13 мин.

«Тренерам вход воспрещен». Принципы самой успешной академии Бразилии

«Палмейрас» – главная фабрика талантов в Бразилии.

Габи Жезус – единственный в списке, чьи качества проверены годами. Четверо остальных – «племя младое, незнакомое». Но ожидания высоки. 

Эндрик и Эстевао в 17 лет вошли в пятерку самых молодых дебютантов сборной Бразилии: раньше начинали только Пеле, Эду и Коутиньо (не Филиппе, а чемпион мира 1962 года). На родине Эстевао называют талантом поколения и сравнивают по значимости с Неймаром. Он еще принесет «Палмейрасу» деньги: итоговая сумма вместе с надбавками за успешные выступления может составить до 65 млн евро, у Эндрика – до 72, у Гильерме – до 30.

При этом на четверых у вундеркиндов всего 100 матчей за взрослую команду «Палмейраса». Безумие! 

Особенно если знать, какая безнадега царила в академии еще лет 15 назад.

16 сентября 2011 года легендарный тренер Луис Фелипе Сколари (он тогда возглавлял «Палмейрас») разнес академию на встрече с журналистами. Слова об одном из воспитанников: «Он пришел сюда и не умел бить правой ногой. Мне пришлось заниматься с ним шесть месяцев, и только тогда он начал более-менее бить. Как я могу выпустить игрока против «Сантоса» или «Коринтианса», если он не умеет играть правой ногой?!» Масштаб трагедии – парень при этом был правшой.

Качество выпускников «Палмейраса» не устраивало и других тренеров, Сколари первым высказался публично. Жаир Жуссио, один из боссов академии, в ответ неохотно признал: никто из воспитанников не способен застолбить место в основе.

Сравните с текущей ситуацией: в прошлом сезоне состав «Палмейраса» почти на треть состоял из выпускников.

Секрет успеха? Их несколько, один из – на фото.

Это terrao, подобие уличного поля, на котором игроки академии от 10 до 15 лет занимаются раз в неделю в рамках проекта Favela (запущен в 2016-м). В этот день у них нет обязательств, они словно уличные футболисты. Вывески у входа гласят: «Тренерам вход воспрещен. Только воспитатели», «Пространство свободы, импровизации и самостоятельности».

Улыбающийся мужчина слева тоже важен. Это Жоао Пауло Сампайо, он возглавляет академию с 2015 года, главный архитектор успеха. Сампайо объясняет: «Когда ребята выходят играть на terrao – они свободны, не носят бутс, их никто не осуждает и не тренирует. Вот чего не хватает этому поколению: играть в удовольствие». Тренер команды U-12 добавляет: «Мы стараемся вернуть, что сделало Бразилию пятикратным чемпионом мира, – художественный футбол».

Принципы «Палмейраса»: набор по роликам в WhatsApp, дриблинг важнее паса, каждый игрок должен освоить по три позиции

1. Процесс поиска талантов максимально «очеловечен». Это главное отличие «Палмейраса» от других бразильских клубов. 

Команда скаутов Сампайо состоит из восьми человек. Они распределены по четырем из пяти регионов Бразилии. Помимо этого, есть более 14 филиалов академии внутри страны и два — за пределами (Дубай и Чили), где регулярно проводятся просмотры. Но и это не все.

«В «Палмейрасе» поиском талантов занимаются не только скауты, но и каждый сотрудник, – говорит Сампайо. – Это мантра клуба. Я сам называю себя скаутом на позиции координатора. В среднем получаю по 20–30 видео в WhatsApp в день: часть пересылаю коллегам, часть смотрю сам».

Именно так узнали об Эндрике – видео с ним прислал бизнесмен Пабло Рока. Мальчик блистал на турнире за «Сан-Паулу». Его родители нуждались в деньгах, но клуб не хотел помогать. Сампайо посмотрел 30 секунд ролика, а потом спросил: «Чего вы хотите?» Он дал отцу Эндрика работу, его матери – условия для жизни, а взамен получил самого дорогого воспитанника в истории клуба.

