4 мин.

Война и мир

За предыдущие шесть приездов Федерера на итоговый турнир ни разу не случалось, чтобы Роджер не вышел из группы. Даже в полуфинале он остановился всего один раз — в свой дебютный приезд в 2002 году он уступил на тот момент первой ракетке мира Ллейтону Хьюитту. Казалось, что и в этот раз ничто не сможет помешать швейцарцу как минимум выйти из группы.

После стартового поражения Жилю Симону Роджер поставил себя в интересное положение, но была уверенность, что он выкрутится хотя бы за счет своего бездонного опыта. В конце концов, в прошлом сезоне он тоже проиграл стартовый матч Фернандо Гонсалесу, а затем без каких-либо осложнений вышел из группы и влегкую зарулил весь турнир. Можно сказать просто — «в этот раз не сложилось». Но если копнуть глубже, то выяснится, что в этот раз просто обстоятельства были другие, «помоложе».

В прошлом году после стартового поражения Фернандо Гонсалесу Роджер без проблем выиграл два оставшихся матча в группе. У кого? У Энди Роддика и Николая Давыденко. Это бойцы старой гвардии, ровесники Федерера, одно с ним поколение. На их глазах Федерер стал тем, кем стал, им пришлось играть с ним во времена его восхождения и в эпоху его всемогущества, с ними у Федерера просто неприлично положительная статистика личных встреч и ключи к этим соперникам давным-давно подобраны. А кто были соседи Роджера по группе в этом сезоне?

Этот итоговый принял сразу четырех дебютантов и двое из них были под бочком у Федерера. Симон и Мюррей, молодые игроки, расцвет которых пришелся и все еще приходится на времена, когда у Федерера появились первые признаки упадка. Естественно они чувствуют себя с ним совсем по-другому. Возьмите Симона. Он обыграл Федерера в их первую встречу буквально пару месяцев назад, а затем попал на итоговый случайно, благодаря отказу Надаля — для него обыграть Федерера повторно в такой ситуации это нормальные молодые амбиции, это дело принципа.

Наверное, это опять был звездный заговор. Наверное, так должно было случиться, чтобы Роджеру в этом матче, от которого зависела его дальнейшая турнирная судьба, попался именно самый упрямый из всех шотландцев и самый принципиальный из всех молодых. Это же каким надо быть по-хорошему твердолобым, чтобы так бороться за матч, который для тебя лично уже ничего не решает!

В концовке первого сета показалось, что Энди может не хватить смелости выиграть этот матч. Начало встречи он провел великолепно и ни капли не уступал Федереру ни в скорости, ни в разнообразии, ни в красоте ударов. Но в десятом гейме на своей подаче, поближе к развязке, он как будто вдруг испугался ответственности момента и резко ушел в оборону. И был наказан — Федерер своими блестящими атакующими действиями быстренько устроил сопернику счет 0:40, что в итоге вылилось в победу швейцарца в первом сете.

Но во втором и особенно в третьем сете стало ясно, что это был не испуг, а скорее поиски вариантов или кратковременная передышка, в которой Мюррей все же нуждается, наверное, в силу своей молодости или склада игры, но даже если это был и испуг, то временный и следа от него не осталось. Самое страшное для молодых и амбициозных в таких матчах это обрести и потерять весомое преимущество, это ломает, а Энди вышел победителем из этого испытания. По ходу второго сета он вел 5:2 с двумя брейками, и даже растеряв все преимущество он не сломался и взял на себя смелость выиграть тай-брейк. А в третьем сете он упустил семь матчболов. Казалось, мало кто способен выиграть у Федерера после такого. Это же какой удар по самолюбию — бьешься, бьешься, а ему все нипочем. Но получилось совсем наоборот. Представьте себе, Федерер первый не выдержал такого накала — на отыгрывание семи матчболов он потратил слишком много сил.

Конечно, нельзя не сказать пару слов про медицинские перерывы Роджера. Сыграли ли эти проблемы со спиной свою роль, виновны ли они в этом поражении? Трудно однозначно ответить на этот вопрос. С одной стороны, травма это всегда повышенный уровень брака, а лишние несколько ошибок совсем не к месту в матчах, где бой идет за каждое очко, тем более что у Роджера их было гораздо больше чем несколько. Но с другой стороны, Федереру это не впервой. Это не первый матч, который он проиграл из-за количества невынужденных ошибок в районе 60-ти, и раньше травмы тут были совершенно не при чем. А бывало, что он такие матчи и выигрывал.

Тут впору рассматривать ситуацию в другой плоскости. Будь это какой-нибудь рядовой «Мастерс», Роджер не стал бы биться грубо говоря до ломоты в спине, тем более что у него по ходу всего турнира были с этим проблемы. Или, будь это какой-нибудь рядовой «Мастерс», он бы уже давно снялся. Лежачий Федерер распластанный на полотенце а-ля Елена Янкович — то еще зрелище, и вряд ли Король-Лев чувствовал себя в таком положении комфортно. Но он на это пошел, пошел ради победы. Так что это в своем роде тоже исторический момент — Федерер сделал для победы все. И это не помогло.