1 мин.

Ключ к победе в Мариборе – атакующие фланги. Но есть повод для тревоги – оборона во втором тайме

Разбираем важнейшую игру.

«Намного больше доволен игрой, чем со Словакией. Больше получалось и в обороне, и в прессинге, и в атаке. Многое получалось. Тренер не может быть доволен игрой полностью, но ощущения более приятные, чем после матча в Казани – это факт», – так прокомментировал победу Валерий Карпин.

Матч против Словакии дал много поводов для пессимизма: было несколько неплохих контратак, но позиционная игра практически отсутствовала. К проблемам в атаке добавились трудности в обороне – Россия отдала фланги, подарила свободу Гамшику, допускала много подач. Победу выгрызали характером и везением.

В Мариборе игра была более конструктивной, но все еще сыроватой. Например, практически в каждом матче Россия попадает под длительные отрезки владения соперника, ошибается в простых передачах, выдает сумбурные выходы из-под давления.

Тогда какие положительные стороны в игре сборной? Первый – атакующая структура. Россия быстро действовала на флангах – оттуда пришло несколько моментов и оба голевых стандарта. Второй – Россия слегка изменила фланговую оборону.

В матче против Словакии Россия практически сдала фланги. Вчера стало лучше, несмотря на гол, который пришел как раз слева (в других ситуациях несколько раз было неприятно, но сейчас подготовились лучше). Третий – стандарты. В прошлых матчах Россия показала несколько розыгрышей угловых, но забила только в Мариборе.

В Словении Карпин сделал несколько перестановок. Возвращение Миранчука изменило фланги: Алексей играл справа, Бакаев – слева. Фомин вышел вместо Ерохина, Кудряшов занял позицию Терехова.

Словения сыграла привычными 4-2-3-1. Последний матч мог вселить надежду в балканскую команду – словенцы разгромили Мальту (4:0). Матьяж Кек сохранил победный состав с Иличичем и Вербичем на флангах и Шпораром в центре нападения.

Сборная России атаковала флангами, а словенцы перебивали прессинг. Но все решили стандарты

«Напряженный первый тайм, возможно, поначалу соперник больше владел мячом, но у них не было преимущества. Всего один опасный удар, Сафонов справился. Но, безусловно, было непросто», – сказал Карпин.

Напряжение возникло мгновенно. Основная причина – большое количество борьбы и взаимного брака. Словения редко подставлялась под прессинг России, поэтому почти не использовала короткие розыгрыши.

Прессинг-установки нашей сборной уже все выучили: Бакаев и Миранчук атаковали центральных защитников при передачах назад и длительном владении, Смолов – по одному из опорников (плюс начинал давление на вратаря), Фомин и Кузяев страховали фланги, а Баринов регулярно им помогал. У Словении были неприятные прецеденты с длительным владением. Например, Смолов и Бакаев чуть не организовали пенальти.

Несмотря на прессинг, Словения была интереснее в первые минуты. В одном из эпизодов Облак не только перебил первую линию давления, но и нашел свободную зону за спиной Баринова – Шпорар и Ловрич отыгрались между собой, а затем перевели атаку направо. Россия сгруппировалась, но не устояла перед перемещением на другой фланг – Сутормин остался 1-в-1 с Балковецем и допустил неприятный прострел.

Другой опасный момент – совмещение контпрессинга и борьбы. В первом случае Россия и Словения боролись за мяч после выноса. Гости вроде как закрепились, но Сутормин сделал неточную передачу, плюс получил по ногам – так Словения выбежала в быструю атаку. Шпорар грамотно открылся, а затем перевел на Иличича, который эффектно вбежал в штрафную. 

Вторая атака – опаснее. Ловрич и Гнезда-Черин после потери накрыли Фомина и Баринова – так Словения вышла на опасный навес, когда Шпорар пробил прямо в Сафонова.

Данные и графика – InStat

Пропущенный гол – следствие работы механизма, который сбоил и в Казани. Бийол перебил Кузяева и Бакаева (плюс Далер поскользнулся, еще из центра никто не мог подстраховать) – Словения классно реализовала преимущество благодаря мастерству Иличича.

А теперь про хорошее. Классный прием России при владении – использование прессинг-особенностей Словении. Вертикальное продвижение не шло, зато мы были хороши на флангах.

Причина в ролях Вербича и Иличича. Йосип в определенной степени освобожден от обороны, плюс легко поднимался и отрезался при владении соперника. 

Позиция Вербича была сложнее – в некоторых эпизодах Ловрич выбрасывался в пару к Шпорару. Их достаточно легко отрезали, поэтому Вербич смещался в середину или полуфланг, тем самым открывая зону для включений Сутормина (в некоторых эпизодах Вербич тоже поднимался высоко, ориентируясь на Дивеева).

Заработанный угловой, после которого забивал Джикия – частичное отражение этой идеи: Сутормин, распоряжаясь свободой из-за роли Вербича, отыгрался с Миранчуком. Россия заработала аут, а затем Фомин вывел Кузяева на ударную позицию – так организовали голевой угловой.

