8 мин.

Просто Алиса

                   

Иногда достаточно услышать имя или первые такты мелодии, чтобы понять, о ком пойдет речь. Так и с Алисой Фрейндлих - единственной, неповторимой, уникальной. 

Это Актриса от Бога, вне времени и возраста, глубокой мудрости, достоинства и обаяния.

Алиса Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года, судя по ее сегодняшней кипучей творческой деятельности, совсем недавно. Родилась в семье молодых актеров Бруно Фрейндлиха и Ксении Федоровой.

фото

"Я родилась в доме на Исаакиевской площади. Из окон нашей квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник, и открывался такой захватывающий душу своей какой-то сверхкрасотой вид на Неву. Очарование моего города с детства вошло в душу и околдовало на всю дальнейшую жизнь..."

фото

Центром жизни семьи была бабушка, мать отца, который происходил из рода обрусевших питерских немцев. Правда мама предусмотрительно в метрике записала девочку русской.

"Первые мои воспоминаниия еще довоенные. Они же, наверное, и самые лучезарные. Ведь это было мое раннее детство, совсем-совсем светлое и счастливое..." 

                                           

я

Потом началась война...  Страшная первая блокадная зима, когда семья выжила, благодаря педантичности и характеру бабушки: она не позволяла сразу съедать дневной паек - 125 г хлеба. Дом разбомбили.

"Мы в тот момент были в бомбоубежище, поэтому уцелели. И ведь это, знаете, просто чудо, что именно в тот раз мы спустились в убежище..."  

фото

Было бы странно, если  окончив школу после войны, Алиса не пошла бы поступать в театральный институт. Ей, наверное, передались актерские гены отца, добившегося, благодаря своему таланту, большого успеха в театре и кино. У Бруно Артуровича была другая семья, хотя отношения с дочерью оставались теплыми.

"Отец, конечно, в буквальном смысле не призывал меня к этой профессии никогда, но я наблюдала за его игрой. Его рыцарское отношение к театру на меня подействовало."

                    

я

Алиса пошла в театральный институт и поступила без протекции отца. Она еще выбирала между театром и музыкой, потому что обладала настоящим голосом. Но отец дал совет: "Иди в драматический театр, потому что для оперы у тебя слишком маленький рост - затопчут!"

 Институт, театр Комиссаржевской, первые роли на сцене и экране... Алиса начинала как актриса-травести. Маленький рост, огромные, казалось, наивные глаза и море темперамента.

                                            

я

Лично я впервые запомнил ее в этом крошечном эпизоде.

                                               "Полосатый рейс"

                

А потом началась новая эпоха в  жизни Алисы - Игорь Владимиров пригласил ее в театр Ленсовета, который стал для актрисы и домом, и  театральной семьей, и местом, где она смогла выплеснуть, отдать зрителям весь свой талант. В  труппе сложился прекрасный коллектив единомышленников. Она прожила в этом театре-доме 20 лет и стала его символом, его примой.

                                                 "Люди и страсти"

                                

Какие только роли не сыграла Алиса Бруновна на этих подмостках! От комедии и музыкальных драм до высокой трагедии. Она буквально снесла рамки своего первоначального амплуа. Раскрыться ей помог Игорь Владимиров, режиссер, а потом и муж актрисы. Он ставил спектакли специально на нее. Например, возобновил для Фрейндлих арбузовскую "Таню".

                   

"Варшавская мелодия" и "Укрощение строптивой", "Последний парад" и "Дульсинея Тобосская" - 20 главных ролей за 20 лет.

Театралы со всей страны стремились в Ленинград, чтобы увидеть спектакли с участием Алисы Фрейндлих. Шедевром и признанной вершиной для актрисы и потрясением для зрителей стала роль Катерины Ивановны в "Преступлении и наказании".

                      

А на "Малыша и Карлсона" стремились и дети, и взрослые, смеялись и плакали вместе.

                   

У каждого человека бывает момент, когда необходимо что-то изменить, сделать следующий шаг. Фрейндлих переходит в БДТ к Товстоногову. Там она сыграла классические роли русского театра в "Вишневом саде", "На дне", "Волках и овцах". В "Калифорнийской сюите" сложился перкрасный дуэт с Олегом Басилашвили, одним из ее любимых партнеров.

Роман с кино складывался гораздо сложнее. Ну не видели чиновники от кинематографа в Алисе героинь. Единственный фильм, который мог сделать ее известной в молодые годы - "Похождения зубного врача" - положили на полку, и до зрителей он добрался только через 20 лет.

                    

А потом, спасибо Эльдару Рязанову ( здоровья ему сейчас!), случился "Служебный роман"!

                     

Не так уж много главных ролей у Алисы Бруновны. "Анна и Командор", "Старомодная комедия", "Жестокий романс"...

                       

И, конечно, бесподобная Анна Австрийская в "Д'Артаньяне и трех мушкетерах".

                       

 Когда-то, выпуская свою любимую ученицу в самостоятельную творческую жизнь, ее педагог Борис Зон написал:" Милая Алиса, Вы не смеете оставить втуне ни одну из Ваших склонностей: играть, читать, петь, танцевать. Только в таком случае Вы всюду поспеете и будете счастливы."

                            Поет Алиса замечательно, и в театре, и в кино, и на телевидении...

                                               "Дульсинея Тобосская"

                 

                                                 "Соломенная шляпка"  

                    

 А что же сейчас? Удивительную роль создала Алиса Фрейндлих несколько лет назад на подмостках незабвенного театра Ленсовета. Спектакль "Оскар и Розовая Дама" по пьесе Э. Шмитта потряс театралов. Вот что говорит об этом сама актриса:"В 75 лет играть мальчика - это смешно. Но история написана так, что мальчик существует на сцене не сам по себе, а возникает через воспоминания сиделки. Сюжет такой: старая сиделка читает письма к Богу смертельно больного мальчика, который когда-то умирал у нее на руках. В этих письмах описана и она сама, и ее диалоги с Оскаром... У нас моноспектакль. Я играю Розовую Даму, а она вспоминает и играет всех остальных." 

                    

Мы часто не понимаем, что рядом с нами живут великие люди. Алиса из их числа. Сколько жизней она пропустила через себя, скольких людей заставила плакать, смеяться и думать...

Так уж актер устроен,

Радуясь и скорбя,

Он оставляет в роли

Часть самого себя.

Слезы и смех Ваш бодрый,

Вашу мечту и боль

Можно назвать работой,

Лучше назвать судьбой.(с)

                          

                   Спасибо за все, Алиса!

я