3 мин.

Про правило пяти замен в футболе

Похоже, всем так понравилась возможность делать пять замен, что её узаконят и в постпандемийном мире. Это явление мне кажется негативным по одной довольно простой причине. Дело в том, что это даёт возможность командам, которые отбиваются против всех соперников низким блоком, делать это ещё свободнее. По факту под видом профилактики травм (которых, как уже можно смело говорить, меньше благодаря возможности пяти замен не стало - точно так же, как были редкими случаи, когда дополнительные две замены были нужны именно для того, чтобы сменить сломавшегося игрока) нам предлагают развивать физическую сторону игры вместо интеллектуальной.

Объясню. Предположим, у нас есть команда N, которая владеет мячом в среднем 30% и делает всё, чтобы не пропустить, терпеливо ожидая, пока соперник окончательно раскроется, - тогда можно провести контратаку, которая почти наверняка будет опасной. В мире с тремя заменами у команды N будут очевидные проблемы под конец матча: коллективная и бесконечная оборона требует высокого уровня концентрации, который падает тем быстрее, чем быстрее растёт физическая усталость игроков. Логично предположить, что от четверти до трети пропущенных мячей такая команда будет пропускать в последние десять минут, - и это предположение окажется верным.

Наличие двух дополнительных замен значительно увеличивает шансы команды, желающей отбиваться. Во-первых, если делать замены достаточно равномерно, то можно долго маскировать коллективную усталость за счёт свежих игроков на позициях, где соперник оказывает наибольшее давление. Во-вторых, всегда можно делать дополнительные замены-тайм-ауты - даже если регламент обязывает укладываться в три слота, как и раньше, за счёт одной двойной замены можно снизить коллективный уровень усталости, а затем тянуть время двумя одиночными/двойными заменами. И третье: если настроенная отбиваться команда уже проигрывает в счёте, пять замен дают ей шанс отыграться не за счёт коллективных действий, а за счёт сброшенной почти на 50% усталости. Все эти три пункта связаны с физикой, а не с динамикой футбола, которая зависит от интеллектуального развития игроков по отдельности и команды в целом.

Так потерял своё железное второе место в бундеслиге «Лейпциг». Трижды за лето РБ упускал победы в последние десять минут: в одном случае соперник сделал сразу после того, как начал проигрывать, четыре замены за шесть минут (и сделал бы пятую, если бы не пришлось использовать её ещё в первом тайме); в другом случае - пять замен за 21 минуту («Лейпциг» при этом вёл, играя в меньшинстве с конца первого тайма); в третьем - пять за 16 минут.

Нагельсманн при этом - большой противник замен-тайм-аутов, о чём открыто говорит. Если вы посмотрите на протоколы матчей «Лейпцига», а ранее «Хоффенхайма», то увидите, что Юлиан смело делает замены и не бережёт их на последние десять минут. Его подход таков: мыслить, что может дать в игре футболист, которого я выпускаю, а не мыслить о том, даёт ли ещё хоть что-то футболист, которого я меняю. Этот подход связан с интеллектом и иногда менталитетом и ходом игры, который зависит от кучи факторов (давление болельщиков, судейские решения, уровень грубости и так далее), но в самую последнюю очередь с физикой. В ситуации с пятью заменами подход Нагельсманна, который изначально кажется выигрышным, легко перебивается желанием соперника сбить коллективный уровень усталости и попытаться сыграть на свежести.

Автор: Антон Михашенок (телеграм, твиттер)