9 мин.

Тоже футбол

В блоге журнала Newsweek репортаж его корреспондентов о главном событие года в американском спорте – Супербоуле, где в этом году встретились команды Национальной футбольной лиги «Нью-Йорк Джайнтс» и «Нью-Ингланд Пэтриотс».

Супербоул, финальный матч чемпионата Национальной футбольной лиги (НФЛ) США, 3 февраля транслировали в прямом эфире в 223 странах и территориях мира. В России за игрой следили только стойкие духом: трансляция шла глубокой ночью по спутниковому каналу. Началось все в два ночи: в московской студии невесть откуда взявшиеся русский игрок в американский футбол и русский же судья начали часовой ликбез – кто играет и зачем, какие основные правила. Ведущие были уверены в победе «Нью-Ингланд Патриотс» над «Нью-Йорк Джайнтс». Полчаса они объясняли почему, а потом раздался звонок в студию. «Это все понятно, – нетрезвым баритоном сообщил мужчина. – Но победят «Джайнтс», у них командная игра лучше поставлена». – «А вы хоть раз видели их матч?» – «Нет, но мне так кажется».

Не только для России, но и для всей Европы финал чемпионата НФЛ долгие годы остается американской загадкой. Как этому странному брутальному виду спорта удается собирать немыслимую аудиторию? Футбол в февральский уик-энд смотрят даже домохозяйки. По эту сторону океана многие даже не знают правил американского футбола (дальше абстрактного «нужно схватить мяч и занести его в штрафную площадку противника» понимание не простирается). Между тем сборы от рекламы и продажи телеправ на Супербоул поражают спортивный менеджмент всего мира. Секрет успеха не только в патриотизме американцев, но и в грамотной организации всего мероприятия.

САМАЯ СТАБИЛЬНАЯ ВАЛЮТА

Подготовка американца к просмотру Супербоула начинается в детстве. Папа расскажет малышу, что американский футбол – это вам не английский соккер, это более простая, зрелищная и «честная» игра, настоящее проявление американского характера. Это древняя традиция – национальный футбол известен с конца XIX в., почти Средневековья по американским меркам. А традиции надо поддерживать. Если ты мальчик – будешь играть за школьную команду. Будешь хорошо играть – попадешь, как Форрест Гамп, в университет по «спортивному лимиту».

Если ты не фанат или просто не хватает свободного времени, все самое интересное в американском футболе ты сможешь увидеть за три часа. Это чемпионаты других национальных лиг (по бейсболу, баскетболу, хоккею, регби) длятся месяцами – после выхода в финал две команды должны сыграть друг с другом серию из семи и более матчей, чтобы определить сильнейшего. В Супербоуле две лучшие команды года (выявленные после кругового турнира и плей-офф) решают все за один вечер.

Это позволяет одновременно собрать потрясающих размеров аудиторию. В нынешнем году, по данным информационно-аналитического агентства ACNielsen, хотя бы шесть минут матча посмотрело более 148 млн американцев, а средняя аудитория в США составила 97,5 млн (предыдущий рекорд был зафиксирован в 1996 г. – 94,1 млн). Супербоул-2008, конечно, стал самым популярным спортивным мероприятием в истории США. Он даже чуть было не побил абсолютный американский рекорд по просмотру, установленный в 1983 г.: тогда средняя аудитория последней серии сериала Mash составила 106 млн человек. «Еще немного – и мы его побьем!» – ликует в интервью Newsweek Энни Роурс, пиар-менеджер Супербоула. Если учесть 20–30 млн зрителей из других стран, то рекорд уже побит.

В этом году был установлен и еще один рекорд – средней номинальной стоимости билетов на игру: $900 против прошлогодних $750. Цена никого не напугала – более 70 000 билетов разлетелись мгновенно. «Это же известный факт: билеты на Супербоул – самая стабильная валюта», – шутит Роурс. А ведь еще 10 лет назад средняя цена билета была около $300.

Все это происходит в стране с объемом рекламного рынка, заметно превосходящим какие-либо другие. А потому каждый новый Супербоул, учитывая его аудиторию, становится абсолютным рекордсменом по вырученным от рекламы деньгам. В 2005 г. НФЛ заключила рекордный для спорта контракт с телевидением на право трансляций матчей американского футбола. Согласно контракту НФЛ за 6 лет сотрудничества с тремя главными телекомпаниями США – Fox, CBS и ABC – получит $8 млрд. «После этой сделки стало понятно, что развитие американского футбола в Штатах пойдет еще быстрее», – говорит Роурс.

