13 мин.

Fan's view no.9

23.09.2023 Oxford, Kassam Stadium   

Oxford United – Exeter City – 3:0 (Rodrigues, Brannagan – 2, 2 p.)

Если вы полностью посвятите себя поддержке футбольного клуба, это принесет вам на всю жизнь принадлежность к чему-то уникальному, чему-то очень особенному, но, как и в любых отношениях, на этом пути будут встречаться огромные проблемы и потенциальная душевная боль. Представьте, что вы и ваша семья теряете свой дом и в конечном итоге вынуждены зависеть от лендлорда или, что еще хуже, жить на улице. 

Каким же радостным был прошлый вторник, когда Совет графства Оксфордшир согласился сдать в аренду землю в «Треугольнике» футбольному клубу Оксфорд Юнайтед. Как уже неоднократно говорилось, это лишь первое препятствие, но оно уже преодолено. При этом можно преодолеть лишь одно препятствие за раз. Теперь перейдем к следующему. Окружной совет Черуэлла должен выдать свое разрешение – и это кажется уже не таким сложным, хотя размер этого препятствия все равно немаловажен. 

Каждый, кто приложил столько усилий, чтобы привести клуб туда, где он находимся сегодня, заслуживает больших поздравлений. Вероятно, их слишком много, чтобы всех перечислять, но я думаю о таких людях в клубе, как Найалл МакУильямс, людях из OxVox, таких как Пол Перос, и таких людях, как Лайам Уокер, которые проделали отличную работу в Кидлингтоне. Последний полностью заслуживает звания «Болельщик года» от OxVox. 

Очевидно, что хорошие новости есть не только за пределами поля, но и внутри него. Команда едет на «позитивном автобусе», и у меня возникло футбольное ощущение, которое я давно забыл. Не поймите меня неправильно, мне понравился период под руководством Криса Уайлдера, который вернул клуб в Футбольную Лигу, и продолжение этого пути под руководством Майкла Эпплтона, который подняло Оксфорд на новый уровень. Даже годы с Робинсоном, за исключением последнего, были весьма неплохими. 

Нет, я не забегаю вперед и не предполагаю, что после 46 туров будет все тот же потрясающий подсчет цыплят, основываясь на том, свидетелями чего мы стали до сих пор, но любой, кто видел Оксфорд хотя бы несколько раз в этом сезоне, наверняка понимает, что назревает что-то вкусное. 

Присутствие более 9 тысяч домашних фанатов показывает, что приятные слухи хорошо распространяются, и люди понимают это. Думаю, то же самое можно сказать и о гостях. Их присутствовало 909 человек, и перед туром только разница мячей не позволяла их команде занимать первое место в таблице. 

Когда меня спросили, какого результата я жду от этого матче, я был сдержан и отметил, что «греки» на данный момент находятся выше Оксфорда. В глубине души я был настроен гораздо более оптимистично. У Юнайтед есть игра в запасе, а Эксетер на этой неделе был разгромлен дома со счетом 9:0 в Трофее Лиги, и до сих пор у них был достаточно простой календарь, где сильным соперником можно назвать только Портсмут, которому они проиграли. Тем не менее, в этот день они меня очень впечатлили. «Греки» очень комфортно владели мячом, и, похоже, у них было несколько потенциально опасных игроков. 

Оксфорд сразу взял на себя инициативу, и хотя теперь я очень верю в оборону команды, я не был так оптимистичен, как остальные, кто говорил, что «Эксетер не сможет забить сегодня». Футбол в итоге подтвердил этот достаточно смелый прогноз от BBC Radio Oxford. 

Это был третий сухой матч Оксфорда в сезоне, что составляет 37,5% от всех сыгранных. В прошлом сезоне этот показатель составил всего 13%, и свой третий клинщит команда зарегистрировала только за неделю до Рождества. Этот чемпионат уже можно назвать совершенно другим. 

Яник Уайлдсхут теперь играет в составе «греков» и попал в штангу в первом тайме, но в остальном Юнайтед очень хорошо справились с тем, что приготовил Эксетер. Джеймс Бидл выглядит сконцентрированным практически в любой ситуации, будь то прострел или удар по воротам, когда нужно растянуться в прыжке во весь свой рост. Ближе к концу игры, когда Оксфорд уже выигрывал 2-0, он смело заблокировал удар в упор, а дальше подстраховал уже Кирон Браун. 

