10 мин.

Салихов показал мастер-класс. Яркий финиш от «Короля кунфу»

По-прежнему побеждает очень ярко. И это в 41 год.

Показал свой класс в Абу-Даби. 41 год. Соперник – бразильский панчер, на десяток лет моложе. Пара ложных движений, шаг назад – и бум: правый оверхенд на 42-й секунде.

Свет выключен. Чистый нокаут. Бонус за «выступление вечера»!

Салихов становится всего четвертым бойцом в истории UFC, кто вышел на серию из трех побед после сорока: в компании Орловского, Гловера и Триналдо. Давайте вместе вспомним впечатляющий путь нашего бойца в материале блога «Все, ребята — гогоплата!».

Саньда, первые победы и титул «Король кунфу»

Муслим Салихов обладал всем, чтобы стать легендой еще до UFC, но его легенда писалась на другом языке и в других залах. Не в октагоне, а в ушу-саньда. Не в Лас-Вегасе, а в Сиане и Пекине, под звон гонга и крики «ха!» из залов, где пахло древесиной, потом и ладаном.

Он родился в Махачкале – в республике, где боевые искусства впитываются с детства, как запах очага. В детстве пробовал карате, потом кикбоксинг, но настоящая тяга появилась, когда он открыл для себя китайское ушу. Его завораживала не просто техника – философия. Там были не только удары, но и школа характера, плавность, внимание к деталям, дисциплина, почтение к мастеру. Не драка, а движение с намерением.

Ушу-саньда – это не просто удары. Это хитрый гибрид: кикбоксинг, бокс, борьба в стойке, броски и работа в клинче. Условно говоря, муай–тай и самбо, только с китайской душой. Уникальный стиль, где прыжки с разворота и подсечки не для понтов – они часть системы. И наш скромный Муслим Салихов оказался в ней как у себя дома.

Он быстро стал исключением. Уже в двадцать лет был на первых полосах азиатских спортивных газет, в двадцать пять – главным антагонистом и одновременно любимцем публики. Китайцы привыкли, что саньда – их территория, и появился парень из России, который не просто побеждает, а делает красиво, с уважением к традиции, но на чужом языке.

Муслим выиграл пять чемпионатов мира по саньда, а в 2008 году завоевал золото на Всемирных играх боевых искусств в Пекине, где его финал показывали по центральному китайскому телевидению, как Олимпиаду. Он был героем эфира, но главное – он стал первым иностранцем, кто завоевал титул «Короля кунфу». Это звание, которое вручается чемпиону Гран-при по ушу-саньда. До него его выигрывали только китайцы. После него – тоже.

Его прозвали «Русским Шаолинем», и в этом прозвище была не ирония, а уважение. В Китае он стал своим – не по паспорту, а по духу.

Салихов дрался не как борец и не как обычный кикбоксер. Его стиль был кинематографичным: прыжки с разворота, ударные комбинации с подскоком, подсечки, после которых соперник взлетал, как подбитый. Все это было не на показ – просто его база была такой. Он не подражал Джету Ли – он дрался как он. Только по-настоящему.

Каждый его бой – это была сцена. Он не просто побеждал, он дарил ощущение, что ты смотришь редкое боевое искусство, забытое в век прагматизма. И что важнее всего – он побеждал китайцев, у них дома, по их правилам и с их судьями.

И за это его не просто уважали. Его признали. Он стал частью той школы, которую сам когда–то наблюдал только в фильмах.

В том мире он был суперзвездой, хоть и без твиттера, интервью на английском и контрактов на шесть нулей. Просто этот мир не был ММА.

Чужой мир и первый провал: как Салихов не сдался

Когда человек забирает пять чемпионатов мира по ушу-саньда, золото Всемирных игр и уходит непобежденным из китайского зала, где титул «Король кунфу» дается один раз в жизни, – кажется, что его история завершена. Все, титры, мастер уходит в тень. Но у Муслима Салихова было другое чувство.

Слава саньда – это уважение, но не узнаваемость. Китай знал его в лицо, но за его пределами имя «Салихов» почти ничего не говорило бойцовскому миру. Его стиль – уникальный, совершенствованный годами, с ударами с разворота и строгой стойкой – не мог остаться в рамках одной школы. Он захотел перенести технику туда, где дерутся все стили – в ММА.

Муслим дебютировал в смешанных единоборствах в 2011 году. Первые два боя – легкие победы. Но уже на третий бой пришло поражение. Первый раунд. Удушение со спины. Разочарование. И все, как будто выключили свет. Это был чужой мир – без своих фанатов, без судей, понимающих твою технику, без традиционного поклона перед боем. Здесь хватали за шею и душили. Здесь уважение надо было зарабатывать с нуля.

Он исчез. Не громко. Без интервью. Просто ушел – как человек, который понял, что пока не готов. Год простоя. Потом второй. И только в 2013 году он снова появился – в М-1, против бойцов из другой оперы. Победил. Потом еще. И еще. Тихо, без лишнего шума, он начал строить себя заново.

Настоящее же возвращение Салихова началось в 2015 году. Муслим стал другим бойцом. Больше не было наивной веры в то, что стиль все решает. Теперь он бил с умыслом. Раскладывал, как по нотам. Подготавливал удары. Чувствовал тайминг. За два года он выиграл восемь боев подряд, причем все – досрочно. Он бил, как герой азиатского боевика, но с холодной прагматикой. Это был уже снайпер в китайском шелке.

