9 мин.

Секреты норвежской лыжной сборной

Турмод БреннаDagbladet+

3 сентября 2016

Сказка о норвежских лыжниках – это также история о том, как раздвигаются границы. Репутации норвежских лыжников нанесен тяжелый ущерб, и теперь руководство лыжной федерации, тяжело пыхтя, пытается справится с дебатами по астме.Предполагаемое использование лекарств от астмы здоровыми спортсменами привело норвежских лыжников к серьезному кризису доверия.

 

1

 

    В июле Мартин Юнсруд Сюннбю был признан виновным в нарушении антидопинговых правил. С тех пор не стихают ожесточенные дебаты об использовании противоастматических препаратов массой здоровых лыжников. Однако спортивный директор лыжной сборной Видер Лёфшус теперь, где только можно, уверяет, что здоровые лыжники никогда не употреблял медицинские препараты.

-Нет никаких сомнений в том, что существует заказ прессе, хотя мы тоже могли бы успешно организовать шумиху,-говорит Лёфшус.

    Он имеет большой опыт работы в норвежских лыжах и ему не привыкать к критике, насмешкам и горьким замечаниям как со стороны конкурентов, так и СМИ. Он не считает, что применение медицинских препаратов свидетельствует об отсутствии культуры. Наоборот, это «бескультурье» имеет глубокие традиции в норвежских лыжах, где консультанты ищут все возможные пути, чтобы опережать конкурентов на несколько шагов. На протяжении многих лет норвежские лыжники имеют дело с огромным количеством инноваций. Многие из них вызывали осуждение и насмешки. И вместе с тем, если посмотреть пристально, другие страны быстро воспринимают норвежские находки. В 1997 г. мы наблюдали петушиные бои между Бьорном  Дэли, который использовал туристический трейлер как барокамеру и активным противником барокамер Вебьорном Рудалом. В 2003 г. было принято решение, что использование барокамер должно быть запрещено в Норвегии.

     В последнее время трейлер сервисеров является самым известным примером инноваций норвежской сборной. Норвегию высмеивали, когда осенью 2009 г. появился массивный грузовик смазчиков. В настоящее время все сборные обзавелись такими.

     Летом 2010 г. делегация норвежской сборной в составе спортивного директора Оге Шинстада и шефа смазчиков Кнута Нюштада отправилась в Валенсию в Испании, чтобы посмотреть гонки Формулы-1.

     

2

   - Мы получили много намеков на то, что классно провести спокойно несколько дней на солнышке с пивасом в руке. Так что мы много чему могли научиться у гонщиков.

    На самом деле Шинстад и Нюштад консультировались с обслуживающим аппаратом команд Mercedes и Red Bull. Им помогал Харальд  Хайсман.

   - Это была фантастическая образовательная поездка. Мы видели, как горд был своей работой человек, который отвечал за левую заднюю шину Марка Уэббера. Каждый должен быть успешен в своей работе, из этих успехов состоит успех всей команды,  в этом его залог. Мы видели, что они все отвечают за отдельные составляющие процесса, они специализированы,- вспоминает Шинстад.

    Когда они вернулись, Нюштад реорганизовал команду смазчиков, в ней появились ответственный за скольжение, ответственный за устойчивость, ответственный за ручные операции. Все смазчики были специализированы.

 - Мы научились тому, что мы не 11 хранителей традиций, которые хранят секреты лучшей команды в мире,  но мы 11 отличных специалистов,  каждый из нас несет ответственность за свою область, мы должны построить отличную команду, где каждая мелочь имеет значение,- говорит Нюштад.

- Также там мы позаимствовали идею двухэтажного автобуса, когда посмотрели автобусы нескольких команд.

3

     Лыжная сборная Норвегии совершила революцию в лыжных гонках. Это относится ко всем областям – физическая подготовка, здоровье, смазка, окружение. Шеф смазчиков Кнут Нюштад считает, что делая все так, как остальные, максимум, что вы получите – такое же хорошее скольжение как конкуренты. Чтобы быть лучше, вы должны решиться делать что-то новое.