Тренер Эдуардо Лемао – уже десять лет в «Палмейрасе». Он объясняет философию: «Привести игрока – это работа по убеждению. Нужно доказать ему и его семье, что он попадает в лучшее место. Иногда это означает самому приехать к нему в город, встретиться в выходные – в дни, когда другие этого не сделали бы».

Сампайо не доверяет цифрам. «Помогают ли технологии? В плане обмена видео – да. Но как насчет статистики? Тут по-разному. Игрок может ошибаться, но если он забивает, когда все делает правильно, – мне этого достаточно. Дело в том, что сегодня на футбольной кухне слишком много поваров – всевозможные аналитики… Но ведь на поле по-прежнему выходят 11 человек».

Главный критерий для Сампайо – умение футболиста брать игру на себя: «Когда речь идет о полузащитниках и нападающих, я в первую очередь смотрю на их способность обыгрывать один в один. Это стиль «Палмейраса». 

2. Дриблинг важнее паса. Этот принцип прививается самым младшим – мальчикам от 10 до 15 лет.

Помогает тот самый проект Favela. До того, как на базе клуба появился земляной стадион, детей вывозили на общественные поля в фавелах. Там они играли с местными, а тренеры почти не вмешивались в процесс.

«Между пасом и дриблингом мы хотим, чтобы они выбирали дриблинг, – отмечает Сампайо в интервью FIFA. – Нужно возвращаться к уличным корням футбола». Сами дети это тоже понимают. Слова 12-летнего игрока академии: «На земле играть очень трудно – мяч все время скачет. На газоне, в академии  «Палмейраса», гораздо легче, потому что там ровное покрытие. Здесь мы учимся быстрее принимать мяч и думать еще до того, как он к тебе придет».

Еще один нестандартный метод – мальчиков отправляют играть в футзал. Польза: ограниченное пространство и постоянное участие в игре. И расчет: футзал доступен в небогатых районах, поэтому у ребят всегда есть возможность заниматься во внеурочное время.

3. Универсальность. «Игрок учится играть на 3-4 позициях и чувствовать себя уверенно в 4-5 разных игровых схемах. Это настоящая школа, с большой буквы. А в школу ходят не только математику учить. Там изучаешь 10-12 предметов – вот и у нас то же самое», – говорит Сампайо.

Эта черта прослеживается у всех воспитанников Жоао Пауло. От Эстевао (десятка, левый и правый вингер) и Витора Рейса (полузащитник, опорник, центральный защитник) – до Халка и Давида Луиса (ими Сампайо руководил на старте карьеры в «Витории»). Вы удивитесь, но в 18 лет Халк играл левого защитника, а Давид Луис когда-то был хавбеком.

4. Стандарты во взрослой команде и академии почти одинаковы. Особенно касается юношей U-15 и старше.

Тренеры, фитнес-тренеры и физиологии старшей команды обмениваются опытом и данными с коллегами из U-15, U-17 и U-20. Координатор научного штаба «Палмейраса» Даниэл Гонсалвес подчеркивает: это делается для того, «чтобы при переходе в профессиональный футбол юноши меньше ощущали разницу – особенно физическую и физиологическую».

Эксперт Тьяго Фрейтас добавляет: академию «Палмейраса» лучшей в Бразилии сделало осознание, что ранний перевод молодежи в профессионалы требует одновременного продвижения юношей из младших категорий в старшие. Здесь такие «прыжки» через возрасты – обычное дело. Для понимания: на одном из недавних финалов Бразилейрао U-20 у «Палмейраса» на поле было семь игроков категории U-17, а у «Фламенго» – всего один.

Когда испанская газета AS спросила Сампайо, удивил ли его прогресс Эндрика в 2022-м, он ответил: «Нет, потому что я знал: это особенный случай. Он всегда играл на два года старше своей возрастной категории. Мы постоянно подкидывали ему новые вызовы, и он каждый раз справлялся лучше, чем мы ожидали».

