8 мин.

«Жуйте, чтобы победить!» Принципы Венгера в питании, которые изменили английский футбол

Спасибо Японии и детству в баре

Легендарность Венгера в «Арсенале» можно описать одним словом: «непобедимые». Вместе с командой из Лондона француз взял три чемпионства АПЛ, семь Кубков и семь Суперкубков Англии, но начинались эти победы за кромкой футбольного поля: в раздевалке, клубном автобусе, тренировочном зале и даже в столовой.

Венгер благодарит японскую культуру за успехи «Арсенала»

В сезоне 1993/1994 «Монако» впервые за время руководства Венгера оказался ниже 3 места. После такого антидостижения остро стоял вопрос о смене тренера, к тому же француз был интересен «Баварии», но в последний момент «Монако» продлил контракт с Венгером. Продлил, чтобы в начале нового сезона уволить француза из-за плохого старта после 7 лет сотрудничества.

Предназначение своим тренерским талантам Венгер нашел на Востоке. В 1993 году в Японии была создана профессиональная футбольная лига, но чиновники отлично понимали, что без привлечения иностранных кадров развить ее не получится. Почти в одно время в Джей-лиге заиграли Гари Линекер, Драган Стойкович, Гвидо Бухвальд и еще ряд мировых звезд. Руководили ими не менее громкие имена, среди которых оказался и Венгер.

Выбор француза казался всем странным: он не был обделен предложениями работы от европейских топов, был молод и перспективен, но выбрал «Нагою», о которой никто и не слышал. Все дело в стремлении Венгера к знаниям, к развитию: «Мое мировоззрение здесь полностью изменилось. Это был очень глубокий и позитивный опыт, хотя и немного безумный, но я счастлив, что принял приглашение».

Главное, что подчерпнул Арсен в Японии – неторопливый, вдумчивый стиль жизни и разумное отношение к еде. Японцы руководствуются всего несколькими принципами в питании, которые и делают их самой стройной нацией и рекордсменами по продолжительности жизни:

  • Преобладание углеводов при низком уровне жиров, а также отказ от сладкой и соленой пищи

  • Основа рациона – крупы и злаки, за ними идут овощи, рыба и мясо, фруктам и молочным продуктам отведено только две порции в день. Кроме того, японцы всегда отдают предпочтение местным сезонным продуктам, следят за размерами порций

  • Каждый прием пищи должен быть сбалансированным и включать в себя продукты нескольких категорий

  • Важно и то, как человек ест. В Японии практикуют наслаждение едой, вдумчивое потребление пищи, за счет чего чувство насыщения приходит быстрее

Пробыв в «Нагое» 18 месяцев Венгер стал приверженцем всех этих правил и настойчиво продвигал их уже в «Арсенале» в 1996 году. Многие игроки питались так, как им было привычнее, полагались на типичную британскую кухню, которая не была слишком полезной: красное мясо, печеные бобы и, конечно, национальное блюдо фиш-энд-чипс – жаренная во фритюре рыба и крупно нарезанный картофель фри. Венгер отправил их в список запретных удовольствий: «В Англии люди едят слишком много мяса и сладкой пищи и недостаточно овощей. А японское питание основано на вареных овощах, рыбе и рисе, поэтому здесь и нет полных людей».

Такие новшества казались игрокам излишними, что приводило к забавным ситуациям в команде. Перед игрой с «Блэкберном» целый автобус скандировал: «Мы хотим наши батончики «Марс». Венгер искренне удивлялся, почему в перерыве все парни молчат, и даже обратился за советом к физиотерапевту Гари Льюину. Ответ оказался прост: игроки были голодны. «Арсенал» выиграл со счетом 2:0, но шоколад команда так и не получила. После этого случая «Марс»-революция стала символом инновационного подхода Венгера к спортивному питанию, который изменил карьеры многих футболистов.

Но некоторые игроки отрицали значимость сбалансированной диеты. Тони Адамс признавался, что не раз нарушал установки тренера: «Правильное питание не изменит ничего, если в команде нет хороших игроков. Все 6 лет под руководством Венгера я ел фиш-энд-чипс, а каждую пятницу приходил на мост Патни и наслаждался треской в тесте и огромным сэндвичем, смотря на реку».

Недавно Рэй Парлор раскрыл еще один секрет мощнейшего «Арсенала» – девиз «Жуй, чтобы победить!» Перед каждым матчем Венгер ходил по кругу и повторял эту фразу, а иногда и сами футболисты подначивали друг друга: «Жуй дольше, жуй дольше!» Рэй вспоминает: «Когда в команду пришел Венгер, мы начали есть за три с половиной часа до игры. У нас было три полноценных приема пищи: камбала, спагетти болоньезе и йогурт или яблочный пирог напоследок. Из напитков только вода – никаких газировок. В столовую заходил парень и все время повторял, чтобы мы тщательно жевали – так еда переваривается лучше». 

Венгер запрещал игрокам ходить по пабам и грозил штрафами за алкоголь

Венгер вырос в баре родителей «Золотой крест» в Дютленайме, коммуне на северо-востоке Франции. Семилетний мальчик делал мелкую работу по хозяйству: убирался, протирал бокалы, – но особенно любил слушать разговоры выпивших мужчин о футболе, учась тактике и психологии: «Нет лучшего образования, чем взросление в пабе, потому что ты встречаешь разных людей, слушаешь их разговоры, видишь, насколько жестоким они могут быть. С раннего возраста ты получаешь практическое и психологическое образование, учишься понимать людей. Нечасто мальчики пяти или шести лет живут с родителями в деревушке. О тактике я узнал от людей, посещавших наш паб – кто играет на левом фланге, кого стоит подписать клубу».

