17 мин.

Шак не понимает, как Дончич разваливает НБА. Сейчас разберемся

Не лучший игрок, но символ и суть современного баскетбола.

Шакил О’Нил посмотрел на Дончича вживую и подкинул работенки. Так и сказал: «Я долго критиковал Луку, а потом увидел его вживую. Как так получается, что никто не может его остановить? Он не очень быстрый, у него нет особой прыгучести, но он всех разваливает».

Кажется, мы давно знаем о словенце и его стиле игры более-менее все. Вместе с тем остается ощущение, что не понимаем главного. Какого-то секрета, который собирает кучу навыков в единое целое и делает его особенным.

Попробуем понять, откуда берется Luka Magic. Двухметровых любителей таскать мяч и попадать трехочковые через руки в НБА хватает, но он такой один. 

Я гениальный сыщик, мне помощь не нужна. Найду я даже прыщик на теле у слона

Супергероев в НБА достаточно. Никола Йокич – лучший игрок мира. Шэй Гилджес-Александер – действующий MVP. Леброн Джеймс – Король и икона уходящей эпохи. Смиренно кивнут даже баскетбольные атеисты.

А Дончич – суть, символ и сын современного баскетбола. Это делает его не лучшим, а особенным. Лига упорно двигалась к тому, чтобы получить такого героя. Тем символичнее выглядит обмен в «Лейкерс» и принятие эстафеты из рук Леброна. Если пытаться понять НБА 2026 года через одного человека, кандидата лучше не найти. 

Ключевому вопросу хватит односложного ответа. Что он умеет в атаке? Все. 

Все, учитывая очевидные и непреодолимые ограничения в скорости, первом шаге и прыжке. Лимиты серьезные, научился их обходить. 

Знает 400 сравнительно честных способов отъема денег у населения. В смысле – набирает очки как угодно, когда угодно и через кого угодно. 

Встает в пост, если защитник уступает в габаритах. Катает пик-н-роллы, находит размены, выжимает до капельки. Сочетает шикарную работу корпусом с отличным дриблингом. Выигрывает позицию, сажает оппонента на спину, реализовывает количественное и качественное преимущество. 

Попадает неземные 91,5% из-под кольца. Комфортно чувствует себя в изоляциях. Всегда придумает бросок за считанные секунды на исходе владения. Без сомнений бьет трехочковые после шага назад. 

И всегда, абсолютно всегда готов наказать защитника за малейшую неточность. Шаг влево, шаг вправо – расстрел. Обычно с линии штрафных. 

В фильме «Западня» с Шоном Коннери и Кэтрин Зетой-Джонс героине приходилось преодолевать лазерную систему защиты, где одно ошибочное движение оказалось бы роковым. Что-то подобное Дончич устраивает соперникам. Обороняться против него – словно ходить по канату без страховки.

Гораздо любопытнее понять, почему это удается именно ему.   

Лука не терял времени даром с младенчества. Всегда брал от баскетбола все. Знает, каково быть сыном полка. Отец Саша Дончич почти два десятка лет выступал на профессиональном уровне. Из-за развала Югославии, бюрократических чудес и неудачной попытке закрепиться в «Црвене Звезде» может считать себя прообразом героя Тома Хэнкса из фильма «Терминал»: начинал в качестве легионера в родной стране, так как имел только югославский паспорт.

Выигрывал чемпионат, Кубок и Суперкубок Словении, провел пару матчей за национальную сборную, засветился в Евролиге.

В полтора года Лука постоянно возился с мячом. С 8-9 лет крутился в раздевалке «Олимпии», подавал мячи на матчах Евролиги, смотрел, впитывал и слушал, всегда находился где-то рядом. Его крестный отец – Рашо Нестерович, чемпион НБА-2005 с «Сан-Антонио». В семь лет отец начал знакомить с основами тактики.

Он в четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил.

Детство провел на уличных площадках. Изначально занимался с теми, кто был старше на два-три года. Тренеру хватило полутора десятка секунд, чтобы отправить в другую возрастную категорию. Не просто играл – становился лидером. Сверстники утверждают, что уже в 12 играл как ветеран: спокойно, уверенно, хладнокровно. 

Дальше был «Реал», статус золотого мальчика, выигранный Евробаскет в 18 лет, победа в Евролиге и приз MVP турнира в 19, дебют в НБА. Дончич играл в баскетбол в разных условиях, разных системах обучения, разных странах, на разных континентах. На уличной площадке и в зале, с друзьями и с командой. Везде оставался собой, впитывая знания как губка. 

Еще важнее, что он забирал у баскетбола все, не ограничиваясь одним видом спорта. 

Как лев, сражаюсь в драке, тружусь я, как пчела. А нюх, как у собаки, а глаз, как у орла

Очень любит футбол. В детстве пропадал с друзьями целыми днями на улице, играя во все подряд: тот же футбол, волейбол, баскетбол. Занимался плаванием, теннисом и гимнастикой. Уверен, что это сильно помогло с работой ног. 

Раннюю специализацию и чрезмерный акцент на один вид спорта считают чуть ли не главной проблемой юношеского спорта. Лука обошелся без этого, а несколько лет назад основал фонд развития детского баскетбола. Цель заявлена красивая: бороться с коммерциализацией спорта и возвращать радость игры юным спортсменам. 

О пользе занятий несколькими видами упоминают регулярно, примеров хватает. Для второй ракетки мира Янника Синнера теннис долгое время оставался третьим видом спорта. «Я постоянно катался на лыжах и играл в футбол, а уже потом шел теннис. Катание на лыжах было приоритетом, потом — футбол, который я со временем бросил, потому что тренировок стало слишком много», – говорил итальянец. 

Про любовь Дончича к массажу и спреям ничего не известно, зато страсть к футболу широко задокументирована. В Мадриде Дончич регулярно гонял мяч на тренировочных полях базы. Вот что вспоминал воспитанник футбольного «Реала» Оскар Родригес, поигравший в «Севилье», «Сельте», «Хетафе» и «Леганесе», а теперь покоряющий Саудовскую Аравию.

«Лука не был хорош в футболе так, как в баскетболе, но пробелы в технике компенсировал постановкой корпуса и игрой на опережение. Чаще всего был нападающим, навешивать на него – сплошное удовольствие. А еще он не валял дурака. Шутил, веселился, но относился к игре и к нам с уважением. Лука правда любит футбол и понимает его. Если не находилось места в команде, оставался и наблюдал за игрой».

Опыт в футболе, волейболе и той же гимнастике обеспечивает преимущество. Лучше понимаешь возможности тела, знаком с дополнительными движениями, выходишь за пределы базовой плоскости. Грубо говоря, имеешь дополнительные инструменты. 

Объемы тела обсуждали долго и упорно, но ведь с балансом проблем сроду не возникало. С лишним весом выглядел грузно, медленно, даже комично. Но точно не неуклюже. Координируется и приземляется лучше среднестатистического баскетболиста. Понимает, где идти в контакт выгодно, а когда стоит придумать что-то другое. Для нахождения неловких и жестких падений придется потратить кучу времени, хотя толкают и пихают Луку с упоением.

У Дончича нет работы ног Демара Дерозана или тяги к боксерскому челноку. Ему и не надо. Габариты, работа корпусом, чувство пространства и умение читать соперника куда полезнее. 

Первый шаг крайне важен, но без него можно обойтись, если ты и так на шаг впереди. 

Где-то тут осязаемые навыки заканчиваются. А начинаются те, которые делают нашего героя особенным. 

Руки моей железной боятся как огня. И, в общем, бесполезно скрываться от меня

Дончич с отрывом главный по штрафным во всей лиге. Более 12 попыток в среднем за игру, больше никто не добрался хотя бы до 10. Критика и недовольство понятны: утомительно, затягивает игру, вызывает отторжение. 

Велик соблазн назвать число штрафных аномальным, связать их с особым отношением судей к «Лейкерс» и поставить какое-нибудь обидное клеймо. Реальность гораздо любопытнее. Хотя доля истины в таких рассуждениях имеется.

«Лос-Анджелес» в самом деле встает на линию по особому графику и позволяет себе чуть больше, однако началось это задолго до обмена с «Далласом». Что-то вроде налога на шоутайм и историчность. Лука тут – не причина, а победитель, бенефициар.

Он всегда великолепно собирал фолы. С первого сезона в НБА неизменно оказывался в десятке сильнейших. В 19 лет новичком пробивал штрафные чаще Кевина Дюрэнта, Дэмиана Лилларда и Расселла Уэстбрука. 

Для попадания на линию требуются навыки, понимание игры и статус, репутация в глазах арбитров. Проще говоря – опыт. Потому в лидерах в основном заслуженные товарищи в возрасте около 30 и суперзвезды. В сезоне-2018/19 в топ-20 по этому компоненту оказались два человека моложе 23 лет. Девину Букеру было 22, Дончичу – 19.

В дальнейшем словенец обосновался в топ-5 по подходам к линии, хотя в основном ограничивался 8-10 попытками. Вот он, налог на «Лейкерс»? Вообще нет. Дончич делает ровно то же самое, что и прежде. Выхлоп сопоставим. А цифры задираются по двум причинам. 

Во-первых, в нынешнем сезоне фолов и штрафных в принципе больше прежнего. Около месяца назад подробно обсуждали

Во-вторых, «Даллас» атаковал иначе и реже шел в трехсекундную зону. А собирать фолы на средней и дальней дистанциях, ясное дело, сложнее. 

Очки из «краски» «Маверикс» год от года: 

2018/19 (дебютный в НБА): 44,6, 23-е место;

2019/20: 44,8, 24-е;

2020/21: 44, 24-е;

2021/22: 41,5, 25-е;

2022/23: 45,8, 30-е.

2023/24 (последний полный в Техасе): 47, 24-е;

Что там у «Лейкерс» сейчас? 51,5 очка, 11-е место. 

И самое главное. Дончича ругают за штрафные, хотя такие вещи достойны восхищения. Лука – мастер выжимать максимум из имеющихся возможностей. Превращает сомнительные судейские трактовки в стероиды для набора очков, а серые зоны правил – в суперсилу. Постоянные обращения к судьям и штучки в духе сборной Югославии дополняют картину. Наказаний нет, технические выписывают крайне редко, а давление оказываю. Рай!  

Казнь за любое неаккуратное движение защитника, ошибочное положение рук или действие на эмоциях. Это же искусство. Современное, а потому сомнительное. Но все же искусство. 

Нельзя сказать, что нахождение штрафных – такой же навык, как ведение мяча, дальний бросок или реализация выгодных разменов. Ведь нынче он важнее. Хотя бы сопоставимых со словенцем в неблагодарном деле можно пересчитать по пальцам одной руки.

Поиск возможностей, уязвимых мест, лазеек и использование себе на благо – один из основных принципов жизни вообще и спорта в частности. От Формулы-1 с массовым сканированием серых зон в техническом регламенте до попыток любой ценой заработать пенальти в футболе. Только игра ведется не с конкретным защитником или командой, а еще и с правилами в целом. 

Разумеется, в другую эпоху Дончичу было бы куда сложнее оставаться таким эффективным. Еще 6,5 лет назад Лука выдал легендарное «в НБА набирать очки легче, чем в Европе». Те слова вспоминают до сих пор, хотя говорились они в четком и понятном контексте. 

«В Европе площадка меньше, а еще в НБА есть правило трех секунд в защите. Думаю, тут набирать очки проще», – говорил он тогда. 

Одних правила ограничивают, для других становятся союзником и источником силы. Словенец выбрал сторону. Знать правила игры и понимать, как они могут сделать тебя сильнее в разы важнее, чем проснуться на пару часов раньше и сходить на дополнительную тренировку.

Тем забавнее слышать разговоры, мол, Николе Йокичу неинтересен этот ваш баскетбол и вообще тот относится к нему к работе. Серб ориентируется в правилах лучше отдельных судей, в то время как подавляющее большинство баскетболистов не знают базовых пунктов. Что не мешает считаться образцами трудолюбия и профессионализма.

Как вы собираетесь побеждать, имея лишь общее представление о правилах игры? Уважения к баскетболу тут гораздо меньше, чем в броске на последних секундах при двузначной разнице в счете.

Трудолюбие и профессионализм не заканчиваются на баскетбольной площадке или тренировочном зале. Дончич и тот же Йокич это понимают. Смотрят шире, ищут возможности, выходят из комнаты – и не допускают ошибки, становятся уникальными.

Некоторых называют продавцами штрафных. Тогда Лука – хозяин штрафных. И он точно понимает, что это комплимент.

Парадокс: знание правил игры чаще вынуждает остальных играть по твоим правилам. 

Проворнее макаки, выносливей вола. А нюх, как у собаки, а глаз, как у орла

Штрафные ярче всего показывают принципы баскетбольного мироустройства по Дончичу. Разобрать механизм до основания. Понять принцип работы. Сделать своим союзником. Диктовать условия. 