5. Это реальная школа. Учат не хватать звезд с неба и быть самостоятельными. «Футбол – это фабрика иллюзий. Он рождает много мечтаний, тогда как на деле большие деньги на нем зарабатывают 3-4 процента. Поэтому мы стараемся готовить ребят к жизни», – говорит Сампайо.

Как-то Жоао Пауло поймал двух игроков академии за наркотиками. Выгнал ли он их тут же вон? Ответ: «Выбросить – очень легко. У меня много вариантов для замены. Сложнее сказать: я с вами. Тогда я сказал: хотите остановиться? Если я вас еще раз поймаю – все, конец. Они дали мне слово, и я каждые 15 дней делал с ними тесты». Спустя годы он встретил эту пару уже в профессиональном футболе.

Еще история: «Были у меня двое в U-20. Я спросил одного: «С какого это перепугу ты на машине? Ты маме дом купил? – Нет. – Тогда даже не въезжай сюда на этой машине». Надо быть строгим, потому что мы знаем, насколько все сложно».

Самостоятельность очень важна. С 11 лет игроки академии принимают участие в международных турнирах, сами сдают багаж, приспосабливаются к еде: «В Голландии нет полноценного обеда – перекус в полдень. Значит, или идешь покупать фасоль, или ешь то, что есть. Мы подстраиваемся под место». Сампайо рассказывает о правиле: «Если в меню есть рисовый суп, значит, надо есть рисовый суп, где бы ты ни был».

То же и с игровой самостоятельностью: в матчах на грунтовом поле, куда «тренерам вход воспрещен», мальчики сами распределяют составы, придумывают тактику и меняют план по ходу игры.

Академия поднялась всего за десять лет. Как удалось?

Три основные вехи.

1. Реформы президента Пауло Нобри (2013-2016). Пришел в клуб после трагичного вылета «Палмейраса» из Серии А в 2012-м – и заработал тут себе на памятник.

Выяснил, что 70% экономических прав на игроков академии принадлежит агентам, а не клубу. Это означало гигантские убытки с продаж. Причина – у «Палмейраса» попросту не было своей сети скаутов, брали игроков по рекомендациям. Нобри уволил координатора академии и еще семь сотрудников.

Назначил новым главой молодежки опытного Эразмо Дамиани. Тот впервые добавил в академию младших школьников: категории U-11 и U-13 – очень важное решение. В 2015-м Эразмо ушел на повышение в сборную Бразилии, а Нобри нашел идеального преемника – Сампайо. При нем скромный состав из четырех тренеров и двух скаутов увеличился до 12 тренеров и восьми скаутов.

Заложил идею единства клуба и академии. «Нобри сделал это одной из ключевых миссий управления – выстроить прочный мост между академией и первой командой», – говорит тренер команды U-20.

Увеличил доходы, достроив прибыльный стадион «Альянц Парк» и подписав контракты со спонсорами Crefisa и Faculdade das Américas. Всего за три года правления вложил в академию 60 млн реалов (почти 10 млн евро).

2. Начало правления Маурисио Галиотти (2016-2019). Академия блистала, но почти не интегрировалась в старшую команду.

Увеличение инвестиций до 90 млн реалов (почти 15 млн евро). Спортдиректор Алешандре Маттос и менеджер Сисеро Соуза реформировали тренировочную базу – из старого спортзала сделали современный Центр совершенствования (Centro de Excelência).

С каждым годом академия во всех возрастах брала больше трофеев (в 2017-м – 16, в 2018-м – 23, в 2019-м – 34). 78 игроков получили вызовы в юношеские сборные.

Слишком много трансферов извне, недоверие к воспитанникам. Основная причина – Маттос. За время его работы клуб в среднем совершал по 15 сделок за сезон, в первый же год его увольнения – всего пять. Подписания не приносили пользы, деньги тратились, болельщики были недовольны количеством игроков академии в составе (максимум два-три).