Отвращение к алкоголю появилось у Венгера после многочисленных драк, стычек и жестокости, которые он видел каждый день. После этого он почти полностью отказался от выпивки, лишь изредка позволяя себе бокал красного вина, и разработал новое футбольное правило, которое очень волновало игроков «Арсенала», – алкоголь не должен касаться губ футболистов.

В 90-х, еще под руководством Джорджа Грэма, каждую неделю игроки устраивали клубный четверг: ходили в паб и напивались. Зачинателем стал Тони Адамс, имевший проблемы с алкоголем, а Ли Диксон, Перри Гроувз, Пол Мерсон и тренер его всячески поддерживали. Порой посиделки «Арсенала» заканчивались полицией и крупными штрафами. В Гонконге Рэй Парлор с товарищам забрел в бандитский район. Жуя крекеры, он увидел парня, копающегося под капотом машины, и бросил в него печенье. Завязалась драка, одноклубники Рэя успели убежать, а игрока забрала полиция. Итог – штраф 280 фунтов от суда, две недельные зарплаты от клуба и двенадцать тысяч фунтов за адвоката.

С приходом Венгера клубный четверг оказался под запретом. На выездных играх тренер и вовсе следил за поведением и передвижениями особенно подозрительных футболистов. Мартин Киоун вспоминает: «Когда у Найджела Уинтерберна был день рождения, я подошел к тренеру, чтобы попросить пропустить по стаканчику в честь праздника – до следующей игры было две недели, поэтому это не казалось мне чем-то преступным, но Венгер отказал. Я сказал, что это не остановит игроков от похода в бар, на что он ответил, что все должны вернуться не позднее 11 вечера и я понесу ответственность, если кто-то опоздает».

А Парлору Венгер и вовсе грозил штрафом в 30 тысяч фунтов за стакан пива (как будто ему не хватило штрафов!): «Мы летели из Кардиффа после финала Кубка Англии («Арсенал» обыграл «Челси» со счетом 2:0), и я попросил у стюардессы пива. Только я собрался сделать глоток, как появился Арсен со словами: «Никакой выпивки».

– Босс, почему? Я только что забил в финале Кубка Англии!

– Никакой выпивки. Большая игра в среду на «Олд Траффорд».

Я пошел в конец самолета, где сидели мои родители и братья и сказал: «Джимми, дай мне выпить». И опять собрался сделать глоток, но Арсен поймал меня, прежде чем я хоть что-то почувствовал: «Если я увижу, как ты пьешь, будешь платить штраф. Недельная зарплата за стакан пива? Или 30 тысяч фунтов?».

Мне показалось, что это чересчур. Я провел матч на «Олд Траффорд», выложившись по полной. В раздевалку мы шли уже с шампанским, и Арсен похлопал меня по плечу: «Рэй, я хочу с тобой поговорить». В тот момент мне стало очень страшно.

– Рэй, ты отлично сыграл. Знаешь почему?

– Нет, босс. Почему?

– Я не разрешил тебе выпить тот стакан пива в самолете».

Венгер использовал инъекции, чтобы улучшить качество тренировок, и отправлял игроков к «Йоде»

Вместе с правильным питанием француз представил игрокам протеин, креатин и еще ряд –инов, которые помогли сделать «Арсенал» непобедимым:

  • Креатин обеспечивает набор мышечной массы и рост силы. Обычно его принимают перед тренировкой или матчем, чтобы повысить выносливость и предотвратить усталость

  • Мультивитамины помогают игрокам получать все необходимое для укрепления иммунной системы, а кофеин перед тренировками увеличивает концентрацию и снижает усталость

  • Сывороточный протеин – наиболее важная добавка в списке «Арсенала». Венгер советовал футболистам пить коктейли с протеином и до, и после матчей. Добавка помогает набрать массу, ускорить восстановление и защищает организм от инфекций

Разговаривая с Аланом Ширером в программе «Матч дня», Иан Райт вспоминал: «Нам делали витаминные инъекции в руку. В основном штуки, о которых сейчас знают все: витамин С, В12, Омега-3. Арсен всегда был впереди своего времени.  Еще нас отправляли во Францию на лечебные сессии с каким-то парнем. Я ездил на две недели, потому что Венгер волновался о том, как возрастные игроки восстанавливаются после игр. Эти поездки были, как посещение Йоды. Мы вместе тренировались на пляже, он даже готовил для меня».

Парень, о котором вспоминает Райт, остеопат, представленный Венгером команде. Остеопатия – это научно не доказанный метод лечения, который заключается в воздействии на организм движением рук, чтобы исправить анатомические изъяны. Остеопаты уверены, что организм человека – единое целое, поэтому одно заболевание ведет к сбою всей системы. Их цель – найти причину разлада между телом, духом и умом и восстановить их равновесие.  С «Арсеналом» работал Филипп Буаксель, известный помощник сборной Франции, «Ювентуса», Зидана, Кантона и еще ряда футболистов и команд.

Венгер был твердо уверен в своих методах и принципах, поэтому футболистам приходилось подчиняться: «Возможно, вы не чувствуете себя отлично прямо сейчас, но мы движемся вперед. Если вы продолжите есть то, что вам говорят есть, и тренироваться так, как вам говорят это делать, вы станете сильнее».

Насколько же прав он оказался!