9 мин.

Резервисты. Часть I

Сенсационная дисквалификация Романа Грожана, примененная в Формуле 1 впервые за 18 лет, открыла возможность расширить число участников чемпионата 2012 года. Заменить француза призван третий пилот команды, Жером д'Амброзио. Это одновременно и отличный шанс показать себя, и большая ответственность для бельгийца. 26-летний пилот должен будет сходу показать все, на что он способен. А как справлялись резервисты до него в последнюю декаду чемпионатов?

 

2002 год

Энтони Дэвидсон

23-летний тестер BAR был призван на помощь команде Minardi, после того как второй пилот последней, Алекс Йонг, не попал в 107% во второй раз за три последних гонки. Двухсекундных отставаний от напарника, Марка Уэббера, от малайца не ожидал никто. У пилота из Куала-Лумпур уже был опыт трех гонок в конце прошлого сезона, в то время как австралиец был дебютантом 2002.

Изначально на место Йонга планировалось посадить действующего чемпиона Международно Чемпионата F3000 Джастина Уилсона, однако рекордно высокий английский гонщик просто не влез в кокпит. Потому Minardi обратилась к его гораздо более компактному соотечественнику, неспроста носящему прозвище Энт.

Замена на хорошо накатанного на тестах британца оказалась неудачной. Да, Энтони проигрывал Уэбберу не две секунды, а пол-, однако ни в Венгрии, ни в Бельгии до финиша добраться не сумел. Причина была проста: Дэвидсон физически не был готов к дистанции Гран При и через некоторое время выбивался из сил, не в состоянии более продолжать гонку и вылетая в гравий.

Новая возможность выйти на замену у Энта представилась только в 2005. Причем на ГП Малайзии он должен был подменить в своей собственной команде заболевшего Такуму Сато. Однако и этот выход британца оказался неудачным: уже в начале второго круга сгорел мотор Honda…

 

Хайнц-Харальд Френтцен

Самый курьезный курьезный случай с заменой произошел на ГП США 2002, памятный самым плотным финишем в истории, когда Баррикелло "победил" Шумахера. Но это все видимая часть. На деле же был один пикантный момент. Поскольку к дебютанту первенства Фелипе Массе было впервые в истории применено наказание в 10 позиций на старте (за столкновение с Педро де ля Розой в Монце), в Sauber решили не терять очки с бразильцем и заменили его на один Гран При на Френтцена, оставшегося без работы, начиная с ГП Германии, после банкротства Arrows. Контракт на следующий год с немцем уже был подписан и Массе в любом случае места в пелетоне на 2004 не оставалось. Все бы ничего, но модельный Хайнц больше чем на 10 сантиметров выше Фелипе... 35-летний бедняга каким-то образом смог сгруппироваться и пилотировать болид. Более того, талантливый немец лишь десятую проиграл в квалификации первому пилоту Хайдфельду. Однако в гонке Хайнц-Харальд чувствовал себя явно не в своей тарелке и, допустив вылет в борьбе с Сато, финишировал 13 в круге от победивших Ferrari. Ник увидел клетчатый флаг на 4 позиции выше.

Тогда еще нельзя было предположить, что в следующем сезоне (последнем в карьере Хайнца) Френтцен просто разгромит своего на 10 лет более молодого земляка, став единственным напарником, который смог опередить Ника. Таковым через 5 лет станет также Кубица, однако Роберт за 3,5 сезона сможет тягаться с Хайдфельдом лишь раз.

2003 год

Марк Жене

Казалось бы, списанный испанец после двух безнадежных лет в Minardi в конце прошлого века будучи тест-пилотом Williams на 30 году жизни удостоился места травмированного Ральфа Шумахера. Немец вел борьбу за титул и успел уже поучаствовать в первой квалификации в пятницу, как попал в аварию и вынужден был пропустить гонку. Марк сходу занял место младшего Шумахера и показал в квалификации 5 результат, лишь 0,82 проиграв Монтойе. В гонке Жене совсем не блистал, но выступил чрезвычайно надежно. В итоге после проигранного Трулли, Култхарду и Панису старта (сказалось отсутствие гоночной практики на протяжении 3 лет), финишировал на том же месте, что и стартовал.

Реклама 18+

Николас Кьеза

Первый после Магнуссена датчанин попал в Формулу 1 благодаря наличию спонсорского пакета. Полу Стоддарту нужен был пилот, который заменит ушедшего в Jaguar Джастина Уилсона на 5 последних гонок. Тест-пилот Minardi отлично подходил под эту вакансию. Возможно, обстоятельством, ускорившим подписание Кьезы, стало необычное везение Николаса, когда гонщик выиграл в Монако Международного Чемпионата F3000 (которого в 2005 заменила GP2), опередив Вирдхайма на финишной черте. Датчанин воспользовался невнимательностью шведа, и, пока Бьорн приветствовал зрителей, думая, что пересек черту, наш герой нежданно-негаданно победил.

В Формуле 1 Кьеза стал истинным статистом, перманентно замыкая пелетон. Новичок пилотировал проигрывавшую пропасть всем командам Minardi и не тягался с опытнейшим напарником Йосом Ферстаппеном.

 

Зольт Баумгартнер

Единственный венгр в истории F1 в 22 года вышел на замену попавшего в аварию накануне квалификации в Будапеште Ральфа Фермана. «Баум… как его там?», по словам Монтойи, вообще не смотрел в зеркала, когда отставал на круг. Проигрывал Зольт по нескольку кругов и, не имея никакого вката, был значительно медленнее напарника Джанкарло Физикеллы. Однако несмотря на аутсайдерский уже статус Jordan, ирландская команда опережала Minardi на 2,5 секунды, и Баумгартнеру хватало запаса, чтобы не подпускать болиды из Фаэнцы. Этого оказалось достаточно, чтобы итальянская команда предложила Зольту контракт на следующий год, и в 2004 венгр провел полноценный и единственный сезон в Королеве автоспорта.

