12 мин.

Александр Толстиков: Хотел привезти Вернблума в «Краснодар»

РУЙ МИГЕЛ ПОКАЗАЛСЯ МНЕ «БЕСХРЕБЕТНЫМ»

Александр, насколько я знаю, управление «Лейрией» отнимает у вас львиную долю времени. Когда в последний раз вы бывали в России и в частности в Краснодаре?

– График работы у меня сейчас настолько плотный, что на родину удалось вырваться лишь в начале 20-х чисел сентября, и то всего на три дня. Тем не менее, посмотрел вживую два матча 9-го тура, «Урал» – «Краснодар» и «Локомотив» – «Крылья Советов». Что касается визита в Краснодар, то в последний раз я приезжал прошлым летом, когда обговаривал с руководством «горожан» условия продления контракта клиента нашего агентства Андрея Синицына – в итоге клуб продлил отношения с футболистом до лета 2017-го.

– На ваш взгляд, насколько велики шансы Синицына стать полноправным основным голкипером «горожан»?

– Если Андрей почувствует уверенность в своих силах, то сможет вырасти в стража ворот номер один в команде. Кстати, его кандидатуру я предлагал руководству еще во время работы в селекционной службе клуба, но зимой 2012-го, подыскивая вратаря на подмогу Евгению Городову, руководство остановилось на кандидатуре Нукри Ревишвили из «Анжи». Синицын же перешел в «Краснодар» следующим летом, уже после моего ухода, и почти сразу стал основным голкипером «быков», проведя в осенней части чемпионата 15 матчей. Увы, на зимних сборах в Эмиратах он получил тяжелейшую травму, из-за которой тогда пропустил полгода, но сейчас в свои 27 Андрей находится в отличном физическом состоянии.

Андрей Синицын

– Насколько значимым для вашей карьеры функционера оказался период работы в «Краснодаре» и поддерживаете ли вы сейчас отношения с руководством клуба?

– В «Краснодаре» я получил огромный практический опыт. Селекция – это то, без чего я не представляю себя в моей профессиональной деятельности, и во время работы в клубе у меня была возможность просматривать огромное количество матчей разного уровня и общаться со скаутами клубов со всей Европы. Помимо этого я регулярно посещал семинары, посвященные спортивной составляющей работы в футбольном клубе, и полученные знания сейчас выручают меня при выстраивании структуры в «Лейрии», выступающей на данный момент в третьем дивизионе Португалии.

– Как вообще возник вариант возглавить селекционную службу «горожан»?  Ведь вы перед этим занимались агентской деятельностью…

– Как уже говорил, я всегда уделял большое значение селекции, и, может быть, руководство клуба приняло решение доверить мне эту должность как раз после нашего общения на профессиональные темы. И когда летом 2011-го мне было сделано конкретное предложение, я с радостью согласился, пусть даже ради этого пришлось сдать агентскую лицензию. Ведь «Краснодар» начиная с самых ранних ступеней своего развития отличался профессионализмом менеджмента, а у президента клуба Сергея Николаевича Галицкого не бывает мелочей: он досконально изучает всю работу в клубе в целом и в каждом отделе в частности. Например, в период моей работы в «Краснодаре» совещания у нас проходили каждую неделю, а с Сергеем Николаевичем мы всегда были на связи.

– Какие рабочие задачи ставились перед вами в первую очередь?

– Поскольку к моменту моего прихода в середине июля до закрытия летнего «трансферного окна» оставалось еще больше месяца, для начала мы плодотворно пообщались с наставником команды Славолюбом Муслиным по поводу необходимости трансферов. На тот момент главного тренера устраивал имевшийся в его распоряжении набор футболистов, поэтому мы со спортивным директором Стасом Лысенко и работавшим на тот момент в селекционной службе Алексеем Герасименко сконцентрировались  на формировании базы данных потенциальных новичков для следующего периода дозаявок. Составив список на две-три недели вперед, мы разлетались в разные стороны, каждый по своему направлению, а затем коллегиально обсуждали понравившихся нам кандидатов.

– В ходе бесед с президентом и главным тренером были определены приоритетные позиции для усиления?

