15 мин.

Русское присутствие

Евгений Кафельников

Начиналось все, конечно, с мужчин. Кафельников наша первая суперзвезда. Он появился в прошлом веке, когда теннис в России еще считался пижонской забавой. В 1994-м он с Александром Волковым сыграл первый в Открытой эре русский финал, в 1995-м первым из русских закончил сезон в Топ-10 и квалифицировался на итоговый турнир, в 1996-м, выиграв «Ролан Гаррос», стал первым российским чемпионом «Шлема».

Кафельников был одним из лучших в мире, и это его успехи открыли мир тенниса для России. Лучшим в карьере Евгения стал 1999-й, когда он победил на Australian Open и на полтора месяца стал первым. Прежде чем завершить карьеру он еще выиграет Олимпиаду и Кубок Дэвиса, станет лучшим российским теннисистом века и героем компьютерной игры, в которую кроме него включат только семь невыдуманных игроков. После Кафельникова каждого теннисиста из России будут мерить его успехами. Да и как иначе: «Калашников» достиг в профессии практически всего, о чем можно мечтать.

Марат Сафин

Марат Сафин король наших сердец. Но вообще-то он блестящий игрок. Пусть он выиграл всего два «Шлема», хотя мог 22. Он слишком хотел быть идеальным, ему не хватало баланса, и совладать со своим могучим потенциалом ему было ох как тяжело. Но называть карьеру Марата недостаточно успешной все-таки некрасиво.

Да, его достижения неравномерно распределились по его 13-ти годам в туре. Но мы же до сих пор вспоминаем, как он раскатал Сампраса в Нью-Йорке в 2000-м и Хьюитта в Мельбурне в 2005-м, рубился с Гугой, бился в Кубке Дэвиса в 2002-м и 2006-м, в финале Australian Open-2004 не взял у Федерера ни сета, а через год в эпическом полуфинале отыграл матчбол и победил 9:7 в решающем. Первый раз он взлетел в Топ-3 после победы на US Open, последний раз выпал оттуда через пять лет. Оставшиеся четыре года были самыми трудными, но и тогда в Марата не переставали верить. Если Кафельников показал нам, что такое теннис, то Сафин нас в теннис влюбил.

Николай Давыденко

Николай Давыденко наш Mr. Personality. Не слишком медийная личность, он долгое время оставался в тени не только в мире, но и в России, и кажется, его это устраивало. Как в свое время Кафельников, Давыденко традиционно играет много. Но в отличие от Кафельникова и Сафина, ему не покорялись турниры «Большого шлема». Его лучшими достижениями на мэйджорах являются четыре полуфинала, три из которых были в трех сетах проиграны Роджеру Федереру. Впрочем, это не мешало Николаю на протяжении последних пяти лет почти бессменно быть первой ракеткой России и входить в Топ-10. Впервые войдя в «десятку» в июне 2005-го, Николай почти не покидал ее до этого сезона, омраченного травмой.

Третьей ракеткой мира Давыденко стал в конце 2006-го, когда выиграл в «Берси» свой первый «Мастерс». Через полтора года, на протяжении которых Николай стабильно входил в Топ-5, на турнире в Майами он обыграл Роддика и Надаля и заполучил второй титул категории 1000. Но настоящий бум Давыденко произвел год назад. Никак не будучи фаворитом, он начал итоговый турнир с поражения от Новака Джоковича, чтобы затем катком пройтись по двум первым ракеткам мира, финалисту «Ролан Гаррос» и чемпиону US Open. Хуан Мартин дель Потро после лондонского финала сравнил Колю с PlayStation и положил начало медиаажиотажу вокруг не слишком популярного россиянина. А когда месяц спустя в Дохе Давыденко снова последовательно обыграл Федерера и Надаля, его и вовсе чуть не записали в фавориты Australian Open. Увы, в Мельбурне 6:4, 6:4 Федереру превратились в 6:2, 3:6, 0:6, 5:7 от Федерера и меткое «Если бы турниры «Большого шлема» игрались в трех сетах, я бы на них побеждал». Может, Николай Давыденко не звезда, но класса, равно как и остроумия, ему не занимать.