Еще сильнее влияют замедление происходящего, а также переключение между жизнью на паркете и за ее пределами.

«Еще в юности Лука лучше всех видел площадку, моментально оценивал ситуацию и действовал быстрее всех, не боясь ответственности. Но больше всего меня поражало умение менять свою индивидуальность. Будучи крайне уверенным и сосредоточенным на площадке, он полностью менялся после окончания игры, становясь милым мальчишкой, улыбаясь и шутя с другими детьми», – вспоминал один из детских тренеров. 

Остин Ривз согласен. Словенец за пределами паркета удивляет многих застенчивым поведением и тягой к простым радостям. Гусары, молчать! 

После переезда в Лос-Анджелес радовался возможности впервые оказаться в городе с океаном. Говорил, что любит полежать на пляже и расслабиться, обожает водить машину и ненавидит пробки.  

Самоироничен. Как только Стив Нэш на подкасте проводит параллель между ним и Леброном Джеймсом, с улыбкой упоминает свой прыжок и атлетизм. А потом наступает время выходить на паркет: город засыпает, просыпается мафия. 

Почему отсутствие прыжка, скорости и первого шага не мешает доминировать в атаке и забивать 91,5% из-под кольца? 

Потому что он диктует правила и делает так, что игра ведется на его скоростях. Быть быстрее – не единственный способ выиграть в скорости. Цель – оказаться в выгодной позиции, не дать защитнику помешать. Оставить его за спиной – понятное решение. Но есть и другие. 

Пока все стремились влиться в игру и не выпадать по скорости, он с юношеских лет работал в своем Лука-темпе. Не реагировал на происходящее, а вынуждал реагировать на него. То есть забирал инициативу. 

Движение корпуса, дриблинг, видение площадки и минимальное количество потерь на ведении не оставляют вариантов: мяч у меня, подстраивайтесь. В НХЛ лучше всех время и пространство искривляет Никита Кучеров, в НБА магистр замедления времени – Лука.

Медленные широкие шаги, переключение скоростей, евростепы. Увидит на пути руку – встанет на линию, выманит второго защитника – найдет открытого партнера, не дождется подстраховки – решит сам. 

Среди вечно спешащих всюду успевающий получает огромное преимущество. 

Бывал я в равных странах, и если захочу, то поздно или рано я всех разоблачу

Что на вершине уникальности? Тут совсем скучно: снова знание.

Знание, что произойдет в ближайшие две-три секунды. Для владеющего мячом важно видеть. Еще важнее – предвидеть.

Как Лука определяет следующий шаг при размене? В подкасте с Джей Джей Редиком говорил, что его волнуют два вопроса. Первый – находится ли в «краске» большой. Второй – что тот намерен предпринять. Выходить из трехсекундной зоны (если находится внутри около двух секунд) или опускаться под щит (если только вышел). 

Найти выигрышное решение проще, когда знаешь следующий шаг оппонента. 

Словенец просит партнеров не менять позиции, когда он лезет под щит. Даже если кажется, что защита не успевает и впереди легкие два очка. Перед проходом запоминает местоположение игроков своей команды и при необходимости совершает скидку в нужную точку. 

Смотреть и видеть не обязательно, когда ты знаешь. К тому же это экономит время. А что такое доля секунды на высшем уровне? Разница между удачным и неудачным эпизодом. 

Шахматисты тратят колоссальные ресурсы на изучение и запоминание дебютов. У Дончича в голове компьютер с мощнейшей теоретической базой: понимание игры на таком уровне, что решения доведены до автоматизма. Принимаются интуитивно, без потери мгновений на размышления. Увидел расположение обороны, предвидел следующие два-три действия, совершил ход. В подавляющем большинстве случаев сильнейший. 

Дуга дальше, пространства больше, центровые при пик-н-роллах не используют заступ. У защиты связаны руки. В силах Луки сделать так, чтобы она протянула ноги.

Его практически невозможно застать врасплох дабл-тимом. Отдает вовремя, без ошибок. Другое дело, что партнеры в начале регулярного чемпионата часто зависали при решении задач 4-в-3. К нему крайне сложно подкрасться со спины и произвести кражу. Слишком короткий промежуток между сменой позиции защитником и реакцией Луки. А корпус-циркуль помогает укрывать мяч, попутно изучая расстановку на паркете.