Такума Сато

В отличие от предыдущего героя японец имел целый предыдущий сезон вката за команду Jordan. Потому, несмотря на небольшой опыт в автогонках (Таку занимался велоспортом, пока в 18 лет не сел в прокатный карт), 26-летний японец заменил громко хлопнувшего дверью Жака Вильнева, который отказался стартовать на финальном этапе, узнав, что команда, создававшаяся под него, не желает продлить контракт с чемпионом на следующий сезон. В результате Сато на своем домашнем Гран При второй раз в карьере (и за карьеру) финишировал в очках. Стартовав 13, Такума добыл 6 место, попутно подрезав атаковавшего Михаэля Шумахера в треугольнике Casio. Как Прост Сенну японец лишить шестого титула немца не смог, но навсегда запомнился лихим пилотажем, после которого все старались обходить его стороной.

2004 год

Рикардо Зонта

28-летний летний тестер Toyota, списанный из BAR за свою аварийность в 2001, получил шанс проявить себя на 5 последних гонках сезона (в Японии он уступал место подписанному на следующий год Трулли), заменяя уволенного Кристиано да Матту. Как и соотечественник, Рикардо почти не уступал темпу первого пилота Паниса, однако шанс на очки представился лишь раз. На ГП Бельгии при старте с 20 позиции Зонта шел на пороге подиума и даже обозначил атаку на Ferrari Рубенса Баррикелло, как за 2 круга до финиша мотор Toyota испустил дух…

Еще раз Рикардо удастся выйти на старт через год. Бразилец подменял попавшего в аварию на второй тренировке ГП США Ральфа Шумахера. Зонта показал в квалификации 13 результат (что весьма скромно на фоне поула Ярно Трулли), но в своей последней в Формуле 1 гонке участия так и не принял: клиенты Michelin после демонстрационного прогревочного круга отказались стартовать в знак протеста после аварии Ральфа.

 

Тимо Глок

22-летний немец получил шанс дебютировать в Jordan, когда у второго пилота команды, Джорджио Пантано, возникли проблемы со спонсорами. Дебют Глока выдался великолепным, ибо после дисквалификации вследствие увеличенных воздухозаборников передних тормозов Toyota и Williams, пилоты ирландской команды поднялись в протоколе разом на 4 позиции. И в первой же гонке на абсолютно аутсайдерском болиде, который был быстрее только Minardi, юный немец показал 7 результат! Более того, в связи с обрушившимися неприятностями на Хайдфельда, Тимо опередил на 0,3 секунды традиционно громящего напарников соотечественника!

Реклама 18+

Когда у Пантано кончились деньги, Эдди Джордан пригласил Глока вновь. Однако во всех 3 финальных этапах сезона очередного фарта для немца не последовало, и во всех гонках Тимо финишировал 15, вылетев из F1. Навсегда, если бы не титул GP2 2007 года. То же самое повторил дисквалифицированный сейчас Грожан, выиграв титул молодежной серии в прошлом году и, вернувшись, когда мало кто этого уже ожидал.

 

Марк Жене

После блестящей замены травмированного Ральфа Шумахера годом ранее 30-летнего испанца вновь попросили выполнить эту роль. Молодой немец снова попал в аварию, только на этот раз в куда более серьезную, и если тогда, в Монце, Шуми-младший просто психологически сломался и не смог сесть в болид, то, на это раз, в бэнкинге США он едва не сломал позвоночник. По стечению обстоятельств у Williams как раз наступил спад в результатах и Жене, традиционно проигрывая в темпе Монтойе, ни разу не смог попасть в очки. Наблюдая за тем, как тест-пилот финишировал 10 и 12 в Маньи-Куре и Сильверстоуне, оба раза едва не проиграв круг победителю, Williams отозвала Марка обратно. Следующие 4 гонки Ральфа заменял уже второй тест-пилот…

 

Антонио Пиццония

Будучи уволенным из Jaguar по ходу прошлого сезона (см. выше Джастин Уилсон) 23-летний бразилец вернулся к выполнению своих тестерских обязанностей в Williams, где видели его скорость, но не рисковали давать главную роль, опасаясь за неопытность. Тем не менее, замена не оправдавшего ожиданий Жене на Пиццонию была абсолютно правильной. В 3 гонках «парень из Джунглей» финишировал 7. А в Спа шел и вовсе на 3 позиции впереди первого пилота команды Монтойи, но, к сожалению, именно в тот момент коробка передач приказала долго жить…

Реклама 18+

 

Жак Вильнев

Замена уволенного Ярно Трулли на чемпиона мира 1997 года оказалась абсолютно провальной. Renault уступила 2 позицию Кубка Конструкторов BAR… Хотя Флавио Бриаторе, когда отчислял из команды итальянца за слишком быструю езду относительно своего протеже Алонсо, наверное, понимал, чем эта рокировка может обернуться. Жак не набрал ни одного очка и выглядел абсолютно не подготовленным к F1 после менее чем года отсутствия. Тем не менее, Флав добился своего: Фернандо перестал нервничать, что уступает напарнику и в следующие 2 года становился чемпионом.

Продолжение следует...

 

Статья опубликована в авторской колонке на первом сайте о Формуле 1 в России