4 мин.

«Смена партнера – это эмоционально тяжело. Хочется уже учить четверные, а надо вновь начинать с двойных»

 

- Александр, у брутальной части россиян, любящих футбол, хоккей, баскетбол или бокс, зачастую отношение к фигурному катанию и фигуристам не самое теплое. Как вы думаете, почему?

Александр: Сложно сказать, у каждого свои интересы. Возможно, у них такое же отношение к балету и театру. Это дело вкуса.

- При этом многие фигуристы, особенно в парном катании, выглядят очень атлетично и могут одной рукой поднять приличный вес. Вам не обидно такое снисходительное отношение?

Александр:  Так получилось, что я никогда никаких обидных слов в свой адрес не слышал. Когда я учился в школе, одноклассники мне тоже ничего такого не говорили. У нас в классе вообще учился парень, который занимался бальными танцами.

- То есть все внимание в этом смысле он брал на себя?

Александр:  Да нет, просто мы все хорошо общались и, возможно, в жизни никто и не сказал бы, что я занимаюсь фигурным катанием, а он – бальными танцами. А вообще приведу такой пример: когда Федя с Ксюшей (Ксения Столбова – Федор Климов – прим.) выступали в финале Гран-при, мы в спортивном баре попросили включить фигурное катание, так персонал бара вместе с нами кричал и болел за наших ребят.

- Представьте, вас зовут в передачу «Культ Тура» на «Матч ТВ» для какого-нибудь соревнования с футболистом. Какая у вас была бы коронная фишка, с помощью которой вы бы удивили соперника?

Александр: Хороший вопрос. Если бы это были не узконаправленные соревнования, а какие-нибудь развёрнутые, то это было бы интересно. Вот армрестлер Алексей Воевода мог бы показать какую-нибудь фишку, потому что он работает с колоссальными весами. А у нас очень специфическая работа. Ну какая фишка? Если там лёд не залит, то я безоружен.

- Да ладно вам. Ну, кроссфит, упражнения на выносливость, бег по пересеченной местности, слалом на роликах?

Александр: Разве это фишка? У всех своя работа, своя сложность. Естественно, можно найти, в чём фигурист лучше футболиста или хоккеиста, просто с ходу я сейчас не могу ответить на этот вопрос. 

Наталья: Я знаю, чтобы ты мог сделать – прыгнуть, или покрутиться вокруг своей оси.

Александр: Да, но я вспомнил, что в балете тоже неплохо крутятся, мягко говоря. Поэтому это было бы не так оригинально.

- Кстати, многие футболисты на поле ведут себя как балерины, и среди них тоже немало артистов, поэтому эта была бы вполне честная дуэль.

Александр: Некоторые даже сальто делают, так что ребята там тоже подготовленные.

- Если бы не фигурное катание, чем ещё вам было бы интересно заниматься?

Наталья: Я бы занималась лёгкой атлетикой. Мне нравится бег на восемьсот метров, прыжки в длину или в высоту.

Александр: Я бы занимался каким-нибудь командным видом спортом. О, волейболом! Точно, я бы занимался волейболом, только не знаю, пляжным или обычным.

ЛШ: Смотрите волейбол?

Александр: В основном пляжный.

- Женский, наверное?

Александр: Да, женский. Ну, как смотрю… Когда попадаю по телевизору на пляжный волейбол, дальше каналы уже не переключаю.

 

 

- Вы оба в последние годы несколько раз меняли партнёров и начинали всё заново. Насколько это тяжело?

Наталья: Всегда непросто начинать всё с начала, когда-то получается легче, когда-то – сложнее.

Александр: Эмоционально тяжело. Ты уже чего-то добился, знаешь, как делать какие-то элементы, а тебе приходится учить их заново. Тяжело пройти всё это сначала. Эта работа уже не так интересна, тебе бы хотелось учить четверные, а надо вновь начинать с двойных.

- Наверняка это всё психологически давит на вас, особенно когда такое случается несколько раз за последние несколько лет. Как вы настраиваете себя не сдаваться и идти дальше?

Наталья: Есть цель – и она мотивирует.

- Всё так просто?

Александр: Мотивируешь себя тем, что знаешь, что всё то, что ты уже делал, – это не предел, и ты можешь больше. У нас сейчас суперсильная группа, куда ни посмотри, везде найдешь для себя мотивацию. Смотришь, эти ребята «четыре» разучивают, а сам думаешь, я тоже это могу. И несмотря на то, что сейчас стараешься двойной сделать ровным, понимаешь, что время быстро пройдет, и ты начнешь уже с ними соревноваться.

- С чем можно сравнить смену партнера – переход в новый класс, переезд в другой город?

Александр: Мне кажется, в другой класс легче перейти. Когда ты меняешь класс, город или место работы, у тебя возникают небольшие проблемы с коллективом, потому что надо установить личный контакт. Здесь это не первоочередная проблема. Это больше похоже на смену тренера. Ты вроде бы всё знаешь и умеешь, но надо сделать по-другому. Пусть немного по-другому, пусть ничего кардинально не меняешь, и со стороны это выглядит так же.

- Александр, в апреле прошлого года вы рассказывали, что катались с Женей Тарасовой и Ксенией Столбовой, пробуя какие-то элементы. Каково это было?

Александр: В первую очередь это интересно, какой-то новый опыт. Когда ты смотришь на сильных спортсменов, коими являются Ксюша и Женя, ты думаешь: «Вот это они очень круто делают, я тоже хотел бы так сделать». И когда в межсезонье есть время на что-то новое, очень полезно взять за руку другую партнёршу и посмотреть, почему так круто получается то, что ты видишь. Это хороший способ найти что-то новое.

- Это стандартная ситуация для парного катания?

Наталья: Да, я тоже каталась с разными партнёрами, пробовала какие-то элементы. Сделать один выброс, или несложную подкрутку – это совершенно обычная ситуация.

 

Полную версию интервью Натальи Забияко и Александра Энберта читайте на официальном сайте Федерации.