10 мин.

Евгений Мележиков: «За проведение футбольного матча отвечает весь клуб»

Евгений Мележиков – вице-президент по административно-техническому управлению и безопасности ФК «Локомотив», рассказал о том, какие службы клуба отвечают за проведение матча, как разграничиваются функции стюардов и милиции, и грозит ли нарушителям порядка запрет на посещение стадиона.

– Какая из служб клуба непосредственно отвечает за проведение футбольного матча?

 

– В принципе за проведение футбольного матча отвечает весь клуб. В нашем случае – это, в первую очередь, Департамент административно-технического обеспечения и безопасности, который наряду со службой безопасности включает в себя все административные и инженерные службы. Но, тем не менее, при подготовке задействуются и другие службы: коммерческая, билетная, службы по связям с общественностью и работе с VIP-клиентами.

– Сколько сотрудников инженерных служб находится на стадионе во время игры? За что они отвечают?

– Инженерные службы во время футбола отвечают за все наши слаботочные системы: связь, звуковое оповещение, звуковое сопровождение матча и интернет, которым, в частности, пользуются журналисты в ложе прессы. Во время матча за работой всей этой техники следят три человека. Отдельное подразделение обеспечивает работу систем теле- и видеонаблюдения, куда входит и система, которой пользуются наша служба безопасности и органы внутренних дел, табло, электронный рекламный периметр и все телевизионные станции и телевизоры на стадионе. В составе этой группы на матч вызывается 3-4 инженера. По звуковому сопровождению мы сейчас привлекаем подрядные организации, которые также присылают своих специалистов. Обязанности довольно четко разделены, и держать в штате людей, которые обслуживают оборудование, которое включается только на время игры, смысла нет. Приглашенным инженерам достаточно проверить готовность техники за 2-3 часа до начала матча.

– Что собой представляет служба безопасности «Локомотива»?

– В штате службы безопасности у нас четыре человека, включая директора клуба по безопасности. В целом основная функция службы – организаторская. Дело в том, что на «Локомотиве» присутствуют сотрудники охранного предприятия, которое работает с клубом по договору, а во время матчей к обеспечению безопасности также подключаются распорядители. Раньше их называли «стюардами», это слово до сих пор считается общепринятым, но с этого года РФПЛ внесла в регламент именно понятие «распорядитель». Кроме того, на стадионе, разумеется, присутствуют и сотрудники МВД. Каждый из участников во время футбола выполняет свои, четко определенные, функции.

– В чем заключаются функции службы безопасности во время игры?

– Сотрудники службы безопасности клуба сами, конечно, ничего не охраняют. Они готовят необходимый пакет документов, выдают инструкции по обеспечению футбола другим службам. И кроме того, именно они обеспечивают взаимодействие с милицией, как при подготовке игры, так и при ее проведении. Директор по безопасности или его заместитель во время матча отвечает за координацию работы абсолютно всех служб стадиона. Один из сотрудников службы также выезжает на игры основного и дублирующего составов «Локомотива» в другие города. В общем, круг задач достаточно разносторонний, но в целом – это организация, управление и контроль.

– Как разграничивается ответственность за обеспечение безопасности между клубом и милицией?

– У нас есть разработанные планы обеспечения безопасности. В свое время нам также удалось добиться включения наших служб в планы обеспечения ГУВД, то есть при составлении нарядов для милиционеров и солдат внутренних войск, которых также регулярно привлекают к работе на стадионе, учитываются также наши охранники и распорядители. То есть за нами официально признаны зоны, в которых мы, а не милиция, отвечаем за безопасность. Ну а внутри клуба существует специальный документ «Концепция обеспечения футбольных матчей», где прописано все, в том числе разграничение функций по зонам стадиона. Во входной зоне на территорию комплекса больше функций у милиции, наши сотрудники здесь задействованы гораздо меньше. Непосредственно на входе в чашу распорядители проверяют билеты, а сотрудники МВД занимаются досмотром болельщиков. Чем ближе к футбольному полю, тем больше ответственности у служб клуба и меньше у милиционеров.

– Во время матча общее руководство осуществляет сотрудник клуба или старший офицер МВД?

– Офицер МВД. Директор по безопасности руководит собственными нарядами служб распорядителей и охраны. В том, что касается координации действий с МВД, во время матча мы работаем под милицией.

– Но директор по безопасности теоретически может сказать милиционерам, что они вмешиваются в сферу, за которую отвечает клуб?