3. Смена курса Галиотти и самое успешное время при Лейле Перрейре. Продолжается до сих пор.

В 2019-м «Палмейрас» закончил сезон без трофеев – и Галиотти сделал ставку на молодежь. Тренером в пятый раз стал легендарный Вандерлей Лушембурго. Глава академии Сампайо называет его главным приобретением в истории академии: «Он сломал стереотип – раньше в основу поднимали одного-двух, и все. А у него была очень близкая связь с молодежью. Он спросил: «Этот Данило реально так хорош, или это только на тренировках?» И я сказал: «Да, смело бери, он дерзкий». И Луше его поставил». Всего он поднял не меньше семи воспитанников в старшую команду.

На смену уволенному посреди сезона Луше пришел Абел Феррейра – вместе с игроками академии он сходу выиграл для клуба первый в XXI веке Кубок Либертадорес. Абел и сейчас мастерски интегрирует молодежь «Палмейраса» – есть опыт работы в академии «Спортинга» и специальный ассистент по обмену информацией между первой командой и молодежкой Витор Каштаньейра. С 2020-го за основу сыграли 45 воспитанников, а последний раз команда выходила на поле полностью без них четыре года назад.

Перрейра поддерживает семейную атмосферу в клубе – во многом благодаря ней Сампайо отказывается от предложений «Фламенго», а Абел Феррейра находится в клубе уже почти пять лет – крайне редкое явление для Бразилии.

При Перрейре сильно улучшили инфраструктуру академии – появилось три натуральных поля, одно искусственное и то самое terrao из грунта.

В ближайшие годы бренд будет только укрепляться. После взлета Эндрика и Эстевао главные газеты мира регулярно зовут Сампайо на интервью. Он лучший рекламщик воспитанников. Такую деталь подыскал для описания Эстевао: «Фотограф «Палмейраса» сделал целую серию из 100 кадров, где он бежит с мячом, – на всех видно, что мяч приклеен к его левой ноге».

***

Сейчас «Палмейрас» – с большим отрывом самый продающий клуб Бразилии. За последние десять лет тут заключили сделки на 420 млн евро. Что по-настоящему впечатляет: большая часть денег сделана исключительно на воспитанниках!

Сампайо говорит: «С 2015 года мы вложили в академию 40+ млн евро, а продали игроков на 285 млн. Сейчас все говорят об Эстевао, Эндрике и Луисе Гильерме. Но для нас это уже прошлое, мы смотрим вперед. У нас достаточно игроков, чтобы гарантировать стабильность «Палмейраса» еще на десять лет».

Яркий пример – Жуан Габриэл, 17-летний воспитанник. В начале августа подписал первый профессиональный контракт, еще не рассматривается как кандидат в основу – но отступные уже 100 млн евро. Для понимания: у Эндрика, Эстевао и Гильерме потолок был 60 млн.

Еще одна важная статья дохода – права: «ФИФА всегда сохраняет процент по «правам на подготовку» – чтобы клубы, воспитавшие игроков, получали долю при их будущих трансферах», – говорит Сампайо. Сейчас у «Палмейраса» есть права на 114 футболистов по всему миру.

Наконец – экономия на зарплатах. Сампайо: «Когда я говорю, что в основе десять воспитанников академии, нужно понимать: они зарабатывают в среднем в 13 раз меньше, чем приглашенный футболист на ту же позицию».

Потрясающая модель клуба. «Палмейрас» возрождает импровизационный бразильский футбол и продает его миру с чисто европейским расчетом. Это эталон для любого южноамериканского клуба.

👉 Создавайте свою команду в Фэнтези Лиги чемпионов. Следить за новым сезоном будет еще интереснее!

Фото: Cesar Greco/Palmeiras; Fernando Roberto/SPP via imago, imago sportfotodienst, Yuri Murakami/Keystone Press Agency, Roberto Casimiro/Keystone Press Agency/Global Look Press; instagram.com/academiadefutebolpalmeiras