7 мин.

Быстрее ветра / Из надежды в угрозу

Те, кто прошел определенный жизненный отрезок, знают, что есть на этом пути черта, миновав которую будущее превращается из надежды в угрозу. Это не моя фраза и не моя мысль, слова принадлежат Чаку Паланику, написавшему легендарный «Бойцовский клуб» и множество других, даже более ожесточенных, грязных, но в то же время прекрасных книг. Старина Чак точно знает о чем говорит, он бьет в самое сердце, в ту крохотную точку, что раскалывает душу, заставляя понурить голову и признаться – все правда, так и есть.

Фото: repubblica.it

Алессио Черчи воспитанник столичной «Ромы». Его считали лучшим в своем возрасте, пророчили звездное будущее, называя «итальянским Анри». Он последовательно шел ледоколом через итальянские сборные всех возрастов, не сыграв только за одну – главную.

Дебют в Серии А в шестнадцать лет. Казалось, что мечта не просто воплощается в жизнь, а что жизнь и есть мечта. Одно синоним другого, неотличимо и неразделимо. Алессио стягивал кудрявые волосы резинкой в фирменный разлапистый пучок и бежал, словно не касаясь газона. От его бега захватывало дух, а от дриблинга пробирало насквозь. То был не бег, то было порхание над газоном, сам ветер завидовал этой непринужденной свободе движений.

Резкие, мгновенные ускорения, смены направлений движения и темпа. И, конечно же, удары, чьи траектории прорисовывались в воздухе выверенными, правильными дугами. У него было все, что нужно, чтобы стать звездой. Легкий, неуловимый, хитрый, напористый и изящный, точно специально нарисованный для симулятора, а не реального футбола.

Но жизнь порой обламывает гораздо круче концовок самых несчастных книг. У Алессио не пошло, причем сразу и все. Переход в большой футбол никак не давался. Возможно, тренеры поспешил с переводом талантливого игрока в основу клуба, а, возможно, просто не сложилось. Далеко не все суперталанты переносят игру с молодежных турниров во взрослые без потерь. Достаточно вспомнить про Бояна Кркича, одного этого примера вполне хватит.

За три (!) сезона Черчи сыграл 91-у минуту. Три тяжелых, кошмарных года, наполненных неудачами и неуверенностью в себе и будущем. К тому же пришли травмы, мениск и связки вылетали вслед бесплодным попыткам заиграть, сгущая сумерки над перспективами. Единственным выходом вполне логично стали аренды, часто окончательно закапывающие молодых игроков в низших лигах.

В «Брешии» Алессио вынужден был играть не на привычном фланге, а в центре. Как результат – еще один провал, разница в том, что теперь это была Серия Б. Двести минут игрового времени, нули вместо передач и забитых мячей и еще один шаг в небытие.

Ему все же удалось зацепиться, в следующем сезоне, в той же лиге, но в составе скромной «Пизы». На пятый год профессиональной карьеры наконец-то прорвало, пришли голы, передачи и по-настоящему наполненный футболом год. Казалось, что возвращение в «Рому» - логичный и самый верный шаг, ведь у него наконец-то получилось, он наконец-то заиграл.

«Я хочу играть за «Рому». Мое будущее решит руководство клуба, но я бы желал остаться. Я чувствую, что готов выступать за «джаллоросси»

Руководство «волков» решило по-своему, прописав вингеру еще один год аренды, на сей раз в Серии А, в составе бергамской «Аталанты», где опять все пошло наперекосяк. Снова травмы, снова неуверенность и как итог – 450 минут игрового времени (в сумме лишь пять полных матчей, растянутых на весь сезон), без всякого результата в атакующих действиях.

Долгожданное возвращение в «Рому» было окрашено в цвета безнадеги. Семь лет Алессио принадлежал родной команде, проведя в желто-красной футболке 898 минут (без малого десять полных игр) и забив лишь в Лиге Европы. Одна из самых больших надежд не оправдала выданных авансов, превратившись в призрак шестнадцатилетнего мальчишки, потерявшегося во времени и пространстве. Его раздавил собственный потенциал, выбросив на берег неизвестности. Родному клубу Алессио был больше не нужен, ведь даже у веры есть свой предел.

«Меня бесит, что все постоянно чего-то от меня ждут, говорят о моем потенциале, требуют, чтобы я творил чудеса. Конечно, моя карьера складывается не блестяще, я мог добиться большего, но не вижу в этом проблемы. Я уже привык не обращать внимания на чужие мнения, уверен в себе и перестал переживать из-за ощущения, что не заслужил того, что имею»

Пришлось начинать все с начала, практически с нуля, перетаскивая за собой жизненный багаж, набитый под завязку камнями неудач - семь лет профессиональной карьеры, среди которых был только один приличный сезон, да и тот в Серии Б. Впрочем, выход нашелся в виде предложения «Фиорентины», не самый, прямо скажем, плохой вариант, исходя из всех проблем.