Анастасия Мыскина

Анастасия Мыскина не самая главная российская теннисистка, но это с нее началась «русская революция». Еще до Мыскиной о себе заявили Лиховцева и Курникова, в одном ряду с ней шли Дементьева, Панова, Бовина, Красноруцкая. И единственной российской чемпионкой мэйджора она пробыла всего месяц. Но, как сказал герой главного фильма-2010, успешный гребец: «Я профессиональный спортсмен, так что не надо мне объяснять, как важно быть первым».

Для начала в 1999-м году Мыскина стала первой россиянкой, завоевавшей титул уже на своем втором турнире. В 2001-м 85-я ракетка мира Мыскина стала первой россиянкой, обыгравшей звездную Курникову, 20-ю в мире. В 2003-м Мыскина сыграла в первом в истории WTA российском финале – в Дохе победила Лиховцеву и завоевала третий титул. Через полгода Настя выиграла Кубок Кремля, и он стал для нее первым титулом Tier I, а она для него – первой российской чемпионкой.

«Ролан Гаррос» 2004-го года был для Мыскиной пятым, причем за предыдущие четыре раза она выиграла там один матч. В четвертом круге против Кузнецовой Мыскина ушла с матчбола, победила 8:6 в третьей партии и дальше на одном дыхании вынесла Винус, Каприати и Дементьеву. Самым запоминающимся моментом того исторического финала был эпизод в середине второй партии. Дементьева в одну калитку проиграла первый сет и уже уступала во втором. Не в силах совладать с подачей, она начала очередной гейм с двух двойных. В следующем розыгрыше линейный от удара Елены зафиксировал аут, и счет стал бы 0:40, но Мыскина указала на ошибку судьи и вернулась на прием в тот же квадрат под аплодисменты зрителей.

После парижской победы Анастасия стала первой россиянкой в Топ-3 рейтинга. Через пару месяцев она стала первой, кому проиграла чемпионка «Уимблдона» Мария Шарапова. Осенью в финале Кубка Федерации Мыскина принесла сборной три очка и привела Россию к первому командному трофею. По итогам года Мыскина стала единственной россиянкой чемпионкой мира ITF. 2004-й – абсолютно лучший сезон Анастасии, но в него же закралось и самое горькое ее разочарование, ставшее для российских болельщиков притчей во языцех. Полуфинал Олимпиады Мыскина проиграла Жюстин Энен со счета 5:1 в решающем. Анастасия не раз говорила, что это ее самый обидный проигрыш, и даже четыре года спустя в преддверии Олимпиады в Пекине призналась, что не собирается смотреть матчи Игр из-за воспоминаний.

Летом 2005-го года Настя навсегда выпадет из «десятки» и больше в элиту не вернется. Травма не позволит ей снова стать одной из лучших и начнет ее новую жизнь. А нам останется вспоминать ее характерное и такое душевное признание про «Ролан Гаррос»: «Может, я когда-то представляла, что выиграю «Шлем». Знаете, в мечтах. Но никак не наяву. Когда это случилось, это повергло меня в шок».

Мария Шарапова

Мария Шарапова наша главная легенда. Историю ее подвигов знает каждый. Получила ракетку от папы Кафельникова и благословение от Навратиловой; уехала в Америку к Боллетьери; в 13 лет выиграла турнир для 16-летних; в 17 со второго раза выиграла «Уимблдон», в 18 стала первой россиянкой, возглавившей посев турнира «Большого шлема», в 19 победила на US Open, следом зарулила бы Australian Open, но нарвалась на разъяренную Серену; в через год там же отыгралась на ровеснице Ане Иванович и назвала ее «прекрасной молодой теннисисткой». Дальше – двойной разрыв сухожилия плеча, пропуск Олимпиады, US Open, итогового, операция, реабилитация. С тех пор больше вопросов, чем ответов.

Шарапова была молодой да ранней – не такой, как Хингис, но самой ранней за 2000-е. И в этом половина ее успеха, начало Maria Mania. Не вырви Мария полуфинал того «Уимблдона» у Дэвенпорт со счета 2:6, 1:3, не выиграй она в финале у двукратной действующей чемпионки Серены, не обними на трибуне папа Ричард папу Юру, не будь юная Шарапова, в конце концов, такой хрупкой и трогательной – может, и не родилась бы Богиня войны с ее непробиваемой mental toughness.