Другая деталь – постоянные рывки Кузяева. Он оказывался в разных точках поля, открываясь под передачи. Первый гол – его перехват + грамотное забегание под Бакаева (заработал штрафной). Второй – рывок из центра на передачу Фомина. Еще был момент у Сутормина, который начался с заброса на Кузяева.

В прошлых матчах Россия демонстрировала несколько вариантов розыгрышей угловых (жестами показывали номер комбинации – обычно их было три). В этот раз наконец-то сработало. 

Про это написал в телеграм-канале аналитик «Рубина» Никита Васюхин: «Был свидетелем нескольких тренировок сборной непосредственно перед и после игры со Словакией – обе были посвящены атакующим стандартам, причем достаточно продолжительное время.

Под угловые у них было по три варианта с каждой стороны: со словаками нормально прошли первый и третий угловые справа, а со словенцами первый и второй с этого фланга, и один в итоге был реализован – пусть уже в достаточно хаотичной манере, но по крайней мере все закрывали свои зоны. Штрафной прошел в первой игре, когда Дивеев хорошо бил/сбрасывал в район дальней штанги, и Джикии не хватило шага – сегодня он тоже чиркал примерно с этой же идеей, и не залети мяч в ворота, Джикия должен был закрывать дальнюю штангу».

Слова Васюхина подтвердил Валерий Карпин: «Гол Джикии получился необычным для защитника. Получилось – и слава богу. Этот угловой разыгрывали, он должен был замыкать. Сделал это в таком виде».

Второй тайм – позиционная оборона России и несколько упущенных моментов после контратак

Второй тайм – история о глубокой защите сборной России. Словения владела мячом 58% игрового времени, вела 8-3 по ударам, сделала 22 передачи в штрафную. 

Но у России неплохо работала подстраховка. Чем глубже садились, тем сильнее насыщали штрафную. Отличие от первого тайма – игра Бакаева и Миранчука. Они гораздо чаще встречали подающих (во многих эпизодах на соперников выдвигались Фомин и Кузяев, если Зелимхан и Алексей опаздывали). Плюс помогали центральные полузащитники – Фомин и Баринов регулярно опускались в штрафную, когда Словения растягивала нашу защиту.

Но было несколько эпизодов, которые могли решить исход матча – Словения дважды оказывалась в неплохих ситуациях, если в защите образовывались дыры. Джикию дважды опережали – в одном из эпизодов Словения забила, но повезло с офсайдом (Фомин сел глубже, но Джикия оказался дальше + Кузяев доработал за полузащитником, но проиграл позицию). 

Был и другой негативный момент – смещение Иличича выманило Кудряшова, а Бакаев поздно понял, что надо доиграть за Карничником.

Еще один момент – подстраховка Кудряшова. Ему регулярно помогал Кузяев – Далер заблокировал несколько заходов Иличича.

На концовку Карпин снова вернулся к 5-4-1 (так заканчивали в Казани) – в тройку к Осипенко и Джикии вышел Чистяков. Возможно, это ход под неудачные эпизоды, которые описаны выше. Еще помогал Ерохин – в концовке Александр снял важный навес.

Россия глубоко оборонялась, но вновь хорошо контраковала. В матче против Словакии несколько возможностей создал Сутормин. Пару раз ему помог Баринов, но в этом матче его роль была заметнее.

В этом эпизоде он выиграл подбор, тем самым начав контратаку с ударом Бакаева.

Здесь Дмитрий выгрыз мяч, а затем рванул под передачу Смолова.

Кузяев – еще одна важная фигура в атаках второго тайма. В середине второго тайма он забросил мяч в сторону Бакаева и Смолова – защитник ошибся и нападающие выскочили к чужим воротам. Спустя несколько минут Далер подобрал мяч после попытки выноса словенца, затем его протащил и нашел свободного Фомина.

***

Игра против Словении – матч равных возможностей. Команды близки по xG и ожидаемой опасности передач. Россия чуть лучше атаковала. В этот раз ее атакующая структура неплохо работала в первом тайме – в Казани Россия выжала всего один хороший удар после позиционной атаки.

Второй тайм – про оборону. Пару раз она могла дрогнуть, но контратаки России тоже были острыми.

Этот сбор оставил двоякое впечатление. Игра в Казани – тяжелая, вязкая, проблемная. Поездка в Марибор – интересная, но в действиях команды много сумбура. Понятно, что Карпину необходим полноценный сбор, после него будет проще судить о жизнеспособности его идей.

Сейчас Россия в хорошей ситуации – все зависит только от нее. В ноябре важно вспомнить слова Константина Зырянова, чтобы подойти к играм против Кипра и Хорватии с максимальной концентрацией.

Россия – лидер группы! Мы уже минимум в стыках ЧМ-2022

Мой телеграм/твиттер

Фото: REUTERS/Borut Zivulovic; Gettyimages.ru/Jurij Kodrun