7 мин.

На двух полюсах

После прошлогодней феерии российской мужской сборной старт нового сезона болельщики ждали как Нового года, даже с еще большим нетерпением, с предвкушением обсуждая «Сколько раз оставит с носом Дмитрий Малышко Мартена Фуркада?», «Обгонит ли наконец-то Гараничев Свендсена?», ставили ставки на долгожданные нули от Евгения Устюгова и уже упомянутого Эмиля Хегле Свендсена. В адрес же женщин чаще звучало с надеждой «не загубил бы Пихлер Вилухину» и «верните уже наконец-то к жизни Слепцову». Вера в Ольгу «государыню» Зайцеву по-прежнему не угасала. Часы тикали, календарь неумолимо приближал начало биатлонного сезона.

Шведский этап открывался на этот раз смешанной эстафетой, что для последних лет было довольно необычно – соперники ещё не успели прощупать друг друга в личных гонках, а тренеры могли судить о готовности своих подопечных только по показателям контрольных тренировок. Тренерский штаб сборной России выбрал четверку исходя из спортивного принципа – кто выиграл внутрикомандные старты, тому и эстафетный биб в руки. Если женский дуэт не вызывал сомнений – кто как не Зайцева и Вилухина – то у мужчин выбор богат и любопытен, а комбинаций множество. Но раз уж взялись придерживаться спортивного принципа, то вперед были выдвинуты Волков, выигравший последнюю тренировку, и следовавший за ним по результату Устюгов.

И российский квартет успешно справился с поставленной задачей. Не просев ни на одном этапе, первая тройка игроков отправила четвертого, Устюгова, на свой этап даже с некоторым преимуществом, хоть и незначительным. Правда, поначалу финишер норвежской сборной, Эмиль Хегле Свендсен, отыграл за счет быстрой стрельбы на первом рубеже практически весь запас секунд, что был у Евгения, но на стойке красноярец хладнокровно расстрелял свои мишени без использования дополнительных патронов, за которыми зато полез Эмиль, а затем спокойно пересек финишную черту первым. Как говорится, «как год начнешь, так его и проведешь», и подобная золотая медаль, уверенно взятая сборной России, вселяла оптимизм в болельщиков – наконец-то из Эстерсунда уедем не то, что с призовым местом – с победой! Да, многие скептически тыкали в составы остальных команд, мол, у кого, собственно, выиграли-то? Вторая половина в ответ тактично молчала, задвигая за спины аргументы типа «а раньше же вообще проигрывали, прогресс заметен!». Надо радоваться, не надо напрягаться ©

Не стоит и говорить, что микст разжег еще ярче любопытство перед личными гонками: вместе мы сила, а что покажем порознь? Анализы гонок оказались диаметрально противоположными. Женщины не бегут, но стреляют, мужчины, обратно же, несутся впереди планеты всей, но пули отказываются бить в цель. Где-то мы это определенно уже видели… Что ж, у каждого свой путь к пьедесталу. Ну или мимо него.

Женщины 

Скорость скоростью но первые медали этого сезона были взяты, как это ни странно, именно усилиями женской команды: вопреки законам математики плюс на минус дал плюс, точнее полплюса – наконец-то точная стрельба подтянула спортсменок там, где не вытягивает ход. И (внимание!) на подиум взошла совсем не Ольга Зайцева. В то время, как лидер наших дам собирает из гонки в гонку точность и нашаривает свою оптимальную форму, Екатерина Глазырина, на ноль отстрелявшаяся в индивидуальной гонке, замкнула тройку призеров и впервые выиграла личную медаль Кубка Мира. Начинания подруги по команде поддержала после Ольга Вилухина, также взявшая бронзу, но уже в спринте. Помнится, в межсезонье мы могли только мечтать о таком лихом начале со стороны российских биатлонисток.

Но все восторги поутихли довольно-таки быстро – как шустро девушки начали чеканить медали, также споро они и свернули поставку драгметалла. После Эстерсунда как отрезало, и даже нули в графе «промахи» не позволяли биатлонисткам не то, что в призы заезжать/заползать (нужное подчеркнуть), но и порой спортсменки даже до десятки не добирались.

В раздельных гонках отставание не так заметно до тех пор, как решишь сунуть нос в скоростные протоколы, но чешка Соукалова, обгоняющая Зайцеву практически как стоячую, Вилухина, уступающая серебро украинке Пидгрушной – унылая картина, наглядно демонстрирующая разницу в ходе между российскими женщинами и остальными биатлонистками.

Вчера считали Дарью Домрачеву, Кайсу Мякярайнен и Туру Бергер инопланетянками, а сегодня, что, уже следует возвести в тот же ранг Соукалову? А дальше что? Грядет тот день, когда мы будем беспомощно волочиться за австрийками или кореянками?