Взлет Шараповой был так головокружителен, что даже в свой первый финал Tier I она вышла уже чемпионкой мэйджора. Она в 18 лет и четыре месяца стала первой и самой молодой россиянкой на вершине рейтинга. Только ей из всех наших покорялся итоговый турнир WTA, и она единственная за 30 с лишним лет выиграла его с первого раза (Серена в 2001-м стала чемпионкой после отказа Дэвенпорт). В финале того турнира она отыграла у Серены дефицит в четыре гейма в решающем сете. Вообще, она выиграла у Серены всего два матча из восьми, но оба – в важнейших финалах. И пусть Мария не смогла отобрать у сестер звание королев «Уимблдона», но это про нее Серена до сих пор с досадой вспоминает: «Если я бы я пару раз не сплоховала, у нас с Винус «Уимблдонов» было бы поровну. На US Open-2006 Шарапова повесила две баранки первой ракетке мира Моресмо и обыграла Энен первый раз за пять матчей. На Australian Open-2008 она не проиграла ни сета и не сыграла ни одного тай-брейка.

В минувшем сезоне все принципиальные матчи Шарапова проиграла. В Австралии непобежденной чемпионкой вылетела в первом круге. На «Ролан Гаррос» чуть не повела у Жюстин 3:0 в решающем, но уступила 3:6. На «Уимблдоне» имела сетболы против Серены, но проиграла в двух. В финалах Стэнфорда и Цинциннати была сама не своя. На US Open Мария в битве поколений впервые была за старшую – и там капитулировала перед Возняцки. Есть искушение назвать нынешнюю Шарапову тенью прежней, но не стоит. Как показывает опыт, когда Марии что-то нужно, она это получает.

Надежда Петрова

Надежда Петрова в этой могучей кучке относительно слабое звено. Ее карьерные успехи более локальные. В свой лучший год – 2006-й – ей довелось побывать третьей в мире, но и его она закончила за бортом Топ-5. Свой первый турнир Надя выиграла позже всех – аж в 23, но зато в следующем году завоевала пять титулов – ни у кого из россиянок нет больше трофеев за один сезон. Петрова единственная еще юниоркой впервые обыграла теннисистку Топ-20 (Майоли в 1998-м), и из россиянок только ей Жюстин первой ракеткой мира и действующей чемпионкой проиграла на турнире «Большого шлема» – 3:6, 2:6 на US Open-2004. Надя дважды играла в полуфиналах мэйджоров, но ни разу в финале. Она трижды обыгрывала первых ракеток мира, но в своих поражениях неразборчива.

Игра Петровой смотрится с большим удовольствием, но на нее слишком часто нельзя положиться. Взять хотя бы прошедший сезон – полностью провалила ворм-ап к Australian Open, зато в Мельбурне обыграла Клийстерс и Кузнецову; в Мадриде обыграла Серену, но следом уступила Шафаржовой; в Нью-Хейвене дошла до финала, но на US Open загремела в первом же круге. Мораль, в общем, стара: быть в элите за свою значит выигрывать через не могу.

Светлана Кузнецова

Светлану Кузнецову все время штормит. Она исключение из правила «стабильность – признак класса» и подтверждение правила про «апс энд даунс». Для топ-игрока она очевидно нестабильна. Что стоит за этой нестабильностью, уже неинтересно. Это, в конечном счете, ее изюминка – такая зацепка в финале одной серии, из-за которой мы смотрим следующую.

Карьера Кузнецовой полна контрастов. Проигрывает она обычно эмоционально, а побеждает невозмутимо. Свой первый матч в основной сетке турнира WTA она выиграла, уйдя с 11-ти матчболов. Между двумя ее титулами «Большого шлема» целых пять лет. Оба сезона в качестве чемпионки мэйджора она провалила – первый раз чуть не вылетела из «двадцатки», второй – из «тридцатки». До победы на US Open только однажды играла в четвертьфинале «Шлема» – а через год стала первой действующей чемпионкой, проигравшей в первом круге. Кузнецова вообще за карьеру не защитила ни одного титула и проиграла финалов больше, чем выиграла. Но и не имея выигранных турниров, в 2007-м могла возглавить рейтинг. И наконец, никому, кроме Кузнецовой, Энен, будучи первой в мире, не уступала дважды. Впрочем свои финалы «Ролан Гаррос» и US Open Кузнецова проиграла именно Энен. Харáктерная актриса, в общем.

