12 мин.

Чемпион Москвы против Чемпиона Германии: идём на дореволюционный футбол

Очередные чудеса на виражах ретроспективного граундхопа. В этот раз прогуляемся по дореволюционной Москве, зайдем в спортивный магазин, посетим стадион "Унион" и посмотрим на кудесников мяча из Германии. На дворе слякотный и туманный сентябрь 1912 года. Накануне Москва устраивала грандиозные празднования в честь столетнего юбилея Отечественной войны и Бородинской битвы. Казалось бы, совсем недавно развеялся дым от пушек, салютовавших с кремлевской стены, и буквально вчера оглушительное эхо звона московских колоколов улетело восвояси, а душа уже требует нового праздника. Но нужно что-то менее помпезное, более приземленное, может быть нас удивит спортивная афиша?

Так-так, возьмем свежий номер журнала «Русскiй Спортъ», заглянем сразу на последнюю страницу, там среди груды рекламных объявлений обычно печатают анонсы матчей. Среди интригующих заголовков вроде «дамского парикмахера Тулубьева» и «бухгалтера эксперта-счетовода Горбачева» затесалось то, что нам нужно! «Интернацiональные матчи. Holstein Kiel и Москва. 26 сентября, въ 3 ч. Дня, въ Унiонѣ, Самарский пр. Holstein – Морозовцы». Ух ты, это же действующие чемпионы Германии! Бежим за билетами!  

Судя по объявлению билеты можно купить в магазине у «А.А. Биткова», а это на Лубянке - направляемся туда, заодно осмотрим район пока чекисты из будущего не успели навести там свои порядки. На пересечении Большой Лубянки и Кузнецкого моста, позади дома страхового общества «Россия», которое через пару десятков лет наполнится скрипом кожаных нквдшных плащей, расположился заветный магазин.

Перебегаем дорогу по булыжной мостовой, перепрыгивая через трамвайные пути восемнадцатого маршрута и оказываемся подле двухэтажного «гипермаркета» охотничьих и спортивных товаров А.А. Биткова. По витринным стеклам магазина не спеша стекают капли моросящего дождя, который не прекращается вот уже который день. Да уж, снова аутентичная лондонская футбольная погодка приключилась в Москве. Рекламные вывески обещают первоклассные товары и «умѣренныя цѣны», что ж, не будем медлить, залетаем внутрь.

Больше всего нас, конечно, интересуют заветные квитки на сегодняшний футбольный матч, но поглазеть на ассортимент магазина тоже стоящее дело.

Магазин гордится прежде всего своим оружейным отделом, поэтому на первый взгляд может показаться, что сейчас из-за угла выйдет человек и начнет монолог в духе: «Ну что могу предложить, господа? 5 МП: четыре 40-х, один 38-й. Все отстреляно. Все в полном боекомплекте…». Но оружие нам ни к чему, пойдем в другой конец магазина, чтобы изумиться не менее широкому ассортименту спорттоваров.

Вполне вероятно, что избалованный «декатлонами» мозг может поразиться по-настоящему широкому выбору футбольного инвентаря. Здесь тебе и около десяти видов кожаных мячей из буйловой кожи, привезенных с Туманного Альбиона, специальная французская мазь для футбольных ботинок, три вида ручных насосов, бутсы, гетры, щитки, полосатые и клетчатые футбольные фуфайки… Короче говоря, можно разодеться как истинный футбольный денди начала века и щеголять потом по Никольской, привлекая внимания прохожих, цокая шипами по булыжникам.  

Из каталога магазина "А.А. Биткова"

Здесь еще есть отдел пиротехники, так что вполне можно закупиться и неплохо подымить на предстоящем международном матче. Но, чтобы не нарушать пространственно-временной континуум, и чтобы царь не ввёл Fan-ID раньше времени, заниматься таким непотребством мы не будем. Перебрось-ка лучше сюда 80 копеек, возьмем пару билетов на стоячие места, чтобы добиться максимальной аутентичности, ведь настоящие ценители немецкого футбола смотрят матчи стоя.

Выйдя наружу, можно, конечно, сразу запрыгнуть на трамвай и поехать в сторону стадиона, но пройдем пару шагов вверх по Большой Лубянке, чтобы увидеть еще одно роскошество. Среди многочисленных однотипных вывесок страховых обществ, внезапно всплывает изумительное здание белого кирпича с элегантными буквами на фасаде «Жженый Кофе. Э.К. Реттере». Это место относительно скоро тоже будет обжито чекистами, так что не мешкаем и проникаем внутрь.

У купцов Реттере целая сеть подобных магазинов, но этот главный. Есть еще на Маросейке, Мясницкой и в Камергерском – эдакий дореволюционный «Старбакс», и локации вполне соответствующие. Внутри нас встречают умопомрачительные запахи магазина колониальных товаров. По углам кофе в замасленных мешках, россыпи всевозможного чая, шоколад, фарфоровые чайнички. Убаюканные запахом дальних странствий, пропустим стакан мокко из специального кофейного самовара, на блестящем боку которого выбита надпись: «Кофе-Реттере-Москва». Эх, утащить бы с собой в двадцать первый век пару жестяных баночек с реттеревским мокко… но полёт фантазии прерывает звонок трамвая, крадущегося по ту сторону прозрачной витрины. Пора запрыгивать на подножку электрического перевозчика пассажиров и мчать к стадиону. 