Телекомпании в течение года делят между собой матчи регулярного сезона и плей-офф, а сам Супербоул достается им по очереди – такое счастье перепадает только раз в три года. Счастье и правда большое: продажа рекламных пауз во время игры отдается на откуп ТВ. А это один из самых дефицитных товаров на рекламном рынке США. Здесь тоже каждый год устанавливают рекорды.

В этом году 30-секундный ролик стоил от $2,7 млн до $3 млн, нижний порог на $100 000 больше, чем в прошлом году (а, скажем, в 1998-м торговаться начинали с «жалких» $1,2 млн). Как болельщиков не испугали цены на билеты, так рекламодателей не испугали цены на секунды: заявок, как обычно, оказалось с избытком, в «финал» вышли только крупные корпорации (37 компаний). Fox, в этом году «курировавший» Супербоул, с гордостью обнародовал цифру выручки от рекламы – $250 млн за вечер. На чистое рекламное время в трансляции ушло около 45 минут, за которые зрители увидели 73 рекламных ролика (сама игра при этом длится 60 минут). Во время матча, шутят в Штатах, спортсмены не успевают вспотеть: каждую минуту игра прерывается для очередной рекламной паузы.

Но зрители не скучают. Супербоул можно назвать даже аналогом европейских «Каннских львов»: все рекламодатели к матчу готовят новые ролики, американские издания потом неделями составляют рейтинги лучших. В этом году зрителей очаровал Джастин Тимберлейк, кувыркавшийся по земле в рекламе «Пепси».

Данные по общим сборам денег от Супербоула довольно условны. С одной стороны, прибыль от продажи билетов, рекламы и телеправ делится между разными правообладателями. С другой – на Супербоуле зарабатывают, например, и не имеющие прямого отношения к организации турнира рестораны, гостиницы и магазины города, принимающего финал (host city). За праздничный уик-энд их доход может быть более $300 млн, и эта сумма в итогах Супербоула не отражается. К выбору host city НФЛ подходит очень щепетильно, примерно так же, как МОК выбирает хозяина Олимпиады. В этом году местом проведения Супербоула был выбран 250-тысячник Глендейл в Аризоне (гостиниц с номерами менее $500 за ночь в период Супербоула-2008 было не найти). И почти всю неделю, предшествующую соревнованию, город и весь штат только Супербоулом и жили. В Финиксе, столице Аризоны, например, совсем незамеченным прошел матч НБА между «Финикс Санс» и «Сан-Антонио Спурс» – а ведь хозяева площадки потерпели довольно неожиданное поражение.

«ХОРОШЕЙ ПАРЕ ТРЕБУЮТСЯ БИЛЕТЫ»

За неделю до матча в Глендейл приехали организаторы, чуть позже – команды. На центральной площади города открыли огромный NFL Experience – парк развлечений и аттракционов. Здесь можно было узнать все об американском футболе, посмотреть, как изготавливаются мячи, пройтись по выставке формы игроков (где были представлены даже образцы начала прошлого века), сфотографироваться с Lombardy Trophy – кубком, который вручается победителю. Для детей работали аттракционы, где они учились ловить и бросать в специальные мишени мяч, продираться с ним сквозь блок из резиновых «игроков».

Перед игрой площадь у стадиона напоминала ярмарку – здесь, конечно, обсуждали не только футбол. Представители какой-то религиозной секты натягивали транспарант «Сатана – в тебе, ищи Христа». Активисты Республиканской партии агитировали за Митта Ромни на грядущих праймериз. За его оппонента агитировать смысла не было – Джон Маккейн, сенатор от Аризоны, и так считается очевидным фаворитом на предварительных выборах в своем родном штате. Постоянно играла музыка – на небольшом автобусе местная рок-группа призывала молодежь занять активную гражданскую позицию.

