Pitch Invasion
Блог

Современное искусство в руках фанатов: стикеры в стиле авангарда, вариации работ Уорхолла и шотландская музыкальная сталь

От редакции: вы в новом блоге Трибуны Pitch Invasion, который мощно стартовал в апреле. Давайте поддержим автора, чтобы он не останавливался!

Совсем недавно я разбирал челлендж от «Чертаново», в котором футболисты представили свои версии произведений мировой живописи. Теперь пришло время примеров взаимодействия футбольных фанатов и классики изобразительного искусства ХХ века. Сегодня поговорим о трех примерах адаптации картин под стикеры от фанов из Англии и Шотландии.

«Мазеруэлл» – «Сделано из стали»

Конечно, такого вида оформление уже набило оскомину, но я хочу отметить стикер фанатов «Мазеруэлла». И вот почему.

Очень важен исторический контекст. Мазеруэлл был небольшой деревушкой до середины XIX века. Но все изменилось, когда через него проложили железную дорогу и построили там два металлургических завода. Регион моментально стал промышленно важным и финансово обеспеченным. К 1930-му город сосредоточил большуя часть сталелитейного производства Шотландии. В конце ХХ века оба комбината закрыли, и Мазеруэлл столкнулся со значительным ростом безработицы. Фактически городу понадобилось полностью перестроить жизненные процессы.

Сегодня Мазеруэлл – типичный город с экономикой, ориентированной на сферу услуг и мелкий туризм. Но фанаты одноименного клуба чтят историю.

«Сделаны из стали» – отсылка к прошлому региона и города. И к синглу Made of Stone с дебютного альбома той-самой манчестерской группы. Конечно, все вы знаете про популярную стилизацию под обложку The Stone Roses – дебютного альбома одноименной английской группы, выпущенного в мае 1989-го. Такого вида стикеры распространены по Англии, Шотландии и Ирландии.

The Stone Roses стремительно ворвались на музыкальную сцену Англии и стали лицом новой манчестерской волны – так называемого «мэдчестера» (производное от mad и Manchester). Смешав в себе лучшие черты психоделии 60-х и добавив новомодные фишки эйсид-хауса, «мэдчестер» дал музыкальной сцене Британии то, чего она так долго ждала – ощущение беззаботности и легкости.

Частью огромной аудитории The Stone Roses моментально стали футбольные хулиганы, у них всегда был отменный музыкальный вкус. Но в отличие от предшественников траблмейкеры конца 80-х предпочитали отрываться на концертах и рейвах, а не устраивать кровопролитные побоища. Во многом этому способствовала эпоха экстези – синтетического наркотика, шедшего рядом с рейв-культурой. Седативный эффект после употребления этих запрещенных веществ успокаивал пыл, а вещества, отвечающие за эйфорию и прилив сил, заставляли танцевать до самого утра.

Альбом The Stone Roses не стал хитом мгновенно, но его оценка среди критиков постепенно росла – он попадал в различные списки лучших альбомов, среди которых «500 величайших альбомов всех времен» по версии журналов NME и Rolling Stone. В оформлении использована часть работы художника Джексона Поллока. Американский художник – идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма, он оказал значительное влияние на искусство второй половины XX века. Как мы видим, не только в живописи.

Невооруженным взглядом виден стиль мастера, чуть адаптированный гитаристом группы Джоном Скваером. Джон отвечал за оформление релизов, его работы стали украшением синглов, обложек альбомов и рекламных плакатов The Stone Roses. Умельцы из Шотландии чуть подправили оригинал и раскрасили его в цвета команды.

«Клэптон» – «Поддерживайте локальные центры выдачи питания»

Теперь поговорим о стикере от ультрас лондонского клуба «Клэптон» с их вариацией работы Энди Уорхола «Банки с супом Кэмпбелл». 

Если быть точными, ответственные за этот стикер поддерживают клуб под названием Clapton Community FC. Они основали эту команду в 2018-м после того, как противоречия с хозяином Clapton FC стали совсем уж непримиримыми. Подробнее про эту ситуацию можно узнать из выпуска Non-Blog(ue) Марии Макаровой от непосредственных участников событий. Добавлю лишь, что все стикеры фанатов «Клэптона» весьма интересны – отсылок наберется на отдельный пост.

