14 мин.

В ожидании чуда

«Ну что там? Ничего нового? Не взяли никого?». В субботнее утро эти вопросы задал мне один старый товарищ. Мало того, что звонки рано утром в выходные мне, в принципе, не доставляют положительных эмоций, так в этом случае и ответить-то нечего. Разве что сонным голосом пробормотать в трубку – «Нет, за ночь ничего не изменилось» и тут же отключиться, дабы не слушать рассуждения на тему «Почему?», «А какие шансы, что возьмут?». О теме разговора, я думаю, все уже догадались – кого приобретет, и приобретет ли вообще, «Динамо», на позицию атакующего полузащитника.

Абсурдность же заданного вопроса заключалась не только во времени звонка, но еще и в том, что звонивший сейчас находится на зимней рыбалке в Ярославской области. Уже четвертый день, бедный, мучается, но там, в отсутствии столь привычного блага, как интернет, чувствует себя словно отрезанным от мира. В первую очередь – информационно-новостного мира. Вот и звонит каждые несколько часов, и задает один и тот же вопрос, подсознательно понимая, что вряд ли услышит что-то новое.

Конечно, изначально ожидалось, что зимнее трансферное окно станет для динамовских болельщиков одним из самых информативных за последние годы. И то, что приобретения посыпались практически сразу после его начала, могло только вдохновить – трио «горожан», молодой и перспективный Кириллов, повидавший заграничный футбол Воронин, почти свой Семшов.

Но все ждут совершенно другого – логичной развязки всей трансферной компании-2010 – решение проблемы с созиданием в атакующей линии. Другими словами – приобретение плеймейкера. Но, эпопея с Бенаюном затягивается, а в то, что у Сарсании есть еще одна кандидатура такого масштаба – сомнительно. И вот уже эйфория от мечтаний увидеть Бенаюна в динамовской футболке сначала сменилась на настороженные вопрошания – «Ну когда он уже приедет?», и до пессимистичных – «Неужели его не будет?».

В «динамовском интернете» покупка атакующего полузащитника стала уже просто неким помешательством. Причем, за этим с огромным интересом наблюдают уже не только динамовские болельщики, но и, кажется, вся футбольная Россия. Лично у меня возникло ощущение, что с каким настроением болельщики подойдут к новому сезону, целиком и полностью зависит от покупки/не покупки условного «Бенаюна».

А теперь, давайте подумаем – чего мы ждем от потенциального новичка? 20 голевых передач? Полное ведение игры в центре поля? Всё это так. Но только находясь в предвкушении от потенциального приобретения, не стоит забывать простую, но от этого не менее важную истину – одним трансфером все проблемы «Динамо» в созидании не решить. Нужен четкий и выстроенный план по адаптации этого «футболиста Х» в клубной и тактической системе. Но это уже целиком и полностью будет зависеть от тренерского штаба. Испытание, прямо скажем, не из легких. Ведь, права на ошибку фактически нет – уж слишком большие ожидания от потенциального трансфера у болельщиков и, наверняка, у руководства клуба.

Но это всё, пусть и не очень далекое, но будущее. А пока время еще есть и работа в этом направлении активно ведется, я предлагаю немного переместиться в прошлое, и вспомнить – а много ли за российский период было в «Динамо» креативных футболистов в центре поля? Ну, или хотя бы тех, на кого была возложена данная миссия.

ДЕНИС КЛЮЕВ

«В команде меня называют Маратом. Хотя по идее слово “Марат” у нас общее, и назвать им можно любого. Есть такой фильм “Маленький гигант большого секса” в главной роли с Геннадием Хазановым. Так вот, главного героя там зовут Маратом. Мы с Гришиным решили так называть Гусева, а он повторял то же самое в ответ. В итоге это прозвище прицепилось почему-то именно ко мне. Но называют так меня только три человека — Гусев, Гришин и Аюпов»