– Безусловно. И не только теоретически, но и практически делать это приходится. Когда какие-то документы согласованы на уровне ГУВД, часто требуется немало времени на то, чтобы их смысл дошел до каждого милиционера или солдата. У нас перед футболом проводятся совместные разводы, на которых координатор с нашей стороны и координатор со стороны МВД не только обмениваются информацией, но и напоминают своим сотрудникам о том, в чем состоит задача каждого из них. А в случае возникновения вопросов между собой контактируют начальники участков.

– В чаше стадиона милиционеры работают?

– Мы в этом году стремимся к тому, чтобы милиции в чаше не было вообще. Наша задача в том, чтобы не работать по факту правонарушения, а создавать такие условия, в которых болельщики не нарушают правила поведения на стадионе. Я имею в виду не только законы и административные акты, но и правила, принятые непосредственно на стадионе «Локомотив», утвержденные президентом и советом директоров. Мы не должны разбираться с нарушителями, работа должна носить профилактический характер. Поэтому мы работаем не только с милицией, но и с болельщиками. Безопасность и комфортные условия нельзя гарантировать без создания определенной инфраструктуры, включая и достаточное количество буфетов, и удобных мест, и чистых мест, если уж на то пошло. Кроме того, нужно обеспечить нормальную работу инженерных систем, отвечающих за обеспечение безопасности: досмотровых и видеонаблюдения.

– Камерами просматривается весь стадион?

– В этом году мы провели модернизацию системы видеонаблюдения. И на этапе проектирования прорабатывали вопрос установки системы с возможностью обнаружения или выявления конкретного человека. Но она оказалась не слишком эффективной и при этом достаточно дорогостоящей. Добиться оптимального соотношения цена-качество здесь оказалось невозможно. Мы пошли по другому пути, добившись того, что наша система обеспечивает постоянное наблюдение за всей трибуной с возможностью приближения, удаления и перемещения точки. За пультом сидят люди из клуба, те же самые, кто обеспечивает работу этой техники и в неигровые дни. Но на период проведения матча управление системой находится в оперативном штабе милиции, где и сидят наши операторы. Кстати, в Великобритании системы обнаружения тоже не прижились вследствие их низкой эффективности. И выявление правонарушителя, которому запрещено посещение футбольных матчей, осуществляется оперативными сотрудниками полиции, которые специально обучены и заточены именно на то, чтобы искать таких людей в толпе. Причем работать они могут, как при входе на стадион, так и на трибунах.

– Служба безопасности стремится избавиться от тех, кто регулярно создает проблемы на секторах?

– У нас пока нет законодательных норм, которые бы позволили нам запретить человеку, купившему билет, посещать стадион. Но у нас есть ряд других возможностей. В частности, при покупке абонемента человек заполняет анкету. Мы не требуем при этом никаких данных, которые человек не хотел бы выносить на всеобщее обозрение. Нам нужны фамилия, имя, отчество, дата рождения (чтобы поздравлять человека с днем рождения) и контакты: телефон или просто адрес электронной почты. Все эти данные попадают в базу, которая используется для анализа посещаемости и контингента болельщиков, позволяет оперативно информировать людей об акциях, розыгрышах и т.д. Эта база позволяет внедрять и систему лояльности, через скидки, которые предоставляют наши партнеры. Но эта же система позволяет нам накапливать как положительную, так и отрицательную информацию – формировать некий черный список нарушителей, задержанных, лица, находившихся на стадионе в нетрезвом состоянии. Впоследствии мы абонемент на следующий сезон можем им и не продать. Здесь еще предстоит серьезно поработать, но время до конца сезона еще есть. Нам бы не хотелось пускать на стадион людей, которые являются правонарушителями, особенно постоянными. Мы контактируем и с оперативными службами МВД, которые также ведут свои учеты потенциальных нарушителей и обязаны проводить с ними работу по месту их проживания. Это и криминальная милиция, и служба участковых. То есть у нас есть возможность через органы ГУВД информировать о правонарушителях либо их родителей, а контингент у нас, как правило, молодой, либо сообщать по месту их учебы или работы. Это тоже профилактическая работа.