Обсудим вариацию на тему работы, созданной Уорхолом в 1962-м. Картина состоит из 32 полотен: 51х41 сантиметр, на каждом банка супа компании Campbell Soup. При этом мы видим все консервированные банки разных сортов, которые компания выпускала. Что характерно, фанаты внедрили на стикер и социальный подтекст. Они призывают поддерживать локальные центры выдачи питания малоимущим. Подобная риторика характерна для болельщиков «Клэптона», сильно вовлеченных в жизнь локального комьюнити, социальные инициативы и благотворительность.

Отдельные картины выполнены с помощью гравирования – полумеханизированного процесса трафаретной печати с использованием не живописного стиля. Банки супа «Кэмпбелл», опираясь на тему из массовой культуры, помогли сделать поп-арт главным художественным движением в США.

Уорхол в течение трех этапов своей карьеры создал широкий спектр работ, изображающих консервные банки «Кэмпбелл», и выпустил другие работы, используя образы из мира коммерции и СМИ. Сегодня банки супа «Кэмпбелл» часто используются в отношении к исходному набору картин. Из-за безумной популярности целой серии тематических работ репутация Уорхола выросла до небес. Он стал не только самым известным американским представителем поп-арта, но и самым дорогим. Стоимость его работ была самой высокой среди живших в то время американских художников.

Ну и стоит обратиться к истокам. К тому, кто был первопроходцем, без кого поп-арт и абстрактный экспрессионизм просто не появились бы. Старый добрый авангард.

«Уайтхок» – «Футбол для всех!»

О скромном английском клубе «Уайтхок» из одноименного города возле Брайтона вы наверняка не слышали. И это неудивительно. Для команды с родины футбола они молоды – основаны в 1945-м. И ничего не добивались: почти все время играют в Истмийской лиге, седьмом по значимости турнире Англии. Но вот их фанаты периодически выступают весьма креативно. 

Отсылка к творчеству гениального русского авангардиста Александра Родченко в оформлении стикера ультрас White Hawks.

Родченко считается одним из идеологов конструктивизма – направления в ис­кусстве (в его случае фотографии, графики и живописи), где форма полностью сливается с функцией. Образец такого конструктивистского мышления – рекламный плакат «Ленгиз: книги по всем отраслям знания» 1925-го (именно он – референс для креативщиков Hawks Ultras).

За основу взят плакат Эль Лисицкого (легендарного авангардиста, чье товрчество – некий мостом для выхода супрематизма в архитектуру) «Клином красным бей бе­лых», при этом Родченко оставляет от него только геометрическую конструк­цию – треугольник, вторгающийся в пространство круга, – и наполняет его совершенно новым значением. Кстати, этот плакат тоже недавно обыграли фанаты. На этот раз отличились мои знакомые красно-белые. Они подготовили к дерби с «Динамо» свой вариант. 

Углубляться в биографию творца не будем. Скажем лишь, что без творческого наследия Родченко не было бы как современной фотографии, так и дизайна. На примере этого стикера видно: многие до сих пор используют его приемы или же плакаты и коллажи.

Все эти стикеры – часть моей личной коллекции.

Если вам интересно и дальше читать про подобный креатив, не забывайте подписываться на этот блог и канал Pitch Invasion в телеграме.

Как один из самых интересных персонажей комиксов стал популярным символом на футбольных трибунах

Клуб продал 110 тысяч билетов на матч с воображаемым соперником – так в низших лигах Германии борются с кризисом

Фото: wikipedia.orgsiwy.bigcartel.comgallerix.ruebay.catheartist.me; Instagram/posi_osbourne

4 комментария

Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Rsln Rsln
За это Шмайхель наругает.
а Кяут, Кюйт, Кейт сойдёт с ума
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Да и в баннерах искусство часто и повсеместно используется. Одно только "Сотворение Адама" бралось за основу баннера неоднократно и в разных странах. А к современному искусству довольно часто и с размахом прибегают, например, фанаты "Динамо" Дрезден
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Давайте договоримся, либо Мазеруэлл (ну или Мазэуэлл), либо таки Норвич.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Rsln Rsln
Автор
Давайте договоримся, либо Мазеруэлл (ну или Мазэуэлл), либо таки Норвич.
За это Шмайхель наругает.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Показать все комментарии
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий