27 мин.

Президент «Юнисон-Москва» Александр Клименко о том, как в России создавать частный хоккейный клуб с нуля

Молодой российский клуб «Юнисон-Москва» здесь и сейчас обсуждает мир профессионального хоккея, менеджмент клубов и лиг, тренеры и молодые хоккеисты, а также их родители. А это, пожалуй, первое интервью Клименко в должности президента ХК «Юнисон-Москва». Разговор не про завершение сезона, а про начало новой привлекательной истории молодого хоккейного клуба. 

ХК «Юнисон-Москва» – дебютант сезона 22-23, досрочно обеспечивший выход в плей-офф и завершивший сезон в ¼ плей-офф, первый и пока единственный московский клуб в истории «Первенства Национальной молодежной хоккейной лиги» (НМХЛ).

 С момента основания летом 2022 года «Юнисон-Москва» взял высокую планку во всех аспектах, в которых можно представить функционирование современного хоккейного клуба, и только повышал ее по ходу сезона, совершенствуясь, применяя новые технологии, ворвавшись в новостное пространство, создав репутацию дерзкого, прогрессивного и амбициозного клуба.

«Создать профессиональный хоккейный клуб – для меня это  докторская диссертация в спорте»

 — Расскажите, как вы оказались в профессиональном хоккее? Насколько я могу судить по вашей биографии, ранее вы этим никогда не занимались и вдруг такой крутой поворот в жизни.

 — Все началось с подарка. Не поверите, хоккеем я не увлекался и даже на матчах не бывал. До 38 лет не надевал коньки, не держал в руках клюшку, был далек от любых зимних видов спорта.

 В 2018 году друг подарил мне хоккейную экипировку. Считаю этот подарок решающим событием моего прихода в мир хоккея. Теперь я шучу, что он оказался самым дорогим в жизни, но тогда сумка с хоккейной формой еще полгода пролежала без дела. А потом, как и бывает: товарищ подобрал какие-то убедительные слова, я нашел время и… вышел на лед. После первых тренировок, помнится, спрашивал тренера: «неужели кто-то получает удовольствие от игры в хоккей»? Но постепенно настолько втянулся, что порой ходил на тренировки даже глубоко за полночь. 

 — И вот вы втянулись в хоккей на любительском уровне. И сразу же решили создать профессиональную хоккейную команду?

 — «Сразу» ничего не делается ни в бизнесе, ни в спорте, вообще нигде. Познакомился с профессиональным хоккеистом и тренером Денисом Абдуллиным. С ним мы уже начали тренироваться системно. Начала собираться любительская команда. Появилась идея провести первую товарищескую игру. Хоккей ведь, как и любой другой командный вид спорта, интересен в первую очередь своей соревновательной составляющей.

 Но, к слову, к своей дебютной игре мы тоже шли с приключениями. Сначала во время тренировки я сломал ногу с последующей операцией. Затем пандемия коронавируса. В итоге, к своему первому товарищескому матчу 16 ноября 2021 года я шел почти два года.

Любительская команда «Юнисон»

— И все же любительские команды, товарищеские матчи – все это очень далеко от профессионального хоккея. Как появилась идея создания именно профессионального хоккейного клуба «Юнисон-Москва»?

 — Мир бизнеса и управления, который мне близок – это сфера рацио, где все построено на базовых расчетах, иногда даже сугубо математических. Мир хоккея несколько выбивается из этой парадигмы. Поэтому, если сказать емко, любовь и уважение к этой игре и желание внести свою лепту в развитие российского хоккея – это первое и главное, что движет мною сегодня. Именно это и стало основной причиной появления ХК «Юнисон-Москва».

Другое дело, что это еще и проверка на эффективность управленческой системы. Создать профессиональный клуб с нуля – это не только амбициозная, но и очень сложная задача, требующая организации работы по многим направлениям. И такая цель меня определенно вдохновляет. Результат команды зависит от многих подразделений и факторов. Все это надо учесть, выстроить работу, ориентированную на путь команды к победе. Для меня это, если хотите, – моя докторская диссертация в спорте. И когда будут достигнуты цели, в свое время поставленные перед самим собой, наверное, это и будет подтверждением моей управленческой квалификации, теперь уже в сфере спорта.

— А откуда появился «Юнисон»? В него вложен какой-то особый скрытый смысл или это просто название?

— «Юнисон» – это единение сердец, взглядов, взаимное доверие друг к другу, это большая спортивная семья. Мы для себя определили так: ты можешь действовать в унисон, грамотно и сообща, только если доверяешь партнеру по команде или по жизни, когда твои интересы и желания совпадают и вы движетесь в едином порыве к общей цели. Именно в этом основная идея и даже философия как названия, так и самого клуба.

 — Команде «Юнисон-Москва», если отталкиваться от даты создания 17 сентября 2022 года, всего 8 месяцев, даже нет календарного года. Свой первый сезон клуб завершает с достойным результатом ¼ плей-офф кубка Регионов НМХЛ. Но складывается впечатление, будто команда могла и хотела большего. Какие у вас впечатления от первого профессионального хоккейного сезона?

 — Очень смешанные мысли и чувства. Я точно не доволен спортивным результатом. Это не то, на что я рассчитывал. Год назад, в это время, клуба еще не было, он существовал только на бумаге. Мы поздно начали просмотровые сборы, поздно стартовали. Первая игра у нас была 17 сентября, победили 6:5. Очень эмоциональный матч получился, а ведь он тогда, по сути, показал картину всего сезона. По ходу встречи мы то выигрывали, то проигрывали, то отыгрывались, нащупывая характер и стиль игры команды. 

 Мне тяжело дался спортивный итог сезона, я рассчитывал и делал все для того, чтобы клуб стал обладателем кубка. К сожалению, все сложилось иначе. Почему? Тут вопросы и экстра-роста, и наших внутренних компетенций: их не хватило для того, чтобы достичь ожидаемого результата. Да, мы дошли до четвертьфинала, и теперь это уже история клуба, написанная в этом сезоне. Для меня же это повод для еще большего упорства. Уверен, что сделаем все возможное, чтобы Кубок сезона 2023/24 стал нашим.

 — Когда вкладывается много сил, эмоций и других ресурсов в результат, а он все равно не достигается, многие забрасывают это дело. Не боитесь, что и с вами подобное может случиться?

 — В «Крестном отце» Вито Корлеоне произносит великолепную фразу: «Женщинам и детям можно быть беспечными, но не мужчинам». Взявшись за дело, нужно нести ответственность перед командой, перед болельщиками, которые в нас поверили. Поэтому рассуждения категориями «устали» или «эмоционально выдохлись» – не про меня, не про клуб. Мы, конечно же, будем идти дальше, наша амбициозная цель – играть в КХЛ. Наша мечта, не побоюсь этого слова, – быть в плеяде лучших хоккейных клубов России. И в то же время наша философия – достичь этого результата эволюционно, пройдя все ступени и получив опыт.

Генеральный менеджер Денис Абдуллин и президент клуба Александр Клименко

— Вы сказали, что процесс создания клуба – это ваша докторская диссертация. В диссертациях есть такое понятие, как «научная новизна». Погрузившись в хоккей, спортивный менеджмент, что нового получилось привнести в данный проект из бизнеса, госуправления?

 — Для меня принципиально важна системность подхода в любой деятельности. Например, мы проводим еженедельные штабы хоккейного клуба, где участвуют профессионалы по всем направлениям. Считаю, что нет людей, знающих все ответы на все вопросы. Но компетенция каждого в своей сфере дает возможность получать качественные ответы и находить решения по разным проблематикам. Коллегиальное управление и принятие решений – отличный способ управлять хоккейным клубом в быстро меняющейся среде.

 Еще пример: в клубе существует такое понятие – карта рисков на сезон. Мы смотрим, какие риски есть, градируем их от маловероятных к весьма возможным, сразу продумываем план действий для их минимизации. Этот бизнес-инструмент отлично зарекомендовал себя в хоккейном менеджменте.

 Далее. Мы обязательно смотрим на игру с точки зрения количественно-качественных показателей. Этот принцип из сферы госуправления. Это дает нам намного больше понимания игры с точки зрения набора основных параметров. Та же система «умная шайба» позволяет нам принимать более взвешенные решения в контексте тренировочного процесса, определения параметров и рисунка игры, понимания трансферной политики. Поэтому, естественно, опыт и в бизнесе, и в госуправлении помогает.

 Что такое предпринимательство на примере производства? Это одно большое ЧП, где постоянно происходит что-то непредвиденное. И ты должен в постоянно изменяющемся мире что-то ПРЕДпринимать: правильно и вовремя принять решение, какие-то угрозы предвидеть, какие-то нивелировать, а с чем-то справиться по факту.

 В спортивном менеджменте все работает несколько иначе. В плане построения общих процессов, к примеру, в кадровой работе, все сравнимо с любой системой, которой ты управляешь. И существующие вызовы ничем не отличаются от тех, которые встают перед нами на промышленном предприятии. Но хоккей – это в первую очередь игра с постоянным фактором неожиданности. Мы можем очень точно и в цифрах анализировать себя и конкурентов. Мы можем статистически просчитывать сильные и слабые стороны, можем готовиться к рискам. Но начинается игра, в дело вступает его величество Хоккей – непредсказуемый и щедрый на шансы, неожиданные возможности. А не будь этого, то, возможно, и хоккейный клуб «Юнисон-Москва» не состоялся бы. В этом и состоит главная прелесть Игры.

 — Хоккей ведь не единственное ваше дело жизни. Но, если сегментировать сферу ваших занятий, сколько времени, нервов и других ресурсов отнимает управление хоккейным клубом?

 — В моем трудовом графике хоккей в этом сезоне занял 50% времени и это очень много. В плане энергетических затрат, эмоций – то все 80, а может и 90%. Если побеждаем, то радость переносится и на рабочие процессы, если проигрываем... огорчаемся. Но все же это первый сезон, и я осознаю, что пока не столько рационально, сколько эмоционально смотрю на многие процессы. С новыми сезонами, уверен, эмоционально будет точно легче.

 — Профессиональный спорт в России – это чаще не про бизнес, а про работу в убыток. Вы с этим согласны?

 — Скажу так: как устроен профессиональный спорт в России и можно ли в этой сфере зарабатывать – это отдельная большая тема.

 Могу рассказать конкретно о том, как устроен ХК «Юнисон-Москва». Об успешной бизнес-модели для нашего клуба говорить пока рано. Мы в самом начале этого пути и сейчас, объективно, можем рассчитывать только на свои силы и возможности. Но мы активно изучаем, как устроена НХЛ, Лига чемпионов и другие формы функционирования и организации большого спорта. Перекладываем это на реалии российского хоккея. Безусловно, у нас есть идеи и решения для монетизации проекта, но пока они далеки от эффективного результата. Выйти в коммерчески успешную модель клуба – это одна из наших приоритетных задач. Пока же мы учимся, осваиваемся и изучаем успешные опыты наших коллег. 

фанатский сектор «Логово грифона»

— То есть категорично говорить, что спорт в России – это не про бизнес, нельзя?

 — Россия – предельно спортивная страна, которая задает стандарты и постоянно повышает планку конкуренции для всего мира. И, возможно, именно поэтому сегодня российский спорт столкнулся с массовой культурой отмены со стороны Запада. Считаю, что все предпосылки для построения эффективных бизнес-моделей спорта в России точно есть, они обречены на реализацию.

 Что же касается нашего клуба, то в бизнесе я – большой прагматик и даю себе отчет, что и через три, и через пять лет «Юнисон-Москва» вряд ли выйдет на полную самоокупаемость. Но для нас сейчас гораздо важнее отработать направления, по которым клуб сможет получить доходность уже в ближайшем будущем. Сегментировать направления, затем малыми шагами, методом проб и ошибок найти решения.

 — Если бы сейчас появилась возможность вернуться назад, когда команда только создавалась, что бы вы изменили?

 — Все, что мы хотим изменить, сделаем в сезоне 2023/24. У нас вышел эмоционально яркий сезон. Ошибки проанализировали. И сделаем все, чтобы стать сильнее. Правда, нужно еще учитывать, что в будущем сезоне нам фактически заново предстоит построить команду. Из 31 игрока сезона 2022/23 по возрастным ограничениям НМХЛ 19 ребят уже не смогут продолжить контракты с клубом. Поэтому закатываем рукава и начинаем сначала.

«За аудиторию сегодня приходится бороться, буквально толкаться плечами за ее внимание»

 — Судя по уровню организации процессов в команде, «Юнисон-Москва» может играть и в МХЛ, и в ВХЛ. Но вы сознательно пошли именно в НМХЛ. Почему?

 — На данный момент нам нужно решить два вопроса: получить знания, компетенции в спортивном менеджменте, понимание, как все устроено и, конечно же, соревновательный момент. НМХЛ всем этим требованиям соответствует. Это начальная ступень, так как ВХЛ —  продвинутый уровень, ну а про КХЛ пока и говорить рано.

Мы должны пройти эту школу, а для меня это значит – выиграть кубок. Тогда буду считать, что обучение прошел, экзамен сдал, могу идти дальше. Поэтому, повторю, главное – эволюционное развитие, с уважением к системам, в которые мы приходим. Это мой принцип. Не просто приходить и потреблять, а еще и что-то давать взамен: знания, умения, повышать спортивную конкуренцию.

Когда обосновывали, почему мы должны быть в НМХЛ, говорили, что принесем с собой идеи и технологии, которые до нас не применялись в Лиге. Увеличим саму аудиторию НМХЛ, создадим дополнительную конкуренцию. Думаю, эти задумки по итогам первого сезона мы во многом осуществили.

Еще один важный момент мы осознали уже по ходу минувшего сезона. Профессиональный хоккейный клуб без вертикали, в основе которой лежит детская школа, невозможен. Это был бы клуб без корней. Поэтому у нас должна полноценно работать детская школа, юниорская команда, надо дать возможность играть своим воспитанникам в молодежных клубах, а потом уже в ВХЛ или КХЛ. Поэтому в новом сезоне постараемся реализовать интересные ходы и в развитии основных игроков, и в развитии детской хоккейной школы.

— Как оцениваете Лигу и уровень команд с точки зрения бизнеса?

— Если оценивать именно с точки зрения бизнеса, то главная проблема Лиги – аудитория. Она невелика. Естественно, ее некорректно сравнивать с аудиторией КХЛ или ВХЛ. Но у НМХЛ огромный потенциал и с ним надо работать. Федерация хоккея России сделала очень нужный и важный чемпионат, дав возможность молодежи играть в профессиональный хоккей не только в вертикали больших клубов. А у зрителей и болельщиков не самых больших городов России появился шанс вживую увидеть зрелищный хоккей, а не только наблюдать за признанными грандами по телевизору. Но за аудиторию сегодня приходится бороться, буквально толкаться плечами в непростых битвах за ее внимание. 

Работа с аудиторией в нашем клубе поставлена во главу угла и не будет преувеличением сказать, что появление «Юнисон-Москва» в НМХЛ много сделало для разогрева чемпионата и аудитории. Простая математика: если мы посчитаем число подписчиков в социальных сетях и просмотров трансляций матчей, сравнив два последних сезона, то мы увидим трехкратное увеличение интереса к Лиге и рост аудитории НМХЛ. Это говорит о том, что мы на правильном пути. 

Мне очень понравилось, как мощно прошел недавний плей-офф лиги во многих городах России. В том же Кирово-Чепецке болельщики, не поместившиеся на трибунах, смотрели хоккей на улице, стадионы в Рыбинске и Тамбове заполнялись до отказа. 

— А у вас есть идеи или, возможно, предложения к регламенту лиги? 

 — Есть и предложения, и инициативы. Мы уже передали свои наработки на рассмотрение в Федерацию.

К слову, мы вышли с предложением к лиге увеличить еще на год возрастной лимит для хоккеистов. Для парней, уже отыгравших, встает вопрос: куда им дальше идти? Много ребят, которым требуется еще год-полтора игровой практики, чтобы сделать уверенный шаг во взрослый хоккей. Достаточно и тех хоккеистов, и я сейчас опираюсь на данные нашего клуба, которым просто не хватает времени, чтобы раскрыться. Я считаю, что им нужно помочь.

Вопрос возраста сам по себе, конечно, очень дискуссионный, ведь «плюс один год» создаст условия, когда молодым ребятам будет в разы сложнее конкурировать со взрослыми хоккеистами. Здесь точно назрела дискуссия со всеми клубами НМХЛ и самой ФХР.

Выезд болельщиков «Юнисон-Москва» на четвертьфинал плей-офф в Рязани

«Контракт на сумму менее 50 миллионов мы даже не будем обсуждать, хотя осознаем – это огромные цифры для любого спонсорского соглашения»

 — О букмекерах. Работаете с ними? И видите ли какие-то точки соприкосновения с ними именно как клуб, а не как участник НМХЛ?

 — С букмекерами у нас пока формат «дружба врозь». Они присматриваются к нам. Мы движемся вперед.

Для нас клуб «Юнисон» – светлая, трогательная история, в нее мы вложили не просто любовь к хоккею, но и свои идеи, смыслы, финансовые затраты. Наш бюджет, и мы этого не скрываем, в 3-4 раза больше, чем у любого клуба в НМХЛ. И для нас важно, чтобы партнер, пожелавший встать рядом, разделял и наши ценности. Понимаю, это не совсем про бизнес, но мы сегодня находимся на той стадии, когда к сотрудничеству в формате «титульный партнер» или «генеральный спонсор» относимся как к свадебному партнерству.

Сумма нашего контракта существенно отличается в большую сторону от того, что есть в нашей нише на рынке сегодня. Контракт на сумму менее 50 миллионов мы даже не будем обсуждать, хотя осознаем, что это огромные цифры для любого спонсорского соглашения. Но «Юнисон-Москва» того стоит. Это большая хоккейная семья с уже сложившимися традициями и большими перспективами.

 — А есть ли вообще рекламные деньги в НМХЛ?

 — Рекламных денег в лиге нет, по крайней мере мы их не получали. Трансляции никто не покупает, цена билета на матчи весьма условна. Нам и так с головой хватило дискуссий по поводу 750 рублей за билет на наши матчи, в то время как у большинства клубов лиги они были чуть ли не бесплатными. Возможно, я раздаю советы, о которых меня не просят, но считаю, что одним из бизнес-направлений развития НМХЛ могло бы стать титульное спонсорство. Спонсор, к примеру, формирует призовой фонд. А дальше, допустим, идет по принципу футбольной Лиги Чемпионов – чем дальше клуб проходит, тем больше выигрывает. Тогда это будет интересно с точки зрения концепции, формата и мотивации для клубов.

В России ведь достаточное количество крупных корпораций или организаций, которые могут это сделать. Тогда бы у клубов-участников НМХЛ выстроилась вполне понятная бизнес-модель, экономика и целеполагание. Это могло бы обеспечить невероятный скачок в развитии молодежного хоккея в России.

 — У вас есть планы на будущий сезон подписать соглашение с каким-либо профессиональным клубом, выступающим в МХЛ, ВХЛ или КХЛ, чтобы стать их фарм-клубом? С одной стороны, это серьезная мотивация для игроков, возможность усиления в плей-офф, но в то же время существует риск потери ключевых хоккеистов по ходу сезона, ведь их может забрать основная команда. Думали об этом?

 — Не вижу веских причин, зачем мы им нужны. Это если смотреть с резона больших клубов. Но и с точки зрения наших интересов это потеря собственной независимости, идентичности, философии. Неравное партнерство всегда приводит к краткосрочности. Мы же нацелены на построение своей вертикали. А вот сколько для этого понадобится времени, вопрос другого порядка. Но мы изначально были готовы к марафону. Клуб – это не задача на год или два. Когда мы его создали, то понимали, что это долгий и постоянный процесс, требующий ресурсов, энергии, времени, внимания и постоянных финансов.

«Хоккеисты-профессионалы из КХЛ смотрели наш быт, наши тренировки и сами нам говорили: это уровень КХЛ»

 — Кто для вас игрок «Юнисон-Москва»? К чему молодой парнишка должен стремиться, чтобы им стать?

 — Он должен обладать четырьмя качествами: любовь к хоккею, самопожертвование, жесткая дисциплина и послушание.

Любовь к хоккею не требует объяснений. Что же касается дисциплины и послушания... Да, именно послушания. Я не оговорился. Считаю, что к тренеру следует не просто прислушиваться, а выполнять буквально все, что он говорит. Если нет понимания и принятия этого, игрок не станет ни будущим Овечкиным, Малкиным или Бобровским. 

Другой важный момент – самопожертвование. Это наш ментальный код команды. Мы как клуб создаем для игрока все условия. По многим параметрам наша организация процессов достигла уровня команд КХЛ. Я это говорю не по своим ощущениям. Хоккеисты-профессионалы из КХЛ смотрели наш быт, наши тренировки и сами нам говорили, что это уровень КХЛ.

 Мы так выражаем свою любовь и уважение к игроку, не только на словах, но в действиях. Что мы ждем взамен? В том числе самопожертвования на льду.

Клуб – твоя семья. Но на льду, будь добр, показывай все, что можешь, а если надо, и жертвуй собой во имя команды. Тогда ты достоин быть игроком «Юнисон-Москва».

— Хотите, чтобы «Юнисон-Москва» играл в определенный тип хоккея или отдаете этот вопрос на усмотрение тренера, с которым работаете?

 — Все зависит от тренера, он главная скрипка. Я, конечно, за комбинационный, атакующий, умный и силовой хоккей. Тот, что будет интересен нашему болельщику. Но я понимаю, что у каждого тренера есть свой стиль, рисунок игры, мы все это предварительно обсуждаем. Неизменной для нас является лишь принцип – развитие и использование лучших качеств игрока должно быть помножено на идеологию клуба.

 — Как вы строите свои взаимоотношения с тренерским штабом? Это такая тонкая материя – быть вовлеченным, но и не навредить.

 — Я четко разделяю работу президента клуба с работой тренера. Определиться с тренерским штабом, руководящим составом клуба – это моя задача, а дальше я все строю на доверии. У тренеров есть полная свобода действий. Важные моменты мы обсуждаем на штабе хоккейного клуба. И именно тут есть место для дискуссии.

 — Расскажите о вашей практике внедрения «Телематики» в работу. Насколько я понимаю, это недешево. И не совсем хоккейным людям поясните, зачем это нужно. Оправдали ли себя затраты, планируете ли использовать ее дальше?

 — «Телематика», если совсем коротко пояснить для не хоккейных людей, – это система, позволяющая в режиме реального времени по каждому игроку получать глубочайший спектр самых разных данных. Систему не мы придумали, ее активно используют в КХЛ. Но мы первые, кто ее внедряет в молодежном хоккее. По затратам скажу, что они себя оправдали и «Телематику» определенно стоило использовать.

 Это позволило нам лучше понять игру с помощью цифр. К тому же, когда мы ее внедряли, мы хотели, чтобы наши хоккеисты имели возможность расти даже по окончании контракта с нами. И одна из таких точек роста –  добавление их статистики в общую базу, где находятся данные всех игроков КХЛ. По итогам сезона своим выпускникам-хоккеистам мы сделали профайлы, своего рода количественно-качественные характеристики на основе данных «Телематики». В них уже идет сравнение с игроками КХЛ по схожим показателям.

 Помню, когда мы ее только внедряли, то говорили игрокам: теперь вы в единой базе, можете сравнивать свои показатели с показателями других игроков, можете видеть свои сильные и слабые стороны, будете знать, что нужно в себе дорабатывать. И вот получив первые данные, убедились, что не зря пошли на этот шаг.

 — Игорь Горбенко продолжит работать с «Юнисон-Москва», какие задачи перед ним ставите в новом сезоне?

— Задача у него одна – сформировать сильную команду и привести ее к Кубку Регионов сезона 2023/24. 

Игорь Горбенко

— Не можем обойти тему отставки Дениса Куляша и Андрея Таратухина, этот вопрос повис в воздухе как самый обсуждаемый в сезоне НМХЛ 2022/23. Почему состоялась полная смена тренерского штаба перед плей-офф?

 — Прежний тренерский штаб – профессионалы, которые помогли нам досрочно выйти в плей-офф, но и себе сформировали отличное портфолио. Они только пришли на тренерский мостик, завершив игровую карьеру, и с первого раза смогли вывести команду в плей-офф, причем досрочно. На первом этапе команде нужен был взрыв, чтобы подняться с начальной точки. Досрочно обеспечив себе место в кубковой восьмерке на Западе, мы сознательно пошли на изменение вектора команды, добавив системности и стабильности в игру. Смена тренерского штаба состоялась именно под эти задачи.

 У нас оставалось еще 8 игр в запасе, чтобы опробовать и наиграть новые схемы с новым тренером. Даже если бы мы все оставшиеся матчи до плей-офф проиграли, мы бы все равно остались в зоне плей-офф. Но я напомню, что 7 матчей с новым тренерским штабом мы прошли без поражений. Семь из восьми, т.е. никакого спада в игре команды не произошло и близко. Эксперимент был оправдан.

«Я помню, как наши болельщицы рыдали после проигрыша, а искренние эмоции детей на матчах – это бесценно»

 — И все же, если поискать в поисковиках «Юнисон-Москва», посмотреть количество подписчиков в социальных сетях, просмотры матчей в ВК, то вовлеченность в жизнь команды столь большого количества болельщиков за такой короткий промежуток времени впечатляет. В чем секрет? Медийщикам это точно будет интересно.

 — Секрета нет. Это как раз системность подхода. Мы ежедневно работаем над тем, чтобы наши посылы и ценностный ряд были понятны и разделялись нашими болельщиками. При этом мы пока только на начальном этапе. Я очень хочу, чтобы вовлеченность болельщиков в наш проект росла и множилась. Мы любим наш клуб. Но клуб мертв, если у него нет своих болельщиков. А мы за жизнь.

 — Как вы оцените поддержку болельщиков, которые были с командой на каждом матче?

 — Очень благодарен. Они уже стали частью нашей большой спортивной семьи. Ты приходишь на арену и видишь знакомые лица, начинаешь их запоминать, именно так и начинается коммуникация. Когда мы организовали выезды в Рязань, это было несколько автобусов в разные дни. Я помню, как наши болельщицы рыдали после проигрыша, помню искренние эмоции детей на матчах, это бесценно. 

И сегодня мы думаем, как будет развиваться клуб дальше, чтобы эти парни и девушки снова приходили на арену за эмоциями и вместе с нами побеждали.

— А кто ваш болельщик сегодня? В Москве, где такая плотность хоккея и мероприятий, найти своего зрителя, а тем более искреннего постоянного болельщика, – серьезная задачка со многими неизвестными.

— Мы стараемся быть интересными для каждого, кто влюблен в хоккей. И даже дерзаем, чтобы выйти за эти рамки и показать эту игру тем, кто раньше ее не видел и не интересовался. При этом мы стараемся совместить праздник хоккея с семейным времяпровождением. А говорить о каком-то конкретном типаже болельщика сейчас еще очень рано. Клубу нет даже года. Сейчас главная задача – показывать максимально красивую игру, эмоции, выдавать классную атмосферу на арене. Без игры самой команды трудно планировать поиск болельщиков. Мы видим свою миссию через популяризацию хоккея для тех, кто вообще ничего не знает об этой игре. Все делаем для того, чтобы пронзать стрелами хоккейного Амура любого, кто попадает к нам на арену.

— Заметили, что на матчах «Юнисон-Москва» часто можно столкнуться с популярными молодежными блогерами, актерами, певцами. Это тоже специальная стратегия по популяризации клуба?

— Это друзья. Тот же блогер Субо – друг нашего хоккейного клуба, мы хорошо общаемся, он прекрасный и открытый человек. Субхан много сделал для позиционирования «Юнисон-Москва», за что ему огромное спасибо от всех нас. Большое число подписок и охватов связаны в том числе и с его активной деятельностью. Но это не часть стратегии, а дружба, где каждый желающий вносит свой посильный вклад в развитие «Юнисона». Все, кто приходит к нам на арену, друзья хоккея. Одна большая спортивная семья «Юнисон».

Популярный блогер Субо на матчах «Юнисон-Москва»

«Сегодня мы даем возможность молодым хоккеистам выйти и играть под сводами легендарной ледовой арены Москвы»

— Есть ли какая-то уникальность у ХК «Юнисон-Москва» или об этом еще рано говорить?

— Точно не рано. Уже сейчас это интересный кейс. Мало клубов, которые за последнее время вот так создавались с нуля. Через «Юнисон» проходят многие люди, и он резонирует в каждом сердце, к которому прикасается. Этот резонанс тоже его уникальность. Я по ходу сезона говорил нашим хоккеистам, что они нас будут помнить всю жизнь, потому что не везде относятся с такой заботой и вниманием к игроку, спрашивая при этом его мнение. Даже в вопросах подбора правильного спортивного питания, которым у нас занимается чемпион мира по фитнесу Богдан Плетнев. Тот же Игорь Горбенко – большой тренер, это ценный опыт для молодых игроков «Юнисон-Москва» тренироваться и расти под его руководством. 

