4 мин.

В чём сила, брат: Когда ИИ не может помочь

Не так давно я задался вопросом: «Почему Синнера называют «искусственным интеллектом»?

Прозвище «искусственный интеллект» прикрепилось к теннисисту Яннику Синнеру из-за его хладнокровия и невероятно точной игры на корте. Оно стало популярным после того, как казахстанский теннисист Александр Бублик, разгромно проиграв Синнеру на US Open-2025, оставил в социальных сетях короткий, но ёмкий комментарий, назвав его «искусственным интеллектом».

Это сравнение с ИИ подчёркивает несколько ключевых особенностей игры Синнера: высокая точность и контроль, минимальная эмоциональность, игровая стабильность, быстрый анализ и адаптация под разные игровые ситуации.

Но откуда столько идеальных качеств в одном человеке? Ведь многие, если не все, из топ-теннисистов имеют в своём арсенале отличную физическую, техническую и тактические подготовки. Но только Синнер и Алькарас последние пару лет разыгрывают между собой титулы Больших шлемов. Почему другие топовые теннисисты не могут выиграть ТБШ? А ведь все теннисисты в той или иной степени работают с психологами в плане ментальной устойчивости. Но в самый ответственный момент претенденты на Шлем теряют уверенность, контроль, фокусировку, начинают ошибаться, не могут собраться после ошибок, реализовать брейки или подать на сет или матч и в конце концов проигрывают. Почему у них не получается, а у Синнера получается?

На этот вопрос никакой ИИ не даст вам точного ответа. Он может выдать тонны информации, но она не будет иметь никакой практической ценности, ведь ИИ собирает и анализирует только то, что уже известно. Если же информация является новинкой или засекречена, то ИИ о ней не знает и, следовательно, не вставляет в свою аналитику, разве что-то придумает на ходу.

Игроки списывают подобные неудачи на случайные факторы, усталость, недостаток уверенности или плохое самочувствие, порой не осознавая истинных причин своей нестабильной игры.

Как практический психолог с десятилетним опытом могу сказать, что корни всех психологических проблем теннисистов лежат в бессознательном или, другими словами, в подсознании. Именно там хранятся вытесненные психикой негативные эмоции, ограничивающие убеждения и невыработанные инстинкты, влияющие на психологическое состояние игрока во время матча. Временами этот негатив настолько сильно воздействуют на игрока, что он не в силах управлять собой и показать в игре весь свой имеющийся потенциал.

Это подтверждают многочисленные послематчевые интервью профессиональных топ-теннисистов, размещёнными различными средствами массовой информации: «Сегодня я ментально держалась не лучшим образом, допускала невынужденные ошибки», «Эмоции иногда берут верх», «Не понимаю, как я так мог сыграть», «В первом сете была борьба, а потом что-то не заладилось» и другие подобные формулировки своих необъяснимых поведений в играх, приведших к проигрышам.

Если у ИИ спросить совета по улучшению своей ментальной и психологической составляющей, то он будет опираться на методы и техники классической спортивной психологии, которая в большинстве своём работает с сознанием игрока, а также с симптомами заявленной проблемы, помогая лишь временно или частично.

Благодаря многолетнему опыту в области изучения и практического применения разнообразных психологических методик, мне удалось выявить и систематизировать техники работы с бессознательным, доказавшие свою исключительную эффективность на практике. Интегрировав в них собственные наработки в сфере психологии, а также основываясь на анализе поражений теннисистов мирового уровня, мне удалось разработать уникальную методику повышения психологической устойчивости теннисистов. Психотерапевтическая работа в методике направлена не на устранение симптомов, а на поиск и проработку реальной первопричины, лежащей за пределами сознания, в глубине бессознательного. Проработка происходит на всех известных на сегодняшний день уровнях распределения первопричины проблемы: духовном, ментальном, эмоциональном, телесном, инстинктивном, уровне потребностей. Ни одна из существующих психологических методик на сегодняшний день не работает одновременно и комплексно со всеми уровнями.

Методика в чём-то схожа с той, по которой работает Синнер. Как доказательство, в августе 2025 года на «Чемпионате» вышла интересная заметка о психологической устойчивости Синнера. Оригинал на итальянском ресурсе Corriere Della Sera.

Вопрос корреспондента Синнеру:

- Все восхищаются вашей ментальной силой, которая позволила выиграть Уимблдон после тяжёлого поражения в финале «Ролан Гаррос». Что помогает сохранять позитивный настрой? Есть ли специальные техники? Работа с психологом или это что-то естественное?

Ответ Синнера:

- Ничего естественного нет, за этим стоит много работы, но сначала нужно принять свои недостатки. В начале мне было трудно, я думал, что сильный, а на самом деле нет. Мы много работали над этим с Риккардо Чикарелли, работаем уже много лет, он помогает. Конечно, основное делает спортсмен, но работы много.

Для обычного человека, тренера или спортсмена данные ответы на тот момент первой ракетки не несут никакой полезной информации. Но для меня как психолога – это огромная находка, особенно фразы «но сначала нужно принять свои недостатки» и «я думал, что сильный, а на самом деле нет».

В моей методике это ключевые моменты, о которых ИИ ничего не знает, потому что её нет в открытом доступе.

Отвечая на вопрос заголовка «В чём сила, брат?», могу сказать определённо – в методике, позволяющей быстро, эффективно и навсегда устранить корни проблем теннисиста.

А вы как думаете, почему последние два года никто, кроме Алькараса и Синнера не может выиграть ТБШ?