Но что действительно подкупает в Кузнецовой – это ее прямота, душевность, чувство собственного достоинства. Да, у меня нет инстинкта убийцы – зато я играю и живу с удовольствием. Говорите что хотите – мой Кубок Сюзанн Ленглен у меня дома и та останется. Меня бесит, что я так низко в рейтинге, потому что я лучше этого. И нет, я не стану жать руку тому, кто ведет себя как попало. В моменты побед на мэйджорах Светлана даже в лице не изменилась. Зато стоя на подиуме не постеснялась у всех на виду поблагодарить бога и остаться верной себе. Пусть Кузнецова-теннисистка разбалансированна и не многозадачна – это не мешает ей быть красивой цельной личностью.

Динара Сафина

Динара Сафина наша труженица. У нее нет дзэна, как у Кузнецовой и Дементьевой. Ей нужны только победы, и к своим победам она шла долго. Одним прекрасным берлинским днем на нее снизошло вдохновение, но произошло это аж на шестом году Сафиной в туре. Еще в 2005-м она впервые обыграла теннисистку Топ-10 – Моресмо в Париже, а в конце года в Москве – первую в мире Шарапову. В самом начале 2007-го Хингис предупредила: «Присмотритесь к ней как следует. Она может стать еще лучше своего брата. У нее больше воли к победе».

Раскрылась Динара в 2008-м – том сезоне, на старте которого проиграла больше половины матчей и подумывала завязать с теннисом. На турнире в Берлине, который она потом назовет «ключом к своей теннисной жизни», Сафина ненароком проводила на покой Энен и на пути к титулу прошла еще Серену и Дементьеву. Энен стала первой из трех первых ракеток мира, обыгранных Сафиной в 2008-м, – еще были Шарапова на «Ролан Гаррос» и Янкович на Олимпиаде.

Увы, эти важные победы не помогли Сафиной выиграть последовавшие финалы – в Париже Динара проиграла Ане Иванович, а в конце лета в Пекине убилась по пути к золотому матчу. За первые пять месяцев 2008-го в рейтинге она опустилась в рейтинге на две позиции, а за последние пять поднялась на 11. До этого Сафина только однажды ненадолго засветилась в Топ-10, а 2008-й закончила сразу третьим номером и единственной теннисисткой в истории, которая за один год победила трех действующих первых ракеток мира.

Половину сезона-2009 Сафина сама была первой. К сожалению, ничего хорошего из этого не вышло – начиная с трагических финалов Australian Open и «Ролан Гаррос» и заканчивая попытками всем назло удержаться на вершине. Полученный в ходе адской погони стрессовый перелом спины привел к катастрофическому сезону-2010, по итогам которого Динара впервые за восемь лет вылетела из Топ-50. Теперь ей в 24 года предстоит все начать сначала, снова воспользоваться феноменальным умением отыгрываться с 1:5 и подтвердить, что Мартина Хингис не ошибалась. Будем надеяться, лимит душераздирающих поражений Динары уже исчерпан.

Елена Дементьева

Елена Дементьева наша героиня. Она удивительная. Она провела в туре 12 лет и все время улыбалась. Она не плакала и не корчилась на корте. Кричала не «камон», а «молодец». В этом году в Париже она на прекрасном французском провожала Амели Моресмо на пенсию, зная, что и сама играет последний сезон. Выиграв Олимпиаду, она упала на колени и просто сказала: «Я победила». Она сыграла 47 турниров «Большого шлема», была во всех полуфиналах и двух финалах, но не выиграла ни одного. Ее принято жалеть и в утешение называть «лучшей из безшлемных», но она смотрит на вещи иначе: «Те финалы – мои победы». Оглядываясь на свою карьеру, она говорит: «Просто я решила, что если заниматься чем-то, то профессионально. И я счастлива тем, чего достигла». Она была будто слишком хорошо воспитана, чтобы претендовать на мировое господство. Просто она любила и умела играть.

