Pitch Invasion
Блог
Трибуна

Современное искусство в руках фанатов: стикеры в стиле авангарда, вариации работ Уорхолла и шотландская музыкальная сталь

От редакции: вы в новом блоге Трибуны Pitch Invasion, который мощно стартовал в апреле. Давайте поддержим автора, чтобы он не останавливался!

Совсем недавно я разбирал челлендж от «Чертаново», в котором футболисты представили свои версии произведений мировой живописи. Теперь пришло время примеров взаимодействия футбольных фанатов и классики изобразительного искусства ХХ века. Сегодня поговорим о трех примерах адаптации картин под стикеры от фанов из Англии и Шотландии.

«Мазеруэлл» – «Сделано из стали»

Конечно, такого вида оформление уже набило оскомину, но я хочу отметить стикер фанатов «Мазеруэлла». И вот почему.

Очень важен исторический контекст. Мазеруэлл был небольшой деревушкой до середины XIX века. Но все изменилось, когда через него проложили железную дорогу и построили там два металлургических завода. Регион моментально стал промышленно важным и финансово обеспеченным. К 1930-му город сосредоточил большуя часть сталелитейного производства Шотландии. В конце ХХ века оба комбината закрыли, и Мазеруэлл столкнулся со значительным ростом безработицы. Фактически городу понадобилось полностью перестроить жизненные процессы.

Сегодня Мазеруэлл – типичный город с экономикой, ориентированной на сферу услуг и мелкий туризм. Но фанаты одноименного клуба чтят историю.

«Сделаны из стали» – отсылка к прошлому региона и города. И к синглу Made of Stone с дебютного альбома той-самой манчестерской группы. Конечно, все вы знаете про популярную стилизацию под обложку The Stone Roses – дебютного альбома одноименной английской группы, выпущенного в мае 1989-го. Такого вида стикеры распространены по Англии, Шотландии и Ирландии.

The Stone Roses стремительно ворвались на музыкальную сцену Англии и стали лицом новой манчестерской волны – так называемого «мэдчестера» (производное от mad и Manchester). Смешав в себе лучшие черты психоделии 60-х и добавив новомодные фишки эйсид-хауса, «мэдчестер» дал музыкальной сцене Британии то, чего она так долго ждала – ощущение беззаботности и легкости.

Частью огромной аудитории The Stone Roses моментально стали футбольные хулиганы, у них всегда был отменный музыкальный вкус. Но в отличие от предшественников траблмейкеры конца 80-х предпочитали отрываться на концертах и рейвах, а не устраивать кровопролитные побоища. Во многом этому способствовала эпоха экстези – синтетического наркотика, шедшего рядом с рейв-культурой. Седативный эффект после употребления этих запрещенных веществ успокаивал пыл, а вещества, отвечающие за эйфорию и прилив сил, заставляли танцевать до самого утра.

Альбом The Stone Roses не стал хитом мгновенно, но его оценка среди критиков постепенно росла – он попадал в различные списки лучших альбомов, среди которых «500 величайших альбомов всех времен» по версии журналов NME и Rolling Stone. В оформлении использована часть работы художника Джексона Поллока. Американский художник – идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма, он оказал значительное влияние на искусство второй половины XX века. Как мы видим, не только в живописи.

Невооруженным взглядом виден стиль мастера, чуть адаптированный гитаристом группы Джоном Скваером. Джон отвечал за оформление релизов, его работы стали украшением синглов, обложек альбомов и рекламных плакатов The Stone Roses. Умельцы из Шотландии чуть подправили оригинал и раскрасили его в цвета команды.

«Клэптон» – «Поддерживайте локальные центры выдачи питания»

Теперь поговорим о стикере от ультрас лондонского клуба «Клэптон» с их вариацией работы Энди Уорхола «Банки с супом Кэмпбелл». 

