9 мин.

Бокс-офисный планктон. Как фанаты «Ливерпуля» отстояли цену на билеты

На 77-й минуте матча «Ливерпуль» - «Сандерленд» красные сектора «Энфилда» начали стремительно пустеть. И чем меньше оставалось людей на трибунах, тем понятнее становилось, как фанаты разъярены повышением цен на билеты и абонементы со следующего сезона. Проняло даже боссов «ЛФК». Через несколько дней офис «Ливерпуля» подписал полную капитуляцию: цены на билеты заморожены на ближайшее два года. На 77-й минуте следующего домашнего матча «красные» готовы уже аплодировать владельцам клуба. А болельщики всей остальной Премьер-лиги вновь задумались, не слишком ли им дорого обходится футбол.

 

Баннер

В долгу не останутся

Проблема высоких ценников на билеты в Англии стоит остро последние лет пять. АПЛ – самая прибыльная футбольная лига мира. Выручка лучших команд Премьер-лиги составляет от 150 млн фунтов. Сумасшедший ТВ-контракт накачивает деньгами клубы под завязку. Но те не упускают ни малейшей возможности получать доход от всего что можно. И, само собой, не забывают о самых традиционных поступлениях – от продажи билетов и абонементов.

Футбольный путеводитель по городам мира

Лидером по самым дорогим билетам в Англии является лондонский «Арсенал». В нынешнем сезоне самый дорогой билет «канониров» стоит 97 фунтов, самый дорогой сезонный абонемент – 2013 фунтов. И это несмотря на не лучшие результаты и долгое отсутствие каких-либо трофеев. Мера повысить цены до предела вынужденная. В середине 2000-х команда поставила весь свой бюджет на постройку нового стадиона. Спонсорские контракты с Nike и авиакомпанией Emirates позволили «Арсеналу» решить большинство финансовых проблем. А с покупкой пакета акций клуба Алишером Усмановым была покрыта еще часть долга. Тем не менее кредит «канониров» рассчитан до 2031 года. Погашать его досрочно не имеет смысла из-за высоких штрафов. Поэтому клуб продолжает год за годом платить по установленному графику и согласно этому же графику повышает цены на билеты.

И все же сумма в 97 фунтов не должна вводить в заблуждение. Самая популярная цена для среднестатистического посетителя матча «Арсенала» составляет 31–40 фунтов. И, судя по посещаемости, это ничуть не смущает «канониров». Арена «Эмирейтс» вмещает 60 тысяч зрителей, в нынешнем сезоне не было домашней игры, где бы на «Арсенал» пришло меньше 59 тысяч. Лондонцы - вторые в лиге по посещаемости, выше только «МЮ» c 75-тысячным «Олд Траффорд». 

Болельщики разных категорий

Теоретически попасть на матчи того же «Арсенала» просто. Вам не нужно приезжать за несколько дней до игры за билетами в кассы. Достаточно сделать заказ онлайн из дома, и вы уже мгновенно войдете в одну из категорий болельщиков. Их на самом деле очень много. Red – стандартная категория для болельщика любого возраста. А «0–3» - категория для родителей, которые хотят посещать матчи со своими малышами. Действует такой абонемент с самого рождения и истекает, когда ребенку исполняется 4 года. Если вашему малышу уже 4, то пора оформить карту Junior Gunners Team для ребятишек от 4 до 11 лет. Для подростков имеется Young Guns Age. Не забыли и про пенсионеров, которые ходят на матчи с картой Red Senior Citizen.

Не все категории являются абонементами на весь сезон, сами по себе они лишь дают вам приоритет в покупке и некоторую скидку. Есть интересная опция Ticket Exchange - так называемый обмен билетами: если один болельщик знает, что точно не сможет посетить матч, то может передать это право другому и при этом вернуть деньги за билет.

«Мы забрали треть билетов на Россия – Англия, а через десять дней милиция отправила меня в армию». Исповедь самого известного фаната в России

Проблема в том, что без членства в какой-либо из этих категорий на матч «Арсенала» официально не попасть. Но даже если вы в ней состоите, далеко не факт, что для вас останутся билеты. Английским клубам не нужны разовые болельщики. Им нужны те, кто будет жить вместе с ними долго и счастливо. Поэтому туристы для разового посещения часто покупают билеты через турагентства или у перекупщиков.

Подобных сервисов полно, и билет вам привезут в конверте прямо в отель. Но стоимость его будет раза в два выше. То есть вам все удовольствие обойдется фунтов в 100-150. Готовы ли вы платить порядка 15 тысяч рублей за билет на обычную трибуну – решать вам. Но АПЛ очень следит за тем, чтобы ее матчи считались элитным продуктом.

Зарплата за абонемент

Ежегодно в середине осени BBC Sport сравнивает стоимость самых дешевых и самых дорогих билетов в АПЛ, а также во сколько в среднем обходится покупка еды и атрибутики во время матча. Сейчас дешевле всего в Премьер-лиге, как ни странно, будет сходить на матч потенциального чемпиона «Лестера» — всего 22 фунта.

Средний показатель цены на билет - 54 фунта. Но надо понимать, что цены столичные и других городов разнятся. Рабочие города, такие как Ливерпуль или Манчестер, не могут себе позволить слишком дорогие билеты. Футбол для них и так недешевое удовольствие.

Заработок среднестатистического англичанина в месяц составляет 2800 фунтов (примерно 300 тысяч рублей). При этом в Британии серьезные налоги. Всего существует 5 типов: налог с доходов, пенсионный налог, налог с наследства, налог от прибыли капиталовложения и так называемый гербовый налог за покупку недвижимости. Налоговые вычеты напрямую зависят от заработка. Получая 20 000–38 000 фунтов в год, необходимо отдавать государству 20%. Если доход 38 000 – 70 000, налог составит 35%.

Таким образом, если абонемент на сезон «Ливерпуля» стоит порядка 2000 фунтов, это значит, что среднестатистический фанат «красных» отдает за него одну месячную зарплату.

 

Фанаты Ливерпуля

Двадцать – достаточно

Годовой доход жителей Лондона примерно на 5 тысяч фунтов превышает доход жителей других регионов Великобритании. Этим и обусловлены сумасшедшие цены на билеты в столице. Сходить даже на «Вест Хэм» выйдет дороже, чем на футбол в Манчестере. Само собой, болельщики время от времени доходят до стадии кипения.

Летом 2014-го английские фанаты устроили марш к штаб-квартире Премьер-лиги. В нем приняли участие несколько сотен человек. Никаких результатов это, правда, не дало: в лиге заявили, что цены назначают сами клубы.

При этом Федерация футбольных болельщиков Англии (FSF) долгие годы пытается реализовать совместно с фанатами всех лиг Англии интересный проект под названием 20’s plenty (переводится как «20 – достаточно»). Идея петиции является в определении общей цены на билеты для гостевых фанатов, а именно 20 фунтов или ниже. Таким образом федерация призывает клубы уважить своих настоящих фанатов, разъезжающих за командой в любой город Англии.

К сожалению, большинство клубов Премьер-лиги и Чемпионшипа эту идею не поддерживают. Петиция на данный момент закрыта, но акции протеста проводятся регулярно, и на секторах все чаще появляются баннеры в поддержку идеи 20’s plenty. Возможно, рано или поздно команды и фанаты найдут компромисс.

Глазами фанатов

В офисах тех людей, что проводят концерты и представления, существует золотое маркетинговое правило: если твой зал заполнен на 90 процентов, значит, ты правильно выбрал цену на билет. Если ходят хуже – значит, билеты слишком дорогие; если зал битком и еще много людей осталось за закрытыми дверями – значит, ты снял не всю прибыль и вместо вас зарабатывают спекулянты. В АПЛ все это знают и поэтому каждый билет считают ценностью и боятся недополучить прибыль там, где можно.

Птичий рынок. Зачем «сороки» купили Джонджо Шелви у «лебедей»

В Ньюкасле произошел забавный случай. Владелец английского футбольного «Ньюкасла» Майк Эшли лишил работников клуба права бесплатно приводить на матчи команды своих родственников и друзей. Это решение было связано с тем, что клуб перешел в режим жесткой экономии. До этого работник клуба получал по 2–4 билета в VIP-ложу. После данного решения работники в знак протеста отказались от билетов на товарищеский матч.

Этой осенью акции недовольства пошли новой волной. В октябре фанаты разных клубов и лиг Англии стали вывешивать текстовики и баннеры, чтобы привлечь внимание руководства к проблеме. Так, болельщики «Кристал Пэлас» посвятили боссам клуба растяжку, что «если бы они смотрели футбол глазами фанатов за воротами, то начальникам пришлось бы самим доплачивать болельщикам за билеты на футбол».

Фанаты «Ливерпуля» напомнили, что они не туристы и нельзя так наживаться на их верности. Прогресс от таких акций имеется. Те же данные BBC показали, что по сравнению с прошлым сезоном 2/3 клубов АПЛ не стали повышать или вовсе понизили цены на свою билетную программу, дабы не вызывать гнев болельщиков вновь. А у тех теперь есть свежий пример перед глазами, как заставить боссов считаться с трибунами. 

77 минут для извинений

Местные болельщики «Ливерпуля» отказались от покупки атрибутики и предматчевых программок, а на 77-й минуте игры против «Сандерленда» дружно покинули «Энфилд». Хорошо, что Клопп, только восстанавливающийся после операции аппендицита, не видел этой картины. 77-я минута для ухода выбрана неслучайно. На сайте клуба вышел пресс-релиз, повествующий о билетной программе уже на следующий сезон. Агрессивную реакцию болельщиков вызвал тот факт, что самый дорогой билет на «Энфилд» будет стоить 77 фунтов.

Это много. По уровню жизни Ливерпуль находится на 11-м месте в Великобритании, соседствуя с Бирмингемом и Глазго. И даже сообщения о том, что 64% абонементов останутся в той же цене, 1000 бесплатных билетов достанется местным школам, а для юных поклонников команды предусмотрены скидки 50%, не разрядили ситуацию.

Тем более что переговоры между фанатами и владельцами клуба (компания Fenway Sports Group) шли уже больше года. От имени «суппортеров Ливерпуля» выступили самые авторитетные фанатские группировки «красных» - Spirit Of Shankly и Spion Kop 1906. Их основными требованиями были усреднить цену на все билеты до 35 фунтов, сделать единую билетную программу на все матчи, убрав категории. Руководство игнорировало запросы фанатов, что повлекло за собой подобную акцию протеста.

 

Бумага

Акцию поддержали и мэр города, и легенда клуба Джейми Каррагер, который тоже ушел со стадиона вместе со всеми недовольными фанатами. Высказал свою точку зрения и Клопп. Он дипломатично поддержал болельщиков, но при этом отметил, что руководство ведет работу над этим конфликтом.

Вторая жизнь. Илья Казаков - о том, чем занимаются футболисты после завершения карьеры

И действительно, сразу же после матча был созван экстренный совет директоров, в том числе и владельцев Fenway Sports Group. Уже в среду вечером на официальном сайте было опубликовано заявление от FSG о том, что они готовы отказаться от своей ценовой политики. В качестве извинений боссы обещают, что следующие два сезона цены не изменятся, самый дорогой билет на «ЛФК» будет стоить не 77 фунтов, а 59, также не подорожают и абонементы.

Но самая главная победа «красных» заключается в том, что руководство перестанет разделять матчи на категории. Это значит, что игра с условным «Сток Сити» будет по цене равносильна игре с «Эвертоном». Не отказались боссы и от своих благих намерений увеличить число билетов для школ и юных болельщиков. Руководство клуба на деле показывает, что действительно дорожит своими поклонниками. Теперь фанаты хотят вновь организовать акцию на 77-й минуте. Только теперь они собираются не уйти с трибун, а устроить овацию владельцам команды.

Текст: Юрий Алеманов 

Фото: Global Look Press

Скачайте приложение еженедельника «Футбол»!                                                          

App Store: https://itunes.apple.com/ru/app/ezenedel-nik-futbol-zurnal/id957851524?mt=8                                                      

Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=net.magtoapp.viewer.weeklyfootball&hl=ru

  

Аппстор
googleplay 90 минут