7 мин.

Гарри Синден «Хоккейное откровение». Часть 2

                                         

матч

                                                "Они были великолепны"

   Мы внимательно посмотрели фильм, снятый во время вчерашней игры. Он нисколько не улучшил нашего настроения. Нас обыграли по всем статьям. Шесть раз они добивались успеха, выходя с нашими защитниками один на один. Надо посмотреть до двадцати игр команд НХЛ, чтобы увидеть подобную ситуацию хотя бы дважды за одну игру. А здесь были ребята, которые шли прямо на наших защитников, как будто их не существовало. Мы стремились к быстроте и маневренности, а русские были все же быстрее нас. Теперь нам предстояло уменьшить их скорость.

   Мы применили классическую защиту НХЛ против них, но они разбили ее в пух и прах. Ключ к их успеху был в том, как нападающие вели себя один на один с нашими защитниками. Теперь я попытаюсь заставить русских делать броски извне, не допущу их распоряжаться шайбой в глубине наших порядков. В первом матче соперники обрушились на нас так стремительно, что наши форварды не успевали помочь защите. Теперь это надо учесть. Мы должны быть более осторожными и не совершать тех ошибок, которых сделали так много накануне. Наши нападающие имели гораздо больше возможностей забить гол, чем они их забили. Просто они плохо бросали шайбу. Ребята были слишком взволнованы... Завтра все будет по- другому.

   Когда парни собрались на тренировку, я указал на важность тех перемен, которые должны были произойти в нашей игре. Когда я говорил, то почувствовал, что игроки согласились со мной. Перед тренировкой я велел всех удалить из Дворца спорта. В первый раз мы проводили закрытую тренировку. Она получилась долгой, но хорошей. Я был удовлетворен. Но когда тренировка кончилась, и я направился к раздевалке, то заметил наверху двух человек- это были Кулагин и Бобров. Выходит, во время тренировки они сидели, беря на заметку все, что мы делали. Я был настолько взбешен, что готов был сейчас же, выйдя с поля, ввязаться в драку.

   4 сентября.  В этот вечер мы играли великолепно. Я был горд за наших парней и за болельщиков. Я никогда не видел зрителей в таком энтузиазме. Эта обычно невозмутимая публика была воспламенена. Ее настроение передалось и хоккеистам.

   Я был горд собой и Джонни Фергюссоном. Думаю, мы сделали для победы так много, как только могут сделать тренеры. Все наши изменения в тактике сыграли свою роль. Хоккеисты действовали очень разумно. Все, что они делали, имело смысл.

   Но хотя мы и победили, с каждой минутой мое уважение к соперникам возрастало. Они обладают колоссальной выдержкой. Даже когда их приемы не "срабатывали", они оставались спокойными. Это явный признак хорошей команды. Русские настолько выдержанны, что независимо от того, что мы делали, в их команде не было разброда.

                   

   6 сентября.  В этот вечер опять состоялся великолепный матч. Мы не победили, но игра все равно была замечательной. Я сказал журналистам после матча: "Надо радоваться, что мы имеем возможность видеть такой хоккей!" Кто- то однажды сказал: мол, ничья так же прекрасна, как поцелуй сестры. Наверное, хорошая ничья и есть такая.

   Наш самый лучший игрок- Фил Эспозито. Временами в тренировочном лагере я гадал, как он будет играть без Бобби Орра. Они двое дополняли друг друга настолько гармонично, что мне казалось- Фил не сможет столь же превосходно обходиться без Орра. Но он развеял наши сомнения. Парень показал себя суперхоккеистом!

   Мне казалось, что по своему плану русские намечали "нажать" на нас где- то в конце. Но они упустили свои возможности. Если бы их форварды делали больше бросков, победа была бы за ними. Нашим соперникам следует отдать должное. Когда мы были впереди на две шайбы, они не потеряли выдержки и сравняли счет, да так просто, что я был потрясен. Когда они сделали ничью, я сказал Фергюссону: "Какого черта там происходит? Они везде. Они выпускают восемь игроков или сколько?" Фергюссон не знал, как меня успокоить...

