3 мин.

Олег Романцев как Спартак

4 января Олегу Романцеву, который делал «Спартак» и народ счастливыми, исполнилось 70 лет

О человеке, про которого все знают, рассказывать всегда тяжело. А Олег Иванович именно такой. Авторитетный. Неповторимый. Единственный.

Наш футбол в начале 90-х — это круговерть наставников и распасовщиков, агентов-бандитов и бандитов-агентов. Криминал, «договорняки» на «картофельных полях», фанатские разборки и полуразрушенные базы и стадионы. Менялись регламенты и судьи, зарплаты и премиальные. И было, по сути, всего три постоянные величины: глава РФС Вячеслав Колосков, президент ПФЛ Николай Толстых и Олег Романцев. Я не указываю должность воспитанника красноярского «Автомобилиста». Даже для далёких от английской забавы бабушек у подъездов (и не только столичных) не являлось секретом, кто управляет «Спартаком». И информировали их об этом отнюдь не внуки. Это получалось само собой.

Просто неукротимый и всех укатывающий «Спартак» оказывался в центре внимания СМИ чуть ли не ежедневно. Оказывался благодаря Романцеву.

…Притом Олег Иванович, без сомнения, самая противоречивая фигура отечественного футбола того периода. Его, человека с вечно растерянным выражением лица, то любили, то ненавидели. Потом опять любили. И опять ненавидели. Но он, выкуривавший не меньше пачки сигарет за матч, никого не оставлял равнодушным. Потому что никогда сам не был равнодушным. К игре, которую обожал. И которую понимал больше, чем кто-либо. Он не терпел безразличие и жёстко прерывал тренировки, когда чувствовал, что его подопечные (даже звёздные) валяют дурака. «Не хотите трудиться сейчас, будете в два раза больше впахивать вечером», — говорил он, работавший на благо клуба днём и ночью.

Крутой рулевой частенько раздражал, а иногда и просто бесил своими поступками. Мог, к примеру, не прийти на пресс-конференцию и отказаться от уже согласованного интервью. Мог назвать игрока «отработанным материалом», не баловал подробностями из жизни команды и никогда не растолковывал своих решений…

Однако «Спартак» ПОБЕЖДАЛ. Шесть раз подряд и девять (1992–1994, 1996–2001) — за десять лет.

Да, в 1996-м Романцев был президентом, а муштровал коллектив его близкий друг Георгий Ярцев, но разве это отменяет заслуги Олега Ивановича? Да никак. Абсолютное доминирование. Вы думаете, я проверял вышеназванные факты? Нет. Я отчётливо их помню. И не я один.

А шесть викторий подряд на групповом этапе Лиги чемпионов-95 и выход в четвертьфинал? А чудесное проникновение в полуфинал Кубка чемпионов-91? А полуфинал Кубка Кубков-93? А полуфинал Кубка УЕФА-98? Ну и как забыть, что прекрасный защитник, возглавив «Спартак» в 35 лет, с ходу привёл его к золоту ещё первенства СССР-89, турнира, по силе с российским соревнованием несравнимого. Да и последний союзный Кубок захватили красно-белые…

К слову, уроженец села Гавриловское задорно отслужил в майке с ромбиком 7 лет (180 матчей) и превратился в чемпиона 1979 года. В общем, считайте сами, к скольким спартаковским триумфам Олег Иванович, выросший в тренера у всех на виду (этот пунктик тоже, безусловно, играл в его пользу), приложил руку. Хотя дело ведь не только в титулах.

Не любивший уступать Романцев поднял «Спартак», судьбоносную для страны команду, не небывалую высоту в тяжелейший и мрачный для государства период.

Помните, что выдал покойный комментатор Владимир Маслаченко, когда Титов и компания в 1998-м одолели в «Лужниках» мадридский «Реал» Гуса Хиддинка? Он произнёс следующую фразу: «Единственное, что пока ещё не девальвируется — футбол… Ликуйте и радуйтесь жизни в это наше бездарное время!»

И это была чистая во всех смыслах правда.

Источнки:

Веб-сайт

ВКонтакте

Telegram