Если быть точными, ответственные за этот стикер поддерживают клуб под названием Clapton Community FC. Они основали эту команду в 2018-м после того, как противоречия с хозяином Clapton FC стали совсем уж непримиримыми. Подробнее про эту ситуацию можно узнать из выпуска Non-Blog(ue) Марии Макаровой от непосредственных участников событий. Добавлю лишь, что все стикеры фанатов «Клэптона» весьма интересны – отсылок наберется на отдельный пост.

Обсудим вариацию на тему работы, созданной Уорхолом в 1962-м. Картина состоит из 32 полотен: 51х41 сантиметр, на каждом банка супа компании Campbell Soup. При этом мы видим все консервированные банки разных сортов, которые компания выпускала. Что характерно, фанаты внедрили на стикер и социальный подтекст. Они призывают поддерживать локальные центры выдачи питания малоимущим. Подобная риторика характерна для болельщиков «Клэптона», сильно вовлеченных в жизнь локального комьюнити, социальные инициативы и благотворительность.

Отдельные картины выполнены с помощью гравирования – полумеханизированного процесса трафаретной печати с использованием не живописного стиля. Банки супа «Кэмпбелл», опираясь на тему из массовой культуры, помогли сделать поп-арт главным художественным движением в США.

Уорхол в течение трех этапов своей карьеры создал широкий спектр работ, изображающих консервные банки «Кэмпбелл», и выпустил другие работы, используя образы из мира коммерции и СМИ. Сегодня банки супа «Кэмпбелл» часто используются в отношении к исходному набору картин. Из-за безумной популярности целой серии тематических работ репутация Уорхола выросла до небес. Он стал не только самым известным американским представителем поп-арта, но и самым дорогим. Стоимость его работ была самой высокой среди живших в то время американских художников.

Ну и стоит обратиться к истокам. К тому, кто был первопроходцем, без кого поп-арт и абстрактный экспрессионизм просто не появились бы. Старый добрый авангард.

«Уайтхок» – «Футбол для всех!»

О скромном английском клубе «Уайтхок» из одноименного города возле Брайтона вы наверняка не слышали. И это неудивительно. Для команды с родины футбола они молоды – основаны в 1945-м. И ничего не добивались: почти все время играют в Истмийской лиге, седьмом по значимости турнире Англии. Но вот их фанаты периодически выступают весьма креативно. 

Отсылка к творчеству гениального русского авангардиста Александра Родченко в оформлении стикера ультрас White Hawks.

Родченко считается одним из идеологов конструктивизма – направления в ис­кусстве (в его случае фотографии, графики и живописи), где форма полностью сливается с функцией. Образец такого конструктивистского мышления – рекламный плакат «Ленгиз: книги по всем отраслям знания» 1925-го (именно он – референс для креативщиков Hawks Ultras).

За основу взят плакат Эль Лисицкого (легендарного авангардиста, чье товрчество – некий мостом для выхода супрематизма в архитектуру) «Клином красным бей бе­лых», при этом Родченко оставляет от него только геометрическую конструк­цию – треугольник, вторгающийся в пространство круга, – и наполняет его совершенно новым значением. Кстати, этот плакат тоже недавно обыграли фанаты. На этот раз отличились мои знакомые красно-белые. Они подготовили к дерби с «Динамо» свой вариант. 

Углубляться в биографию творца не будем. Скажем лишь, что без творческого наследия Родченко не было бы как современной фотографии, так и дизайна. На примере этого стикера видно: многие до сих пор используют его приемы или же плакаты и коллажи.

Все эти стикеры – часть моей личной коллекции.

Если вам интересно и дальше читать про подобный креатив, не забывайте подписываться на этот блог и канал Pitch Invasion в телеграме.

Как один из самых интересных персонажей комиксов стал популярным символом на футбольных трибунах

Клуб продал 110 тысяч билетов на матч с воображаемым соперником – так в низших лигах Германии борются с кризисом

Фото: wikipedia.orgsiwy.bigcartel.comgallerix.ruebay.catheartist.me; Instagram/posi_osbourne

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные