6 мин.

Погибшие в небе за Родину, становятся небом над ней

                                                                   Вместо эпиграфа

                         

                                 «Когда вы песни на Земле поёте …» (исп. Е. Камбурова)

Так уж распорядилась «небесная канцелярия», что я появился на свет в год двадцатилетия Великой Победы советского народа в самой страшной и кровопролитной из войн. С тех пор мы, я и моя страна, празднуем свои главные юбилеи в один год. Я хорошо помню первый из них. В СССР тридцатилетие Победы отмечалось очень торжественно. Наш небольшой посёлок энергетиков, в этом отношении, от страны не отставал. В колоннах ветеранов фронта и тыла совершали круг почёта сотни людей, пожилых и не очень. Многие участники войны ещё не были пенсионерами. Они жили и работали вместе с более молодым поколением, служа примером добросовестного отношения к делу и высокой духовности. Эти люди знали наверняка, что в жизни есть вещи, которые не продаются и не покупаются ни за какие деньги.

По моему мнению, 70-е годы ХХ века, это лучшее время в истории нашей страны. Последствия страшной войны были полностью ликвидированы. В магазинах, если не изобилие, то достаток товаров и продуктов. Растут зарплаты, строится много жилья, школ, детсадов. Что очень важно, - люди ещё не заражены вирусом жадности и стяжательства, веселы и доброжелательны друг к другу. Мне повезло, именно в это счастливое время формировались мои взгляды на мир, моё общественное самосознание. И одним из его краеугольных камней, безусловно, была гордость за свою страну, за её великую историю, за народ, сломавший хребет самому страшному демону зла – фашизму.

Мировоззрение человека формируют множество факторов. Но в число важнейших, без сомнения, входят книги, фильмы и песни. Я хочу рассказать о тех из них, которые стали для меня символами нашей Великой Победы в 1945 году.

Самые первые воспоминания у меня связаны почему-то с песнями. У нас был диск-гигант Марка Бернеса, несколько песен из которого посвящены войне: «Враги сожгли родную хату», «Журавли», и конечно «Тёмная ночь».

                          

                                                        «Тёмная ночь» (исп. М. Бернес)

Первой запомнившейся книгой, стала повесть Льва Кассиля: «Улица младшего сына». Володя Дубинин стал для меня самым близким из юных героев Великой Отечественной. В 1973 году на телеэкраны страны вышел легендарный телесериал «Семнадцать мгновений весны». Вся страна была им ошеломлена, что уж говорить о восьмилетнем мальчишке. Но всё же, кинематографическим символом Победы, для меня стала киноэпопея Юрия Озерова «Освобождение». Пожалуй ни в одном другом фильме постановка батальных сцен не выполнена так масштабно и достоверно. Украшением фильма стала песня Михаила Ножкина «Последний бой».

                         

                                                      «Последний бой» (исп. М. Ножкин)

Вообще в СССР, музыка к кинофильмам о Великой Отечественной войне, это обширная и особая тема. Замечательные советские композиторы подняли её на недосягаемую высоту. Одним из таких композиторов был Вениамин Баснер. Кто не знает его песню «С чего начинается Родина» из культового фильма «Щит и меч»? Или, не менее популярную «На безымянной высоте»? Предлагаю вам послушать эту песню в прекрасном исполнении замечательного певца Юрия Гуляева.

                         

                                                 «На безымянной высоте» (исп. Ю. Гуляев)

В соавторстве с талантливым режиссёром Петром Фоменко, Баснер написал проникновенную песню для  военной драмы «На всю оставшуюся жизнь». В фильме её исполнили сам Фоменко и певица Таисия Калиниченко.

                          

                     «На всю оставшуюся жизнь» (исп. П. Фоменко и Т. Калиниченко)

Символом ушедшей советской эпохи, для многих, навсегда останется великолепный кинофильм «Офицеры». Для него, малоизвестные авторы, композитор Рафаил Хозак и поэт Евгений Агранович, написали песню «Вечный огонь». Миллионы людей узнают её по первой строке: «От героев былых времён …».

                         

                                                  «Вечный огонь» (исп. В. Златоустовский)

Однажды летом мне здорово повезло, - совершенно случайно я наткнулся на первое издание книги Владимира Богомолова «В августе 44-го». Сложно сосчитать, сколько раз я перечитывал этот роман. Даже сейчас тянет ещё раз пережить с Алёхиным, Таманцевым и Блиновым моменты чрезвычайного розыска опасной разведгруппы врага. С большим нетерпением  ожидал экранизации этого романа. Но, честно говоря, фильмом был несколько разочарован. Несмотря на то, что в съёмках заняты замечательные актёры, фильм не передаёт того уровня напряжения мозгов и нервов, который задаёт сюжет и стиль повествования романа.

Несколько иные ощущения возникают при чтении мемуаров Георгия Константиновича Жукова «Воспоминания и размышления». Сопричастность к чему-то эпохальному, заставляет задуматься над величием  подвига советских людей. Только подобные первоисточники позволяют понять, насколько трудно приходилось нашей стране в отдельные моменты её истории и какую громадную силу разбудила Великая Отечественная война в нашем народе.

Когда я подрос и получил право на карманные деньги, первым делом я начал их тратить на «винил». Благо в Ростове, на Пушкинской, был большой магазин фирмы «Мелодия». Так в нашей квартире начали звучать песни Владимира Высоцкого. Значительная их часть была посвящена военной тематике: «Мы вращаем Землю», «Як-истребитель», «Он не вернулся из боя», «На братских могилах» и многие другие. Для вас я выбрал песню о мужестве и настоящей боевой дружбе лётчиков.

                         

                                           «Их восемь, нас двое» (исп. В. Высоцкий)

Уже ближе к окончанию школы мне стал понятен философский смысл песен о войне Александра Розенбаума. Звенящий пацифизм таких песен как: «А может не было войны?», «Бабий яр», «Красная стена», других замечательных песен, для меня сравним с прозой Ремарка и фильмами Бондарчука.

После безвременья 90-х, когда охаивание всего советского и принижение роли нашей страны во Второй Мировой войне считались хорошим тоном и подтверждением «демократического выбора», наступают иные времена. Общество наконец-то начинает понимать, что либерализм и патриотизм, весьма далёкие друг от друга понятия. Вновь востребованы правдивые фильмы о войне. Современные режиссёры радуют зрителей качественными работами, такими как: «На безымянной высоте», «Брестская крепость», «Блокада». Я этому очень рад. Всё постепенно возвращается на круги своя. Поэтому неслучайно крайняя песня поста, напрямую перекликается с эпиграфом.

                         

                                                «Вальс на плоскости» (исп. А. Розенбаум)

 

Спасибо тем, кто дослушал песни и дочитал пост до конца. В качестве награды вам замечательный фильм-концерт Людмилы Гурченко "Песни военных лет".