Матчи/голы за «Динамо»: 97/8

До того, как вернуться в «Динамо» в 1999 году и сразу же стать капитаном команды, Денис успел попробовать себя заграницей – Фейеноорд, Льерс, Шальке-04. Впрочем, самый удачный сезон у него сложился в Бельгии, где вместе с «Льерсом» он стал чемпионом этой страны. Но, еще до своего заграничного вояжа, Клюев дебютировал в 1994 году в составе «Динамо», возглавляемого на тот момент Константином Бесковым. Свой первый сезон в Высшем дивизионе России (до «Динамо», Клюев выступал за московский «Асмарал»), он провел на позиции крайнего полузащитника т.к. на его позиции, в центре полузащиты, выступал вернувшийся в Россию Игорь Добровольский, и его место в составе не поддавалось сомнению. Но, несмотря на это, Константин Иванович сумел разглядеть задатки в 21-летнем полузащитнике, и в первом своем сезоне Клюев провел на поле 28 матчей и забил один гол.

Его возвращение в 1999 году в «Динамо» казалось серьезным усилением командной игры, в первую очередь, из-за наличия у Клюева серьезного европейского опыта, что на тот момент было большой редкостью в российских командах. Но заиграть в «Динамо» по большому счету Клюев так и не сумел – если сначала он показывал достаточно ровную игру, то сезон 2001 он попросту провалил. Впрочем, в том была вина не только Клюева – к лету 2001 года, «Динамо» перестало быть единым коллективом и у команды начались серьезные проблемы. Например, поражение от «Сатурна» 1:6. На этом, динамовский период карьеры Клюева был завершен. И на этот раз окончательно.

ЮРИЙ КАЛИТВИНЦЕВ

«Два года в Москве для меня прошли на одном дыхании. Все было на солидном уровне: тренировочный процесс, игра и результат. Жаль, конечно, что нам так и не удалось стать чемпионами России. Но тогда в стране правил бал «Спартак». Не знаю почему, но очные поединки с «народной командой» для нас практически всегда складывались неудачно. Хотя комплексов перед спартаковцами не было. Парадокс – мы выходили на поле, исполненные желания взять реванш за последнее поражение, но терпели еще более болезненное фиаско»

Матчи/голы за «Динамо»: 48/8

Впервые Калитвинев мог оказаться в «Динамо» годом ранее – в 1990 году, но тогда его уговорили остаться в «Роторе» еще на один сезон. В итоге, через год, несмотря на обещания волгоградских руководителей о сопоставимых финансовых условиях, Калитвинцев сделал выбор в пользу «Динамо». По его словам, ключевую роль тогда сыграло слово данное Толстых и Газзаеву, и переход состоялся. «Люди рассчитывали на меня, – рассказывал позже Калитвинцев – почему же я должен был их «кинуть»?»

Первые годы в Москве прошли для Калитвинцева совсем неплохо – две бронзы 1992 и 1993 гг. Но, после провала динамовцев в Кубке УЕФА и отставки Валерия Газзаева, для Калитвенцева наступили черные дни. Казалось бы, манера игры Калитвинцева должна была соответствовать взглядам на футбол вернувшегося в команду Бескова. Да и сам Юрий поначалу не скрывал, что перспектива работы с Константином Ивановичем добавляла ему оптимизма. Но Бесков устроил тотальную чистку рядов, которая не обошла стороной и Калитвинцева. В итоге, транзитом через дубль он отправился в Нижний Новгород, а уже оттуда в киевское «Динамо», чтобы стать «дважды динамовцем», а впоследствии выиграть юношеский чемпионат Европы со сборной Украины.

ОГНЕН КОРОМАН

«В компании с такими известными игроками, как Тихонов и Каряка, постараюсь сделать все, чтобы моя мечта о Лиге Чемпионов осуществилась именно с «Крыльями».

Матчи/голы за «Динамо»: 48/8

«У него великолепные показатели функциональной готовности – подобное в моей практике встречалось нечасто». Такова была реакция врача «Динамо» Андрея Багдасаряна, после того, как новичок команды Огнен Короман прошел первое медицинское обследование в новой команде.

