11 мин.

Хавьер Маскерано. Как отбор у Бендтнера изменил мою жизнь

 

«Николас Бендтнер перевернул мою жизнь» — признаётся Хавьер Маскерано. Это случилось в марте 2011, в первый сезон аргентинца на Камп Ноу, который, как ему казалось, будет последним.  По сумме голов в двухматчевом противостоянии «Барселона» выигрывала у «Арсенала» 4:3. Вечер вторника, 1/8 финала, шла 90-я минута матча и «Барса» проходила дальше. Вдруг, внезапно, перед ними предстала картина ускользающей победы. 

«Арсеналу» нужен был гол. И тогда Джек Уилшер вывел Бендтнера на рандеву с Виктором Вальдесом. Если  «канониры» реализует момент, то «Арсенал» проходит дальше,  оставляя «Барсу» за бортом соревнования. Николас принимает мяч, немного отпускает его от себя и вдруг, откуда ни возьмись, мимо него в подкате проскальзывает фигура и выбивает мяч из-под его ноги. Маскерано сделал подкат. «Арсенал» отправляется домой, а «сине-гранатовые» победным маршем выигрывают Лигу Чемпионов — так он сделал свою карьеру в столице Каталонии. Забей Бендтнер, она могла сложиться иначе. Поэтому он и уточняет: «Этим подкатом я подвёл черту: до и после».

ВИДЕО

На тренировочной базе «Барселоны» в Сан-Жоан-Деспи Хавьер, покачиваясь на своем стуле, признаётся: «Если честно, после пяти или шести месяцев в клубе, я не думал, что задержусь здесь надолго. Казалось, что в этой «Барселоне» я лишний. Этот момент изменил меня. Если бы Бендтнер тогда сыграл иначе…Уффф! ...Я даже не знаю, что случилось бы. Но всё случилось именно так, и мы выиграли Лигу Чемпионов. Для нас всё хорошо закончилось». 

Хорошо? Маскерано завоевал тринадцать трофеев с «Барселоной». В том числе трижды становился чемпионом Ла Лиги, стал двукратным победителем Лиги Чемпионов и дважды выиграл Клубный Чемпионат мира. Проведя уже 265 игр за клуб, в течение уже пяти успешных сезонов он перманентно выходит в стартовом составе в качестве центрального защитника. Не говоря уже о том, что он отыграл финал Чемпионата Мира 2014 года в полузащите, став для многих лучшим игроком этого турнира. Рой Ходжсон проголосовал за него в качестве номинанта на вручение Золотого мяча, а каталонцы в своё время отдали за него, тогда еще полузащитника, двадцать два миллиона евро. Именно таким и должен был быть путь Маскерано. 

«Я всегда боролся до конца. Вы думаете: «Если я не получаю игровое время в «Вест Хэме», как я смогу заиграть за «Ливерпуль», когда у них уже есть Джеррард и Хаби Алонсо?» Но я принял это как вызов, точно так же, как тогда, когда я присоединился к «сине-гранатовым». Это было очень трудно, и я понимал, что мне не вытеснить Серхио Бускетса. Это невозможно, просто невозможно. Нет ни одного игрока в мире, который способен делать то, что делает Бускетс для этой команды…таких нет. Мне было тяжело смириться со своей ролью в команде».

 

Тем не менее, той ночью что-то изменилось. Например, позиция Маскерано на поле. Если он не может конкурировать с Бускетсом, то обязательно сможет показать себя в другом амплуа. Он никогда не видел себя в роли защитника — «Нет, нет, я даже не помышлял об этом» — но со сменой позиции изменилось всё. 

«Фактически я играл полузащитника в этом матче, а Бускетс был центральным защитником», — вспоминает Хавьер. «Но с тех пор я играл защитника: этот подкат изменил всё. Я нашел свою стезю, и каждый год стараюсь поддерживать этот уровень и сохранить своё место. До каких пор? Я не знаю, «Барселона — это тот клуб, который в состоянии заполучить любого игрока». 

Поиск защитника не прекращался, и он стал им. Маскерано изменился. Он говорит, что не искал другого  выхода, если не он, то кто? «В конце концов, куда бы я делся? Это того стоило, в конце концов, я играю за одну из лучших команд в мире и имею шанс завоевать очередной титул. Я рассматриваю футбол как командный вид спорта, а не индивидуальный», — настаивает Маскерано. 

«Мне нравится говорить о футболе», — добавляет аргентинец. Любой журналист рад будет услышать эту фразу. Хавьер очень красноречив, аналитически подкован, умён и убедителен. Ему нравится говорить о футболе, и он хороший слушатель. Его искренность и открытость, с которой он говорит об извлеченных уроках футбольной жизни, откровенно подкупают. Лёгко заметить, как он адаптировался в той ситуации, где другие не смогли бы. Его смирение и лидерские качества помогли ему заработать своё прозвище «Jefecito» — «Маленький шеф» — а также объясняют тот факт, что его одноклубники хотели бы когда-нибудь увидеть его у руля этой команды. 

