8 мин.

Мятежный гений уходит на покой

Бывший спортсмен, а ныне комментатор Джастин Гимельстоб в этом году ездил в Москву на Кубок Кремля, где провел некоторое время вместе с прощающимся с местной публикой Маратом Сафиным. Его материал о Марате, опубликованный в итоговом номере журнала Deuce – в блоге «С миру по Нитке».

В последнем в сезоне номере Deuce много интересных статей – о Дель Потро, о Мюррее, о Джоковиче, и даже о Шарди. Еще о Санторо. И о Сафине. Сегодня предлагаю вам перевод статьи о Сафине, которую написал Джастин Гимельстоб и которая интересна не обзором профессиональной карьеры Марата, а личным впечатлением американца, побывавшего в Москве-2009.

«Теннис – это спорт, который заставляет вовлеченных в него людей стремиться к максимуму в двух противоположных направлениях. Чтобы быть успешным, игрок должен сочетать в себе одновременно и высочайший уровень нервного напряжения, и бесстрастное спокойствие. Этот неуловимый баланс по иронии судьбы привлекает к игре, которая не может быть идеальной, именно перфекционистов. Марат Сафин – воплощение этого противостояния. Никогда еще прежде не существовал игрок, который на поверхности заставил игру выглядеть так легко, испытывая при этом такие эмоциональные и психологические проблемы внутри.

Когда Сафин в 1997 году ворвался в тур, он совмещал в себе взрывную игру и взрывной темперамент. Ни то, ни другое не утихло за время его карьеры. Во многом Сафин был первопроходцем в своем игровом стиле, сочетающем силовое доминирование и техническую эффективность.

В 1997 Сафин впервые сыграл на Кубке Кремля и проиграл на тай-брейке третьего сета мозговитому ветерану Кеннету Карлсену. Талант струился из Сафина даже более щедро, чем пот в напряженном матче. Он соединял в себе скорость и природную мощь, но мощь гибкую, а не прямолинейную грубую силу. Красная ракетка Head в руке Сафина выглядела маленькой, как веточка, которую он выбрасывал в воздух. Он расхаживал по корту, излучая сейчас уже ставшую привычной харизму, лупил по мячу, плюя на счет и обстоятельства, и все это только подчеркивало высокие ожидания по поводу его будущего.

После того как Сафин сыграл свой 12-й и последний Кубок Кремля – типичный для россиянина турнир, наполненный взлетами и падениями – бывший первый номер рейтинга с готовностью признал, что не достиг теннисного совершенства. Но главный вопрос состоит в том, использовал ли Сафин на все 100 свой талант, ведь многие болельщики считают размер этого таланта таковым, что он не должен был вылиться всего в два титула турниров «Большого шлема».

В первом круге, когда Сафин расстроил своего соотечественника Николая Давыденко, при нем по-прежнему находился его фирменный двуручный бэкхенд с опущенным плечом, звук от которого отдается эхом на огромном стадионе. Конечно, он двигался чуть медленнее, чем раньше, и это приводило к ошибкам, но подача, при которой Сафин выгибается как тетива лука, помогла ему одержать лучшую победу в сезоне. Впрочем, уже в следующем круге он проиграл Евгению Королеву, восходящему россиянину, которого многие сравнивают с молодым Сафиным.

«Мне бы хотелось хоть раз выиграть в Москве, – говорил Сафин, – расстраивает ли это меня? Да. Я не идеален, как и моя теннисная карьера. Теннис, он как жизнь – в нем все перемешано».

После поражения от Королева Сафин выполнил свое обещание показать мне Москву. Я крутился в зоне отдыха игроков вместе с парником Россом Хатчинсом и агентом Аллоном Какшури, когда вошел Марат, чтобы принять душ и переодеться после пресс-конференции.

Мы все затолкались в его Porsche Turbo Cayenne, и Марат лавировал по забитым улицам как опытный городской водитель. Нашей первой остановкой были прекрасные заново отделанные апартаменты Марата в пентхаузе в самом центре Москвы. Эта квартира как будто вышла из выпуска передачи «По домам». А еще интереснее, чем сама квартира было то удовольствие и та тщательность, с которыми Марат водил нас по ней.

Дом был наполнен обычными вещами любого теннисного игрока – везде раскиданы ракетки, коробки и пакеты с одеждой Adidas, в общем, все атрибуты жизни на чемоданах. В изобилии присутствовали экспонаты его личного Зала Славы – трофеи US Open, Australian Open и Кубка Дэвиса, фотографии с особами королевских кровей и другие фото, запечатлевшие уникальные моменты его карьеры. И при этом в доме чувствовалось какое-то живое тепло, отражающее настоящую человеческую сущность его обладателя.

Марат очень гордится не только своим домом, но и усилиями, которые он приложил, чтобы создать ему уникальный стиль. В частности, особо впечатляющим был один предмет мебели – самобытный стол, вручную вырезанный из коры огромного дерева. После нескольких заздравных тостов под русское «молоко» (я имею в виду водку) вся компания прыгнула в несколько такси и отправилась продолжить этот памятный вечер.

Гнев и расстройство Сафина – это результат его перфекционизма не только в теннисе, но и вообще в жизни. Легко заметить, что когда Сафин расстраивается, он ломает ракетки, причем делает это с такой легкостью, будто ломает карандаш. «Однажды я сломал их чуть ли не 50 за год, хорошо, что они достаются мне бесплатно», – говорил он. Однажды, проиграв на турнире в Марселе, Сафин излил свое расстройство в раздевалке, усеяв ее обломками ракеток. А ошеломленным очевидцам этого он сказал: «Плохой день!».