За талантливейшего полузащитника, кроме «Динамо», вели борьбу и ряд европейских клубов – «Герта», «Удинезе», «Депортиво», но руководство бело-голубых сумело выиграть борьбу за Коромана. И не пожалело – за последние годы этот трансфер стал чуть ли не самым удачным для «Динамо». Короман мог играть на любой позиции в полузащите, при этом обладая отличной техникой и взрывной скоростью, мог легко идти в обводку (зачастую удачную) и быть настоящим лидером на поле. Уже после первого сезона в «Динамо», Короман получил приз от болельщиков, как лучший игрок команды. Перейдя в «Крылья Советов» за Лигой Чемпионов, Короман так и не сумел стать там настоящим лидером и кумиром болельщиков, которым, без сомнения, был в «Динамо». А в 2005 вернуться в «Динамо» не получилось – трансфер, который задумывал Федорычев, сорвался.

ДАННИ

«Романцев и Семин мне показались очень похожими. Когда-то они оба были знаменитыми наставниками, но ведь в футболе ничто не стоит на месте... Я бы сказал, что эти тренеры не очень хорошо нас понимали. А вот Кобелев молод, сам недавно играл. Поэтому сегодняшний футбол ему близок, он очень хорошо его знает»

Матчи/голы за «Динамо»: 97/17

Без сомнения, Данни прошел практически через все круги становления бронзового «Динамо»-2008. Дебютировав за бело-голубых 9 марта 2005 года, он стал единственным из той, ставшей притчей во языцех, португальской колонии, кто не просто задержался в команде, но и на фоне всех динамовских проблем сумел из года в год прогрессировать в мастерстве. И как логичной точкой в этом прогрессе стало приглашение Данни в сборную Португалии. Согласитесь, попасть в одну из сильнейших сборных Европы из чемпионата России, да еще из команды, которая не учувствовала в еврокубках – дорогого стоит.

Но, несмотря на бесспорный талант, назвать его созидателем можно лишь с натяжкой. Правильнее сказать так – Данни всегда был созидателем, но созидал он, как правило, только для себя самого. Прокинуть и убежать, по ходу обыгрывая двух-трех соперников – это его стиль, который, вполне себя оправдывал в качестве «наконечника» треугольника в центральной зоне, но никак не способствовал командной игре в созидании. Но, несмотря на это, стоит признать – по техническим возможностям Данни был одним из лучших игроков «Динамо» за долгие годы.

ИГОРЬ ДОБРОВОЛЬСКИЙ

«Знаете, почему мы так и не стали чемпионами? У нас команда была... немножко легкомысленная, что ли. Вот подай нам лидера – порвем в клочья. Как кто послабее, теряемся. Но плохо ли мы играли, хорошо ли, а за шесть с половиной динамовских лет у меня пять медалей»

Матчи/голы за «Динамо»: 156/36

1986 год. Решающий матч за чемпионство между киевским и московским «Динамо». Колыванов не использует опаснейший момент и тут же…получает оплеуху от Добровольского. Такой вот он был – за пределами поля был душой компании и команды, а на поле настоящий лидер.

То поколение футболистов 90-х принято считать потерянным для нашего футбола. В чем-то можно согласиться, но, естественно, с поправкой на время – открылась дорога на запад и многие без разбору принялись уезжать заграницу. Кто-то за новой и, казавшейся райской жизнью, в Европу, кто-то просто за деньгами. Да и проверить, что ты стоишь на фоне лучших игроков топ-чемпионатов, тоже было крайне интересно.

Так поступил и Игорь Добровольский – один из самых, если не самый талантливый плеймейкер не только «Динамо», но и всего российского футбола конца 80-х. Цифры говорят сами за себя – в 18 лет Добровольский вошел в историю «Динамо», как самый молодой игрок, дебютировавший в национальной команде, за которую в итоге отыграл 47 матчей.

