4 мин.

Отверженный системой

Обозреватель "СЭ" - о ситуации с возможной скорой отставкой президента РФС Николая Толстых.

Система близка к тому, чтобы все-таки выдавить Николая Толстых. Он – да, непростой и суровый человек, со своим минусами, но возглавивший наш футбол для чего угодно, только не для набивания своего кармана – слишком многим перешел дорогу, чтобы его терпели. Считаться сумасшедшим и неистовым, но честным и неподкупным – для руководителя российского футбола в современных условиях, по-моему, выдающаяся репутация. Сейчас такие люди не в цене.

Николаю Александровичу не хватает нужных в этой роли обаяния, дипломатии, красноречия, и, что важно, умения договариваться. Пример с Леонидом Федуном, который оказывал РФС финансовую помощь, а Толстых не смог протащить его в исполком, – увы, показателен. Создать себе нужный масштаб кулуарной поддержки он так и не смог. А без этого, в одиночку или с совсем маленькой группой поддержки, не выжить. Особенно – тем, кто не стремится со всеми сильными мира сего дружить и делать им приятно.

Евгений ГИНЕР, Николай ТОЛСТЫХ и Леонид ФЕДУН (слева направо). Фото - Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

Многие, даже его недруги, в неформальных разговорах признают, что Толстых был против подписания адского второго контракта Фабио Капелло. Но твердости, чтобы это безумие, не им составленное и не ему нужное, остановить и не подписать, ему все-таки не хватило. А потом его бросили на амбразуру.

Многого мы не знаем. Но парадокс дикий: большего кремня, чем Толстых, не найти, а в главный момент он как раз дал слабину. И подставил себя под удар, которые хотели нанести многие.

Зато Сергея Прядкина, который тоже напрямую причастен к тому, что посещаемость в РФПЛ рухнула до позорных 10 тысяч, а телерейтинги премьер-лиги на НТВ достигли рекордно низких величин, ЕДИНОГЛАСНО переизбрали до 2020 года. Это единогласие (и "Арсенал"! И "Торпедо"! И "Спартак"!) поразило больше всего. Вот и сравнивайте, и думайте, какие качества в цене на наших футбольных верхах.

Я наводил справки, и пока информация такая: непохоже, что инициаторам вотума дали команду сверху, и дальнейший сценарий (в том числе Конференции 31 мая), таким образом, автоматически прописан. Евгений Гинер, кажется, не лукавил, заявив, что решение исполкома стало спонтанным. А если так, то еще возможны варианты. Хотя если неоткуда взять деньги на тот же контракт с Капелло, выхода у Толстых не будет.

Его есть – и немало – за что критиковать. Но желающих это сделать хватит и без меня. Сейчас, когда Толстых оказался на грани отставки, таких выстроится целая очередь.

Николай ТОЛСТЫХ с главным тренером сборной России Фабио КАПЕЛЛО. Фото - Антон СЕРГИЕНКО, "СЭ"

Знаю Толстых с начала 90-х, бывало, и конфликтовали. Но я никогда не сомневался в его бескорыстии. И не сомневаюсь сейчас. Может, это качество, больше нужное на каких-то других должностях. Может, и для него, и для нашего футбола было бы лучше, если бы в РФС он был не номером один, а номером два, и зачищал бы футбольное пространство из тени. Тогда как, главным лицом был бы человек с позитивным образом.

Толстых – не такой. И официозные его формулировки переводить на русский литературный язык – далеко не самая приятная для журналиста задача, от которой ты в какой-то момент начинаешь выть. И к концу четвертого часа встреч с ним – это каждый мой коллега знает, и даже выражение "попасть под Толстых" существует, – у тебя начинает взрываться мозг. А Николая Александровича даже какой-нибудь банкет или юбилей не останавливает, чтобы тормознуть тебя в коридоре и – убеждать, убеждать, убеждать... А вырваться практически невозможно.

Я нечасто использую слово "советский". Толстых – действительно советский, со всеми плюсами и минусами этого понятия. Да чтобы осознать это, достаточно даже на него посмотреть. Чем дальше от сути, от нутра футбола человек, тем меньше, как я заметил, он нынешнему президенту РФС симпатизирует. Потому что Толстых не заточен для того, чтобы очаровывать – скорее наоборот.

Но кто в теме – тот отбрасывает все внешнее и видит ядро. Я его вижу. Еще с 90-х. И никто не заставит меня плюнуть вслед уходящему Толстых. Даже если ему нечем оплачивать дьявольский контракт Капелло, за который он несет формальную ответственность.

Игорь Рабинер