Волшебные переводы через половину площадки и резкие передачи на противоположный край чаще базируются на знании, а не изучении. Решение в основном запускает голова, а не глаза. Хотя с ними тоже полный порядок.

Дончич прекрасно знает свои возможности. Знает правила. Знает основные шаблоны действий защитников. И знает теорию. Что позволяет переносить теорию на практику, а кусочки величия собирать в единую картину. 

Как мышь, крадусь во мраке, плыву, как камбала. А нюх, как у собаки; а глаз, как у орла

Баскетбол – самая динамичная командная игра на планете Земля. Мы знаем это с детства. Так и есть. Только не для всех. 

С динамикой просто. Ломать и разбивать игру на эпизоды нетрудно: по семь тайм-аутов каждому, тренерские запросы, частые свистки, бонусные штрафные, споры с судьями. Динамика если не исчезает, то теряется.

Важнее другое. НБА упорно делает командную игру как можно более индивидуальной. Так выгоднее продается. Изменения правил, дальнее расстояние дуги, нормы судейства. Джеймс Харден подобрался близко, но до вершины не дотянул. Фальстарт. Появление Луки Дончича оставалось вопросом времени. 

На нижнем уровне баскетболист не понимает основных принципов командной игры. В лучшем случае становится зажигалкой со скамейки или, извините, мусорным скорером. В худшем – вылетает из лиги, отправляется покорять чемпионаты попроще. Там таланты перевесят интеллектуальные ограничения.

На базовом уровне навыки и понимание игры соответствуют требованиям, что позволяет задержаться в НБА. Разумеется, этажей на этом уровне хватает. В зависимости от таланта, позиции, здоровья, подходящего клуба, тренера и много чего еще. Остаешься в лиге до тех пор, пока приносишь пользу команде.

Остается высший уровень, до него добираются единицы. Там баскетбол – скорее индивидуальный вид спорта с элементами командной работы. Соотношение каждый выставляет исходя из своих вкусов и возможностей. Команда нужна прежде всего для помощи лидеру, выделения его сильных сторон, гарантии зрелища и сюжетов. 

Получается, НБА сейчас ближе к Формуле-1, чем к футболу или волейболу. Там хороший пилот на лучшей машине побеждает чаще, чем лучший на хорошей. И в массовом сознании труд остальных обычно оказывается за пределами видимости. 

В футболе на поле выходят 11 человек, влияние одного по умолчанию ограничено. В хоккее даже в плей-офф лучшие проводят на площадке около половины возможного времени. НБА зашла дальше всех: 40-45 минут из 48 возможных с максимальной загрузкой – норма для решающих стадий. 

Дончичу нужны партнеры больше, чем теннисисту ракетка, а лыжнику – удачный выбор беговой пары. Но это скорее перила на лестнице: способ опоры и создания устойчивого положения. Центровой требуется для высоких заслонов, розыгрыша пик-н-роллов и завершения. Ролевики – для защиты и трехочковых, чтобы не пришлось идти одному на толпу. Механики, гоночные инженеры.

Слова о легкости набора очков в НБА взялись не просто так. Лига делала все возможное, чтобы очки набирались, звезды зажигали, а защита страдала. И выдача индульгенции на контактную оборону сразу превращает ее обладателя в фаворита. Остальным до наступления плей-офф предлагается защищаться веником, связкой чеснока и совковой лопатой.

Дончич знает себя, соперников и баскетбол. Видит и использует лазейки, чтобы становиться опаснее. Понимает, чего хочет лига и какие возможности она предоставляет людям с такими умениями. И пользуется ими. Органично переключается между командной и личной дисциплиной. Взял от баскетбола все, старается вернуть с процентами.

Достаточно умен, чтобы видеть возможности. Достаточно талантлив, чтобы использовать их. Достаточно артистичен и харизматичен, чтобы делать это ярко. Достаточно самоироничен, чтобы не отрываться от земли.

Трудно спорить: Луке повезло с эпохой. Еще сложнее спорить с тем, что эпохе повезло с Лукой.

Поддержать автора: карта 2200 7013 8012 61 66 (Т Банк), через СБП 985 058 79 22 (Т Банк, Альфа) или через донаты Спортса’‘

Фото: Gettyimages.ru/Streeter Lecka, Harry How, Todd Kirkland; East News/CHRISTOF STACHE / AFP, AP Photo/Rob Gray, AP Photo/Chris Szagola