Как и у большинства людей, недостатки Сафина одновременно являются его достоинствами. В таком зависимом от техники виде спорта как теннис надо миллионы раз повторить один удар, чтобы достичь в нем мастерства, надо много и усердно работать, чтобы достичь успеха. Это неправильное представление, что Сафину было наплевать на теннис, на самом деле, он хотел добиться идеала, и это часто препятствовало его прогрессу. «Я перфекционист. Я всегда хотел добиться идеала в спорте, но теннис – это такой спорт, в котором его нельзя достичь. Ты больше всего учишься именно на своих ошибках, и в результате становишься сильнее. Иногда мне мешала психология, иногда травмы, но, в конце концов, я принял себя таким, какой я есть. Теннис дал мне все, что сейчас у меня есть, и я очень благодарен спорту и надеюсь, что мне так или иначе удастся остаться в нем».

Критики Сафина мгновенно укажут на то, что после победы на US Open-2000 ему понадобилось четыре года, чтобы выиграть еще один турнир «Большого шлема» (АО-2005), а потом он вообще не выиграл ни одного турнира за еще четыре года, предшествовавшие его отставке.

«Моя карьера – это настоящие американские горки, так часто, когда я играл на пике своих возможностей, я получал травмы». Действительно, Сафин прошел через операции на колене и запястье, которые сбивали его с темпа. Но нет никаких сомнений, что именно способность справляться с давлением и с теми соблазнами, которые предоставлял ему успех, была качеством, нехватка которого сыграла решающую роль в его нестабильности. Финал Australian Open-2002 против Томаса Юханссона стал олицетворением внутренней борьбы Сафина. Испытывая давление от статуса фаворита в матче против игрока, впервые выступающего в финале турнира «Большого шлема», Сафин сыграл очень неуверенный и эмоционально нестабильный матч. Единственной темой, муссировавшейся в прессе больше, чем поражение Сафина, были три провокационно одетые красотки, болевшие за россиянина в его ложе.

Хотя он всегда маршировал под свой собственный барабан, Сафин говорит, что его эксцентричность не стоит принимать за недостаток профессионализма. «Я живу сам по себе. Я не нуждаюсь в чьих-то оценках. Люди думают, что у меня вечеринки каждую ночь, и это обидно.

В теннисе ты всегда один, уязвим, и тебе некуда спрятаться». Вы можете говорить о Сафине что угодно, но в отличие от большинства топ-спортсменов, в его самодостаточности есть что-то очень живое и свежее.

Попивая кофе в Starbucks в Цинциннати в августе, Сафин рассказывал о приближающемся уходе: «Я просто больше не могу – отели, перелеты, одни и те же люди, одни и те же тренировки каждый день, миллионы теннисных мячей. Я не Надаль, который думает только о теннисе – пришло время для чего-то нового. Одна из главных проблем любого игрока в том, что у нас нет времени ни на что, кроме тенниса. Ты все время под прессом, нет никакой возможности научиться чему-то или познать что-то новое. Именно этого я жду больше всего – свободы. Я знаю, что моя вторая жизнь будет совсем другой, но я с интересом смотрю вперед и хочу узнать, чего еще смогу достичь.

Я не хочу быть одним из тех спортсменов, которые только сидят и ничего не делают. Я планирую месяцев шесть отдохнуть и перестроиться на новый ритм, а потом начать думать о новой стадии моей жизни».

Младшая сестренка

Марат и его сестра Динара – единственные брат и сестра, которые были первыми ракетками мира. «Я очень горжусь Динарой, тем, чего она достигла. И мне очень грустно, что все только и говорят о том, что она не выиграла турнира «Большого шлема». Я поддерживал ее всю ее карьеру и всегда буду так делать. Я в какой-то степени ощущаю себя ее защитником. Она не заслужила негативного отношения. Ее история – это заработанного успеха. Она доказала, что можно стать первой ракеткой, если очень много работать. Она идеальная спортсменка». Мало кто знает, что Марат сыграл не последнюю роль в развитии своей сестры и спонсировал ее карьеру, пока она не прорвалась на вершину.

Лучший матч Марата

Удивительно, но Сафин не говорит о своей победе над Питом Сампрасом в финале US Open-2000 как о лучшем матче. Он говорит, что его главным достижением была победа над Ллейтоном Хьюиттом в финале Australian Open-2005. «Когда я играл с Питом, от меня никто ничего не ждал, я ни о чем не думал. Я не боялся и сыграл идеальный матч. Все казалось каким-то нереальным. Но матч против Ллейтона значил намного больше. До турнира меня уже списали со счетов, но после победы над Федерером я играл под огромным давлением, потому что все ожидали от меня победы. Я ужасно начал матч, а Ллейтон играл перед домашней публикой, и мне пришлось серьезно потрудиться и морально, и физически, чтобы выиграть. Больше всего я горжусь именно этой победой».

Величайший всех времен

«Роджер Федерер – определенно лучший игрок всех времен. Он идеальный теннисист. Некоторые игроки хороши физически, некоторые психологически, другие технически, а у Роджера есть все. У него нет слабых мест. Вы можете найти недостатки у Агасси и Сампраса, но не у Федерера. Он целостный игрок. Когда я играл с ним, я всегда знал, что должен провести идеальный матч, и при этом надеяться на то, что у него выдался неудачный день».

Впрочем, недавно выяснилось, что покой нам только снится, и Марат будет баллотироваться в ОКР…Интересно, что бы написал Гимельстоб, если бы знал об этом?