9 мин.

«Я не успел показать все, на что способен». Интервью Чарли Мусонды

The Athletic поговорил с некогда талантливым бельгийцем.

Помните Чарли Мусонду? Недавно ему исполнилось 27 – возраст, в котором многие футболисты выходят на пиковую форму.

В то время как многие бывшие напарники Чарли на прошлой неделе играли в Лиге чемпионов, Мусонда в воскресенье вышел со скамейки запасных «Анортосиса» против «Закакиу» в высшем дивизионе чемпионата Кипра. Новая глава в истории бельгийца.

История Мусонды – это история невероятно талантливого игрока, которого подкосила ужасная травма колена. Это повреждение вывело Чарли из футбола на три года. Бельгиец восстанавливался, чтобы снова и снова получать рецидивы.

Чарли давно мог впасть в отчаяние и злиться на весь мир, но Мусонда старается мыслить позитивно. Факт того, что он продолжает играть – его самое большое достижение, которым он очень гордится.

В 15 лет бельгиец был одним из ярчайших талантов, которого хотели видеть у себя самые большие клубы Европы: «Барселона», «Реал», «Манчестер Юнайтед», «Манчестер Сити», «Челси» и «Арсенал».

«Сити» активно вел игрока. Чарли даже был на «Этихаде», когда Агуэро забил тот самый мяч в 2012-м… но через три недели Мусонда присоединился к «Челси». Столичная жизнь и возможность переехать из Бельгии всей семьей (да еще и двух старших братьев, Ламишу и Тику, тоже пристроили в академию «Челси») помогли заключить сделку.

На молодежном уровне Мусонда засверкал: выиграл два чемпионства, два Кубка Англии и юношескую ЛЧ. При Жозе Моуринью Чарли начал впервые тренироваться с основой. Но пробиться в главную команду было довольно сложно, поэтому Мусонда в январе 2016-го отправился в аренду в «Реал Бетис». Дебют во взрослом футболе оказался удачным: бельгиец стал игроком матча в игре против «Валенсии» Гари Нэвилла (1:0).

В этот момент казалось, что Чарли ждет яркая карьера.

После года в Испании Мусонда вернулся в «Челси», который возглавил Антонио Конте. Чарли вышел на замену в Суперкубке Англии в августе 2017-го против «Арсенала», а позднее дебютировал в старте в Кубке лиги против «Ноттингема». Это была идеальная игра. «Челси» выиграл 5:1, а Мусонда забил третий мяч в ворота «Форрест». Игрок с лицом младенца выглядел не по годам смело. Проблески будущей звезды.

«Для меня та игра была наполнена эмоциями, потому что я очень ждал возможности сыграть за основную команду «Челси». – рассказывает Чарли в интервью The Athletic. – Я шесть лет мечтал сыграть на «Стэмфорд Бридж». Я расплакался, когда забил. Этот момент я запомню навсегда».

Мусонде на тот момент было всего 20 лет, но с тех пор, он так и не достиг чего-то большего, чем в матче с «Ноттингемом». Несмотря на яркую игру, Конте давал бельгийцу очень мало игрового времени.

«Я не получил времени, чтобы показать, на что на самом деле способен. – говорит Мусонда. – Эден Азар в начале года был травмирован, а Педро дисквалифицирован. Так что возможности были, но, к сожалению, я их не получал, хотя у нас было мало вингеров в то время.

Я понимал, насколько я хорош и как много я могу сделать. На каком-то этапе вы должны давать шансы молодым игрокам, но я их не получал, поэтому очень расстроился. Конте помог осуществить мою мечту играть за основу, но мне нужно было 30 или 60 минут в матчах, а не 10. Если бы я ничего не показал за это время, я бы сказал «Окей, нет проблем», но когда я вспоминаю о том периоде, я сразу вспоминаю разочарование, которое испытывал, сидя на скамейке. У меня не было шанса. Было трудно».

Понимая, что нужно получать игровую практику, Мусонда перешел в «Селтик» на правах аренды в январе в 2018 года.

Брендан Роджерс собрал отличную команду, но все было не так радужно для Чарли. Он начал в старте против «Зенита» в Лиге Европы и отдал голевую, но потом бельгиец из состава и так и не смог пробиться обратно.

«В конце недели, после игры с «Зенитом», мы проиграли 0:3 в чемпионате. С тех пор я больше не играл до конца сезона. Я не говорил с Бренданом Роджерсом о причинах такого решения».

В «Селтике» Мусонда должен провести полтора года, но клубы решили, что стоит отозвать бельгийца в «Челси» уже через шесть месяцев.

«С арендами всегда сложно, – объясняет Чарли. – Вы можете отправиться в пять аренд, но только одна или две из них окажутся успешными. Это зависит от многих факторов: от клуба, в который вы переходите, от ситуации в команде, от игрового времени, от структуры клуба».

К сожалению для Мусонды, это было только началом всех бед. Он отправился в аренду в проверенный для многих игроков «Челси» нидерландский «Витесс», где в то время выступал Мартин Эдегор (на правах аренды из «Реала»).

Но в дебютном матче против «Антверпена» мир Мусонды перевернулся.

«В том матче был эпизод, когда мяч был в воздухе. Я следил за ним и готовился к приему, но кто-то неожиданно влетел шипами мне в колено. Я упал на газон и сразу понял, что что-то не так. Почти сразу после этого прозвучал свисток на перерыв, я дохромал до подтрибунки. Когда я пришел в раздевалку, увидел, что мое колено сильно опухло».

Бельгиец вряд ли мог представить, что эта травма выведет его из строя на три года. Обследование показало, что восстановление займет от двух до четырех месяцев. Чарли вернулся в «Челси» на реабилитацию.