Статистика владения мячом дает интересные выводы. Юнайтед владели мячом только 38% времени, и я думаю, что «желтые» не особо переживают по этому поводу. Это может быть частью плана на игру. Поддерживайте строй, соблюдайте дисциплину, чтобы соперник понимал, что их работа ни к чему не приведет. Когда вам это удастся, извлеките из этого максимум пользы. Ищите возможности для ответов, контратакуйте, если у вас есть игроки для этого. Именно таким образом нынешний Оксфорд ломает геймплан конкурентов. 

Всякий раз, когда у Юнайтед есть мяч в ногах, они представляют угрозу. На 8-й минуте Маркус МакГуэйн вышел вперед с мячом из центрального круга. Он передал его Билли Бодину, который немедленно отправил дальше Сэму Лонгу. Номер 2 отдал пас Стэну Миллсу и получил его обратно. Все вернулось в исходную позицию, теперь с Кэмероном Брэннаганом в центре поля, который привлек к игре выдвинувшегося вперед Торнили. Затем на левом фланге появился Кайл Эдвардс, и это сразу обеспокоило игроков в белых майках. Это была хорошая, простая и умелая игра на фланге, которую все увидели от игрока, арендованного из Ипсвича. Полностью контролируя свои действия, он протащил мяч мимо своего опекуна и навесил прямо на границу вратарской, где Рубен Родригес проскользнул между защитниками, нырнул и головой отправил мяч в ворота. Будем надеяться, что это лишь первое из многих результативных действий от РР. 

Счет мог стать крупнее, поскольку Эдвардс всегда был потенциальной угрозой. Бодину удалось нанести удар несмотря на то, что он был окружен, но попытка была заблокирована Уиллом Эймсоном. Бодин мог забить еще раз, если бы не очень хороший сейв от Вильями Синисало. Арьергарду Эксетера также приходилось постоянно помнить о Миллсе на противоположной стороне поля. Пирс Суини какое-то время выглядел особенно измученным от всей этой карусели. 

В начале второго тайма Брэннаган попал в стойку, и после этого количество шансов у Оксфорда резко сократилось, поскольку Эксетер играл уверенно и четко, веря, что они смогут получить хотя бы ничью. Однако, этому в итоге не было суждено сбыться. 

Когда совершенно нетипичным для себя образом МакГуэйн потерял мяч, Сэму Лонгу пришлось своим подкатом целенаправленно сбивать Деметри Митчелла и по праву получить желтую карточку. Хорошо, что Эллиотт Мур успевал прикрыть, иначе цвет этой карты вполне мог быть другим. 

Для меня это была полностью заслуженная победа, но мне было бы трудно спорить с кем-либо, кто считал разницу в три гола слишком лестной. Назначение первого пенальти я считал правильным на тот момент, но впоследствии увидел повтор. Родригес немного проявил актерское мастерство. А вот второе, похоже, было просто неудачным стечением обстоятельств для гостей. Поскольку к тому времени Оксфорд уже выигрывал 2-0, а оставалось всего пара из шести добавленных минут, все это было важно лишь для разницы мячей. Оба 11-метровых были с безупречной эффективностью помещены в одно и то же место Брэннаганом, одним из лучших игроков матча. Он успевал повсюду со своей неуемной энергией, ожидая получения мяча и выполняя свою работу там, где это требовалось. После тура Оксфорд обнаружил себя на 2-м месте, отставая от Портсмута на одно очко при матче в запасе. 

[Финансы] 

Эксетер Сити, без сомнения, один из благополучных клубов этого уровня. Они принадлежат фанатам, имеют деньги в банке, владеют собственным стадионом и имеют очень здоровую положительную ситуацию с капиталом. Я перейду к этому радужному сегодняшнему статусу, но сначала немного истории их владения, потому что так было не всегда. 

Еще в 2002 году Эксетер, как и большинство клубов Футбольной Лиги, переживал крах ITV Digital, и после финиша на 16-м месте Третьего Дивизиона (сейчас Лига 2) в конце сезона 2001/02, Джон Расселл и Майк Льюис взяли клуб под свой контроль. Как вы увидите, эта пара определенно входит в длинный список неправильных людей, которые в конечном итоге управляют футбольными клубами. 

До Эксетера Расселл был владельцем и председателем совета директоров Скарборо с марта 1994 по 2000 год. Он ушел в отставку, когда клуб был понижен в Конференцию, и оставил его неплатежеспособным, задолжав кредиторам 1,25 миллиона фунтов. Семь лет спустя Скарборо обанкротился. До этого, в 1999 году, он был приговорен к 15 месяцам тюремного заключения с отсрочкой на два года после того, как признал себя виновным по двум пунктам обвинения в получении услуг путем обмана в рамках мошенничества с покупкой в рассрочку на сумму 180 тысяч фунтов. 