Быстрый скачок, не правда ли? «Изображать из себя тренера очень легко, однако по факту тренерская работа имеет свои особенности, поставьте себя на место тренера, и Вы поймёте насколько это тяжело», — говорит Хавьер. «Я хотел бы попробовать. Если Вы собираетесь сделать что-нибудь, вам необходимо как следует подготовиться. И я подготовлюсь. Тогда я пойму, смогу ли я сделать следующий шаг». Где? В небольшом клубе? «Я? Скорее всего я бы начал в Аргентине». Затем Европа? «Возможно. Я еще не знаю, будут ли у меня необходимые для этого качества», — отвечает он. 

Маскерано не знал, сможет ли он соответствовать игре клуба, оказалось смог. Он говорит о переосмыслении футбола, о полном несоответствии своих игровых качеств модели игры «сине-гранатовых», о своём долге быть игроком другого типа, отходя от сугубо оборонительных функций, к типу игрока, способному всегда взять на себя креативные функции. Именно такие игроки нужны в клубе, которые всегда нацелены на атаку. Он говорит об Андресе Иньесте, который делает финты на краю своей зоны и в очередной раз спрашивает себя: «Как он делает это, да еще и с таким хладнокровием?» А также о работе с мячом: «То, что я делал всегда, было недостаточно». О потребности существенного совершенствования своих навыков, чтобы сократить техническую бездну между ним и его одноклубниками, которая так бросалась в глаза. 

Но он действительно адаптировался. В другом клубе смена позиции, возможно, не решила бы этой проблемы, и он потерял бы свой статус. Но в «Барселоне» это сработало. Со сменой амплуа его недостатки вылились в достоинства, и смена позиции сгладила период адаптации.

«Быть центральным защитником в «Барсе» не то же самое, что быть центральным защитником в любой другой команде», — объясняет он. Зоны моей ответственности схожи с теми зонами, за которые я отвечал, будучи игроком опорной зоны. Часто, особенно когда мы прессингуем, мы с Серхио находимся практически на одной линии. Если Вы заставите меня безвылазно сидеть в моей зоне, то, очевидно, игра команды пострадает из-за моего телосложения, но мы не зацикливаемся на этом. Главное отличие в том, что сейчас я получаю мяч, находясь лицом к воротам соперника».

Маскерано однажды сказал, что матч это девяносто минут страданий, тем более в качестве защитника, но сейчас он говорит: «Мне это нравится». Время покончить с идеей опорника на замену? Не совсем. В свой шестой сезон в «Барсе», после тринадцати завоёванных трофеев, на вопрос, не раздражает ли его играть без строго определенной позиции, он отвечает: «Нет, потому что я всё еще вижу себя в качестве полузащитника». 

Всё еще? «Да. Судите сами, однажды я не буду играть за каталонцев. Я уйду и буду играть где-то еще. И я уверен, обязательно в полузащите. Это то, к чему я буду стремиться, потому что мне нравится играть в полузащите. Я наслаждаюсь игрой за этот клуб, и это обстоятельство заставило меня приспособиться. Мне нравится игра в защите, но я повешу бутсы на гвоздь в роли полузащитника». 

В каком клубе? Например, если пригласит Пеп Гвардиола? «Пеп не собирается меня звать» — смеётся Маскерано. «Он не позвонит. Нет, нет». Но возвращение в Премьер-лигу всё же возможно. Ему явно там нравилось: он с теплотой отзывается об «Энфилде» и даже вспоминает как кормил уток в Сефтон-парке, центр «Барсы» настолько хорош, что он так и не смог в полной мере приобщиться к нему. Он колеблется, когда его спрашивают, какая полузащита лучше Бускетс-Хави-Иньеста или Маскерано-Джеррард-Алонсо. «Мы хорошо проводили время и играли в хороший футбол, поклонники до сих пор напоминают мне об этом», — улыбается он.

 

Прошлое в «Ливерпуле» не исключает переход в другую команду. «Мои чувства к мерсисайдцам не значат, что я навек привязан к ним. Я действительно люблю «Ливерпуль», однако если в будущем команда из Премьер-лиги даст мне шанс нельзя сказать: «Нет, я хочу играть только за одну команду», — говорит он. «Мы профессионалы, это наша жизнь. Что бы ни случилось, я всегда буду любить «Ливерпуль». 

«Ливерпуль был одной из лучших команд, за которые я играл, но у клуба были проблемы. Я никогда не встречался с владельцами клуба. В «Ливерпуле» здорово жить, я думаю руководить этим клубом с расстояния двадцати тысяч километров — не лучшая идея. Клуб принадлежит болельщикам, и этого не понять с такого расстояния. Мне всегда казалось, что клуб готов сделать следующий шаг вперёд, однако не мог. Жаль. Сейчас с Юргеном Клоппом они пытаются сделать этот шаг. Он тренер «Ливерпуля», руководит большим количеством людей. Нигде меня не принимали так хорошо, и мне очень грустно, что я был вынужден покинуть клуб». 

Почему именно в тот момент? «То, что произошло, должно было случиться. Мне сказали, что если поступит хорошее предложение, то меня не будут удерживать, так как клуб был на грани распада. В клубе не всегда были откровенны, поэтому его репутация пострадала. Похожая история случилась и с Фернандо Торресом. Одно остаётся очевидным: я никогда не врал. Когда Рафа Бенитес ушел, они знали, что я тоже уйду. Я чувствовал, что команда разваливается. Рафа ушел, и у меня не было другого выбора». Маскерано делает паузу и добавляет: «Ну а затем было предложение каталонцев». 

Тринадцать трофеев, требл в предыдущем сезоне, и, не исключено, что и в этом. Финал кубка Короля, солидный отрыв в Ла Лиге и теперь в одной восьмой Лиги Чемпионов «Арсенал», команда, которая изменила для него всё, грустное воспоминание для «канониров» — знакомый барьер, который им так и не покорился. До поры до времени, возражает Маскерано, защищая Арсена Венгера: «Когда-нибудь он победит». 

Он также стоит горой за Алексиса Санчеса, одного из многих великолепных игроков, который, возможно, не до конца раскрылся в «Барселоне», он был неспособен адаптироваться так, как это сделал Маскерано. Алексис сейчас в своей лучшей форме и в этом он видит заслугу Луиса Суареса.

«Да, абсолютно», — говорит он. «Алексис боец, который в борьбе за мяч никогда не сдается. Независимо от того, как хорошо идет у него игра, он не выключается из борьбы. Это основополагающий фактор, он выполняет большой объем работы для них. Возможно, ему нужно было принять новый вызов, чтобы лучше раскрыться, однако это не значит, что он нам ничего не дал, Вы могли видеть, что для нас значила его игра. 

«Арсенал» всегда конкурентоспособен, даже тогда, когда они в течение нескольких сезонов подряд теряли важных игроков, и им приходилось перестраиваться. Последние два сезона они стали еще более грозным соперником», — продолжает Маскерано. «Месут Озил для них жизненно важен, Вы начинаете замечать, что игра начинает строиться вокруг его фигуры. Игроков средней линии этой команды знают все, это футболисты высокого уровня: Коклен, Касорла, Рэмзи — это те игроки, которых ты опасаешься. Они не станут играть хуже только потому, что вышли играть против «Барселоны». Они будут атаковать наши ворота и, мне кажется, они заслуживают похвалы».

 

Возможно, это и есть тот самый тусклый луч надежды для «Арсенала». Каталонцы ездили на Клубный Чемпионат мира, который они успешно выиграли двадцатого декабря. С этого момента они уже провели семнадцать игр. «Мы играем практически каждые три дня, это очень тяжело», — говорит Хавьер. «Это не оправдание, это наша работа, но мы тоже люди. Возможно, нам не хватает свежести для того, чтобы сразу после потери возвращать мяч. Это не столько физическая усталость, сколько умственная, от которой и случаются ошибки, пас, который ты должен был отдать в одном направлении, ты отдаешь в другое. У всего этого есть последствия. Это не так-то просто», — смеётся аргентинец. «Ну, для Месси это просто…а для нормальных игроков нет».

Для «Арсенала» проблема заключается в том, что «Барселона» выглядела уязвимой в некоторых матчах, но в некоторых наоборот — показывала невообразимо отличную игру. Маскерано особо выделяет слово «конкурентоспособность» именно это качество позволило провести последние тридцать три матча без поражений. Требл не утолил их голод. Как отметил тренер мадридского «Атлетико», даже великолепное трио нападающих не перетягивает одеяло на себя.

«Это не нормально и именно это делает эту команду особенной», — соглашается Маскерано. «После завоевания такого количества трофеев эта команда не теряет желания играть. Нас всего двадцать пять и все мы думаем по-разному, у нас разные характеры, но когда задачи решаются коллективно — всё становится проще. Это не только атакующее трио, но также такие игроки как Бускетс, Иньеста, Пике, которые выиграли всё, что только возможно, но до сих пор не теряют мотивации. Доморощенные игроки, которые и основывают идентичность команды».

Как Джейми Каррагер и Джеррард в «Ливерпуле»? «Точно, в то время они были первыми людьми, которых ты видишь, когда прибываешь на базу клуба. Они приезжали раньше всех», — отвечает он. «Даже малейшая похвала ослабляет тебя, ты теряешь концентрацию, так что представьте, каково им было. Они выбрали путь, а остальные просто следуют за ними. Такие игроки передают историю клуба». 

«Секрет не в том чтобы подстраиваться под новобранцев, а в том, что игроки, которые приезжают сюда, адаптируются к сложившимся условиям».

Автор перевода: Voxer

Источник: theguardian.com

Фото: Rex/Shutterstock; Photoshot/Corbis; Guardian/Manel Chico; Getty Images/Jean Catuffe