13 мин.

Беппе Фурино: неутомимая легенда

В пантеоне легенд «Ювентуса» очень непросто выделить наиболее великих, ведь количество громких имен в нем огромно. От мировых звезд, таких как Роберто Баджо и Мишель Платини, до Алессандро Дель Пьеро и Гаэтано Ширеа, чьи имена стали ассоциироваться с клубом так же, как и знаменитые черно-белые полосы на футболках. Зачастую важные игроки «Юве» рассматриваются сквозь призму изобилия легендарных игроков и это, в сущности, одна из тех черт, которые наиболее ярко описывают Старую Синьору.

Беглый взгляд на статистику карьеры нашего героя заметит лишь восемь забитых голов за всю карьеру и жалкие три матча в составе сборной Италии, в то время как даже средние игроки «Ювентуса» обычно являются игроками основы Адзурри. Однако Беппе Фурино – это исключение, подтверждающее правило. Не стоит спешить с выводами, ведь со дня своего дебюта в 1969 году и до дня, когда он повесил бутсы на гвоздь, лишь немногие игроки олицетворяли дух и стиль бьянконери так, как он.

Рожденный в Палермо сразу после Второй мировой войны юный Фурино и его семья переехали на север страны в поисках работы. Футбольный талант Беппе был быстро замечен «Ювентусом», и свои годы взросления он провел в академии клуба. Еще не определившись как лучше использовать Фурино, «Юве» отдал его на два сезона в аренду в «Савону», выступавшую в Серии B, где он провел 61 матч в роли левого вингера. Затем он вернулся в Турин, откуда сразу же был отправлен на год в родную ему Сицилию.

Поначалу с трудом пробиваясь в состав, именно в Палермо, городе, где он провел совсем немного времени, но с которым сложились, по выражению самого Фурино, «особенные отношения», он начал по-настоящему расцветать. Тренер Кармелло Ди Белла, только что выведший розанери в Серию А, славившийся своим глубокомыслием и любовью к курению, многими назывался «южным Эленио Эррерой» за его выдающуюся работу с «Палермо» и «Кальяри». Почувствовав необходимость закрыть брешь на позиции опорного полузащитника после нескольких неудачных туров сезона 1968/69, он доверил эту роль 22-летнему Фурино и не пожалел об этом.

Пока Джузеппе совершенствовался в своей новой роли вдали от всеобщего внимания, Джампьеро Бониперти, как и большинство связанных с «Ювентусом» людей, постепенно начал уставать от Эриберто Эрреры и его догматичной приверженности идеологии «movimievto» (исп. – «движение»). После успешного начала прямолинейные и безапелляционные методы работы тренера, известного как «Железный Сержант», стали невыносимыми, и он был отстранен от работы. Выступления Фурино в составе «Палермо» убедили президента вернуть игрока в Турин и дать ему шанс продемонстрировать свой класс и стать частью новой эры «Ювентуса».

После появления в матче Кубка Италии против «Мантовы», в дебютном матче Серии А судьба свела молодого полузащитника лицом к лицу с «Палермо» на «Стадио Комунале». «Юве» быстро пропустил, уже на четвертой минуте результативным стал удар Гаэтано Тройи. Подаренный гол помог хозяевам проснуться: мяч Ламберто Леонарди и дубль Хельмута Халлера быстро вернули бьянконери уверенность в собственных силах, а затем Фурино подвел черту под результатом встречи. За десять минут до конца Джузеппе обокрал соперника на границе штрафной и нанес неказистый удар с левой в нижний угол ворот, закрепив преимущество «Юве».

С того дня началось совершенствование Фурино в новой роли, его способности и уверенность развивались с каждым годом, и вскоре стало просто невозможно представить кого-то иного в черно-белой футболке с номером 4 на спине. В то время правила закрепления номеров за конкретным игроком еще не существовало, и номера были привязаны к позициям на поле, но никто не смог персонифицировать свой номер так, как это сделал Фурино. Говоря о той роли на поле, которую выполняют подобные игроки, в Англии одни называют ее «ролью Макелеле», другие же вспоминают Дидье Дешама и прозвище «Водовоз», которым его наградил Эрик Кантона. В наши дни также зачастую используют термины «опорник» или «стержень обороны», в Италии же таких игроков с давних пор называют «медиано».