Два «фиолетовых» сезона получились разными по наполнению и окружающему информационному фону. Первый год вдохнул жизнь, придав такой необходимой надежды. Постоянная игровая практика, яркие вспышки, а главное – подтверждение собственным силам. Алессио стал вторым бомбардиром команды, уступив лишь Джилардино, чье игровое время было больше в два раза.

Второй сезон напомнил о прежних неудачах, подтолкнув на сомнительную грань. Вся команда выглядела паршиво, неплохо начав сезон, но затем скатившись во вторую половину таблицы. Черчи под стать клубу сверкнул на старте -  три из шести командных мячей в шести первых турах, а затем провалился. Пиком проблем стал домашний разгром от  «Ювентуса». В том матче Алессио получил прямую красную уже на 21-ой минуте, поставив жирный крест на карьере во Флоренции.

Эти два сезона его бросало то в жар, то в холод. На фоне неплохого футбола проявлялся более чем конкретный интерес «Манчестер Сити», не сошедшегося с «фиалками» в цене, проявлял любопытство «Милан», а тифози дружно затягивали «Алессио Черчи круче, чем Месси». Но приходила пора игрового спада, предложения клубов растворялись в прошлом, а те же фанаты не брезговали самыми яростными оскорблениям, что и привело к решившему флорентийскую судьбу Черчи конфликту.

«Я никогда не отправлюсь под Курву, даже празднуя гол. Мои отношения с болельщиками «Фиорентины» и с ультрас никогда не будут хорошими. Когда у команды дела шли плохо, казалось, что виноват в этом только я, они обвиняли меня, оскорбляли на улице, когда я шел вместе с девушкой. Я много раз думал об уходе, и мечтал о реванше. Они сильно меня обидели. В последние недели пришли голы и красивая игра, и песни от тифози -  тех самых, что оскорбляли меня»

Кажется, что вся обида за не складывающуюся карьеру вылилась в этот монолог. Конфликт не нужный ни клубу, ни игроку разгорелся пожаром, поглотив все хорошее и превратив в пепел любые возможности для примирения. Черчи покинул Флоренцию и перебрался перед нынешним сезоном в вернувшийся в Серию А «Торино».

В составе «Быков» дела идут неплохо. Постоянное место в основном составе, забитые мячи (второй показатель в команде) и голевые передачи (первый с большим отрывом). Но привычная нестабильность в игре не дает разгореться полностью, во всю силу. Алессио то вспыхивает на несколько матчей, творя шедевры, то пропадает с радаров, будто вовсе отсутствует на поле.

«Играя за Торино, я хочу показать, кем являюсь на самом деле, доказать, что до этого мне многое не удавалось, что я способен на большее. Я многое переосмыслил, осознал свои ошибки, и понимаю, что еще есть время заявить о себе, даже добиться приглашения в топ-клуб»

Он вновь стягивает кудрявые волосы резинкой в фирменную прическу. Его бег по-прежнему легок, практически невесом, как и в начале карьеры. Дриблинг резок и узнаваем, а удары чертят те же правильные траектории, которым часто все так же не суждено очутиться в створе, словно кто-то специально разводит их на миллиметры, издеваясь или же преследуя неизвестную цель.

Все это при нем и никуда не делось. Исчезло не это, исчезло время, невозможно долгий, по меркам футбольной жизни, отрезок. Позади девять сезонов: три пустых, три арендных, прощально-безнадежный римский и два по-своему ярких и скандальных флорентийских. Нынешний год – десятый (!) в карьере ни на кого не похожего, так и не ставшего звездой, вингера.

Его жизнь так похожа на невероятно печальные и откровенные строчки стихов Николая Елисеева: «Я стал таким, каким мечтал стать. / Разочарован, по фотографиям судя». Но у него все еще есть шанс, летом Алессио стукнет двадцать шесть. Проблема не во времени, проблема в том, что с каждым годом оно убегает все стремительнее. И теперь, чтобы догнать того парня, каким он мог стать, нужно бежать действительно быстрее ветра. Ведь будущее практически наступило, а от надежд остается только горький привкус разочарований, угрожающий перерасти в бесконечную тоску.

«Кто знает, сколько ошибок я еще могу допустить?»

Беги, Алессио, беги быстрее ветра, как в игре с «Сиеной», обгоняя не только соперников, но и самого себя…

Беги и пусть тебе повезет.

Пс: в тексте использованы отрывки интервью Алессио Черчи для Sportweek.

Текст написан для мартовского номера «Football Tribune»

ССЫЛКА НА ПРОСМОТР ЖУРНАЛА ОНЛАЙН

ССЫЛКА НА СКАЧИВАНИЕ ЖУРНАЛА В PDF

ССЫЛКА НА СКАЧИВАНИЕ ЖУРНАЛА В PDF (2)