   - Да, наши эксперименты привели к нескольким провалам, но наградой было фантастическое скольжение. Например, во время командного спринта на ЧМ в Фалуне Майкен Фалла и Иннвилль Эстберг превосходили всех остальных девушек. Петтер Нуртуг и Финн Хоген Крог имели еще большее превосходство среди  парней.

   - Я помню, Финн Хоген Крог был настолько взволнован подготовкой своих лыж, что в тот день на обеде со спонсорами воскликнул «Я забыл, что у меня были палки!». Это был результат инноваций и отваги делать что-то не как все,- говорит Шинстад.

    Перед каждой поездкой сборной разнорабочий Люнне Саннвиг должен за несколько дней приехать в намеченный отель. Он проверяет, все ли в порядке. И если нет, принимает меры сам.

   - Я всегда вожу в машине полиэтиленовую пленку. Это из-за коврового покрытия в отелях. Мы его всегда проверяем и покрываем пленкой в тех номерах, где будут жить спортсмены с проблемами органов дыхания,- говорит Саннвиг Дагбладет.

    В эти дни он перемещается между Понтрезиной, Ливиньо и Зайзер Альм, где проводят сборы разные команды.

4

   - На этой работе я проезжаю примерно 50000 км в год, говорит Саннвиг, который 4-5 раз в год отправляется в путешествие по Центральной Европе. В Валь Сеналес, где тренируется много лыжников, мы расположились так, что забронировали весь отель на несколько недель. Он закрыт для других людей. На моем ПК есть фото всех номеров. Мы их просматриваем и выделяем лучшие номера для спортсменов с проблемами дыхания,- говорит  Саннвиг.

     Во время ЧМ в Либереце в 2009 г. норвежская сборная жила в общежитии. Поскольку чистая одежда и белье являются критерием хорошего самочувствия,  а возможности постирать там не было, Саннвиг отправился в торговый центр, где купил стиральную машину и сушилку. Из-за отсутствия места обе машины были установлены и использовались в комнате тренера юниоров Брит Бальдишол.  В огромном автобусе Саннвига есть велосипеды, беговая дорожка, медицинболы, оборудование физиотерапевтов, коробки с дополнительным оборудованием, полиэтиленовая пленка.

   - Автомобиль весил 3,1 тонны, когда я выехал из Осло. Но по пути еще кое-что добавилось,-говорит Саннвиг.

5

    Когда он в первый раз привез беговую дорожку в Валь Сеналес и вытаскивал ее из автомобиля, вся шведская сборная сбежалась посмотреть и смеялась до колик. В следующем году они привезли беговую дорожку для себя.

   - Над нами смеялись, когда мы начали возить с собой личного повара, пекаря, психологов и тренеров, напоминает Ульф Мортен Эне. -Теперь поговорим о том, что сейчас занимает людей больше всего, говорит человек, который был в течение многих лет тренером норвежских спринтеров и добился потрясающих результатов.

  - Когда мы создали группу спринтеров, то вскоре стало ясно, что именно спринт дает наибольшую нагрузку на дыхательные пути. Мы ввели ежегодные проверки специалистами и приняли меры предосторожности, чтобы предотвратить болезнь и восстановить мельчайшие поврежденные участки дыхательных путей,- говорит Эне.

7

    Он также утверждает, что никогда не слышал о том, чтобы средства от астмы применяли люди, которым не был поставлен такой диагноз.

   - Этого никогда не происходило. И просто так поставить диагноз «астма» никто не решится. Каждый год проводится обширное обследование каждого лыжника. Цель, конечно, не состоит в том, чтобы подогнать результаты исследований под диагноз «астма». Цель в том, чтобы сохранить здоровье спортсменов,- говорит Эне.

   - Спринт на морозе настолько экстремален, и после него лыжники дышат так, словно они пациенты легочной клиники, и после гонки автобус превращается в санаторий для легочных больных. Мы должны были принять все необходимые меры предосторожности и поставить преграды холоду. Среди прочего часто тяжелые тренировки лыжников проходят в закрытом помещении, чтобы уберечь их от влияния холодного воздуха. Для всех условия и режим подбирались индивидуально,- говорит Эне, который неоднократно давал возможность лыжникам  передохнуть вместо старта.