– В процессе общения с Муслиным была обозначена необходимость поиска левого защитника. Плюс к тому, в ходе сезона выяснилось, что нужно подыскивать еще и атакующего хавбека. Дело в том, что еще до моего прихода клуб договорился с «Виторией Гимараеш» о контракте сроком на 2 года с 27-летним Руем Мигелем, хотя, посмотрев матчи с участием этого игрока, я дал отрицательный ответ – несмотря на впечатляющую технику, Мигель по складу характера показался мне «бесхребетным». В итоге, не выдержав конкуренции, Руй ушел из команды свободным агентом уже зимой.

ЕРОХИНА В «КРАСНОДАР» ПРИГЛАШАЛ ТАШУЕВ

– Географический диапазон поиска кандидатов был определен заранее или все время расширялся?

– Я настаивал на том, чтобы четко очертить зоны поиска игроков. В период моей работы в «Краснодаре» мы сосредоточили свое внимание на голландском, португальском, чешском, сербском и болгарском чемпионатах, не забывая, конечно, и про внутрироссийский рынок. Другое дело, что мнения Муслина и наших скаутов по одному и тому же футболисту часто не совпадали. Так, на роль атакующего хава можно было приобрести аргентинца Пабло Баррьентоса, ранее выступавшего за «Москву». На тот момент Пабло принадлежал итальянской «Катании», но у него как раз заканчивался контракт, и данная ситуация благоприятствовала переговорам. Баррьентос относился к разряду технарей, каких предпочитает Славолюб, однако у серба, быть может, был зуб на него: ведь именно этот футболист в октябре 2006-го классным ударом со штрафного в «девятку» нанес поражение «Локомотиву», после которого Муслина уволили с поста главного тренера железнодорожников. В итоге этот трансфер не состоялся.

А есть ли в вашей коллекции сорвавшихся трансферов такой, о котором вы жалеете до сих пор?

– Очень хотел привезти в «Краснодар» Понтуса Вернблума. По работе я часто посещал матчи «АЗ Алкмаар», за который тогда выступал швед, и, много раз посмотрев его в деле, начал настаивать на трансфере. К тому же, по моему мнению, нам тогда требовался качественный опорник, но Муслину этот футболист на тот момент был не нужен. С другой стороны, я рад, что конечным успехом завершились переговоры по переходу летом 2012-го из «Ростова» в «Краснодар» Игоря Смольникова. Уже тогда для меня было очевидно, что у парня громадный потенциал, правда, полностью он раскрыл его лишь в «Зените». Переговоры по Смольникову, насколько я знаю, оказались очень тяжелыми, но 2 июня, чуть больше чем за неделю до моего ухода из клуба, переход-таки состоялся.

Игорь Смиольников

– Кто еще при вашем непосредственном участии пополнил состав команды?

– Зимой на меня возложили задачу по омоложению дубля команды – у многих игроков «молодежки» подходили к концу годичные контракты. В молдавской «Академии» мы отыскали двух 19-летних центральных полузащитников, имеющих российский паспорт – Валерия Чуперку и Игоря Ламбарского, которых довольно долго просматривали в деле тренеры первой команды. И пусть оба так и не пробились в основной состав, они сейчас востребованы в России: принадлежащий «Анжи» Чуперка находится в аренде в «Томи», а Ламбарский сейчас в «Урале», но пока не получает игровой практики.

– Летом 2012-го у «Краснодара» хватало любопытных трансферов – Владислав Игнатьев, Вандерсон, Мусса Конате…

Что касается Игнатьева, то это дефицитный футболист – вингеров с такими физическими данными и российским паспортом с огнем не сыщешь. В отношении Вандерсона «Краснодар» тоже совершил правильный ход, изначально взяв бразильца в полугодичную аренду у шведского ГАИСа с первоочередным правом выкупа: именно по такой схеме работает большинство клубов Европы. Правда, в половине таких случаев футболисты все же возвращаются обратно, но Вандерсон с Мовсисяном составили настолько ударную связку в атаке, что на пару наколотили 16 голов. В итоге первый зимой стал полноправным игроком команды, а второго переманил к себе «Спартак». В свою очередь, 19-летнему форварду Муссе Конате было трудно конкурировать с ними, хотя его талант уже тогда были виден невооруженным глазом. 

