Пак Чжи Сун просит фанатов «МЮ» не петь о собачатине в Южной Корее. Там и правда ее не едят?
Ситуация улучшается с каждым годом.
29 августа 2021 года. «Ман Юнайтед» побеждает «Вулверхэмптон» в гостях 1:0, несмотря на большое преимущество хозяев по моментам. Обычный матч АПЛ – сыграли, перешли к следующему сопернику.
Но проходит несколько дней, и в медиа вдруг выступает бывший полузащитник «МЮ» Пак Чжи Сун. Повод довольно необычный – «Вулвз» перед матчем представили арендованного новичка Хван Хи Чхана из «РБ Лейпциг», а фанаты «Юнайтед» встретили его песнями о том, что корейцы едят собак.
«Я знаю, что болельщики не хотели оскорбить его, – сказал Пак. – Но я должен образовывать фанатов и попросить, чтобы они прекратили использовать это слово [собачатина]. В наши дни это считается расовым оскорблением корейского народа.
Слушаю такие песни спустя 10 лет, и мне становится немного жаль молодого себя – я тогда пытался преодолеть дискомфорт, который ощущал.
Я также чувствую ответственность за молодых людей, которые все еще подвергаются дискриминации – азиаты или конкретно корейцы – и живут с таким дискомфортом.
В Южной Корее все сильно изменилось. Да, исторически мы ели собачье мясо, но в наши дни, особенно молодому поколению, оно действительно не нравится. Изменилась культура. Пора остановиться».
«МЮ» поддержал Пака и попросил фанатов уважать его мнение.
А что на самом деле? Употребление собачьего мяса – феномен, характерный именно для некоторых народов Восточной и Юго-Восточной Азии. Давайте разберемся, почему вообще едят собачатину, снижается ли с годами ее потребление, что говорит закон и – внимание – как мировой спорт влияет на употребление собачьего мяса в Южной Корее.
Президент Южной Кореи осторожно говорит о запрете собачатины. Молодежь жестко против традиции
В конце сентября глава Южной Кореи Мун Чжэ Ин дипломатично поднял вопрос о поправках в законодательство. Газета Korean Tribune так передала слова президента: «Кажется, пришло время разумно и взвешенно обдумать введение запрета на собачье мясо».
Правительство и ранее делало шаги навстречу изменениям: создана специальная программа по защите животных, вскоре введут систему обязательной регистрации собак, чтобы контролировать черный рынок.
Влияет даже личность президента – у него несколько питомцев, среди которых обычная дворняжка.
Соцопросы подтверждают, что большинство южнокорейцев готовы к реформам. Исследовательская компания Realmeter выяснила, что 59% населения положительно относятся к запрету на законодательном уровне. Опрос сообщества по защите животных Aware показывает, что 78% жителей против продажи мяса собак. 84% корейцев никогда не пробовали собачатину и не хотят делать это в будущем.
Двигатель изменений – молодежь. Новое поколение сомнительно относится к собачьему мясу по нескольким причинам.
1. Этические противоречия. Все больше южнокорейцев заводят собак как домашних питомцев, и им кажется странным, что животные, которые близки к статусу членов семьи, употребляются в пищу.
2. Способы умерщвления. Работники южнокорейских ферм забивают собак до смерти, вешают, даже заживо варят. The Daily Mirror выпускал репортаж о тяжелых условиях в загонах, где животных выращивают специально на убой. В проекте BBC есть рассказ юноши, который живет неподалеку от одной из ферм и каждый день слышит истошные крики собак.
По данным американской организации Humane Society International, в Южной Корее убивают около миллиона собак в год. Всего разводят порядка 2,5 млн – оставшихся в живых используют для разведения. Раньше цифры были еще внушительнее – потребление собачатины ежегодно сокращается на 20-30%.
Если в 2014-м в Сеуле работало 329 зарегистрированных ресторанов, где можно попробовать специфическое мясо, то в 2019-м в списке уже меньше сотни мест. Тогда из столицы исчезли последние девять собачьих боен – остались только провинциальные фермы.
Почему в Корее вообще едят собак? Верят в лекарственные свойства: рост потенции и борьба с туберкулезом
«В Южной Корее собак употребляют в пищу вовсе не в таких количествах, как думают иностранцы, – мнение Станислава Вариводы, руководителя представительства ТАСС в Корее. – Блюда из этих животных считаются скорее лекарственными, согревающими, употребляются при тяжелых простудных заболеваниях.
Да и еда достаточно дорогая, так что бояться случайно съесть собачатину – то же самое, как опасаться, что в российской чебуречной вам вместо баранины подсунут японский мраморный стейк с черной икрой».
При этом даже сейчас никто не ест собак регулярно. Кандидат исторических наук Института стран Азии и Африки МГУ Константин Асмолов в интервью «Мир24» объяснял: «Собака – еда для праздничных, торжественных случаев, она не включена в повседневный рацион».
Существует много версий, когда именно южнокорейцы попробовали собачье мясо. Известно, что так питались на территории современного Китая еще в 500 году до н.э. Идея прилетела не только к соседям – даже в Мексике две тысячи лет назад тоже ели собачатину. Банальное объяснение – это в первую очередь мясо, а концепт «друга человека» тогда просто не существовал. Обычный скот.