Будучи глубоко посаженным опорным полузащитником, Фурино был ответственен за разрушение атак противника, подстраховку защитников и выход из обороны в атаку – задачу, обычно решаемую пасом на более технически одаренного партнера. Если бы журналист Джанни Брера еще не дал название этой позиции, как почти и всем остальным в итальянском футболе, ее легко можно было бы назвать в честь Фурино, который стал, возможно, лучшим ее представителем за всю историю.

Джузеппе был всецело привержен философии Бониперти, гласящей о том, что «победа - это единственное, что имеет значение», и не сдавался даже в неудачно складывавшихся матчах. После победы он немедленно начинал подготовку к следующей игре. Журналист Владимиро Каминити даже назвал его «самым злым медиано в Италии» в своей колонке в Tuttosport в 1973 году. Красочно описывая стиль игры Фурино и называя его «вгрызающимся в оппонентов и всегда готовым дать бой», Каминити дает представление о бытности полузащитников Серии А того времени.

Тем не менее «Ювентусу» еще предстояло проделать немало работы, и тот сезон они завершили третьими, далеко позади чемпиона «Кальяри». Фурино сделал достаточно, чтобы получить место в составе сборной под руководством Феруччо Валькареджи на чемпионате мира в Мексике. Дебют пришелся на матч с Уругваем, завершившимся нулевой ничьей. Этот матч так и остался единственным для Беппе на турнире, где Италия вышла в финал и была вчистую переиграна Бразилией.

Но даже такая, казалось бы, небольшая роль в лучшем выступлении сборной Италии на мировой арене со времен золотой эры 1930-х годов воодушевила Фурино по возвращении домой. Осознание причастности к когорте лучших игроков Аппенин вдохновило его на еще более усердную работу, и он продолжил совершенствоваться в своей роли. Команда финишировала четвертой в сезоне 1970/71, но уже на следующий год смогла примерить чемпионскую корону и повторить свой подвиг сезоном позже.

К тому моменту Фурино был неотъемлемой частью «Ювентуса» и играл ключевую роль на пути к финалу Кубка европейских чемпионов в 1973 году, который должен был стать кульминацией для выдающейся команды Честмира Выцпалека. Бьянконери смели со своего пути французский «Марсель», немецкий «Магдебург» и венгерский «Уйпешт», перед тем как встретиться в полуфинале с Брайаном Клафом и его «Дерби Каунти».

«Ювентус» лучшая команда из тех, кто встречался нам в турнире, но я всецело и искренне убежден, что «Дерби Каунти» сможет пробиться в финал», - Брайан Клаф.

72000 зрителей собралось на «Стадио Коммунале» на первую игру, и несмотря на резвое начало чемпионов Англии, «Ювентус» вышел вперед усилиями Жозе Альтафини. Бараны (прим. переводчика: «Бараны» - прозвище «Дерби Каунти») отыгрались спустя две минуты: Кевин Хектор оставил не у дел Дино Дзоффа, забив первый в истории гол английских команд на итальянском полуострове в главном еврокубковом турнире. После этого игра выровнялась и оставалась таковой до выхода на замену Халлера на 62-й минуте. Присутствие на поле немецкого плеймейкера воодушевило бьянконери и всего через четыре минуты Франко Каузио вернул «Юве» преимущество в счете.

Затем Альтафини и Каузио, попавший в штангу, упустили отличные шансы решить исход встречи. Главными же действующими лицами стали Фурино и рефери Герхард Шуленбург. Полузащитник поддержал свою репутацию игрока, не брезгующего грязными приемами, получив желтую карточку в первом тайме. Предупреждение означало дисквалификацию на ответный матч, поэтому Фурино взял на себя обязанность добиться того, чтобы как можно больше игроков «Дерби» также пропустило ответную встречу.