– Думаю, это не радует многих…

– Если человек задержан, он может нам не давать свои данные, а милиции ему их дать придется. Но мы также проводим и свою работу с болельщиками. Через клубы, которых у «Локомотива» два, через Дирекцию по работе с болельщиками. По многим позициям они нас поддерживают: они сейчас также против расистских высказываний и лозунгов. Иногда, если они в чем-то с нами не согласны, и мы видим конструктивность их претензий, мы идем на компромиссы. И отстаиваем права и желания наших болельщиков перед органами внутренних дел.

– Болельщики должны согласовывать баннеры со службой безопасности клуба?

– Не столько со службой безопасности, сколько через службу безопасности с милицией. Есть группы болельщиков, которые никак не зарегистрированы. Существуют клубы болельщиков как общественные организации, которые в какой-то степени отвечают за поведение своих членов, хотя ответственность за это для организаций никак законодательно не определена. И есть служба безопасности, которая является структурным подразделением организатора мероприятия. Поэтому милиция в основном и работает через службы клуба. Болельщики информируют нас о предполагаемых акциях в поддержку команды или в хорошем смысле слова «баннерной войны» с фанатами команды гостей, а уже мы доносим эти сведения до органов внутренних дел.

– Откуда на стадионе берутся распорядители или стюарды?

– Раньше и на «Локомотиве», а на многих стадионах так продолжается и сейчас, распорядители были людьми, которых кто-то из сотрудников клуба мог просто набрать по звонку. «Приведи мне 50 студентов, приведи мне 20 военнослужащих». Это было, есть, и не знаю, сколько еще будет продолжаться – пока это не регламентировано. Мы пошли по пути узаконивания этого статуса. Начали с того, что заключили договор с компанией, которая предоставляет распорядителей для выполнения определенных функций. У нас они не числятся, они числятся в списках компании, которая обеспечивает нас людьми на время проведения футбола.

– Это охранная фирма?

– Это не охранная фирма. У нас есть договор и с охранной фирмой, но ее функции подпадают под закон «О частной охранной и детективной деятельности», а работа распорядителей нет. Они выполняют функции проверки билетов, функции работы со зрителями, оказания помощи зрителям, контроля доступа в различные зоны арены, а не охраны имущества и обеспечения контрольно-пропускного режима. От охраны на время футбола тоже никто, разумеется, не отказывается. Охранники продолжают заниматься своими делами, и к проверке билетов их никто не привлекает.

– Чем занимаются распорядители не в дни матчей?

– В большинстве своем это студенты. Возраст в основном до 23-х. Есть люди, которые имеют основное место работы, но приходят сюда подрабатывать. Плюс организации в чем: во-первых, все оформлены, с ними заключен трудовой договор. Во-вторых, на каждого заведена анкета. В-третьих, мы не допускаем к обеспечению футбола людей, не прошедших спецпроверку органов внутренних дел. База распорядителей постоянно обновляется. Всего там порядка шестисот человек, но на футбол привлекается 400-450. Или 380 – на матчи низшей категории.

– Дорого ли распорядители обходятся клубу?

– Работают они за небольшие деньги. Но тут есть система мотивации, и не все меряется теми деньгами, которые они получают. Это и возможность нахождения на матче – большинство распорядителей являются болельщиками ФК «Локомотив» и таким образом, пусть и не постоянно, оказывают ему помощь и поддержку. Мы рассматриваем и варианты выдачи дополнительных бесплатных билетов, например, для членов их семей, приоритетной продажи абонементов, включаем их в свою программу лояльности. Они являются полноценными участниками того действа, которое происходит здесь на «Локомотиве» во время игры.

– Сколько всего людей задействуется для обеспечения домашнего матча «Локомотива»?

– Милиция, она может и тысячи людей привлекать, хотя мы стараемся это количество сокращать. У нас на данный момент времени под обеспечением, что прискорбно, понимают только запреты. Поэтому лишнее количество обеспечивающих ни к чему хорошему не приводит. Мы стараемся от этого уходить, пускай и не сразу. Обеспечивать футбол должно ровно столько людей, сколько позволит болельщику вместе с ощущением безопасности чувствовать себя еще и комфортно. Если говорить о цифрах, то в клубе для обеспечения матча, как я уже говорил, задействуются все службы: и рабочие, и инженеры, и сантехники. Может ведь и туалет засориться – и меры нужно будет принимать немедленно. Всего это порядка 200-250 человек. Служба распорядителей – 380-450 человек. Служба охраны – 40-50. В целом не меньше 600 человек. Просто у кого-то функции пассивные – он находится и реагирует только в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а кто-то непосредственно занимается обеспечением футбола.