Собачье мясо стало популярнее во времена татаро-монгольского вторжения – бродячие псы превращались в легких жертв. Теперь сторонники употребления собачатины продвигают версию о том, что многие века пища лечила людей: повышала потенцию и справлялась с туберкулезом (очень распространенная болезнь в регионе – ею страдали сборщики риса, много времени проводящие в воде).
Защитники животных настаивают, что собачье мясо стало популярной пищей только в XX веке – сразу после Второй мировой войны, когда привычной еды катастрофически не хватало. В ответ – рассуждения об исторической неопределенности: собак не приручали, как на Западе, и даже не разводили (например, для выпаса скота). Так собаки существовали в дикой природе и были обычной целью для охоты.
Спортивные турниры – тоже двигатели запрета. Перед ОИ-1988 и ЧМ-2002 власти стирали следы собачьих рынков, боясь реакции иностранцев
Больше всего поеданию собачатины удивляются не внутри Южной Кореи, а за ее пределами – европейцы и американцы усматривают в этом варварство. Тут складывается много факторов. Самый очевидный – исторически другое отношение к собакам. В Европе и Америке это давным-давно домашние животные.
Другой важный элемент – слабое знание южнокорейской кухни. Если китайские и японские блюда давно проникли в западную культуру, а южноазиатские супы популярны даже в России, то в США даже кимчи (возможно, самое известное блюдо из Южной Кореи) кажется чем-то диковинным – корейская компания Doosan использует нейтрализаторы сильного запаха, распространяя продукт на американском рынке.
Корея реагировала с пониманием, так что во время больших спортивных турниров чиновники зачищали следы, связанные с производством и продажей собачьего мяса.
Все началось в 1984 году, когда власти Сеула, готовясь к летним Олимпийским играм-1988, запретили любые вывески с упоминанием блюд из собачатины.
Волнения усилились в 2002-м, когда Южная Корея принимала чемпионат мира по футболу-2002 вместе с Японией. Защитники животных завалили письмами ФИФА, организация дипломатично попросила урегулировать вопрос с поеданием собачьего мяса. Огня лаконичной репликой добавила французская актриса Брижит Бардо: «Культурные страны не позволяют людям есть собак».
Конечно, такое не осталось без ответа – оскорбления, угрозы, приглашения на обед с сами понимаете какими блюдами и упреки на той же почве: южнокорейцы вспомнили, что во Франции спокойно едят улиток, лягушек и другие странные для них деликатесы.
Зимние Олимпийские игры-2018 в Пхенчхане тоже стали поводом для очередных напоминаний – петиция на Change.org с призывом бойкотировать турнир набрала 450 тысяч подписей, но ни к чему не привела.
Грустная часть истории – расовые издевки, которые проникли даже в спорт. На Олимпийских играх-2002 в Солт-Лейк-Сити корейского конькобежца Ким Дон Суна дисквалифицировали в финале шорт-трека на 1500 метров, а американский телеведущий Джей Лено пошутил, что кореец со злости может пнуть и съесть свою собаку. Американцы корейского происхождения жаловались телеканалу NBC на расовую дискриминацию.
Тогда пожар потушили, а в 2019-м Лено снова вспомнил корейцев – на шоу «Америка ищет таланты» он, увидя на экране собак, назвал их пунктами меню в корейском ресторане.
В 2021-м Лено извинился за все шутки, связанные со стереотипами об азиатской культуре.
***
Пак Чжи Сун глобально прав – новое южнокорейское поколение в подавляющем большинстве не приемлет собачье мясо. Традиция жестко вытесняется из мегаполисов, хотя в деревнях довольно актуальна. Важно, что народ терпимо относится к разным мнениям – взрослые понимают негодование младших и не навязываются. Единичные всплески – только во время больших спортивных турниров. Южнокорейцам не нравится, что их культуру представляют дикой.
Главная задача государства – законодательно урегулировать вопрос. В 2018-м южнокорейский суд запретил убийства собак, но не употребление их мяса в пищу, оставив проблему в серой зоне.
Фото: Gettyimages.ru/Michael Regan, Eduardo Munoz-Pool, Robert Cianflone; globallookpress.com/Lee Jae-Won/AFLO, Luis Santana/ZUMAPRESS.com, imago stock&people
Любая непривычная европеоиду хреновина, которую употребляют азиаты почему-то повышает потенцию!
Спортс образовательный...
У всех свои традиции, а мир так устроен, что человеку нужно потреблять мясо, даже если кому-то это и не нравится.
Алкоголик должен говорить ГРОМЧЕ
Слушай, а ловко ты это придумал! Я даже сначала не понял
ps
на самом деле все ок, понимаю, что два материала независимо друг от друга появились
"Park, Park, wherever you may be, you might eat dogs in your own country, but it could be worse, you could be Scouse, eating rats in a council house"
И если стереотип о поедающих собак корейцах кажется Паку расистским и оскорбительным, то, судя по отсутствию реакции, со строками, оскорбляющими скаузеров, все в порядке)
А, ведь у многих из нас были в детстве аквариумы( Короче, полное ощущение, что новые поколения корейцев стремятся быть цивилизованными, причем желательно белыми и с широкими глазами.