8 мин.

На допросе

Программа Патрыка Мирославски "Мастер интервью".

 

- Добрый вечер, телезрители. Сегодня гостем программы "Мастер интервью" будет известный в прошлом хоккеист Мариуш Черкавски.

- Добрый вечер. Кстати, вечер, и без вина.

 

- Э, не, ещё рановато. Дождёмся окончания программы.

- А мне можно?

 

- Да, конечно.

- Ладно, уж лучше выпью немного воды. Но ведь здесь нигде не написано, что ведущему нельзя выпить до окончания программы?

 

- Ну, да, верно. Ладно, к делу. Ты называешь себя счастливым пенсионером. Тебе так нравится этот этап в жизни?

- Как бы поскромнее это описать. Теперь я могу всецело отдаваться тому, что мне нравится. Спорт, как ни крути, отнимает львиную долю времени. Уже нет столько желания быть профессиональным игроком. Нет, у меня есть такие знакомые-ровесники, которым до сих пор доставляет удовольствие выходить на площадку. Но это скорее исключения из правил, и через год-два и они повесят свои принадлежности на гвоздь. Да и я уже нашёл способ зарабатывать на жизнь, хотя по окончании карьеры игрока далеко не у всех это получается легко и непринуждённо, в том числе и у меня. Но для отвлечения я открыл для себя гольф, а этим можно заниматься куда дольше.

 

- А вообще ты ожидал, что так сложно будет расставаться с прежним образом жизни? Об этом много писа́ли, в различных СМИ и в интернете то и дело появлялись твои фотографии, где ты чуть ли не плачешь.

- Конечно, перевернуть такую страницу не самое приятное дело. Это охватывало меня постепенно. В какой-то момент я стал понимать, что этот миг стремительно несётся мне навстречу и нет ни малейшей возможности его избежать. Я постепенно переставал вовремя восстанавливаться как физически, так и психологически. А когда я выступал в Швейцарии, все те два года я чётко уже понимал, что доигрываю.

 

Mariusz Czerkawski

- Со Сборной Польши тебе не удалось ничего выиграть. Вот ты, будучи ещё игроком одного из клубов НХЛ, приезжал представлять свою страну на международных турнирах. Была ли такая мысль, что ты лучше остальных в команде?

- Ну, мании величия у меня точно не было, поскольку на меня сваливалась огромная ответственность. Я прекрасно понимал, что мне отводят роль лидера и на меня рассчитывают. Но в команде большое значение играет сплочённость. Однако и её далеко не всегда достаточно, чтобы добиваться результата, если сам своими действиями не оправдываешь ожиданий, не показываешь всего, на что способен. Не скрываю, нам не удалось добраться до медалей, но Сборная Польши по хоккею вообще никогда не оказывалась в призёрах Чемпионатов мира и Олимпийских игр. Поэтому вопрос не стои́т так, что медали были да сплыли, и надо бы вернуть прежние позиции. Нет, в хоккей играть очень тяжело, он требует немалой технической выучки.

 

- То есть получается как у Райана Гиггза. Со своим клубом он чего только ни выигрывал, а на международном уровне у него не срослось, просто потому что его сборная слишком слаба.

- Ну, я бы не сказал, что между мной и Гиггзом можно без усилий провести параллель. Очевидно, если бы я выступал, скажем, за Сборную Швеции, Чехии или Словакии, то и возможности для раскрытия потенциала были бы совершенно другие. Но я был горд представлять свою страну. Я даже никогда не думал о получении шведского гражданства, хотя и жил там несколько лет и без труда мог бы оформить себе паспорт. Но мне было интересно, на что способна Сборная Польши. Мы ведь даже попали на Олимпиаду-92 во французском Альбервилле. До этого мы смогли выйти в элитный дивизион Чемпионата мира-92. Да, это был отличный год. Но я себя ни с кем не сравниваю. Я просто горд за то, что нам удалось тогда сделать. Хотелось бы выступать с орлом на груди чаще и делать это удачно, но вышло так, как вышло.

 

- Вышла книга за твоим авторством. Нельзя сказать, что ты её написал. Скорее – надиктовал.

- Это плод постоянных встреч с Войтеком Завёлой. Он разбирается в хоккее. Он даже ездил Швейцарию, смотрел матчи местного клубного первенства и Чемпионата мира-2009. Мы познакомились несколько лет назад в Катовице. Он тогда интересовался Польской хоккейной лигой, и уже в то время мы начали говорить о книге, делать какие-то заметки, что-то вычёркивать, что-то редактировать, собирать фотографии. Он же фактически решил все вопросы с издательством. Это всё длилось немыслимо долго, но я рад тому, что книга, наконец, вышла, да ещё и в такой момент, когда меня просто осыпают вопросами родители, молодёжь, которым интересно, что такое хоккей и как с ним обстоят дела.

 

- А зачем вообще ты её написал? Вот жил себе 40 лет, а потом раз – и книга.

- Я до сих пор не перестаю работать над популяризацией хоккея в Польше. Мы постоянно пытаемся что-то создавать или улучшать как в детском хоккее, так и в профессиональном. Отрадно видеть, что люди начинают интересоваться: идут разговоры о КХЛ, о проекте Панъевропейской лиги, о Сборной с её прекрасными тренерами, о будущем польского хоккея, в конце концов. Вот и молодёжная сборная наиграла на повышение в классе. Помимо этого постоянно при личной встрече или посредством писем мне задают вопросы, что-то предлагают: всем хочется, чтобы эта кампания удалась.