Как только за окном появится Сухарева башня, вылезаем.  Здесь раскинулся Сухаревский рынок, но это отдельный мир, достойный длинной самостоятельной истории, поэтому заглянем сюда в другой раз, а пока поспешим по 1-ой Мещанской к стадиону. Ориентиром для нас будут минареты московской мечети, которую построили здесь несколько лет назад по проекту архитектора Николая Жукова.

Московская мечеть в Выползовом переулке

Обходим мечеть с левой стороны и направляемся в сторону Екатерининского парка, где справа уже покажутся виражи стадиона. Остается только догадываться какой прекрасный вид открылся бы с минарета на футбольное поле. Но так как знакомого муллы у нас нет, пойдем занимать места согласно купленным билетам.

Местоположение стадиона отметил зеленым прямоугольником. Хорошо видные ориентиры: Татарская Мечеть и Екатерининский Парк

Перед нами домашний стадион московского отделения немецкого клуба «Унион». Место для площадки выделил коллежский асессор, инженер-путеец Семен Петрович Чоколов. Три тысячи квадратных саженей из своего землевладения возле Екатерининского парка были предоставлены на растерзание кудесникам мяча.  Это одно из главных полей Москвы, где проводятся игры Московской Лиги. Через шестьдесят лет тут раскинется гигант «Олимпийский», а пока что это ничем не примечательная (в архитектурном смысле) площадка. Но кое какие интересные детали имеют место. Например, тут по периметру стоят рекламные щиты и рекламируют всякое. Таких вольностей воцаряющейся культуры потребления другие московские стадионы себе позволить не могли.

Хороших фотокарточек "Униона" мало. Но на этой, например, справа виден рекламный щит, рекламирующий финские лыжи

поляна ведет довольно разнузданную жизнь, и не просыхает практически круглый год. Редкий болельщик «Униона» видел, чтоб на этом поле прорастала трава. Зато каждый знает, что никакие грязевые ванны Геленджика не сравнятся с тем, что происходит на «Унионе» в сырую погоду. Вот и сейчас поляна размокла и покрылась глиняно-грязевой слизью. К тому же, размеры поля несколько меньше мировых стандартов, что напрямую влияет на стиль футбола, который в тандеме с отсутствием твердой поверхности под ногами превращает любой тутошний матч в бей-беги. Злопыхатели за глаза называют эту арену «недомерком».

Пока мы проталкиваемся сквозь плотные ряды котелков, фуражек и шляп на свои места, кто-то судорожно бегает с лопатой и посыпает штрафные площади песком, очевидно, чтобы не ударить перед немцами в грязь лицом. Набился полный стадион, из-за приезда немцев все топовые команды лиги «А» на этой неделе не играют, а значит сегодня здесь самое интересное футбольное событие выходных. 

Почтенная публика в ожидании стартового свистка

Дело близится к старту, и вот на поле появляются статные мужчины, с усами и без, в синих фуфайках с латинской буквой «H» на груди, в белых шортах и красных гетрах. Эти ребята прибыли сюда прямиком из Шлезвиг-Гольштейна и имя им «Хольштайн Киль».  В не менее белоснежных шортах и красных фуфайках Московской Футбольной Лиги, с белыми пуговицами и элегантными воротничками, на поле появляется команда Клуба спорта «Орехово», или как их называют в народе «морозовцы», по названию мануфактуры «Викула Морозов и сыновья» откуда есть пошла эта команда.

Прошлой весной «Хольштайн» взял первый и единственный в своей истории титул чемпиона Германии, обыграв в финальном матче Карлсруэ. Единственный мяч забил с пенальти нападающий Эрнст Мёллер, вон он, кстати, разминает колени и о чем-то беседует с вратарем Вернером.

"Хольштайн Киль" на родной земле, сразу после чемпионского матча

«Морозовцы», в свою очередь, третий год подряд забирают кубок Московской Лиги. Воспользуюсь положением путешественников во времени, скажем, что и в следующем году трофей достанется мужчинам из Орехово-Зуево. Взглянув на фамилии стартового состава отечественной команды не трудно посчитать сколько англичан вышли в тот день на поле отстаивать честь российского футбола: Гринвуд, Мишин, Савинцов, Акимов, В. Чарнок, Я. Чарнок, Кынин, Локкарт, Томлинсон, Дикин, Бонд. This is England.

"Морозовцы" в стильной форме Московской Лиги

Вполне возможно, что лондонская погода поможет сегодня орехово-зуевским британцам одолеть посланцев кайзера.  

На фоне глиняной размазни, равномерно размазанной по полю, яркие футболки и белые шорты команд выглядят очень выразительно, но через пару мгновений, чтобы вернуть форму в прежнюю кондицию придется всерьез задаться проблемой выбора стирального порошка. Но куранты на Спасской пробили три часа дня, и судья Бранд свистит что есть мочи в свисток – игра началась.

