма, так или иначе, будет присутствовать при оценивании проката.

- М. Ровель, Болеро – такая же ситуация и с этим произведением. Мишель Кван, по оценкам многих специалистов, выразила это произведение на все 100%.

- П.И. Чайковский, Лебединое озеро – данное произведение великолепно воплотили на льду Оксана Баюл в 1994 г., Нэнси Кэрриган и Шизука Аракава в 2004 г. Также имело большой успех и катание Саши Коэн под данную музыку.

- С. Прокофьев, Ромео и Джульетта – кто только не катался под эту композицию? На Олимпиаде в Турине комментаторы даже придумали шутку на тему, что отличает Сашу Коэн от всех других? То, что другие катают и Ромео и Джульетту, а Саша только Джульетту-) .

- Малагуэнья – просто великолепная музыка под испанскую гитару. Но её лучше использовать при абсолютно совершенной технике владения коньком и при наличии программы с достаточно высоким уровнем дорожек шагов.

- Дж. Пуччини “Nessun Dorma” – ещё одно величайшее произведение, которое великолепно и многократно исполняло множество великих фигуристов.

Это не означает, что известные классические произведения должны быть задействованы уж совсем редко. Ни в коей мере. Просто делая свой выбор в их пользу, фигурист, таким образом, ставит весьма высокую планку своему мастерству. И оценивать это будут по самым высоким стандартам. Тем не менее, фигурное катание только выиграет, если кто-то сможет превзойти своих легендарных предшественников.

Но в то же время всегда есть место чему-то новому. Существует масса, в том числе и классических, произведений, которые содержат в себе громадный потенциал. Применив креативный подход к подбору музыки, профессионально сделав компиляцию и музыкальный дизайн можно сделать превосходную оригинальную программу, которая запомнится именно по выступлению конкретного фигуриста.