После Эстерсунда как отрезало, и даже нули в графе «промахи» не позволяли биатлонисткам не то, что в призы заезжать/заползать (нужное подчеркнуть), но и порой спортсменки даже до десятки не добирались

Драматизирую излишне, да, но в каждой шутке, как известно, есть доля правды. И, увы, эта правда начинает возрождаться на наших глазах. Нет, не исключено, что это лишь показатель отличной работы чешской, украинской сборных в межсезонье, но как обидно, что в сравнении с соперницами мы явно в минусе, а прогресса или того, за счет чего российские спортсменки могут прибавить, на данный момент вообще не видно на горизонте.

Несомненно, любопытно, что же на такие результаты своих подопечных заявляет главный тренер, а из его уст мы слышим снова старую песню: «Мы готовимся к чемпионату мира». Мол, время есть, мы подкорректируем ошибки на новогодних сборах и после точно побежим. Ага. Мы так бежим уже несколько лет и после Ванкувера набежали только на прошлогоднюю бронзу Вилухиной. Даже эстафета, что раньше у женщин была оплотом уверенности и почти стопроцентно гарантировала медаль, а то и порой победу, нынче рассматривается преимущественно через призму сомнения «а добежим ли до финиша?», а  хохфильценская бронза вообще за счастье была. А ведь маячило перед нами серебро…

Что ж, до Оберхофа чуть меньше двух недель. Исправить ошибки в межсезонной подготовке, в той базе, что была заложена летом, за столь короткий срок вряд ли представляется возможным. Только если герр Пихлер загадает на католическое Рождество и Новый год гёсснеровской скорости всем нашим сборницам.    

Мужчины

Ребятам же для захвата подиума постоянно мешала скверная стрельба. То всего один выстрел отделял от подиума, то где-то сразу все семь. На лыжне прекрасны, спору нет, но Андрей Александрович, дайте ответ – как уж скоро стрельнем ноль? До Нове-Место али нет?

Вот со скоростью у мужчин всё в шоколаде – порой уступали только загадочному латышу Расторгуевсу, оставляя позади и Фуркада-младшего, и Бергера, и Свендсена. Но вот загвоздка – нет баланса между двумя компонентами, бегом и стрельбой. Молодые жеребцы рвут узду и мчатся впереди паровоза, а после рубежа вязнут на штрафных кругах. Непорядок. Умерить бы пыл или найти то хрупкое равновесие точной стрельбы и бега, коим обладают иностранные спортсмены. Тогда бы на новогодние каникулы уходили не с бронзой Шипулина и серебром Малышко, а с гораздо приятнее бренчащей связкой медалей, в которой непременно затесалось бы золото и, может даже, не одно.

Сейчас же мы, болельщики, с некоей обреченностью следим за тем, как вначале гонки лидируют наши биатлонисты, и ожидаем последний рубеж, который расставляет все точки над «ё», и, к сожалению, оставляет нас чаще всего только с обгрызенной «е». С дыркой от бублика в графе «медали за этап», как в порицание за отсутствующую дырку в пункте «промахи».

Но в то же время, если сравнивать мужские результаты с женскими, здесь все выглядит более оптимистично, и есть чего ждать, на что надеяться. Уверена, ребята сами осознают, что ошибки, приводящие к недобору призовых мест – это только их огрехи, которые всё еще можно ликвидировать. Кому-то надо перестать думать о победах до последнего выстрела, кому-то – не грустить, когда ведешь за собой весь пелотон.

На лыжне прекрасны, спору нет, но Андрей Александрович, дайте ответ – как уж скоро стрельнем ноль? До Нове-Место али нет?

Две недели до Оберхофа у ребят есть на то, чтобы провести работу над ошибками, а у тренеров – в случае необходимости заменить просевшее звено, держа командный механизм по-прежнему работающим без сбоев. А кандидатов на шестое место в квоте полным полно: тут вам и Тимофей Лапшин, всё еще покоряющий вершины турнира рангом пониже, и Алексей Волков, ищущий подходящий себе по уровню Кубок (и вновь возращенный в основу), и вернувшийся в Поклюке в стан российской сборной Иван Черезов.

Появления последнего в заявке на этапе Кубка Мира ждали уже давно. Мгновенных результатов, мол, «приди, царь-батюшка, и покажи младшим царевичам, как бить басурманов следует», никто не требовал, даже особо шумные и охочие до призов болельщики. Просто… просто хотелось наконец-то увидеть Черезова воочию, а не в трансляции по сивидате. Увидеть и заполнить ту пустоту, что невольно образовалась после того драматического события, случившегося с Иваном: молодежь, безусловно, впечатляет, и мы не могли в прошлом сезоне нарадоваться на наше подкрепление, но всё это не то было. Буйство красок и эмоций, драйв, да, это здорово, но порой хотелось узреть среди нашей взъерошенной «бригады» кого-то духовно спокойного, уверенного. Вожака стаи.

62-ое место – явно не показатель мастерства того Ивана, которого мы знаем, но это всего лишь начало его нового пути, тернистого, вымощенного отнюдь не желтыми кирпичами. Дорога обратно, на вершину, будет трудна и потребует выносливости, терпения, трудолюбия. Но всё это присуще Черезову, ведь недаром его прозвали в народе «Иван Грозный»... 

Фотографии взяты с официального сайта СБР.

Специально для All Sport Magazine #22.