   Да, эти парни, которые одеты одинаково, катаются одинаково, одинаково делают броски, были везде. На протяжении всего матча они даже не меняли выражения своих лиц. Я никогда раньше не встречался ни с чем подобным в своей жизни!

                   

   7 сентября.  По нашему первоначальному плану мы хотели распределить вратарей на игры следующим образом: Драйден должен был стоять в воротах в первом матче, Тони Эспозито во втором, в третьем- тот из этих двух, кто сыграл лучше, а в четвертом- Эдди Джонстон. Но первая же игра нарушила все наши планы. Кто мог подозревать, что мы придем к последней игре лишь с одной победой! Тони Эспозито играл хорошо во втором и третьем матчах. Но он уже достаточно выдохся, поэтому теперь мы склонялись в пользу Драйдена. Два последних года эти парни боролись между собой за право называться лучшим хоккейным вратарем.

   Мы сделаем еще кое- какие замены.

   Еще я озабочен судейством. Арбитры помешали нам немного в ходе третьей игры.

   Сейчас, лучше, чем когда либо, я понимаю, что мы должны были заставить наших соперников играть по правилам НХЛ. Ведь у них и так было колоссальное преимущество: матчи проходили в самое наихудшее для нас время года. Увы, представители, которые вели переговоры о регламенте турнира, надеялись, что мы сумеем легко победить соперников при любых правилах игры. Теперь- то они считают по- другому...

   8 сентября.  Перед сегодняшней игрой я отозвал Билла Голдсуорси в сторону и сказал: "Послушай, Билл, считай, что каждый раз, когда ты оказываешься в углу поля с одним из русских, тебе терять нечего. Действуй поэнергичней".

   Что же сделал Билл? С первых же шагов на льду он так прижал соперника к борту, что, конечно же, получил штраф. После того, как он вернулся на нашу скамейку, я сказал ему: "Что ты делаешь? Твои действия заслуживают наказания. Я не учил тебя поступать так".

   "Хорошо, Гарри, не беспокойся",- ответил он мне. Не беспокойся? Двумя минутами позже он опять вернулся на скамейку штрафников, после того, как пытался ударить одного из соперников локтем. А русские в результате численного преимущества, каждый раз забрасывали нам шайбу. В первые семь минут они забили два гола, которые и привели нашу команду к поражению со счетом 5:3.

   Да, мы плохо сыграли в этот вечер. Зато советские хоккеисты были просто великолепны. Все четыре матча они провели одинаково ровно. У них не было спадов и подъемов. Все игры на одном уровне! Слаженность команды восхитительна! Сейчас сборная СССР сильна, как никакая другая команда в мире. Я не рискну сказать, что русские завоевали бы Кубок Стэнли, но если бы им пришлось играть в НХЛ, то они, несомненно, считались бы фаворитами.

   Оглядываясь назад, на эту игру, я вижу, что допустил ошибку, сделав замены в составе команды. Надо было оставить тех, кто принес нам победу в Торонто. Неважно защищал ворота Драйден. Я никогда не видел, чтобы он так плохо парировал даже простые удары. Зато Третьяк был великолепен. Он просто удручает наших игроков. Мы считали, что он будет плохо отражать высокие броски. Ничего подобного не оказалось. Не будь Третьяка, мы могли бы в каждом матче забивать на четыре или пять голов больше.

   Русские недостаточно активны на своей половине поля, но этот недостаток они компенсируют отличной игрой вратаря и успешными контратаками. Похоже, они получают реальную возможность забить гол почти каждый раз, когда у них шайба. Они также показали, что могут исполнять некоторые "наши" приемы ничуть не хуже канадцев.

   И опять судьи навредили нам. Когда мы проигрывали- 1:3, Джильберт забил гол. Но судья его не засчитал, сказав, что Джильберт втолкнул шайбу ногой, хотя это было не так. Для нас это был поворотный момент игры. Если бы гол засчитали, все могло обернуться по- другому.

   Стыдно завершать матчи в Канаде так плохо. Теперь русские возвращаются домой, имея большое преимущество.

                   

      Перевод Т. Снегиревой.