Тем временем Льюис, после работы в Тоттенхэме и Рединге, в 2001 году был управляющим директором Суонси Сити. Он купил клуб за 1 фунт и вскоре после этого продал акции по той же цене. Клуб оказался неплатежеспособным с долгами в 1,7 миллиона фунтов. 

Пара искала очередной проблемный актив. Они попытались получить контроль над Линкольн Сити, но были отвергнуты Фондом болельщиков клуба, поэтому прибыли в Эксетер и заключили сделку с местным ювелиром Айвором Доблом, основным акционером и председателем совета директоров. Долг был уже высок, и Добл одолжил клубу еще 483 тысячи фунтов. В возрасте 77 лет он отчаянно нуждался в инвестициях и хотел уйти. 

В то время у Футбольной Лиги еще не было никакого теста на пригодность и порядочность людей, поэтому Расселл убедил Добла, что у него есть значительные средства для инвестирования в клуб. Его первым действием было назначение Ури Геллера (помните такого шарлатана?) на пост сопредседателя в мае. В следующем месяце Геллер пригласил своего знаменитого друга Майкла Джексона на Сент-Джеймс Парк (не в Ньюкасл, а именно в Эксетер) на мероприятие по сбору денег для клуба, который уже находился в тяжелом положении. Дэвид Блейн, еще один иллюзионист, также выступил в клубе, поскольку события за пределами поля стали напоминать настоящий цирк. 

То, что последовало дальше, похоже на клоунаду. Расселл и Льюис, ранее заявившие, что не будут получать зарплату по прибытии в Эксетер, признали, что клуб оплачивал их «проживание и общие расходы». Они помешали сотрудникам Natwest Bank пересчитывать деньги за продажу билетов на матчах и не позволили Securicor безопасно забрать деньги. Вместо этого они забирали деньги на своих машинах или оставляли их на выходных в сейфе клуба, чтобы «отложить» их позже. 

В апреле 2003 года в отчете финансового консультативного подразделения ФА говорилось, что клуб не в состоянии погасить свои долги и ему следует обратиться за советом к специалисту по банкротству. Он настоятельно рекомендовал использовать охранную фирму для хранения денег и раскритиковал отсутствие регулярных заседаний совета директоров. Шесть директоров ушли в отставку, сославшись на «глубоко тревожный» отчет. 

Действия на поле тоже были ужасными. В сезоне 2002/03 у Эксетера сменились четыре менеджера, общими усилиями проигравшие 20 матчей. В последний день сезона, через год после прибытия Расселла и Льюиса, клуб впервые в своей истории вылетел из Футбольной Лиги в Конференцию. 

Дни Расселла и Льюиса в Девоншире были сочтены. Среди этого хаоса Фонд болельщиков Эксетера работал за кулисами, исследуя бухгалтерские книги клуба и готовясь к взятию его под свой контроль. Они сформировались в 2000 году и, разочарованные отсутствием уважения со стороны совета директоров клуба, проголосовали в феврале 2003 года за изменение своей основной цели с «поддержки» на «владение» Эксетер Сити. 

Вскоре после вылета клуба, 14 мая 2003 года, Расселл и Льюис были арестованы прямо на Сент-Джеймс Парк. Тогда сообщалось, что Геллер был одним из тех, кто сообщил о деятельности пары в полицию, хотя это так и не было доказано. Потребовалось некоторое время, чтобы дойти до суда, но в конечном итоге Расселл и Льюис в 2007 году признали себя виновными по обвинению в том, что они «сознательно участвовали в ведении бизнеса Эксетер Сити с намерением обмануть его кредиторов». Расселл также признал себя виновным в получении материальной выгоды обманным путем. Его заключили в тюрьму на 21 месяц. Льюиса приговорили к 200 часам общественных работ. 

После ареста Расселла и Льюиса Добл попросил траст болельщиков и дальше управлять клубом. Джулиан Тэгг вместе с пионерами трастового фонда Дэвидом Трехарном, Терри Пейви и Ианом Хаксхэмом, а также различными волонтерами пытались исправить беспорядок. К этому времени долг клуба вырос с 2 миллионов фунтов до более чем 4,5 всего за год правления Расселла и Льюиса. 5 сентября 2003 года, во время своего обеденного перерыва, Трехарн и еще один член траста, Мартин Элликотт, пришли в Doble Jewellers, ювелирный салон, принадлежавший Доблу, который все еще оставался основным владельцем клуба, и передали ему чек на 30 тысяч фунтов, чтобы взять клуб под свой контроль. 