Несмотря на то, что Добровольский поиграл в Испании, Италии, Швейцарии, Германии, его карьеру в Европе вряд ли можно назвать успешной. Да и сам он не раз признавался – самое лучшее время в карьере – «Динамо». Не сомневаюсь, появись Игорь на свет чуть позже и играй сейчас, то перед ним открывались бы двери не таких клубов, как «Дженоа» или «Фортуна». Но именно на немецкой команде и закончилась эра футболиста Добровольского.

Закончив карьеру, он вернулся в Молдавию и даже основал собственный футбольный клуб второго дивизиона Молдавии – «Академика». «Бело-голубые цвета «Академики» я выбрал специально, чтобы было, как у московского «Динамо». Ведь, «Динамо» осталось в моем сердце навсегда».

АНДРЕЙ КОБЕЛЕВ

«Чтобы попасть в российскую сборную, мне кажется, недостаточно хорошо играть. И вообще игра в сборной не является для меня показателем класса футболиста. Сколько раз в году за сборную играешь? А сколько – за клуб? За национальную команду я выходил единственный раз, да лучше бы и его не было...»

Матчи/голы за «Динамо»: 327/61

В бытность игроком Кобелев был одним из самых одаренных игроком нашего чемпионата. В первую очередь, в техническом и тактическом плане. Его умение «вести» игру команды не поддавалось никакому сомнению, но по большому счету его карьера сложилась не так успешно, как могла бы быть. И виной тому не только время, которое переживала вся страна, как в случае с Добровольским, но и постоянные травмы.

Несмотря на это, в памяти болельщиков он навсегда останется капитаном №1. Причем, не только динамовских болельщиков, но еще и питерских. Ведь и там, за три года выступлений, он сумел добиться такого авторитета, о котором мог бы мечтать абсолютно любой футболист. Причем, мало того – его до сих пор вспоминают даже в Испании, где у него по причине травмы, так и не сложилась карьера. Могу сам подтвердить.

В апреле 2003 года я был в Севилье, где у меня живут друзья, уехавшие туда из России еще в начале 90-х. По странному стечению обстоятельств они являются ярыми поклонниками «Бетиса», который, к сожалению, сейчас выступает в Сегунде. И вот они повели меня на футбол – «Бетис» играл против «Валенсии». Еще перед началом игры, услышав русскую речь, к нам с нижнего ряда повернулся преклонного возраста испанец и спросил – «Русо?». Услышав утвердительный ответ, он широко улыбнулся, поднял большой палец вверх и несколько раз проговорил – «Кобелев. Буэно!». Помнят, значит.

«Я всегда возвращаюсь в «Динамо» – говорил Кобелев, когда вернулся из Питера. Действительно – куда бы ни отправляла Кобелева футбольная судьба, он всегда возвращался в «Динамо», вне зависимости от того, какие времена переживала родная команда. Сейчас, надо признать, это большая редкость.

Часто приходится слышать, что становясь тренером, бывший игрок невольно старается найти футболиста близкого по модели игры к самому себе времен карьеры игрока. Но данное утверждение вряд ли можно использовать в случае с Кобелевым – за время, пока он является главным тренером бело-голубых, в команде так и не появился настоящий плеймейкер, способный вести игру команды в атаке. Все-таки Хохлов, который теоретически мог бы взять эту роль на себя, играет глубже, в центре поля.

Даже сейчас, когда, казалось бы, есть серьезные финансовые возможности и не менее серьезные амбиции руководства, эта позиция до сих пор является самой проблемной в команде. Я бы сказал – вовсе чуть ли не единственная проблемная. Случайность ли это или, например, Кобелев никак не может найти схожего с ним самим по духу игрока центральной зоны – ответить невозможно. Но даже если и приобретение игрока такого амплуа состоится (а я в этом не сомневаюсь), то перед Андреем Николаевичем, как мы уже говорили, будет стоять не менее трудная задача – ввести его в игру команды.

И хочется верить, что лет через пять, мы к этому списку «созидателей» добавим еще одну фамилию, и обязательно скажем – его многочисленные игры на высочайшем уровне, в первую очередь, заслуга Кобелева.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!

И рекоммендую обратить внимание на один из лучших блогов о хоккее – Hockey Breathing