«Я думал: «Ничего не сломал, ничего не порвал, я буду в порядке, потому что связки целы».

Спустя два месяца реабилитации в Кобхэме, Мусонда начал работу с мячом и активные беговые упражнения. Во время одной из тренировочных сессий, бельгиец услышал хруст в колене.

«В этот момент я понял, что проблема очень серьезная».

Два новых обследования (одно в «Челси», другое в Бельгии) показали, что у Мусонды травма задней крестообразной связки (ЗКС) второй степени. На шесть недель Чарли прекратил тренировки, но было понятно, что колену не становится лучше. Бельгиец начал раздумывать об операции.

Мусонда понимал, что операция на ЗКС – не лучшая затея: «Если вы оперируете ЗКС, то высока вероятность того, что механика вашего колена полностью изменится, вы можете не вернуться на тот же уровень. Это может полностью изменить ваш стиль игры».

Понимая это, Чарли отложил операцию. Он надеялся, что колено восстановится естественным способом. Так прошел целый год.

«Колено зажило не до конца, не на 100%, но я чувствовал, что мне лучше. Я мог бегать. Была небольшая боль, но я думал, что мне наконец становится лучше».

Мусонда хотел оставить прошлый год позади и снова присоединился к «Витессу». Однако он понимал, что нога все еще его беспокоила:

«Мое колено опухало после каждой тренировочной сессии. Я понимал, что что-то не так, но я рвался играть».

Всего через две недели после переезда в Нидерланды, колено бельгийца распухло донельзя.

«Я потерял мяч, добежал до середины поля и понял, что не могу двигаться. Я не мог согнуть ногу, колено сильно опухло. Поэтому я снова вернулся в «Челси».

Медицинские эксперты в Бельгии сказали Чарли, что без операции уже не обойтись. Один из них сказал, что он никогда больше не сможет играть в футбол, другой оценил шансы Мусонды вернуться в игру в 15-20%.

«Узнав это, я не знал, что делать дальше. Но теперь мое колено распухало каждый раз, когда играл, поэтому я решил, что нужно ложиться на операцию. Врачи сказали, что после операции я буду восстанавливаться 10-12 месяцев, то есть вне футбола я был бы уже почти два года. Я три недели говорил с разными экспертами и, в конце концов, решил лечь на операцию в Бельгии».

Через пару месяцев после операции нагрянула коронавирусная пандемия. Вся Великобритания закрылась на локдаун.

«Мне пришлось восстанавливаться дома, Кобхэм закрыли. Это стало очередной проблемой на моем пути».

Запреты ослабили летом, но на тренировочной базе «Челси» у Чарли все равно было слишком мало времени – клуб выделял ему короткие сессии с физиотерапевтом. Поэтому Мусонда решил переехать в Дубай, чтобы продолжить восстановление там.

«Я вернулся в «Челси» в январе 2021-го и с тех пор у меня не было проблем с коленом. Это радовало. Я два с половиной года жил с постоянной болью».

Свободный от боли Мусонда начал тренироваться с основной командой при Томасе Тухеле. После победы «Челси» в Лиге чемпионов воодушевленный Чарли собирался поехать на предсезонку в Ирландию. Но за день до отъезда он почувствовал себя неважно, начало ломить спину.

«После первого тренировочного дня я сдал положительный тест на коронавирус. Я подумал: «Боже мой, так не бывает». Проблемы накапливались как снежный ком. Худший отрезок моей жизни. Из-за травмы я выбыл очень надолго. Практически все время я был один и было трудно, но в тот момент я был окончательно разбит.

Я так усердно работал над возвращением, я искренне думал, что наконец начну заново, мое колено совсем не болело. И тут ковид. Сезон начинался через две с половиной недели, а я был заперт в Ирландии на 10 дней. Моя предсезонка закончилась, не успев начаться. Осознание этого было особенно тяжким. Я так много работал над собой, чтобы достичь успеха, но его забрали травмы. Я вернулся, снова много работал, но триумф снова отняли».

Мусонда провел оставшуюся часть года тренируясь с резервистами, а потом покинул клуб. Чарли расстроен, что так и не получил возможности показать себя.

«Это не тот случай, когда тебе дали возможность выйти на главную сцену, а ты им не воспользовался. По поводу своего времени в «Челси» я так точно не думаю… и это разочаровывает больше всего».

Мусонда говорит, что до сих пор смотрит каждую игру «Челси» и гордится успехами бывших одноклубников. Сейчас Чарли смотрит в будущее с оптимизмом, надеясь достичь собственных успехов. А однажды, возможно, помочь другим пройти через трудности.

«С моим опытом, со всем, через что я прошел, я хочу помогать молодым футболистам. Хочу, чтобы у них была возможность показать себя, чтобы они могли показать свои таланты миру. Это близко моему сердцу».

Сейчас бельгиец рад тому, что он снова играет. После года в «Леванте», где Мусонда вышел в старте впервые за четыре года, Чарли переехал в высшую лигу Кипра.

«Я просто хочу играть. Я просто снова хочу наслаждаться футболом. Меня радует, что несмотря на все прогнозы, несмотря на то что мне говорили, что я больше не смогу играть, я снова в футболе. Я горд тем, что мне удалось вернуться. Я осознаю, как это было сложно. Это высасывало из меня радость жизни. Теперь я оглядываюсь назад и горжусь тем, что я справился. Я был один очень долгое время. Это было невероятно трудно.

Если бы я был полностью здоров, если бы у меня было больше шансов, то очевидно, что все могло пойти совсем по-другому. Но, в конце концов, это жизнь, так бывает… но ты все равно должен верить в светлое будущее».