14 мин.

«Селтикс» лишились Тейтума, но сохранили безумную атаку. Все объясняет философия стоицизма

«Бостон» добыл 15 побед в 25 матчах, взгромоздившись на третье место Восточной конференции. Попробуем дополнить отличный материал о преображении команды.

Как «Селтикс» превратились в самую живучую команду НБА и что в них такого особенного?

Всегда быть счастливым и жить без страданий – значит не узнать ровно половину природы вещей

«Селтикс» лучше всех в лиге знают, что кризис – это, прежде всего, шанс.

Прекратили существование в чемпионском виде под давлением травм и конского налога. Джейсон Тэйтум порвал ахилл, Кристапса Порзингиса обменяли в «Атланту», Дрю Холидэя – в «Портленд», а Эл Хорфорд отправился на охоту за еще одним перстнем в «Голден Стэйт». 

Из семи лидеров по игровому времени в минувшем плей-офф ушли четверо. Замены не впечатляли: Анферни Саймонс нестабилен и без защиты, Джош Майнотт и Люка Гарза выходили в мусорное время в «Миннесоте». 

Отпевать «Бостон» начали заблаговременно. После трех поражений на старте регулярного чемпионата понимающе кивнули головами и махнули рукой. Жалко этих добряков. 

Тем временем «Селтикс» с горем пополам начали побеждать, забрались в зону плей-ин. А с середины ноября пошли настоящие чудеса. Отрезок из 10 побед в 12 матчах вывел на третье место в конференции. Рывок прервался минувшей ночью, когда встали во второй половине с «Милуоки».

Сетовать на простой календарь бесполезно. Обыграли «Орландо», «Детройт», «Кливленд», «Никс», «Лейкерс», «Торонто». Абсолютно нормально расписание для Востока. «Бостон» в самом деле ожил быстрее, чем многие рассчитывали. Как так вышло?

Я его слепила из того что было.

Внутренние резервы и обучаемость творят чудеса. Всего лишь качественная тренерская работа и желание игроков. Чуть ли не все члены ротации прогрессируют, выходя на качественно новый уровень. Даже в первые недели «Бостон» действовал чисто, почти не допускал потерь и забирал игру владений. Постепенно добавилось взаимопонимание, в боевых условиях утряслась ротация – и дело пошло. 

Резкий, как удар серпом по яйцам, и жесткий, как удар молотом. Живой советский герб. Говорят, его вообще невозможно убить.

Это же про «Бостон». Принесли его домой – оказался он живой.

Есть лишь один путь к благоденствию: перестать беспокоиться обо всем неподвластном нашей воле

Качественный рывок произошел после перевода в старт Джордана Уолша. Совпадение? Не думаю. 

Запредельно агрессивная защита была всегда. Только раньше требовалась строго на небольших минутах. Потому что вариантов хватало, а атака при его появлении резко проседала.

«Джордана ждет определяющий год. Все или ничего. Он хорошо поработал летом и получит минуты, если будет их оправдывать», – говорили в тренерском штабе. 

За два сезона в НБА совершил 64 трехочковых. Попал 17. 26,5%. За 20 игр нынешней регулярки уложил в цель 19 из 39, 48,8%. Выборка маловата, но открытых бросков прежде было даже больше, а точность взлетела в небеса. 

Желание всегда лилось через край. Например, в прошлом сезоне Уолш просил отправиться в G-лигу ради игровой практики в выходной. Злой, голодный и энергичный форвард уже успел собрать внушительную коллекцию скальпов на своей половине. И перестал быть проблемой на чужой. 

Конечно, в том числе из-за просевшего класса партнеров. Во вторую очередь. А в первую – благодаря собственному развитию.

Фантомас из Техаса – символ, суть и сердце нынешних «Селтикс». Такими темпами окажется упомянут в голосовании за Мистера замка и попадет в оборонительные сборные. Он не просто вписывается в эту команду, а становится ее спусковым крючком. 

Голод – лучшая приправа к пище.

«Бостон» слишком ограничен в индивидуальном таланте на своей половине площадки. Одна из худших передний линий в НБА никуда не делась. Неэмиаш Кета при всем прогрессе по-прежнему слабо обороняется на периметре один в один, Люка Гарза в принципе ходячая мишень. 

Джейлен Браун из-за колоссального скачка нагрузки вынужден отдыхать в защите, Анферни Саймонс всегда был минусовым. Ну и так далее. Джо Маззулла не может позволить себе ставить на чистые оборонительные способности, на успешную игру один-в-один.

