6 мин.

Культурная Европа. Братья-словенцы

В преддверии стыковых матчей национальной сборной России против команды Словении вполне логичным выглядит обратить свой взгляд на клубную фанатскую культуру этой страны.

Словения – относительно небольшое, даже по европейским меркам государство, расположенное в предальпийской местности на берегу Адриатического моря. Несмотря на это, словенский футбольный чемпионат насчитывает три дивизиона - Первая (10 команд), Вторая (10 команд) и Третья Лиги (14 команд). Словенский чемпионат, не смотря на молодость (основан в 1991 году, после выхода Словении из состава Югославии), имеет опыт представительства в еврокубках.

Словенская фанатская культура сложилась, во многом, под влиянием соседних стран, особенно Италии, на что в значительной степени повлияло отторжение словенских земель в пользу Италии по ходу Первой, а затем и Второй мировой войны. Позднее, но в меньшей степени, сказалось влияние Сербии и Хорватии

Если говорить об итальянском влиянии, то следует упомянуть такой факт. В период диктатуры Бенито Муссолини, когда большая часть территории современной Словении была аннексирована Италией, в 1928 году им было принято решение об объединении двух сильнейших клубов Италии – «Милана» и «Интера» в команду «Амброзиана-Интер» с целью освобождения места в Серии А для словенской команды «Риеку» (ныне данные территории, включая Риеку, принадлежат Хорватии), исконное название которой также было заменено на «Фьюману». Таким образом, как он считал, будет легче завоевать доверие и лояльность словенского народа, а затем ассимилировать его

Зачатки ультрас-культуры появились в Словении уже в период югославской истории, в 80-е годы. Однако, на фоне боевитых хорватских и сербских группировок, словенцы выглядели довольно незаметно. Хуллз-движение развивалось в Словении значительно медленнее, поскольку местные власти, под влиянием примера хорватских «Торсиды» и «Бэд Блю Бойз» или сербского «Делие», старались подавлять подобные организации еще в зачаточной стадии. Впрочем, это и не требовалось. Первые серьезные группировки появились в Словении в конце 80-х годов вокруг двух сильнейших клубов страны – столичной «Олимпии» и «Марибора».

Одной из первых фирм стала группировка «Green Dragons», основанная в 1988 году фанатами столичной «Олимпии». Символом группировки стал мифический дракон, которого в этих краях, согласно древнегреческому мифу об аргонавтах, победил герой Ясон.

Изначальной целью создания группировки был качественный и громкий саппорт, а не хулиганские действия, но в рамках югославского чемпионата, с его боевыми фирмами трудно было удержаться от конфликтов, даже из соображений самозащиты. Официальная история группировки началась после матча чемпионата Югославии против косовской «Приштины» осенью 1988 года, именно тогда с трибун впервые прозвучало название «Зеленые драконы», фанаты взяли себе простой и ясный девиз - Eno življenje, ena ljubezen, Olimpija Ljubljana – Одна жизнь, одна любовь, Олимпия Любляна.

После провозглашения независимости Словении в 1991 году, в стране был создан собственный чемпионат. Наиболее принципиальным матчем в нем стало противостояние «Олимпии» и «Марибора». Так, в мае 1992 года массовая потасовка между фанатами этих клубов втянула более полутора тысяч человек, и была остановлена только усиленными нарядами полиции. Крупнейший инцидент с полицией произошел в 2003 году, когда по дороге на матч в Целье 74 фаната были арестованы и отданы под суд. Если говорить об отношениях фанатов и полиции в словенском футболе, то силы правопорядка тут действуют довольно строго и массовые футбольные побоища, в отличие от Сербии или Хорватии, редкость.

Члены группировки «драконов», впрочем, пользовались авторитетом и в руководстве клуба и не упускали возможностей на него влиять. Наиболее сильным в истории клуба фактом применения такого влияния в начале 90-х гг. стала отставка спортивного директора «Олимпии», обвиняемого в коррупции и расхищении средств. Фанаты смогли добиться этого, перестав посещать матчи клуба почти на полтора года.

Пожалуй, самым ярким моментом международной славы «драконов» стала победа над фанатами «Ливерпуля», приехавшими на гостевой матч в Любляну, хотя стоит оговориться, что численность гостей была меньше. Во второй половине 90-х годов клуба захлестнул организационный, финансовый, а затем и игровой кризис, в 2003 году «Олимпия» покинула высший дивизион, а в 2005 году – сменила название на «Бежиград». В настоящее время доброе имя и бренд клуба восстановлены, и команда под названием «Олимпия» выступает в высшем дивизионе.

Лидером современной фан-культуры Словении являются фанаты «Марибора», который является одной из немногих команд, представляющих страну в еврокубках. Первая и по сей день сильнейшая фирма «Марибора» - «Виоле» (Vijolice), то есть Фиолетовые, появилась в 1989 году. Город Марибор был центром промышленного производства Словении, поэтому фанатская среда клуба формировалась преимущественно из рабочего класса (сам клуб появился в 1960-м).

Однако, в конце 80-х – первой половине 90-х годов промышленную индустрию региона настиг кризис, предприятия позакрывались, а большая часть рабочих стала безработными. В этот период местный клуб стал для них чем-то вроде «островка надежды», с увеличение численности болельщиков поправило финансовое положение клуба. В настоящее время он имеет наибольшую численность болельщиков в стране, за «Марибор» болеют по разным подсчетам от 20 до 25% жителей.

Группировка «Виоле» расположилась на южной трибуне стадиона. Костяк группировки составляли и составляют в среднем до 500 человек. Наиболее принципиальными матчами являются матчи против «Олимпии» и противостояние с «Зелеными драконами». Нередко матчи между ними прерывались из-за накала борьбы на трибунах. В Словении этот матч носит название - Večni derbi, - «Вечное дерби».

Другим принципиальным соперником «Марибора» является «Мура», представитель третьего по популярности клуба страны из ее самой северной части. Накал борьбы между ними спал после того, как в 2005 году последнего постигло банкротство, и клуб был вынужден спуститься во второй дивизион чемпионата.

Еще один клуб, заслуживающий внимания с точки зрения фанатского движения - это Копер, клуб из крупного города-порта. "Копер" имеет две крупнейшие фанатские группировки - это более старшая, созданная в 1987 году, "Тиффози Копер" и молодая, казуального направления, "Kopra 12", основанная в 2002

Таковы особенности фанатской культуры Словении в общих чертах, на примере сильнейших ее фирм.