 

- Почему поляки не умеют играть в хоккей?

- Возможно дело в квалификации тренеров и положении хоккея в сознании общества, потому что этому виду спорта не достаются наилучшие спортсмены. Вот у канадцев, американцев, россиян, шведов хоккей очень популярен и талантливые люди им занимаются. И специалисты, зарабатывая очень хорошие деньги в тех краях, не приезжают в Польшу, чтобы заняться обработкой здешнего материала. Да и сам хоккей – занятие не из лёгких: нельзя поставить малыша на коньки и сказать: «Вот он – будущий кандидат в Зал славы ИИХФ».

 

- А почему тебе это удалось? Как так вышло, что ты уехал из города где-то на юге Польши и сделал такую отличную карьеру, а сотни других отчего-то нет?

- Возможно, многие элементарно не верили в свои способности или были слишком ленивы. Возможно, их просто устраивал тот уровень, в котором они выступали. А, может, они и не до конца были довольны, но им чего-то не хватало, чтобы сорваться с места, потому что покидать родину всегда тяжело, ведь существуют языковой и культурный барьер. Надеюсь, что такие смельчаки ещё найдутся. В своё время, будучи молодым, я тоже успел заявить о себе...

 

Mariusz Czerkawski

- В этом я не сомневаюсь. Однако о том, почему ты хорошо играл, придётся делать отдельный выпуск, я так подозреваю. Вот мы с тобой беседуем о хоккее, но у меня складывается ощущение, что это вовсе не популярный вид спорта в Польше. Взять тот же центральный спортивный телеканал TVP Sport, и хоккея в его программе передач днём с огнём не сыщешь. А если вдруг показывают, то картинка настолько отвратительна, что неясно, как таким образом можно привлечь зрителя.

- Соглашусь, что основная масса считает хоккей нудным и непривлекательным с точки зрения зрелищности. Но я не разделяю такую точку зрения, поскольку мне приходилось наблюдать и куда менее занимательные дисциплины, которые, несмотря на это, в вопросе телевизионного рейтинга на голову опережают хоккей. Мы пока не уверены, в связи с чем наблюдается такое положение вещей: потому ли, что сильнейшие клубы расположены на юге страны или что сборная не показывает высоких результатов. Думаю, именно от сборной и нужно плясать. Вот смотрите: в России или в Швейцарии хоккей популярен невообразимо, поскольку на чемпионатах мира их команды занимают высокие места. Не спорю, даже там футбол – это спорт номер один, однако в определённые периоды мастера клюшки и шайбы в этих странах способны создавать жёсткую конкуренцию мастерам кожаного мяча. И это не случайно. Просто поляки не понимают ещё хоккея, как и другие виды спорта, которыми интересуются, скажем, в Северной Америке.

 

- Взять те же НБА и НХЛ. Первых поляки смотрят в отличие от вторых.

- Люди не видят шайбы. Просто темп игры очень высокий, и они не успевают следить за происходящим. А не успевают – значит, не понимают.

 

- Это что получается? Поляки видят хуже американцев?

- На самом деле это разносторонняя проблема. В Польше нет хоккейной культуры. В одно предложение ответ на такой вопрос не уместить.

 

- А ты работал комментатором на нескольких хоккейных матчах в паре с Дариушем Шпаковски, так? [Дариуш Шпаковски – польский спортивный журналист и комментатор, работает в СМИ с 1976 года. – прим. пер.]

- Да, и не только хоккей, но и Олимпиаду в Лондоне.

 

- Может, тебе стоит плотнее заняться комментаторской деятельностью?

- Нет, поскольку такая работа предполагает  постоянные разъезды. Но от случая к случаю можно было бы. Особенно, если уровень соревнований будет высоким. Мне очень нравится быть на стадионе, чувствовать настрой болельщиков. Да и ПЗХЛ не горит желанием организовывать работу как можно большего числа журналистов, операторов, режиссёров и других на соревнованиях, которые практически никому не интересны.

 

- А в Польше есть хоккейные комментаторы?

- Парочка, наверняка, найдётся, но даже их этому искусству специально не обучали.

 

- Вот я знаю Пшемыслава Пелку, Станислава Снопека и Дариуша Шпаковски.

- Ещё можно выделить Матеуша Борека, хотя он и не занимается хоккеем в настоящее время. Когда-то, конечно, его это очень интересовало. Я с ним общался, он сведущ в этом вопросе, но как только надежды Сборной Польши на элиту мировых первенств стали таять, он от этого, увы, отошёл.

 

- А Шпаковски хорошо комментирует?

- Да, он прекрасно с этим справляется, но он очень редко обращает своё внимание на хоккей. Хотя мы с ним планируем поехать на решающие игры ЧМ-2013. Уверен, что какая-то его часть, пусть маленькая, живёт хоккеем. Я больше стараюсь рассказывать с точки зрения игроков, его приоритетом является журналистский взгляд. Мне нравится представлять собой любителя, поскольку поляки в основном в этой игре разбираются нехорошо, и я пробую навязать зрителю какой-никакой диалог так, чтобы это было интересно.

 

Рекламная пауза.