Состав "Хольштайна" на московском стадионе "Унион"

В первые мгновения немцы находятся в совершенной растерянности, не могут наладить контроль над мячом, увязая в грязи и спотыкаясь о многочисленные неровности поля. «Морозовцы» пытаются взвинтить темп с первых минут, но дальше «хавбековъ» пройти не получается. Поле маленькое и немцам не хватает пространства, мяч то и дело улетает в ауты. В составе «морозовцев» особенно блистает Рыжий Уилли – Ульям Чарнок из семьи британцев Чарноков, организаторов Клуба спорта «Орехово». Он, кстати один из главных бомбардиров московского футбола, и каждый раз, когда мяч попадает к нему, публика с великой надеждой кричит: «shoot!» Но вратарь «Хольштайна» Вернер настолько грамотно выбирает позицию, что все удары Рыжего Уилли летят прямо к нему в руки. Под занавес первого тайма гости из Киля, освоившись в московской грязелечебнице, перехватили инициативу в свои руки, но стойкие «морозовцы» бескомпромиссно бросаются на атакующих немцев и сохраняют в первом тайме нулевую ничью.

Голкипер Вернер останавливает мячи пронзительным взглядом

В перерыве по трибуне пошёл опасливый слушок, что на второй тайм сил у «наших» не хватит. Многие обсуждают игру вратаря Вернера, совершенно иная манера игры приводит московскую публику в благородный восторг. Пошли разговоры о том, что это, возможно, лучшая команда которая когда-либо приезжала играть в Россию. Спокойная игра немцев и стройные линии нападения и обороны потрясают столичных любителей футбола.

Немецкие гости на обложке журнала

Как и прогнозировала трибуна, во втором тайме немцы выглядели гораздо активнее. И вот уже мяч летит в пустые ворота, после ошибки вратаря «морозовцев», и полузащитник Мишин в отчаянном прыжке хватает мяч руками, чтобы избежать первого немецкого гола. Пенальти. У мяча центрфорвард «Хольштайна», трибуны замирают в томительном ожидании удара, теребя в руках свои фуражки. Чудесным образом мяч попадает в перекладину, трибуна в восторге. Но судья Бранд, очевидно решивший подсадить московских зрителей на эмоциональные качели, предлагает перебить пенальти, якобы за то, что хозяева слишком рано вбежали в штрафную. Интеллигентнейшие московские болельщики приходят в ярость. Свист, вой и нецензурные выкрики сливаются в один гудящий звук, как будто кто-то разворошил пчелиное гнездо, а потом попросил перебить пенальти.

Стадион "Унион" в мае 1912 года. Как видно, поздней весной покрытие поляны пребывает в хорошей кондиции

Увидев настолько раздосадованную публику, благородный чемпион Германии демонстративно пробивает мимо ворот. Синусоида эмоций трибуны снова взлетела до небес. Но сил у «морозовцев» совсем не осталось, немцы уже обыгрывают их как манекены. К концу второго тайма в воротах орехово-зуевцев побывало шесть мячей. Но шанс размочить счет и забить этот пресловутый гол престижа все-таки подвернулся - полузащитник «Хольштайна» играет рукой в своей штрафной, однако наш дорогой судья находится далеко от эпизода и никаких санкций немцы не получают. Вой трибуны, кажется, было слышно чуть ли не на Сухаревском рынке. Матч окончился со счетом 6:0 в пользу "Хольштайн Киля".

Вот таким драматичным вышло противостояние чемпиона Москвы, против чемпиона Германии. Впереди у «Хольштайна» еще два матча с двумя сборными Москвы, на них мы сходим в следующий раз. А пока пойдем шататься между Сухаревскими торговыми рядами и зализывать эмоциональные раны.

Отличное место для эмоциональной разгрузки. Сухаревская площадь.

Стадион «Униона», с приходом советской власти превратится в стадион «Совторгслужащих» и обрастет несколькими деревянными постройками, а позже он станет домашней ареной клуба «Буревестник», известного своим антирекордом – в 1938 г. хозяева поля проиграли ленинградским динамовцам со счетом 1:9. Эпохальность Олимпиады-80 стадион не пережил, и на его месте воздвигли махину «Олимпийского».

Стадион "Совторгслужащих" в 20-ые годы

В следующий раз, оказавшись на улице Дурова или Олимпийском проспекте, окиньте взглядом территорию очередной московской стройки века, и вспомните, как в далеком 1912 году, здесь барахтались в грязи Чемпионы Германии вперемежку с орехово-зуевскими британцами. 

Источники:

  1. pastvu.ru

  2. retromap.ru

  3. Савин А. В. Москва футбольная. Полная история в лицах, событиях, цифрах и фактах, 2016

  4. Ромм М.Д. Я болею за Спартак, 1965

  5. Газета "Русскiй Спортъ" №39-40, 1912

  6. Газета "Къ Спорту!" №44, 1912