Из героев саньда в лигу чемпионов: путь в UFC

После томительного ожидания прорыва в лучшую лигу мира в 2017 году – спустя шесть лет после дебюта – Муслим подписал контракт с UFC. Ему было 33. Поздно по меркам лиги, но вовремя по меркам пути. Ему не нужно было ничего доказывать – кроме одного: что его стиль может выжить даже в октагоне.

И опять – первое выступление, и опять – поражение. Снова удушение со спины. Алекс Гарсия поймал его в партере. И это был второй поворот. Потому что после второго падения многие уходят навсегда. Но Муслим остался. Спокойно. Без слов. Потому что знал: чтобы драться – не обязательно выигрывать каждый раз. Главное – не исчезать навсегда.

Вернулся в очередной раз в 2018 году и начал рубить. Нокаут Рикки Рейни. Нокаут Нордина Талеба – из тех, что показывают в нарезках «удары года». Уверенная победа над Лауреано Старополи, а потом – над бразильцами Элизеу Залески дос Сантосом и Франсиско Триналдо.

Это была его лучевая фаза – когда стиль, скорость и мудрость совпали. Он не лез в размен, не шел вперед без нужды. Он ждал, как мастер боевого кино, пока соперник сам откроется. И бил так, будто оттачивал удар двадцать лет.

После пяти побед подряд спад случился в 2022 году. Ли Цзинлян нокаутировал его в размене. Потом яркий, но неровный бой с Андре Фиальо – победа с потрясениями. Затем – решение не в его пользу против Николаса Далби, оставившее осадок: усталость, медлительность, будто тело не успевает за головой. В начале 2024-го – нокаут от Рэнди Брауна.

И все-таки он не остановился. В июле 2024-го умнейший бой против Сантьяго Понсиниббио – аккуратный, зрелый, с акцентом на тактику. Победа раздельным решением. А в ноябре, в Китае – как поэтический финал – он снова закрутил колесо. Кик с разворота в голову и нокаут Суна Кинана. Почти как тогда, в 2017-м. Только теперь это ветеран, а не проспект.

Показал свое мастерство и сегодня, в Абу-Даби. В 41 год. Соперник – бразильский панчер на 10 лет моложе. Пару движений в клетке, отход и бум – правый оверхенд на 42-й секунде. Выключенный свет. Салихов вышел на серию из трех побед после сорока лет всего лишь четвертым в UFC: после Андрея Орловского, Гловера Тейшейры и Франсиско Триналдо.

Почему мы всегда будем болеть за Салихова

Он никогда не шумел. Он просто делал свое.

Муслим Салихов – не боец, за которым гоняются камеры. Он не делает вызовов, не танцует у весов, не цепляется за тренды. Он пришел в UFC без шума – и остался в нем надолго. Именно это и делает его особенным.

Мы любим его не за пресс-конференции, а за то, как он двигается в клетке. За точность. За холодный расчет. За редкие, но всегда правильные удары. Он как боевая каллиграфия – ни одного лишнего мазка.

Мы любим его за стиль. Кик с разворота – не для хайлайта, а как часть системы. Подсечка – не понт, а логика. Контроль в стойке – не страх, а мудрость.

Любим за тишину. В эпоху, где все кричит, он – тишина. В ней – дисциплина, школа, уважение к бою. Он не спорит с судьями. Не обвиняет поражения. Не объясняет, не оправдывается. Просто выходит и делает. Иногда проигрывает. Иногда блестит. Всегда – остается собой.

И главное – мы любим его за путь. Он не пролетел, как комета. Он шел. Медленно. С падениями. С перерывами. Через Китай, через сабмишены, через сомнения. И дошел. Доказал, что стиль можно сохранить. Даже в клетке. Даже в 41. Даже тогда, когда никто уже не верит, кроме тебя самого.

Что дальше: тишина или еще один нокаут?

Муслиму Салихову – 41. Он только что оформил второй нокаут после сорока. Он все еще бьет жестко. Все еще не теряет тайминг. Все еще способен обмануть и поймать.

Но мы понимаем: скорее всего, это уже последние главы. И в этом нет ни капли печали.

Он показал себя на всех уровнях: от саньда до UFC, от китайских дворцов до эмиратских арен. Он не чемпион UFC – но оставил образ, который будет жить дольше, чем пояс на плече.

Образ мастера, который всегда оставался собой. Образ бойца, который пришел с другим стилем – и не предал его. Образ иностранца, которого китайцы называли своим.

Что дальше? Он может уйти – и никто не скажет, что рано. А может остаться – и снова показать, как надо. В любом случае, это будет красиво. Потому что Муслим Салихов умеет делать только красиво. После боя с Карлосом Леалом прямо в клетке он бросил вызов Стивену Томпсону. Пожалуй, дождемся боя двух ветеранов, а там как позволит здоровье.

Спасибо за яркие нокауты, «Король кунфу»!

Наши в Абу-Даби: Ян идет ва-банк, Шара в погоне за очередным шоу

Фото: Zuffa LLC/Chris Unger, Chris Unger [2], АиФ ДагестанFacebook.com/International Wushu Federation, M-1 Global, Zuffa LLC/Jeff Bottari, instagram.com/kungfu_king_ufc, Zuffa LLC/Chris Unger [3].