6 мин.

Надаль vs Джокович. История отношений

До примерно середины 2011 года, несмотря на количество матчей, приближающееся к трем десяткам, оно все время находилось в тени Федаля, и только после финала «Уимблдона»-2011 года матчи Джокович – Надаль были признаны главным блюдом теннисного меню. К этому времени они уже успели провести 27 встреч.

Сейчас счетчик их противостояния застыл на цифре 31 – 17/14 в пользу Надаля. Только 7 из этих встреч были на уровне ниже полуфинала – 3 четвертьфинала в самом начале, когда Джокович еще не успел подняться в рейтинге, и 4 неравномерно разбросанных по летописям матча на круговых этапах итоговых турниров. Невероятная стабильность супер-игроков, уже пять лет оккупирующих самую верхушку профессионального рейтинга, видна и здесь. Хотя им обоим всего лишь по 25 лет, история их взаимоотношений уже достаточно богата, чтобы выделить в ней несколько этапов.

До Майами-2007

Быстро завершившийся начальный период, включавший всего три матча. После выигранных Надалем четвертьфинала РГ-2006 и в финала Индиан-Уэллса-2007 Джокович одержал первую победу над тогдашним вторым номером рейтинга в четвертьфинале Майами, а затем и выиграл турнир, сделав первую серьезную заявку на статус игрока элиты, к которым Надаль принадлежал уже несколько лет. После поражения на «Ролан Гаррос» (он проиграл два первых сета 4:6 и снялся с матча из-за трудностей с дыханием) Джокович на пресс-конференции обронил фразу, которую ему потом долго вспоминали: «Я контролировал ход игры». Юношеская заносчивость оказалась в некотором смысле пророческой, но понятно это стало только спустя несколько лет.

Майами-2007 – Майами-2011

После Майами-2007 взаимоотношения Надаля и Джоковича вошли в устойчивую колею – серб обыгрывал испанца там и тут время от времени, но Рафа неизменно выигрывал все самые важные и принципиальные встречи. В его пользу закончились все финалы, в которых они играли, и все матчи на турнирах «Большого шлема». На грунте доминирование Надаля было полным (8 побед из 8 матчей), но и на харде в наиболее значимых матчах он одерживал верх – включая победу в полуфинале Олимпийского турнира в Пекине и в финале US Open-2010. Игра Джоковича, несомненно, представляла для Надаля проблемы, и время от времени, когда корты и игра позволяли, ему удавалось организовать блицкриг (все победы Джоковича над Надалем в этот период – относительно легкие). Но даже на самом неудобном для себя покрытии Рафа, благодаря лучшей физической подготовке, моральной устойчивости и терпению сдерживал первоначальный напор соперника, а потом практически всегда находил момент, чтобы заставить его сомневаться. Симптоматично, что только в 2010 году Джокович впервые смог выиграть у Надаля тай-брейк – и до сих пор значительно уступает испанцу в этом показателе.

Самая долгая серия побед Надаля над Джоковичем состояла из 5 матчей, охватывающих ровно год – от Цинциннати до Цинциннати – и включала уже упомянутый полуфинал Олимпиады и легендарный полуфинал в Мадриде, до сих пор удерживающий рекорд самого долгого трехсетового матча Открытой эры (они же три года спустя сыграли самый долгий матч в истории финалов турниров «Большого шлема» – скорее всего, немалую часть этих «рекордных» матчей можно смело отбросить на стучание мячом, обтирание полотенцем и прочие ритуалы, которыми оба знамениты, и которые, мягко говоря, не всем зрителям нравятся). Так или иначе, обе этих принципиальнейших и драматичнейших встречи закончились победами Надаля – хотя вторую из них можно, наверное, считать пирровой. Подсчитать точную меру влияния этого матча на дальнейший ход теннисной истории, конечно, очень трудно, но то, что он сказался на Надале физически, а на Джоковиче морально – несомненно. Победой на «Ролан Гаррос» месяц спустя Федерер во многом обязан полуфиналу Мадрида.

