4 мин.

Четверной прыжок Камилы Валиевой. Чего от нее ждать

Впервые в жизни посмотрел в прямом эфире юниорский этап Гран-при. Причем почти полностью весь состав в 40 человек девушек. Зрелище удручающее. И понятно, почему пустые трибуны. И понятно, почему в фигурное катание не идут солидные деньги. А нет денег, так и нет специалистов на всю эту толпу.

Из 38 участниц в короткой программе, кроме двух россиянок и одной кореянки, все выглядели, как самодеятельность сельскохозяйственного клуба глухой провинции. От 13 до 18 лет – почти все бесперспективны и, кажется, совершенно случайно их привели родители за ручку на ледовый каток. Да вот никак увести оттуда не могут. Поэтому фигурное катание никуда вперед не убежало, как нас пугают.

Тем не менее, был исполнен на 40 человек один четверной прыжок один раз. Это при том, что Камила Валиева совершила 2 падения в двух программах. А как сказал бывалый Илья Авербух: если не идут прыжки, то никакая хореография не работает. И наоборот, если хорошо и чисто прыгают, то включай любую музыку – и будут одни восторги.

Это и показал случай с Камилой Валиевой. Отлично на фоне других катая свою короткую, она внезапно упала с лутца и осталась, увы, без каскада. Тотчас посыпались комментарии, что она была испугана, зажата, дергалась, катала не плавно, не артистично.

Но вот стоило ей сделать четверной, как он перекрыл собой и неудачную короткую, и даже падение на тройном флипе в конце произвольной как бы забылось.

Первое место – и дифирамбы, что Камила затмит собой и Загитову и Медведеву. Насчет Загитовой я не спорю, но там в заливку льда показали произвольную 14-летней Медведевой, исполненную в этом же Куршавеле 5 лет назад. Безошибочно. Ярко. А главное – смелость, драйв, артистизм. Экспрессия, одним словом. На этом фоне хореография Валиевой стушевалась. Тогда как на фоне участниц 2019 года – вполне себе высокого уровня.

Экспрессия проистекает из внутренней энергии, творческого темперамента, и вообще темперамента, который по большей части штука врожденная.

Тем не менее – если нам показывают футболиста Пеле 60-х годов, как он феерично играл и всех уделывал финтами, то мы держим в уме: сейчас бы его затолкали, перебегали, срубили бы по ногам. Футбол изменился.

Так и фигурное катание стало другим – и уже Медведева без ультра-си даже 5-летней давности навевает мысль, что ее перепрыгают, затолкают четверными и трикселями, и для выживания в топе надо их осваивать обязательно.

Поэтому один четверной Турсынбаевой и один четверной Валиевой перевешивают на сегодняшний день всё.

Но так ли будет всегда? Ситуация с тройными акселями Мао Асады показала, что они не помогли ей выиграть ни одну олимпиаду. Срывы очень вероятны, а усилия, потраченные на них, дают недостаточную прибавку в оценках.

Прыгнув аксель 3,5 или четверной даже удачно – спортсменка уже только имитирует хореографию, обозначая что-то схематично, не проживая образ. Потому что весь адреналин ушел на ультра-си. И это при счастливом исходе. А при неудачном ультра-си – вообще в шоке и общей вялости идет мучительное докатывание программы. Это очень хорошо видно и на мужчинах, особо «ярко» на Коляде.

Поэтому, чтобы побеждать регулярно, нужен набор, как у Трусовой, то есть три четверных и один с каскадом. Но и он не всегда защищает от поражений. Что мы и видели в прошлом сезоне. И это при том, что Трусова еще не вошла в пубертатный период, изменяющий тело.

И все-таки неизбежно признать, что по сегодняшнему тренду обладательницы ультра-си имеют больше шансов на всё: как на отбор в главные турниры года, так и на победу на них. Не всегда это может быть так, но в начавшемся сезоне так произойдет скорее всего – большие плюсы и компоненты обеспечены квадисткам и трикселисткам. То есть: Туктамышевой, Трусовой, Щербаковой, Кихире, Турсынбаевой. Их вроде немного, всего пять человек. Но и вероятность, что все пять накосячат, крайне мала. А за ними лишь место №6, это даже не деревянная медаль, между прочим.