– Между тем, в то же «трансферное окно» отправились в другие клубы нынешние клиенты вашего агентства Азим Фатуллаев и Игорь Пикущак.

Азим ушел из «Краснодара» в красноярский «Енисей» после травмы, но уже летом 2013-го перешел в «Ростов» и не пожалел об этом, выиграв с командой Кубок России. Пикущак же в начале сезона-2011/2012 забил в чемпионате и Кубке страны 4 гола, но злополучное столкновение с динамовцем Дуймовичем в майской игре вывело его из строя на целых 4 месяца, а в это время как раз начал проявлять себя во всей красе Юра Мовсисян.

– Не сумел закрепиться в основе черно-зеленых и еще один клиент D-SportsАлександр Ерохин.

– В «Краснодаре» Сашу очень хотел видеть нынешний наставник «Кубани» Сергей Ташуев, тренировавший «горожан» в 2010-м в первой лиге. Трудно сказать, почему Ерохин тогда так и не раскрылся – может, потому, что он не слишком устраивал сменившего вскоре Ташуева на тренерском мостике Муслина, а может, стоит искать причину в других аспектах. Ведь в конце сезона на парня посыпались травмы, из-за которых он пропустил в общей сложности пару месяцев.

– Насколько я понимаю, сейчас Ерохин является «лакомым куском» не только для отечественных, но и зарубежных команд?

– Действительно, интерес к Александру вырос как в России, так и в Европе, но это в первую очередь связано с его игрой за «Урал». Безусловно, за два сезона в Екатеринбурге, в течение которых Саша превратился в полноправного игрока стартового состава и лидера команды, он прибавил в уверенности в себе. Однако вызов Ерохина в сборную на матчи с Швецией и Лихтенштейном – это лишь бонус за качественный футбол, который игрок демонстрирует в последнее время. Так или иначе, он, по моему мнению, обладает теми качествами, которые позволят ему в скором будущем перейти в топ-клуб.

Александр рохин

– Россияне Виталий Лысцов и Станислав Крицюк уже пополнили составы ведущих команд Португалии – «Бенфики» и «Браги». Значит, в России не перевелись таланты?

– В свои 20 лет Лысцов, выступавший за «Лейрию» в прошлом сезоне, еще сыроват для выступлений за основу «Бенфики», но все, что нужно классному центральному защитнику – отличная антропометрия, первый пас и умение играть обеими ногами, – у него есть. Крицюк же за полтора года выступлений за «Брагу» сумел стать номером один в воротах, а после двух десятков сэйвов на «Эстадиу да Луш» в декабрьском кубковом матче с «Бенфикой» его фото даже разместили на первой полосе центральной спортивной газеты страны A Bola. На данный момент он уже входит в пятерку лучших вратарей страны.

УХОД  ШАНДАО В ПОРТУГАЛИИ ВОСПРИНЯЛИ С НЕГОДОВАНИЕМ

– В свою очередь, в феврале 2013-го в обратном направлении, из Португалии в Россию, последовал Алешандре Шандао. Правда, что вы принимали участие в переходе?

– Я выступил посредником между «Кубанью», лиссабонским «Спортингом» и футболистом, после чего моя миссия закончилась. Признаюсь, этот трансфер вызвал бурю негодования в Португалии: в Европе на тот момент «трансферное окно» закрылось, и «Спортинг» на вторую часть сезона остался без основного центрального защитника. Однако в контракте игрока была черным по белому прописана сумма выкупа трансфера, и «Кубань» оказалась в состоянии финансово выполнить эту опцию.

– Знал ли Шандао изначально, какие задачи ставит его новый клуб?

– Признаюсь честно, переход осуществлялся в столь быстром режиме, что вряд ли Алешандре успел осознать, куда именно его отправляет судьба. Тем не менее, в руководстве «Кубани» очень профессионально отнеслись к вопросу бытового обустройства бразильца, и поиском для него подходящей квартиры занималась администрация клуба. Как мы видим, хлопоты себя оправдали: мало кто из центральных защитников в премьер-лиге умеет столь быстро и точно начинать атаку, как Шандао.