Болельщики теперь контролировали ситуацию, но клуб был немедленно включен под Добровольное соглашение компаний (CVA), и последствия преступлений Расселла и Льюиса стали очевидными. Клуб задолжал 450 тысяч фунтов по налогам и НДС, 66 066 фунтов были должны местному университету, а 13 414,59 фунтов были до сих пор не выплачены полиции Девона и Корнуолла за работу на матчах. Местные предприятия. Национальный бизнес. Водопроводные компании. Телефонные компании. Кредиторы были повсюду. 

Это была настоящая борьба, клуб вёл свое существование впроголодь. Несмотря на это, они стабилизировали себя на поле, и после года консолидации в Конференции сезон 04/05 стал для них событием, которое изменило историю Эксетер Сити. В январе 2005 года они играли с Манчестер Юнайтед в третьем раунде Кубка Англии. Они сенсационно смогли не проиграть на выезде, а затем собрали полный стадион на переигровке, показанной по национальному телевидению. Эти два матча принесли клубу прибыль почти в миллион фунтов, что позволило ему погасить обязательства перед CVA и другие оставшиеся долги. Это дало Трасту болельщиков возможность начать работу с чистого листа и позволило им управлять клубом тем прагматичным и разумным способом, который мы видим сегодня. 

Как уже говорилось ранее, Эксетер Сити в течение последних 20 лет принадлежал и управлялся Трастом болельщиков. И какую прекрасную работу они в итоге проделали. У клуба не было долгов с тех пор, как он находился в собственности Траста, и он медленно и неуклонно улучшался как на поле, так и за его пределами. У них есть определенная идентичность: они производят хороших молодых игроков, а затем продают их с целью получения прибыли. Как вы можете видеть из таблицы ниже, они заработали 1,5 миллиона фунтов на продаже игроков за финансовый год, закончившийся в июне 2022, и стали шестыми в Лиге 1 за этот период. Неплохо, учитывая, что тот сезон они провели еще в Лиге 2! В предыдущем сезоне эта сумма составила 4,95 миллионов фунтов, а с тех пор, как клуб находился в собственности Траста, он заработал в общей сложности 19 миллионов на продаже игроков.

Они больше не живут впроголодь и за последние сезоны построили две новые трибуны на Сент-Джеймс Парк, а также произвели другие значительные обновления стадиона и потратили 3 миллиона фунтов на модернизацию своей тренировочной базы. Ни одно из этих улучшений не потребовало ни копейки взаймы. Клуб имеет прибыль (более 1,2 миллиона фунтов в 2022 году, что является лучшим результатом среди всех нынешних клубов Лиги 1) и имеет положительную ситуацию с капиталом, превышающим 5,6 миллионов фунтов, что ставит его на 4-е место в дивизионе. Их денежные средства в банке в конце финансового года составляли впечатляющие 3 326 664 фунта, что является вторым по величине показателем в Лиге 1. У них разумный оборот чуть менее 8 миллионов фунтов, что в значительной степени соответствует середине таблицы, но их общие расходы в 6,7 миллионов ставят их на 14-е место из 17 клубов, публикующих эту информацию. Их зарплатный фонд, составляющий чуть более 4 миллионов фунтов, весьма консервативен и занимает 15-е место из 17, а соотношение заработной платы к доходу составляет очень здоровые 50% и является вторым самым низким показателем в лиге. 

То, что они так устойчиво управляются, прогрессируя на игровом поле, а также развивая свою инфраструктуру, является заслугой того, как их сторонники доверяют им, и служит примером для других. Траст болельщиков Эксетера сам по себе является крупной организацией, насчитывающей почти 4000 членов (в четыре раза больше, чем у OxVox, хотя болельщики Оксфорда считают свой клуб более крупным) и имеет чуть менее миллиона фунтов на собственном банковском счете. Ежегодно он приносит около 180 тысяч фунтов и жертвует клубу около 100 тысяч из них, часть из которых идет на выплату заработной платы назначенному игроку, традиционно выступающему под 31-м номером (сейчас это фуллбек Винсент Харпер). 

У них, вероятно, есть предел тому, как далеко может их завести эта модель, но я снимаю шляпу перед ними, настоящим клубом для фанатов, которым управляют сами фанаты, и какую же чертовски хорошую работу они проделали.