После Майами-2011

О том, когда именно в ходе соперничества Надаля и Джоковича произошел перелом, говорилось много, и большинство мнений сходится на том, что это случилось именно в финале Майами. В этом, самом удачном для себя сезоне Джокович уже обыграл Надаля на предыдущем «Мастерсе» в Индиан-Уэллсе, но именно в Майами стал очевиден основной сдвиг – Новаку больше не надо было торопиться. По мере того, как решающий сет финала приближался к тай-брейку, становилось понятно – если раньше Надаль всегда находил способы вымотать соперника физически и заставить его сомневаться в себе, то в этом матче случилось противоположное. На 30-градусной жаре Джокович с ангельским терпением гнул одну линию, продавливая Надалю бэкхенд – и когда подошли решающие минуты, серб выглядел свежее и действовал увереннее.

Кроме того, огромное значение сыграло то, что Джокович сумел наконец исправить ситуацию с подачей, которая доставляла ему кучу проблем, начиная со второй половины 2009 года. В Карловича он, конечно, не превратился, да и по сравнению с самим собой образца 2007-2008 годов подача у него все еще страдает, но возможность как следует на нее опереться в решающие моменты развязала сербу руки в других элементах игры. Особенно много проблем доставляет Надалю его косая резаная подача в первый квадрат.

Новак научился справляться с подачей в тело, на которую Надаль частенько полагается в решающие моменты, и стал намного увереннее играть с лета (хотя его до сих пор нельзя назвать асом в этом деле). Кроме того, он гораздо чаще полагается на свой капитально отремонтированный форхенд. Удар справа у Джоковича очень опасен, когда игра у него идет, но на спаде формы и особенно по сравнению с бэкхендом это очевидное слабое место прежде всего из-за ненадежности. С 2011 года продавить правое крыло Джоковича Надалю стало гораздо труднее.

После матча в Майами Джокович выиграл у Надаля еще пять встреч, включая три финала турниров «Большого шлема» (уже упоминавшийся рекордный финал в Мельбурне в их числе), и разговоры по всем теннисным форумам и сайтам пошли уже о том, сможет ли испанец хоть что-то противопоставить сербу, потому что это стало походить не на соперничество, а на избиение. Надалю советовали вернуть свою подачу образца US Open-2010 (которая материализовалась из ничего на один турнир, а после пропала, не оставив записки), быть более агрессивным с бэкхенда и держаться поближе к задней линии. В финале Монте-Карло Надаль последовал практически всем этим советам и сумел прервать серию из 7 поражений, причем выиграл очень уверенно. Говорит ли это о том, что тенденция сломана? Пока, безусловно, нет. Победу на практически родном корте Монте-Карло, где Надаль не проигрывал со времен наполеоновских войн, над Джоковичем, игравшим явно значительно ниже своего максимума, пока рано рассматривать как знак перемен.

По правде говоря, их предыдущая встреча на АО говорила о большем – там Надаль действительно лучше использовал подачу и форхенд по линии. Несомненно, форхенд по линии – хорошее оружие для левши, играющего с Джоковичем, дающее возможность использовать относительную уязвимость форхенда серба. Но это рискованный удар, и для Надаля, чья игра построена в своей основе на том, чтобы избегать риска, часто его использовать неприемлемо. С бэкхенда на бэкхенд Джокович может с ним играть бесконечно, а вот обменов с форхенда на форхенд в их мачтах мы видим крайне мало. В Монте-Карло они Надалю были и не нужны – Джокович наошибался более, чем достаточно для победы. Окажутся ведь нужны в следующий раз или через раз – мало есть поводов сомневаться в том, что эти двое будут играть друг с другом еще очень много.

Пока что, благодаря победе Надаля в Монако ситуация стала явно более интересной. «Мастерсы» в Мадриде и Риме еще добавят интриги, а предстоящий «Ролан Гаррос» уже называют чуть ли не самым интригующим за последнее десятилетие. Все только и ждут финального противостояния Надаля и Джоковича на корте Филиппа Шатрие – защитит ли Надаль свой главный бастион? Выиграет ли Джокович 4 мэйджора подряд? История ждет.