Шандао

– Чуть раньше, в начале января 2013-го, «Кубань» пригласила на пост главного тренера Леонида Кучука. Вы ведь с ним давние друзья, верно?

– Да, мы действительно тесно общаемся еще с тех времен, когда Леонид Станиславович возглавлял молдавский «Шериф». Меня сразу впечатлило его видение футбола и профессиональный подход к футбольным тонкостям – каждое его тренировочное упражнение направлено на отработку игровых действий футболистов, благодаря чему они быстрее учатся принимать правильные решения на поле. К тому же, Кучук по своей натуре тренер-победитель и в каждом турнире умеет выжимать из своих подопечных максимум для достижения поставленных целей, как это было в «Кубани» весной 2013-го и в бронзовом для «Локомотива» сезоне-2012/2013.

А была ли возможность сохранить Кучука для «Кубани» в первый его приход?

– Насколько я знаю, история с подписанием Леонидом Станиславовичем контракта с «Локомотивом» вызвала массу негатива у кубанских болельщиков, хотя на самом деле она не стоила и выеденного яйца. Кучук заключил с желто-зелеными соглашение на полгода с возможностью его продления, но в решающий момент между руководством клуба и тренером произошло недопонимание по некоторым вопросам. И в этот момент «Локомотив» сделал не связанному с «Кубанью» никакими обязательствами специалисту более достойное предложение, которое было принято.

– В таком случае, что побудило Кучука в ноябре 2014-го вернуться в «Кубань»?

– Для Леонида Станиславовича как для амбициозного человека на первом плане всегда была самореализация, а руководство «Кубани» ставило задачу выхода в еврокубки. Но в клубе на тот момент было много проблем, мешавших игрокам и тренерскому штабу сосредоточиться непосредственно на футболе, и с точки зрения результата весенняя часть чемпионата оказалась для команды ужасной. А после проигранного кубкового финала «Локомотиву» Кучук и руководство клуба договорились о расторжении контракта.

– Чем занимается нынче белорусский специалист во время вынужденного отпуска?

– Осенью он вновь включился в работу и внимательно отслеживает все новейшие тенденции в тренерском ремесле. Совсем недавно побывал на стажировках в «Милане» и «Дженоа», а когда мы только-только начинали ставить на ноги «Лейрию», Кучук консультировал наших тренеров по профессиональном темам. Кстати, это он настоял на том, чтобы я вложил все свои силы именно в этот португальский клуб: ведь на севере страны есть «Порту», на юге – «Бенфика» и «Спортинг», а в центре Португалии с командами негусто. К тому же, у «Лейрии» славное прошлое и современный стадион, построенный еще к Евро-2004, так что нам не пришлось начинать с нуля.

– Чего вы хотите от этого проекта в ближайшей перспективе – повышения спортивных результатов или выхода на самоокупаемость?

– На текущий сезон мы поставили для команды цель выхода в подэлитный дивизион, а на сезон-2016/2017 намечен подъем в Примейру (высшая лига Португалии, – прим.М.Г.). Говорить о самоокупаемости пока рано, для нас основная задача – выстроить профессиональную работу в клубе. А если все будет работать как часы, то и спортивная составляющая поднимется на должный уровень. К тому же, в «Лейрии» уже традиционно присутствуют российские молодые футболисты. После отъезда Лысцова в группу россиян на текущий момент входят 21-летний центральный защитник Юрий Бавин, 21-летний крайний защитник Кирилл Костин и 23-летний нападающий Евгений Тюкалов, а также защитник Томас Рукас, который на сегодняшний день находится в аренде в испанском «Хетафе».

Александр Толстиков

– Насколько пристально вы следили за трансферами в России минувшим летом и какую, быть может, выявили тенденцию?

– Тенденция очевидна – котировки России на мировом трансферном рынке за последнее время оченьсильно упали. О чем говорить, если сумма затрат российских клубов на приобретение игроков по сравнению с прошлым сезоном упала в 10 раз! Конечно, очень сильно на наш рынок повлиял и финансовый «фэйр-плэй», но я считаю, что для российских клубов это даже полезно. Может, теперь будут увеличиваться затраты на селекцию и в клубы наконец придут профессиональные скауты, которые смогут перестроить рабочий процесс и направить его в нужное плодотворное русло.