Проблема маскируется тремя способами. Первый – низкий темп. Минимум переходных фаз, никаких легких очков. «Селтикс» играют медленнее всех в НБА (95,7 владения за матч, у остальных минимум 97) и входят в пятерку по пропущенным очкам в быстрых отрывах.

Второй – давление. Найти слабую точку и ударить в нее гораздо сложнее, когда нет времени прицелиться. Входят в десятку по долям потерь оппонента, сразу 12 человек совершают хотя бы по 0,5 перехвата за матч. Справедливости ради, заряженности «Финикса» и «Оклахомы» не перехват здесь нет, агрессии меньше. Способ оказания давления принципиально иной. В нем и заключается пункт третий. 

Совершенство характера выражается в том, чтобы каждый день проводить, как последний в жизни, быть чуждым суетливости, бездеятельности и лицемерия

Переключение между режимами. Давно не новинка, а необходимость для любого серьезного коллектива. «Бостон» пошел дальше: регулярно переходит от личной обороне к зонной по ходу одного владения. Не запутаться, прочитать эпизод и наказать более чем реально, если у тебя много времени или шустро работающие мозги. А вот за 24 секунды владения при отсутствии сильной предварительной подготовки проделать сложно. 

Вынуждают соперника думать и реагировать, что редкость. Обычно реагирует защита, ведь инициатива по умолчанию на стороне атакующего. 

Оборона «Бостона» скорее необычна и примечательна, чем сильна. Статистика согласна: в серединке по всем метрикам эффективности, а мало пропускают из-за низкого темпа.

Но перед стартом сезона ожидали худшего. А главное – прогресс есть. Игроки узнают и познают друг друга в образовавшихся сочетаниях, привыкают к новым ролям и склонностям партнеров. Лучше размениваются, реже ошибаются. Защита достаточно хороша, чтобы не умножать на ноль позитив от действий на чужой половине. Этого хватает.

Потому что главная суперсила – атака. Входят в пятерку лучших в НБА. Точка опоры – не ошибаться и забирать игру владений. Не гонятся за результативными передачами, не включают какое-то феноменальное движение мяча. Банально не тот набор исполнителей. 

Зато исправно запускают карусель из трех человек с высокими заслонами и короткими передачами в семи-восьми метрах от кольца. Снимают первую линию обороны, разыгрывают ситуацию 5 в 4. Приоритет, естественно, трехочковые. О них чуть позже.

В лидерах по любым метрикам, связанным с потерями. 11 штук за матч – все остальные допускают больше 12, а норма по лиге – 14,2. Вторые по разнице потерь: на 2,9 меньше, чем у оппонента. Лучше только «Оклахома». 

Лучшие по доле потерь: всего 11,8% владений заканчиваются ошибками. Лучшие по чужим перехватам – 5,7 штук за матч, в полтора раза ниже средних показателей в НБА. В топ-5 по соотношению результативных передач к потерям. Ну и так далее. 

В случае «Бостона» не терять – первый шаг к тому, чтобы обрести. 

Когда в силу обстоятельств нарушается равновесие духа, восстанови самообладание как можно быстрее и не оставайся в подавленном настроении, иначе тебе будет уже нельзя помочь

Дикая тяга к трехочковым по-прежнему вызывает острые чувства. В лучшем случае – непонимание.

Прежде всего, их стало ощутимо меньше. В прошлом сезоне больше половины от всех бросков совершались из-за дуги: 52,9%, безоговорочное лидерство в НБА. У ставшего вторым «Голден Стэйт» было 46,7%. Колоссальная разница.

Сейчас откатились до показателей чемпионского сезона: 47,6%. Все еще очень много, хотя теперь хватает и более радикальных любителей шмальнуть издалека. «Голден Стэйт», «Бруклин» и «Кливленд» решаются чаще.

Естественно, порой выглядит ужасно и оборачивается поражениями. Сегодняшний матч с «Милуоки» – лучшая иллюстрация. 11 из 23 с периметра в первой половине – уверенное лидерство в счете. 0 из 16 после большого перерыва – теряют преимущество, отставание растет, а они продолжают. Допродолжались, оставшись даже без концовки. 

Во-первых, альтернативы иногда бывают не лучше. Тот же Сэм Хаузер в одном из эпизодов дважды не попал из-под кольца без сопротивления, получив скидку внутрь вместо паса на дугу. Такой уж выдался денек.