Ее уход еще трудно осознать. А ведь ее первая победа над теннисисткой Топ-10 случилась еще в прошлом веке – в 1999-м в финале Кубка Федерации над Винус. Она впервые отобрала звание первой ракетки России, страшно сказать, у Курниковой. Десять лет прошло между ее первым и последним полуфиналом «Шлема», по восемь – между серебром и золотом Олимпиады, дебютами в Топ-10 и Топ-3. Она десять раз играла на итоговом турнире – больше, чем кто-либо из действующих теннисисток. Да, Дементьева вышла из группы только однажды и не выиграла ни сета в своих мэйджор-финалах в 2004-м. В прошлом году в полуфинале Australian Open проиграла Серене со счета 3:0 в третьем сете, на «Уимблдоне» и вовсе имела матчбол, а свой самый последний матч на «Шлеме» не выиграла у Стосур с четырех матчболов... Но знаете что? У того, кто называет Елену Дементьеву неудачницей, нет сердца. Потому что ее любви к своему делу можно только завидовать. И низкий ей поклон за этот, как сказала Вера Звонарева, inspiration.

Вера Звонарева

Вера Звонарева наша надежда. Она играет десять лет, но только в этом году вышла на первые роли. Ей потребовался один сезон, чтобы выйти в первый четвертьфинал мэйджора, и еще шесть – чтобы сделать следующий шаг. Всякий, кто видел ее поражения, знает, что у нее трудные отношения с собой. Всякий, кто видел ее победы, знает, что она умеет их налаживать. Главный вопрос – сможет ли она теперь наладить их капитально.

Карьере Звонаревой с какой-то дьявольской регулярностью мешали травмы. В 2003-м она выиграла первый титул, впервые обыграла теннисистку Топ-10 (Мыскину в Берлине), в 2004-м засветилась в «десятке», но в следующем повредила лодыжку и откатилась в хвост Топ-50. В 2006-м вернулась, сыграла в трех финалах, два выиграла, 2007-й тоже начала за здравие, но потом опять травмировалась. Оправившись от второй травмы, в 2008-м Звонарева сыграла шесть – больше всех в туре – финалов, дважды победила. На итоговом выиграла четыре матча и уступила только Винус. В следующем сезоне Вера впервые попала в число четырех сильнейших на мэйджоре, дебютировала в Топ-5, выиграла первый Premier Mandatory – дела пошли в году, но снова драматично не хватило здоровья. Как бедная Вера ни лечилась, избежать операции не смогла. Когда с первого матча-2010 она опять снялась из-за травмы, это был караул.

После посредственного Australian Open Звонарева выпала из «десятки»; после незащищенного Индиан-Уэллса – из «двадцатки». Между финалом Чарльстона и «Уимблдоном» Вера проиграла четыре матча из шести. То, что произошло с ней дальше, иначе как реинкарнацией не назвать. Звонарева единственная, кроме Серены, в этом сезоне играла в финалах двух мэйджоров. Она обыграла Возняцки в Нью-Йорке, когда та сносила все на своем пути. На итоговом только она выиграла все три матча в группе. За шесть последних недель сезона Вера трижды обновила свое лучшее достижение в рейтинге. Обидно, что по итогам года она осталась с одним маленьким титулом и пятью проигранными финалами, но для Веры самое важное – внутренняя гармония. И если 2010-й помог ей осознать свое место в элите, то нам есть на что надеяться.

*

Феерический Дмитрий Турсунов в twitter постоянно обменивается остротами с поклонниками. Одним из недавних вопросов ему было: «Кто ваша любимая россиянка в Топ-100? Нужно выбрать всего из... скольки, 82-х?» Для страны с такой короткой историей тенниса высоких достижений у нас много чемпионов. И еще больше тех, кто заиграл на волне этого бума. Повод для недовольства есть всегда – что старая гвардия уходит, а новая не подтягивается, что в Топ-10 осталась всего одна россиянка, что впервые за восемь лет никто из наших не выиграл четырехмиллионник... Но вместо этого, может, вспомним, сколько россиянок было в Топ-10 сезона-2002? Правильно, ни одной. А через два года – четыре. Или какого прогресса Динара Сафина добилась всего за полгода в 2008-м? Так что не будем клеймить позором Анастасию Павлюченкову, Алису Клейбанову и компанию за то, что они не навыигрывали «премьеров». Ведь теннис такое дело: один хороший день – и это уже совсем другая история.