    И частенько это вызывало покачивание головой у соперников и недовольство руководства FIS. В 2009 г. на ЧМ в Либереце Ула Виген Хаттестад выиграл два золота, Йохан Хьолстад  - одно золото. У обоих спортсменов диагностирована астма, причем в тяжелой форме. За несколько недель до ЧМ оба спринтера снялись с этапа КМ в русском Рыбинске. Но там было 20 градусов ниже нуля. Тренер Ульф Мортен Эне запретил участие в этом этапе всей сборной. Все остальные сборные принимали участие в гонках.

   - Люди нас высмеивали. Но мы были уверены в своей правоте. И сегодня я убежден в том, что неясно, чего бы добились Ула Виген и Йохан в Либереце, если бы выступили в Рыбинске. Позже многие лыжники из других команд подходили ко мне и  говорили, что хотели бы, чтобы их собственные тренеры были настолько жесткими, как тренеры сборной Норвегии,- рассказывает Эне.

   - Я помню, был так разочарован, когда тренер запретил мне эту гонку. Но я не исключаю, что он был прав, хотя все мои соперники побежали. Зато потом все было хорошо, особенно в Либереце. И я всегда чувствовал себя в безопасности с нашей медицинской группой. Они нам подходят, и я полностью уверен в тех решениях, которые они принимают,- говорит Хаттестад.

     Над норвежскими лыжниками открыто смеялись, когда они привезли собственного метеоролога на ОИ в Нагано в 1998 г. Но эффект был настолько велик, что их опыт повторяют многие сборные.

  - Я помню, как над нами смеялись, когда мы заговорили о необходимости антибактериальных препаратов после провала в Турине десять лет назад,- говорит бывший врач лыжников  Ханс Петтер Штокке.

   - Гигиена всегда была нашим приоритетом. Лыжники должны всегда оставаться чистыми, они должны помыть руки перед едой, и вообще мыться до и после выполнения других функций.

    Теперь мытье рук и соблюдение антибактериальных принципов – закон в каждой сборной.

   - Антибактериальные препараты и хорошее мыло есть в каждой команде. Вот сейчас я еду в Ливиньо с коробкой мыла, потому что по опыту мы  знаем, что в отеле его нет, поэтому мы должны быть уверены, что в номерах есть все необходимое прежде, чем лыжники в них заселятся,-  говорит руководитель отдела здравоохранения Тургер Хансен.

     Больше всего он обеспокоен здоровьем лыжников, но не забывает и о мелких деталях. В машине Хансена есть  также коробка со специальной зубной пастой, и он гарантирует, что все лыжники ее получат.

   - Лыжники пьют спортивные напитки, которые содержат много кислоты. Поэтому мы уверены, что им нужна зубная паста с антацидным свойством, защищающая зубную эмаль.  Там нет никакой хитрости, вы можете купить такую пасту в аптеке,- говорит Хансен.

     Уже во время ОИ в Турине руководители лыжной федерации заказали для своих лыжников особый питательный напиток, который первоначально предназначался для больных раком и людей, страдающих истощением. Наблюдения над употреблением этого напитка проводились уже в 90-е гг.

   - Возможно, мы немного с ним поторопились. Но мы на это решились и начали давать лыжникам  Nutridrink,- говорит Штокке.

   - Группа здравоохранения посчитала, что обычного напитка с сахаром и бананом недостаточно.-Во время гонки питательные вещества из напитка должны усваиваться очень быстро. Nutridrink содержит принципиально новую комбинацию жиров и белка. Некоторые посчитали, что мы вливаем в лыжников жир,- вспоминает Штокке.

     В качестве заключения – небольшой пример того, как именно относится к лыжникам федерация. Дагбладет сообщили, что каждый лыжник сборной получил специальную кровать Tempur, розничная цена которой составляет 50000 крон. Федерация пошла на такие расходы, поскольку восстановление организма лучше всего происходит на таком матрасе. Успех норвежских лыжников, наверное, связан с несколько иными факторами, чем небулайзер с физраствором.