Во-вторых, трехочковые – не самоцель. «Хьюстон» эпохи Хардена и Дэрила Мори совершал их ради математики. Для Маззуллы это скорее испытание веры, проверка жизненных принципов на прочность.

Маззулла известен любовью к преодолению, психологическим играм и бесконечному тестированию членов команды. Использует звуки стрельбы из пулемета на тренировках. Проверяет терпение Бэйлора Шайермана, в течение часа пропуская его вперед перед дверью. Любит процесс больше побед и титулов, постоянно бросает вызовы себе и окружающим. 

Главный проповедник стоицизма в НБА считает, что важнее всего в любой ситуации следовать своим принципам. 

Звучит красиво и несколько наивно, правда? Юношеский максимализм, все дела.

При всяком событии, повергающем тебя в печаль, опирайся на основную мысль: «Не событие это является несчастьем, а способность достойно перенести его – счастьем»

Хотя здравого смысла гораздо больше, чем может показаться. На любом уровне. Назовем это пирамидой потребностей по Маззулле.

Уровень первый, базовый. Эффективность бросков. Доступен любому желающему, добрая половина лиги кидает как не в себя. Три по-прежнему больше, чем два. 35-36% из-за дуги – это 52-54% со средней дистанции, такой процент на дистанции подвластен единицам.

«Бостон» реализует 36,5% трехочковых. 1,095 очка за владение, уровень третьего десятка в НБА по эффективности нападения. Общий атакующий рейтинг команды четвертый, 1,174 очка. Гораздо лучше. 

Почему бы не отказаться хотя бы от части бросков с периметра? Ведь они ниже наших средних показателей! 

Потому что реальное влияние гораздо глубже базовых процентов. Возможность наказания часто страшнее самого наказания. Грубо говоря, именно постоянная угроза трехочковых позволяет лезть в проход и набирать очки из «краски» с такой эффективностью. Растягивает оборону, добавляет пространство, создает коридоры.

«Селтикс» 28-е по доле бросков из-под кольца: 17% от общего числа попыток совершаются с расстояния менее чем в метр. Зато первые по точности: 77,1% при норме по лиге в 70%. 

А ведь состав не то чтобы ломится от мастеров прохода. Джейлен Браун по-прежнему имеет проблемы с ведением и завершением с левой руки, Анферни Саймонс, Сэм Хаузер, Пэйтон Притчард и Деррик Уайт практически не ходят под щит. Зато когда идут – попадают. 

Абсолютно все представители ротации реализовывают из-под кольца больше той самой нормы по НБА в 70%. Кроме двух человек. Угадаете?

Саймонс и Гарза. Два новобранца, которым старт регулярки в принципе дается с трудом. 

Чем лучше ты бросаешь, тем легче будет проходить под щит. Остается только нащупать оптимальный баланс эффективности.

Желающего судьба ведет, нежелающего – тащит

Уровень второй, стратегический. Трехочковый – оружие сколь смертоносное, столь и нестабильное. В нем никогда нельзя быть уверенным до конца. По крайней мере в масштабах команды. У каждого Стэфа Карри под боком найдется Дрэймонд Грин со своими мазафакерами. Или Харрисон Барнс, который несколько раз дрогнет в ключевые моменты и отправится в Техас.

При соответствующем подходе поражения исключительно из-за провальных отрезков с точностью неизбежны. Видели минувшей ночью на примере «Милуоки». Модель закладывается на подобные вещи, они входят в цену билета.

Желание проявить гибкость и временно откатиться понятно. Тем самым мы проявим мудрость, откажемся от упрямства. И, наверное, повысим шансы на победу. Логика понятная, но не единственная.

Для «Бостона» это не гибкость, а слабость. Прогнуться под изменчивый мир, отступиться от принципов ради сиюминутной выгоды.

Маззулла бесконечно повторяет про удовольствие от процесса, потребительское отношение к победам. И выглядит человеком, верящим в свои слова, а не сотрясающим воздух рассказами про успешный успех. 

Перед нами даже не готовность терпеть лишние поражения ради следованию пути, а ожидание этих поражений. Жажда испытаний. Слишком хочется проверить, удастся ли с ними справиться. 

Разумеется, дело не только и не столько в желании тренера поиграть в волка и почувствовать себя особенным. Подход психологически разгружает игроков: поражение уже есть, хотя еще не состоялось. Проблемы и неудачи уже тут, хотя мы их пока не ощущаем. 

В такой ситуации память становится короче, а вес свежих неудач уменьшается. Естественно, полтора десятка промахов из-за дуги подряд все равно давят. В этом и смысл! Они должны давить, приводить к сомнениям, потере уверенности. 

Но не влиять на следующее действие. 

Человек без сомнений в лучшем случае самодур, а скорее просто дурак. Сомнения – союзник и источник улучшений. До тех пор, пока ты сильнее них.

Логика непривычная, однозначно оценить ее правильность сложно. А может, и не нужно.

Пожалуй, в прошлом сезоне «Бостон» действительно перебрал с радикальностью. Для столь мощного состава зависимость от одной атакующей модели чрезмерная. Ресурсы позволяли действовать иначе, добавлять сложности, иметь план Б на критические случаи. 

Сейчас «Селтикс» понизили градус. Есть подозрение, что нынешнему ростеру обманчивая простота идеально подходит. Индивидуально сильных исполнителей мало. Нет шести-семи человек, способных двигать мяч в духе лучших образцов «Сан-Антонио» Грегга Поповича. Зато есть чертовски умный Деррик Уайт из той самой школы «Сперс», есть практически не теряющий мяч Пэйтон Притчард. 

Плюс целая россыпь снайперов и подвижная пара ролевиков/центровых: Кета для полноразмерной пятерки, Майнотт для смоллбола. Гарза и Тиллман проигрывают конкуренцию и редко встают с лавки. 

Модель с четким базовым принципом, очевидной первой звездой, двумя надежными болхэндлерами и несколькими выученными шаблонами прекрасно ложится на роту уже не молодых, но недооцененных бойцов с трехочковым. Здесь маловато габаритов и физической мощи, зато пространства хватит на всех. Еще и останется.

Не смерти должен бояться человек, а того, что так и не начнет жить

Впереди третий уровень. Назовем его идеологическим. Или даже философским. 

Ведь у «Бостона» есть свой пик первого раунда в 2026 году. Без каких-либо защит или условий. Очевидный соблазн слить сезон и получить сильного новичка. Или хороший торговый актив. 

Конечно, абонементы продавались хуже, чем в предыдущие годы. А уровень состава все же не настолько слаб, чтобы обойти заслуженных мастеров спорта по танковому биатлону и получить особенно высокий выбор на драфте. Но все бы поняли. 

Однако «Селтикс» с самого старта сезона ищут способы побеждать, находят и не собираются сбавлять обороты.

Каждый год несколько команд имеют желание разглядеть в кризисе возможность, собраться в кулак и превзойти ожидания. Некоторые даже отрезают себе пути для отступления, обменивая пик первого раунда-2026 в «Атланту». 

Удается почему-то единицам. Возможно, всего лишь везение. Или нет. 

Мы часто слышим про чемпионскую ДНК, значимость опытного голоса в раздевалке и прочие мудрые вещи. Если есть чемпионская ДНК, должна быть и ДНК настоящего бойца. Вечно злого и заряженного аутсайдера, привыкшего работать на фоне бесконечных осложнений. 

Рано или поздно сложный период нагонит каждого. Несколько шагов повысят шансы его преодолеть. 

Желание искать выход. Умение приглашать сомнения в свой разум и побеждать их. Готовность к неудачам. Наслаждение процессом. Ну и так далее. 

Все это у «Бостона» имелось. 

Немного здорового прагматизма тоже не повредит. У «Селтикс» два истекающих контракта (Саймонс, Тиллман) и четыре человека с опцией команды на будущий год (Уолш, Шайерман, Майнотт, Кета), а еще Джейлен Браун в долгожданном статусе альфа-самца. Проблем с мотивацией у них не возникнет.

Если хочешь ощутить бессмертие, прими неизбежность гибели. Конец рано или поздно настанет, но точно не сейчас. А если хорошо потрудиться, не завтра и не послезавтра. 

Или полюби жизнь такой, какая она есть. С чего начать? 

Делай что должно. И будь что будет.

Поддержать автора: карта 2200 7013 8012 61 66 (Т Банк), через СБП 985 058 79 22 (Т Банк, Альфа) или через донаты Спортса’‘

BasketAll в телеграме

BasketAll ВКонтакте

Фото: Gettyimages.ru/Adam Glanzman, Sean Gardner, Brian Fluharty, Maddie Meyer, Julio Aguilar; East News/AP Photo/Aaron Gash