Его тактика, хотя и не соответствовала духу игры, окупилась сполна, в том числе благодаря тому, что Арчи Джемил получил желтую карточку за грубое нарушение на Фурино. Этот фол стал ответной реакцией на удар локтем в лицо, который каким-то образом ускользнул от внимания арбитра, а затем капитан «Дерби» Рой МакФарланд дополнил список пропускающих ответную игру, также получив предупреждение. Фурино продолжал систематично делать подножки, хватать и блокировать соперников весь оставшийся матч. Его циничная игра едва не вынудила рефери отправить игрока в раздевалку еще до завершения встречи, но все же этого не произошло, и в концовке болельщики «Ювентуса» увидели третий забитый мяч в исполнении Альтафини.

По игре бьянконери могли забить и пять голов, поэтому «Дерби» оставалось только порадоваться, что они пропустили всего три. Питер Тейлор и Клаф, чья послематчевая реакция была увековечена в фильме «Проклятый Юнайтед», были разгневаны, особенно после того как узнали, что Халлер посещал судейскую комнату в перерыве. Ответный матч завершился нулевой ничьей и получился намного менее драматичным по сравнению с первой игрой, которую до сих пор часто вспоминают в беседах о громких футбольных заговорах.

Выйдя в финал, Фурино и его партнеры по команде оступились в самый важный момент, упустив первую реальную возможность в истории клуба завоевать главный трофей европейского клубного футбола. К тому моменту великолепная команда, построенная семьей Аньелли, уже оформила чемпионство и чувствовала себя уверенно, но, к несчастью, на ее пути встал еще более великолепный «Аякс», застолбивший место в истории тремя выигранными Кубками европейских чемпионов подряд. Финал был 1000-й встречей в истории турнира, и после попадания в штангу Йохана Кройфа на 3-й минуте, Джонни Реп двумя минутами позднее ударом головой вывел голландцев вперед.

После этого «Аякс» не выпускал нити игры из своих рук, заставив «Юве» стать сторонним наблюдателем за тем, как соперник демонстрировал уровень игры, на голову превосходящий уровень всех остальных клубов Европы на тот момент. Финал стал горьким разочарованием для бьянконери и Выцпалека, проработавшего после этого еще сезон и смененного Карло Паролой, перед тем как началась эра Джованни Трапаттони в 1977 году. Уход из клуба защитника Сандро Сальвадоре спустя год после неудачного матча с «Аяксом» позволил Фурино стать капитаном команды, и позднее он докажет, что такая честь была предоставлена ему не зря.

В манере, схожей с той, в которой он сделал футболку с номером 4 «своей собственной», полузащитник проявил себя прирожденным лидером команды, без которого стало невозможно представить «Ювентус». Изобретя уникальную традицию надевать синюю капитанскую повязку в домашних матчах и белую в гостевых, Фурино стал одним из тех немногих игроков, таких как Бониперти, Ширеа и Дель Пьеро, которые много лет оставались одновременно капитанами и важными составляющими команды.

Со дня назначения капитаном и до завершения карьеры в 1984 году, Беппе оставался незаменимым игроком, каких еще не было в истории клуба. С новым капитаном команда выиграла скудетто в 1975 году и финишировала второй после «Торино» год спустя. Следующий сезон, уже при Трапаттони на тренерском мостике, стал историческим как для Фурино, так и «Ювентуса», ведомого капитаном на невиданные ранее высоты.

За четыре тура до финиша чемпионата «Юве» вел упорную борьбу за скудетто с «Торино». Бьянконери предстояла игра против «Наполи» на «Стадио Комунале», победа в которой добавила бы груза ответственности нервным соседям. Роберто Беттега вывел хозяев вперед на 15-й минуте, но за 10 минут до конца южане неожиданно сравняли счет усилиями Джузеппе Массы.

Казалось, шансы на титул подпорчены партенопейцами, но Фурино, как всегда, ни за что не хотел сдаваться, сумев продраться сквозь грязь, чтобы получить великолепный пас от Каузио и забить свой единственный гол в сезоне. В тот же день «Лацио» удалось отстоять безголевую ничью в матче с «Торино», позволив бьянконери выйти на первую строчку, на которой они и остались до конца турнира.

Преимущество в Серии А, созданное голом Фурино, позволило Трапу и его игрокам полностью сфокусироваться на борьбе за Кубок УЕФА. Не имея в своей коллекции ни одного еврокубка и помня о поражении в недавнем противостоянии с «Аяксом», «Юве» пробился в финал, где предстояла битва против «Атлетика» из Бильбао, рассказ о которой ждет читателя в следующей главе. Результат этой игры дал толчок к старту эры Трапаттони и десятилетнему доминированию.

В следующем сезоне Фурино было уже 33 года, но он был далек от завершения карьеры. Годы шли, но в игре Джузеппе всегда было нечто большее, чем обычная беготня и отбор мяча, несмотря на считавших иначе Брайана Клафа и ряда итальянских тренеров. Его партнер по команде полузащитник Марко Тарделли называл Фурино «самым тактически грамотным игроком, которого когда-либо видел».

Фурино понимал, что для прессинга и помощи нападающим в команде есть более подходящие для этого игроки, и сосредоточился на закрытии брешей, которые партнеры оставляли за собой. Демонстрируя невероятные способности читать игру, и предугадывать намерения одноклубников, Джузеппе бесчисленное количество раз страховал фирменные забеги Тарделли. В других случаях Фурино опускался в защиту для прикрытия зоны Гаэтано Ширеа, когда либеро выдвигался вперед, чтобы начать контратаку.

Без своего стареющего капитана никто из игроков не смог бы даже близко быть настолько же эффективным, каким являлся тогда. Все это время команда оставалась единым целым благодаря ключевому звену под названием Беппе Фурино. Он незаметно и самоотверженно связывал в команде Трапаттони оборону с атакой, однако Джанни Аньелли, как у него это часто получалось, одним из первых заметил, что силы капитана начали увядать. Прибытие Мишеля Платини ясно обозначило конец для полузащитника, когда после личного разговора с тренером, Адвокат произнес знаменитую фразу: «бессмысленно иметь в составе Платини, если игра идет через Фурино».

Массимо Бонини постепенно занял место Беппе после завершения карьеры последним летом 1984-го года. Статистика выступлений Фурино за «Юве» говорит сама за себя: 15 сезонов и 528 матчей позволяют ему быть на третьем месте после Дель Пьеро и Ширеа по количеству игр за всю историю клуба. Кроме того, он завоевал 8 скудетто, последний из которых был выигран в матче, которым Фурино завершал карьеру, достижение, не превзойденное до сих пор. Также были выиграны 2 Кубка Италии, исторический Кубок УЕФА в 1977 году и Кубок обладателей кубков в 1984 году.

Фурино не стал тренером, непреклонный в своей вере в то, что никто в итальянской школе тренеров в Коверчано не сможет научить его чему-то, чего бы он сам еще не знал. Он вернулся в «Ювентус» в начале 1990-х годов по просьбе Бониперти, который верил, что опыт Беппе пойдет на пользу молодым игрокам академии. Фурино помог создать команду, которая в 1994 году добилась успеха в чемпионате Примаверы и Кубке Виареджо, завоевав трофеи так же, как в его бытность игроком.

Удостоенный чести иметь собственную звезду на Аллее Славы «Ювентуса» на открытом в 2011-м году стадионе, Беппе Фурино был не таким известным, как некоторые его партнеры по команде, но его вклад в их общий успех не должен быть забыт никогда.

Перевод: Андрей Сыроегин и Сергей Хавролев

Однажды

Глава 1. Рождённые на скамье: ранние годы «Ювентуса»

Глава 2. Первые герои: Джампьеро Комби и «Золотая пятилетка»

Глава 3. В гостях хорошо, а дома лучше: стадионы «Ювентуса»

Глава 4. Короли Италии: семья Аньелли

Глава 5. Джон Чарльз и волшебное трио

Глава 6. Беппе Фурино: неутомимая легенда

Глава 7. Рождение нечто особенного: финал Кубка УЕФА 1977

Глава 8. Джованни Трапаттони и Мишель Платини - Короли Италии

Глава 9. Триумф и трагедия «Эйзеля» и Гаэтано Ширеа

Глава 10. Характеризуя поколение: Межконтинентальный кубок 1985 года

Глава 11. Роберто Баджо, Иан Раш и легендарные противостояния. Часть первая

Глава 11. Роберто Баджо, Иан Раш и легендарные противостояния. Часть вторая

Глава 12. Трапаттони возвращается, а Марчелло Липпи приносит величие. Часть первая