Аргонавтика
Блог

Пак Чжи Сун просит фанатов «МЮ» не петь о собачатине в Южной Корее. Там и правда ее не едят?

Ситуация улучшается с каждым годом.

29 августа 2021 года. «Ман Юнайтед» побеждает «Вулверхэмптон» в гостях 1:0, несмотря на большое преимущество хозяев по моментам. Обычный матч АПЛ – сыграли, перешли к следующему сопернику. 

Но проходит несколько дней, и в медиа вдруг выступает бывший полузащитник «МЮ» Пак Чжи Сун. Повод довольно необычный – «Вулвз» перед матчем представили арендованного новичка Хван Хи Чхана из «РБ Лейпциг», а фанаты «Юнайтед» встретили его песнями о том, что корейцы едят собак. 

«Я знаю, что болельщики не хотели оскорбить его, – сказал Пак. – Но я должен образовывать фанатов и попросить, чтобы они прекратили использовать это слово [собачатина]. В наши дни это считается расовым оскорблением корейского народа.

Слушаю такие песни спустя 10 лет, и мне становится немного жаль молодого себя – я тогда пытался преодолеть дискомфорт, который ощущал.

Я также чувствую ответственность за молодых людей, которые все еще подвергаются дискриминации – азиаты или конкретно корейцы – и живут с таким дискомфортом.

В Южной Корее все сильно изменилось. Да, исторически мы ели собачье мясо, но в наши дни, особенно молодому поколению, оно действительно не нравится. Изменилась культура. Пора остановиться».

«МЮ» поддержал Пака и попросил фанатов уважать его мнение. 

А что на самом деле? Употребление собачьего мяса – феномен, характерный именно для некоторых народов Восточной и Юго-Восточной Азии. Давайте разберемся, почему вообще едят собачатину, снижается ли с годами ее потребление, что говорит закон и – внимание – как мировой спорт влияет на употребление собачьего мяса в Южной Корее.

Президент Южной Кореи осторожно говорит о запрете собачатины. Молодежь жестко против традиции

В конце сентября глава Южной Кореи Мун Чжэ Ин дипломатично поднял вопрос о поправках в законодательство. Газета Korean Tribune так передала слова президента: «Кажется, пришло время разумно и взвешенно обдумать введение запрета на собачье мясо».

Правительство и ранее делало шаги навстречу изменениям: создана специальная программа по защите животных, вскоре введут систему обязательной регистрации собак, чтобы контролировать черный рынок. 

Влияет даже личность президента – у него несколько питомцев, среди которых обычная дворняжка. 

Соцопросы подтверждают, что большинство южнокорейцев готовы к реформам. Исследовательская компания Realmeter выяснила, что 59% населения положительно относятся к запрету на законодательном уровне. Опрос сообщества по защите животных Aware показывает, что 78% жителей против продажи мяса собак. 84% корейцев никогда не пробовали собачатину и не хотят делать это в будущем.

Двигатель изменений – молодежь. Новое поколение сомнительно относится к собачьему мясу по нескольким причинам.

1. Этические противоречия. Все больше южнокорейцев заводят собак как домашних питомцев, и им кажется странным, что животные, которые близки к статусу членов семьи, употребляются в пищу.

2. Способы умерщвления. Работники южнокорейских ферм забивают собак до смерти, вешают, даже заживо варят. The Daily Mirror выпускал репортаж о тяжелых условиях в загонах, где животных выращивают специально на убой. В проекте BBC есть рассказ юноши, который живет неподалеку от одной из ферм и каждый день слышит истошные крики собак.

По данным американской организации Humane Society International, в Южной Корее убивают около миллиона собак в год. Всего разводят порядка 2,5 млн – оставшихся в живых используют для разведения. Раньше цифры были еще внушительнее – потребление собачатины ежегодно сокращается на 20-30%. 

Если в 2014-м в Сеуле работало 329 зарегистрированных ресторанов, где можно попробовать специфическое мясо, то в 2019-м в списке уже меньше сотни мест. Тогда из столицы исчезли последние девять собачьих боен – остались только провинциальные фермы.

Почему в Корее вообще едят собак? Верят в лекарственные свойства: рост потенции и борьба с туберкулезом

«В Южной Корее собак употребляют в пищу вовсе не в таких количествах, как думают иностранцы, – мнение Станислава Вариводы, руководителя представительства ТАСС в Корее. – Блюда из этих животных считаются скорее лекарственными, согревающими, употребляются при тяжелых простудных заболеваниях.

Да и еда достаточно дорогая, так что бояться случайно съесть собачатину – то же самое, как опасаться, что в российской чебуречной вам вместо баранины подсунут японский мраморный стейк с черной икрой».