Откуда появилась идея играть на ВТБ Арене? Это уважение к хоккеисту, который из-за своего особенного графика с детства не догулял, многим пожертвовал, отдавая все свое время хоккею. А сегодня мы даем ему возможность выйти и играть под сводами легендарной ледовой арены Москвы.  

В нашем клубе нет равнодушных, когда мы организовываем матч. Я стараюсь общаться со всеми: от режиссера до барабанщика, от комментатора до чирлидеров. Здесь никто не «отбывает номер». Мы все вовлечены в одно общее дело под названием «праздник хоккея».

— Узнавая, на какой арене играет новый молодежный клуб «Юнисон-Москва», почти у каждого сначала было неподдельное удивления, а затем вопрос «Почему?». Расскажите, как вы оказались на ВТБ Арене, ведь по аренде она самая дорогая в Москве. Логично же было сэкономить и выбрать вариант попроще.

— На момент выбора, где будем играть, мы друг другу идеально подходили. У них опыт организации, технологии и конечно же имя, у нас – начало сезона, и вообще, начало жизни. Они про бизнес, мы про хоккей, и тут было все максимально просто: есть цена, есть услуги, а они заинтересованы в заполнении арены, а мы хотели получить арену высокого уровня и технологий. Использовать «Телематику» с «умными шайбами» мы смогли тоже благодаря именно ВТБ Арене. Так мы друг друга и нашли.

— А что по следующему сезону? Продолжите там играть или перейдете на новую площадку?

— Остаемся на ВТБ-арене. И хочется сказать слова благодарности руководителю ВТБ-арены, а также большому коллективу, который каждый раз делает все, чтобы наши домашние игры прошли на высоком уровне. 

«Это лучший детский турнир Москвы с 12-часовым онлайн-марафоном, призами, топовыми гостями и Кубком Гагарина»

 — Каковы планы команды на ближайшее будущее?

 — У нас формируется стратегия хоккейного клуба 2030. Наше развитие будет проходить по нескольким ключевым направлениям. Мы создаем пирамиду хоккейного образования и развития: «детская школа – молодежная команда – команда мастеров». В этом году мы планируем продолжить играть в НМХЛ и вплотную подойти к вопросу организации работы детской хоккейной школы. Следующий этап – это создание собственной инфраструктуры клуба. Для стабильного существования нам необходима тренировочная база, свой лед.

«Торпедо-2014» – победитель первого турнира на Кубок Юнисона

— Кстати, в начале мая Вы уже успели нашуметь детским турниром в Москве на кубок «Юнисон». Это задел на развитие детской школы?

— Это часть реализации стратегии ХК «Юнисон-Москва» в развитии направления «детский хоккей». Вместе с партнерами «Красная Машина Юниор» получилось сделать, на мой взгляд, лучший детский турнир и по географии команд, ведь к нам приехали сильнейшие детские команды с разных уголков России, а также Беларуси. Аудитория , и по вниманию аудитории, которую мы привлекли, собрав более 1,5 миллионов просмотров на всех площадках турнира. Вы бы видели какая битва была в финале, интрига и накал сохранялись до последних секунд, но всё же нижегородское «Торпедо» победило. К нам на турнир приходили именитые гости, у детей была отличная возможность сфотографироваться с главным хоккейным трофеем стран СНГ и Европы – Кубком Гагарина, пообщаться с олимпийским чемпионом и трёхкратным чемпионом КХЛ Никитой Нестеровым, легендарным тренером Валерием Брагиным, который с молодежной сборной выигрывал золото на чемпионате мира. А ведь это эмоции и память на всю жизнь, мотивация, чтобы стремиться к новым хоккейным высотам. 

— А каковы планы на следующий сезон?

 — Кубок в сезоне 2023/24. Развитие детской школы с разными возрастными группами. А при условии завоевания Кубка Регионов, квалификация в сезоне 2024/25 с переходом в ВХЛ.