Больше всего в Глендейл приехало, конечно, болельщиков из Бостона (фанаты местной «Нью-Ингланд Патриотс») и Нью-Йорка (последователи «Нью-Йорк Джайнтс»). За три часа до начала матча на площади у стадиона уже пировали – каждый второй болельщик держал в правой руке бутылку пива. Левую руку они использовали по собственному усмотрению – Энди Робертсон из Бостона, например, держал сигару. Он активно размахивал рукой, указывая на Брайана Морерти, друга по колледжу. Оба, по их словам, играли в студенчестве в футбол, но «не оправдали надежд». «А фанами «Патриотов» мы являемся со дня своего рождения», – хором и без капли иронии заверяли корреспондента Newsweek друзья.

Американские болельщики, несмотря на то что пили пиво и разоделись в цветастые кофты, перед входом на стадион были очень серьезны. Один из них, Алекс Макдональд, потягивая пиво из красного стакана, рассуждал о национальной гордости. «А сам этот матч – как истинные американские праздники, День независимости и День благодарения, – вещал он. – Каждый американец ждет их весь год». У Макдональда не было билета – он с друзьями приехал из Нью-Йорка и хотел купить его у спекулянтов «где-нибудь за штуку баксов». Нижняя цена у сноровистых торговцев в воскресенье была $1200.

Супруги Йенсен стояли с трогательной табличкой: «Хорошей паре требуются билеты». Словоохотливый Марк рассказал корреспонденту Newsweek, что это, возможно, его последний шанс в жизни попасть на Супербоул: он болен раком и может не прожить и года. Шанс, правда, был минимальным даже с такой историей: супруги просили продать им билеты по $300.

Солидная семейная пара Кеннеди купила билеты по $1600, а к своему выезду из Нью-Йорка супруги отнеслись как к «традиционному ежегодному отпуску». Тони Колосимо из Айовы приехал с сыном – это, по мнению отца, один из лучших подарков на 16-летие. «Супербоул – больше чем национальный праздник. Это праздник совершенства», – с дрожью в голосе сказал он корреспонденту «Русского Newsweek» и крепко обнял своего взрослеющего ребенка.

ЗНАМЯ СЕМЬИ

Супербоул-2008 никого не разочаровал и в спортивном смысле: в течение трех часов разыгрывалась настоящая американская история успеха. Победили нью-йоркцы, как и предсказывал нетрезвый зритель из Москвы, хотя на «Джайнтс» никто и не надеялся. Бостонские «Патриоты» провели фантастический сезон, одержав 18 побед при полном отсутствии поражений, «Джайнтс» же стали классической темной лошадкой – ни в одной из трех своих игр плей-офф они не считались фаворитами, но всякий раз побеждали. Но решилось все за минуту до конца. Это была потрясающей красоты комбинация: пас Илая Мэннинга на Давида Тайри через все поле, тот ловит мяч на макушку собственного шлема и выводит «Джайнтс» вперед. Эта атака уже признана одной из лучших за 42-летнюю историю финалов.

А «Патриотов» не спасли даже интриги экстравагантного тренера бостонцев Билла Беличика. Он начал строить козни еще за 10 дней до матча. Лидер «Патриотов» Том Брэйди (дважды до этого признававшийся MVP – «самым полезным игроком» лиги) отправился в Нью-Йорк в гости к своей подруге. Там его как будто случайно сфотографировали журналисты, на ноге Брэйди был ортопедический ботинок. Никаких сомнений, решили журналисты, у Брэйди травма.

Истерику, охватившую США, трудно передать на бумаге. Вопрос о том, будет ли Том играть в воскресенье, затмил даже результаты предварительных выборов президента страны. Беличик хитро уклонялся от комментариев о здоровье лидера, а на открытых тренировках не выпускал его заниматься – даже журналисты поверили, что у главного «патриота» тяжелая травма.

Разоблачение случилось незадолго до игры: как оказалось, Беличик все это сам и придумал, желая отвлечь внимание соперников от остальной команды. Брэйди вышел в воскресенье на поле и бегал как ни в чем не бывало. Не помогло.

Обманщику Брэйди не удалось в третий раз стать MVP главного матча. Вместо него на этот пьедестал взошел автор голевого паса Илай Мэннинг. Вот уж настоящий американский герой – он повторил достижение своего старшего брата Пейтона, выигравшего Супербоул с «Индианаполис Кольтс» в прошлом году и также получившего титул MVP. А их отец Арчи, сам игравший в НФЛ в 70-е годы, весь понедельник сиял на экране каждого второго телевизора США: «Мои дети гордо несут знамя семьи Мэннингов!»