При этом даже сейчас никто не ест собак регулярно. Кандидат исторических наук Института стран Азии и Африки МГУ Константин Асмолов в интервью «Мир24» объяснял: «Собака – еда для праздничных, торжественных случаев, она не включена в повседневный рацион».

Существует много версий, когда именно южнокорейцы попробовали собачье мясо. Известно, что так питались на территории современного Китая еще в 500 году до н.э. Идея прилетела не только к соседям – даже в Мексике две тысячи лет назад тоже ели собачатину. Банальное объяснение – это в первую очередь мясо, а концепт «друга человека» тогда просто не существовал. Обычный скот.

Собачье мясо стало популярнее во времена татаро-монгольского вторжения – бродячие псы превращались в легких жертв. Теперь сторонники употребления собачатины продвигают версию о том, что многие века пища лечила людей: повышала потенцию и справлялась с туберкулезом (очень распространенная болезнь в регионе – ею страдали сборщики риса, много времени проводящие в воде).

Защитники животных настаивают, что собачье мясо стало популярной пищей только в XX веке – сразу после Второй мировой войны, когда привычной еды катастрофически не хватало. В ответ – рассуждения об исторической неопределенности: собак не приручали, как на Западе, и даже не разводили (например, для выпаса скота). Так собаки существовали в дикой природе и были обычной целью для охоты.

Спортивные турниры – тоже двигатели запрета. Перед ОИ-1988 и ЧМ-2002 власти стирали следы собачьих рынков, боясь реакции иностранцев

Больше всего поеданию собачатины удивляются не внутри Южной Кореи, а за ее пределами – европейцы и американцы усматривают в этом варварство. Тут складывается много факторов. Самый очевидный – исторически другое отношение к собакам. В Европе и Америке это давным-давно домашние животные.

Другой важный элемент – слабое знание южнокорейской кухни. Если китайские и японские блюда давно проникли в западную культуру, а южноазиатские супы популярны даже в России, то в США даже кимчи (возможно, самое известное блюдо из Южной Кореи) кажется чем-то диковинным – корейская компания Doosan использует нейтрализаторы сильного запаха, распространяя продукт на американском рынке.

Корея реагировала с пониманием, так что во время больших спортивных турниров чиновники зачищали следы, связанные с производством и продажей собачьего мяса. 

Все началось в 1984 году, когда власти Сеула, готовясь к летним Олимпийским играм-1988, запретили любые вывески с упоминанием блюд из собачатины. 

Волнения усилились в 2002-м, когда Южная Корея принимала чемпионат мира по футболу-2002 вместе с Японией. Защитники животных завалили письмами ФИФА, организация дипломатично попросила урегулировать вопрос с поеданием собачьего мяса. Огня лаконичной репликой добавила французская актриса Брижит Бардо: «Культурные страны не позволяют людям есть собак».

Конечно, такое не осталось без ответа – оскорбления, угрозы, приглашения на обед с сами понимаете какими блюдами и упреки на той же почве: южнокорейцы вспомнили, что во Франции спокойно едят улиток, лягушек и другие странные для них деликатесы.

Зимние Олимпийские игры-2018 в Пхенчхане тоже стали поводом для очередных напоминаний – петиция на Change.org с призывом бойкотировать турнир набрала 450 тысяч подписей, но ни к чему не привела. 

Грустная часть истории – расовые издевки, которые проникли даже в спорт. На Олимпийских играх-2002 в Солт-Лейк-Сити корейского конькобежца Ким Дон Суна дисквалифицировали в финале шорт-трека на 1500 метров, а американский телеведущий Джей Лено пошутил, что кореец со злости может пнуть и съесть свою собаку. Американцы корейского происхождения жаловались телеканалу NBC на расовую дискриминацию. 

Тогда пожар потушили, а в 2019-м Лено снова вспомнил корейцев – на шоу «Америка ищет таланты» он, увидя на экране собак, назвал их пунктами меню в корейском ресторане.

В 2021-м Лено извинился за все шутки, связанные со стереотипами об азиатской культуре.

***

Пак Чжи Сун глобально прав – новое южнокорейское поколение в подавляющем большинстве не приемлет собачье мясо. Традиция жестко вытесняется из мегаполисов, хотя в деревнях довольно актуальна. Важно, что народ терпимо относится к разным мнениям – взрослые понимают негодование младших и не навязываются. Единичные всплески – только во время больших спортивных турниров. Южнокорейцам не нравится, что их культуру представляют дикой.

Главная задача государства – законодательно урегулировать вопрос. В 2018-м южнокорейский суд запретил убийства собак, но не употребление их мяса в пищу, оставив проблему в серой зоне. 

Фото: Gettyimages.ru/Michael Regan, Eduardo Munoz-Pool, Robert Cianflone; globallookpress.com/Lee Jae-Won/AFLO, Luis Santana/ZUMAPRESS.com, imago stock&people

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные