Вадим Кравченко: «Всегда думаю о хоккее».
«Челмет» – вторая семья
– Вадим, почему после двух отличных сезонов в составе ханты-мансийской молодёжки Вы стали выступать за «Челмет», а не за «Югру»?
– Когда закончился контракт с «Мамонтами Югры», ханты-мансийский клуб предложил двусторонний контракт, по которому я мог бы играть в «Рубине» и привлекаться к выступлениям за «Югру». Но соглашение мы так и не заключили. Тогда я позвонил Олегу Анатольевичу Давыдову, бывшему тренеру «Мамонтов», который теперь работает в «Челмете». Договорились о просмотре, я приехал и через пару дней мы подписали контракт.
– Какие впечатления произвела команда?
– Меня хорошо приняли, сразу почувствовал себя как дома. В конце сезона мы уже были чем–то большим, чем просто команда, скорее, семья. Особая сплочённость появилась после Нового года. В первую очередь на нас повлияли тренеры: были собрания, где нам говорили, что пора выбираться из нижней части турнирной таблицы. Поставили цель попасть в плей-офф. Мы с ребятами стали постоянно подбадривать, мотивировать друг друга, и в итоге попали в решающую часть сезона.

Две важные шайбы
– Какое событие в сезоне запомнилось больше остальных?
– Думаю, это моя первая шайба в ВХЛ. Забросил её в матче с «Молотом-Прикамье», одним из топовых клубов лиги. Тот матч мы, правда, по буллитам проиграли, но забить такому сильному сопернику всегда приятно. Я эту шайбу забрал и привёз маме.
– В семейную коллекцию?
– Нет, никакого «музея» у нас нет. Да и родители специально ничего не собирают, просто хранят какие-то памятные вещи, которые я им привожу.
– Партнёры по команде отмечали другую Вашу шайбу, заброшенную в матче со «Спутником», где решался вопрос о выходе в плей-офф, говоря, что именно она придала уверенности. Как Вы оцените ту игру?
– Мотивация была запредельной. Поддерживали близкие, друзья, да и внутри команды все старались вселить уверенность в себя и других. Мы чувствовали, что это «наш» матч, просто нужен был гол. Я забил, мы вышли вперёд, и шайбы «полетели». Часто нам не хватало удачи, мало забивали, а тут смогли, наконец-то.

– Завершая разговор о регулярном чемпионате: Ваши статистические показатели– одни из лучших в команде. Следите за этим?
Личная статистика важна, потому что высокие показатели дают шанс попасть в сильную команду. В сезоне нет времени на то, чтобы следить за статистикой, узнаю что-то, только когда родители сообщают. Хороший «плюс-минус» для меня важнее других показателей. Лучше надёжнее сыграть в защите, чем забить, например, 4 шайбы, пропустив при этом 3.

В плей-офф всегда всё с нуля
– Насколько у Вас большой опыт игр в плей-офф?
– Опыт игр на выбывание я приобрёл в «Мамонтах Югры», однако не могу сказать, что он мне пригодился в нынешнем розыгрыше. В МХЛ многие команды просто летят вперёд, стараясь перебегать соперника. В Высшей лиге всё по-другому: люди старше, опытнее, играют спокойнее и намного меньше ошибаются. Могут забить две-три шайбы и «закрыться», так, что к воротам не подъедешь.
– Перед серией с «Сарыаркой» не было мыслей о том, что задача на сезон уже выполнена?
– Плей-офф – это новый этап, где всё с чистого листа. У каждой команды, попавшей сюда, есть шансы выиграть Кубок. И мы тоже стремились к этому. К тому же, по встречам в сезоне у нас с «Сарыаркой» ничья, 1:1, так что не воспринимали их как безусловных фаворитов. Первые три матча проиграли, но на четвёртый выходили полные решимости выиграть. И у нас получилось! Потом на этой эйфории сумели одержать победу и в Караганде. Но в шестом матче всё-таки не справились. 7:1, что тут комментировать…

– В розыгрыше Кубка Братины, наверное, будете поддерживать команды, в которых играют Ваши друзья?
– По-моему, они уже все вылетели! (Смеётся) Вообще, сейчас мне предстоит операция, все мысли только о ней, поэтому розыгрыш «Братины» не особенно интересен.
– Не считаете Кубок Братины важным достижением?
– По моему мнению, основная цель команд ВХЛ – подготовка молодых ребят к выступлениям в Континентальной хоккейной лиге, а не чемпионство. Правильно, когда клуб старается привлекать к игре в Высшей лиге молодых воспитанников, это даёт им опыт во взрослом хоккее, который очень сильно отличается от уровня МХЛ.
– С хоккейной составляющей понятно, но многие игроки Высшей лиги сетуют на организацию выездов: долго, некомфортно… В этом плане МХЛовский опыт помогает?
– Особых сложностей я не испытывал, потому что организация выездов в ВХЛ очень похожа на то, что было в Молодёжной лиге: на большинство матчей мы добираемся на автобусе или поезде. Летаем не так уж часто, только если матч в европейской части страны или в Казахстане. В Ханты-Мансийске ещё и до вокзала добирались на автобусе по три часа, так что привык. В транспорте – будь то автобус, поезд или самолёт – предпочитаю спать, потому что игры изматывают, и при любой возможности стараюсь отдохнуть, набраться сил.

Поехал бы в Майами
– Об отдыхе: у хоккеистов, конечно, редко бывают выходные, но когда они случаются, как стараетесь отвлечься от хоккея?
Вряд ли можно сказать, что отвлекаюсь от хоккея, потому что я постоянно о нём думаю. В выходные я стараюсь спать и побольше кушать. Могу сходить в кино с девушкой или друзьями. Предпочитаю комедии, недавно смотрел «Тупой и ещё тупее – 2». Понравилось.
Ещё я очень люблю животных, у меня есть кошка и две собаки породы бигль. К сожалению, не могу взять их в Челябинск, поэтому старшая собака живёт у папы, а младшая– у сестры.
– Ставите ли перед собой цель попасть в сильнейшие лиги мира?
– КХЛ, АХЛ и НХЛ – очень сильные лиги, играть в них – большая честь. Можно сказать, весь мир следит за ними, поэтому, конечно, хотелось бы когда-нибудь выступать там. Самая большая мечта, связанная с хоккеем, – попасть в НХЛ.
– Если бы можно было выбрать, в какой клуб НХЛ поехали бы?
– А в Майами есть команда? Туда бы поехал! (Смеётся) Если серьёзно, то предпочёл бы «Вашингтон». В какой-то момент там было очень много русских игроков, тогда и начал следить за клубом. Самый памятный сезон – 2007-08, когда Александр Овечкин забросил 65 шайб, его личный рекорд. Тогда казалось, что они станут чемпионами, но не повезло. А недавно Овечкин повторил достижение нескольких великих хоккеистов, забросивших 45 шайб как минимум в семи сезонах. Думаю, по этому показателю он сможет побить рекорд Уэйна Гретцки и Майка Босси, на счету которых по девять таких сезонов. Александр – большой мастер, он может создать гол из любой ситуации.
– Сейчас в «Вашингтоне» играет ещё один россиянин, Евгений Кузнецов. Знакомы с ним?
– Лично с Евгением не знаком, помню его по совместным выступлениям в ДЮСШ «Авангард». Он играл за 1992 год, а я – за 93. Наши команды часто ездили в одном автобусе – было, кстати, тесно и неудобно. В тот год, который он провёл в Омске, он был маленький-маленький, как и я. Через год, когда он уже вернулся в Челябинск, встретил его на турнире. Помню, подумал: «Ничего себе, как вымахал!»

За «Мамонтов» и «Йокерит»
– В Молодёжной хоккейной лиге сейчас тоже плей-офф. Смотрите какие-нибудь матчи?
За МХЛ слежу, болею за «Мамонтов Югры». Весь год поддерживаю связь с Игорем Гладуном, Ильёй Николаевым и Димой Марченковым. «Мамонты» провели хороший сезон, но, как я уже говорил, в плей-офф всё начинается заново. Надеюсь, им удастся завоевать Кубок Харламова.
– А на матчи Кубка Гагарина время находите?
Слежу за «Авангардом» и магнитогорским «Металлургом». «Трактор» уже вылетел, так что не могу за своих поболеть.
– Кто, по Вашему мнению, станет чемпионом?
– Думаю, «Йокерит»! Просто мы поспорили с Алексеем Кручининым (нападающий ХК «Челмет» – прим. автора), какая команда выиграет Кубок Гагарина: решили взять клуб из Западной конференции, он успел назвать ЦСКА, так что мне остался «Йокерит».

– На матчах «Трактора» с «Сибирью» успели побывать?
– Друзья позвали на последний матч, сходил с ними. Жаль, что «Трактор» проиграл. Им просто не повезло: было много моментов, но шайба «не шла». Атмосфера, несмотря ни на что, мне понравилась, чувствовалась громадная поддержка.
– Вы тоже активно поддерживали «Трактор»?
– Сам на трибунах не кричу. Это дело болельщиков, а я – хоккеист, так что больше люблю играть, чем смотреть. Но мне нравится, когда болельщики на трибунах кричат, хлопают. К сожалению, у «Челмета» не так много поддержки – в Челябинске ведь есть ещё «Трактор» и «Белые медведи». Например, в Караганде, на матчах с «Сарыаркой», трибуны были заполнены до отказа. Даже несмотря на то, что они поддерживали соперника, было здорово играть– чувствовалось, что делаем это для людей, это был настоящий хоккей. У нас, конечно, тоже есть позитивные моменты: так, было безумно приятно, когда фанаты приехали поддержать нас в заключительном матче «регулярки». У них это здорово получилось, порой даже перекрикивали всю арену. После игры мы пообщались, сфотографировались со всеми желающими.

– Сейчас хотите что-нибудь сказать болельщикам?
– Спасибо, что болели и до конца верили в нас! Спасибо за поддержку в сезоне. Приходите на матчи, нам всегда приятно играть перед заполненным трибунами!
Мария Пирогова