В игре Соболенко наметился кризис: соперницы раскусили ее теннис, а изменений никаких нет
Материал опубликован 16 апреля 2019 года, но по-прежнему не потерял актуальность.
Способен ли Турсунов помочь?
В сезон-2019 Арина Соболенко и ее болельщики, число которых растет вместе с продвижением в рейтинге WTA, входили с оптимизмом. Прошлый год теннисистка провела ударно. Арина взяла титулы в Нью-Хейвене и Ухани, но куда более важным был тот факт, что минчанка прогрессировала от турнира к турниру.
Еще года три назад в мировом теннисе мало кто подозревал о существовании Соболенко. Белоруска с отменными физическими данными играла на турнирах ITF, находилась в четвертой-пятой сотне рейтинга и только мечтала о матчах уровня WTA. Однако стоило Арине немного подрасти не только в сантиметрах, но и в ментальном плане (итог двухлетней работы с психологом), и ей удался скачок в топ-100. Умение хоть немного контролировать эмоции помогло Соболенко не только стать более сконцентрированной на корте, но и сократить число невынужденных ошибок, которые по сей день являются ее главным бичом.
До начала 2018-го с характером Арины сражался Халил Ибрагимов. Затем белоруска начала работать с когда-то второй ракеткой планеты шведом Магнусом Норманом. Поначалу сотрудничество казалось плодотворным. До старта грунтовой серии Соболенко практически на всех хардовых турнирах добралась до третьего раунда. Правда, на Australian Open после проигрыша Эшли Барти пришлось зачехлить ракетку уже в первом матче, но об этом немного позже.
Отлично начался и грунтовый сезон. На покрытии, которое не ложится на стиль теннисистки, Соболенко дошла до финала уже на первом турнире – в решающем матче Лугано-2018 минчанка проиграла Элизе Мертенс. Однако затем случился спад: Арина не выиграла ни один из матчей в основной сетке оставшихся грунтовых стартов. Неудивительно, что эмоциональная спортсменка прекратила сотрудничество с Норманом, на смену которому после вылета на Rolan Garros пришел Дмитрий Турсунов.
Финал в Истбурне, полуфинал в Цинциннати, победа в Нью-Хейвене и Ухани, малый итоговый турнир WTA – с российским наставником у Соболенко началась какая-то фантастика. В некоторых матчах Арина вообще играла в несвойственной для себя манере, используя укороченные удары и свечки. В том числе это позволило семь раз обыграть представительниц топ-10, а также вплотную приблизиться ко второму миллиону долларов призовых.
Сезон-2019 начала со смены фитнес-тренера и победы на турнире в Шэньчжэне, где в четвертьфинале Соболенко прошла теннисистку, с которой берет пример – Марию Шарапову.
Но затем поклонников белоруски ожидало разочарование. В Сиднее Арина вылетела уже в первом раунде, уступив своему более модифицированному аналогу Петре Квитовой. Просто-напросто чешка играла агрессивнее Соболенко.
На Australian Open от Арины ожидали многого. После Серены Уильямс и Анжелик Кербер эксперты ставили белоруску на третье место среди фаворитов. Теоретически та могла стать первой ракеткой планеты, если бы выиграла Большой шлем в Австралии, но теннисистка не добралась даже до второй недели турнира, вылетев в третьем раунде. Ее остановила 17-летняя Аманда Анисимова, перехватившая у Соболенко статус будущей первой ракетки мира в предсказаниях горячих прогнозистов.
Сейчас Соболенко практически под копирку повторяет результаты прошлого года, когда тренировалась при Нормане: дальше третьего матча белоруска на турнирах не добирается. Процентное соотношение побед и поражений на стартовом отрезке сезона практически на прежнем уровне. Однако если раньше неудачи Арины списывали на неопытность и чрезмерную эмоциональность, то сегодня уже начинают говорить о явных вопросах к игре Соболенко.
Какие главные проблемы?
Одних сильных ударов и желания побеждать для результата в современном теннисе мало. Соболенко начинает испытывать проблемы с соперницами, которые отнюдь не превосходят ее в атлетическом плане, а обладают хорошим техническим арсеналом и умеют «думать» на корте.
В преддверии полуфинальных матчей Кубка Федерации нельзя не вспомнить прошлогодние поединки против первого номера австралийской сборной Барти. Хоть белоруска и победила Эшли два раза из трех, однако те игры проявили все слабые места Арины. Грубо говоря, Арина бьет сильно и глубоко, а Барти отвечает резаными или укороченными ударами и грамотной позицией на корте. Рецепт звучит просто: надо терпеть, возвращать через сетку выстрелы белоруски и ждать, когда она сама ошибется.
А если соперница еще и выше классом, то пиши пропало. Взять хотя бы Симону Халеп, с которой Соболенко вообще ничего не может поделать. Невысокая румынка грамотно справляется с мощными ударами белоруски – остается лишь где надо сыграть укороченный, выйти к сетке или просто с умом отправить мяч на другую сторону корта. Словом, сделать все, чтобы максимально затянуть розыгрыш: чем больше ударов – тем выше шансы, что Соболенко ошибется. В двух матчах против Халеп Арина выиграла всего 11 геймов – в среднем меньше трех за сет. Симона ничего не придумывает, а дожидается ошибок соперницы, где надо – идет в атаку. Это и есть показатель топ-класса.
Манеру Соболенко соперницы уже досконально изучили. Теннисистка понимает это. «Теперь мне нужно показывать не что-то старое, а постоянно демонстрировать высокий уровень игры. Сейчас соперницы выходят на площадку и играют против меня, ничего не теряя. Они демонстрируют свой лучший теннис», – в марте говорила Соболенко.
Сейчас Арина – открытая книга, которую при грамотной подготовке к матчу несложно прочитать. Белоруска чем-то напоминает «Лестер» после чемпионского сезона, когда соперники нашли противоядие к тактике «лис». Чем все закончилось, мы помним: команда вновь стала обитателем второй половины таблицы, а Клаудио Раньери отправился на поиски нового места работы.
Нечто подобное сейчас происходит с Соболенко. Если результаты не наладятся, она будет обитать в районе второго-третьего десятка рейтинга. Если в конце 2018 года минчанку не боялись только единицы в мировом теннисе, то сегодня ее считают обычным игроком из области топ-20, который также иногда оступается на ранних стадиях турниров. Как бы белоруска не повторила пусть ровесницы Алены Остапенко, играющей в мощном стиле Соболенко с таким же фонтаном эмоций. Латвийка выиграла Rolan Garros-2017, а сейчас барражирует между третьим и четвертом десятком рейтинга.
В последнее время у Арины неожиданно обозначились проблемы с подачей. Больше четырех двойных ошибок за матч – давно не редкость. А ведь это в сумме проигранный гейм на своей подаче. На последнем турнире в Чарльстоне, где белоруску хватило на два матча, она допустила сразу 18 двойных! Сначала Арина лишь со скрипом прошла Катерину Козлову, а затем сложила оружие перед Моникой Пуиг. Хотя, по словам белоруски, на тренировках с подачей у нее нет проблем.
В такой ситуации многое зависит от тренера – способен ли он открыть новые достоинства в игре подопечной? В женском теннисе сегодня никого не удивишь частой сменой тренеров. Все хотят найти подходящего наставника, способного подвигнуть на прорыв в результатах. Именно таким катализатором в свое время для Соболенко стал 35-летний Турсунов.
Неужели Турсунов – все?
«Я пыталась найти подходящего тренера, который поймет мои эмоции и мою игру, который будет знать, что со мной делать. Спонсор помог выйти на Диму, и я очень рада, потому что он потрясающий тренер. Лучше у меня никого не было», – восторженно отзывалась о первых месяцах работы с Турсуновым Арина. Благодаря чувствую юмора и пониманию психологии топ-спортсмена коуч быстро не то, что сработался, но и сдружился с Соболенко. В общении они перешли «на ты» и регулярно дурачились в соцсетях.
Играя, Турсунов был очень похож на Арину эмоциональностью и сильным ударом. Поэтому тренеру не так сложно понять, что творится в голове подопечной. Благодаря этому Дмитрий, ранее не работавший с топовыми теннисистками, легко находит верные слова в перерывах поединков. В основном тренер указывает на одни и те же ошибки. И это долго работало!
Временами со стороны на дуэт нельзя смотреть без улыбки.
Иногда заметно, что Турсунов через силу сдерживает себя, особенно когда подопечная начинает спорить. Неудивительно, через некоторое время случился конфликт, отголосок которого мы увидели прямо во время матча в Индиан-Уэллсе.
«Мы немного поругались перед матчем. Он пытался объяснить мне, что нужно делать, но это было прямо перед матчем. Я сказала, что не запомню, я уже готова к матчу, мы вчера все обсудили, а новые вещи только отвлекают. Он был мною недоволен. Когда я вызвала его на корт, он сказал, что я и так все знаю, и спросил, что ему делать. Я сказала: можешь поддержать? И он такой [молчит, пожимает плечами]. Это была трудная ситуация. Ему тоже нужно прибавлять»,– спустя несколько недель Соболенко открыла секрет необычного коучинга. Как видим, порой в тандеме серьезно искрит.
В Индиан-Уэллсе Соболенко обронила интересную фразу: она ценит советы Турсунова в первую очередь как экс-топ-игрока и только потом как тренера. «В некоторых ситуациях мне нужно знать его опыт, чтобы быть на шаг впереди. Потом иногда я нуждаюсь в нем как в тренере», – говорит Арина.
При этом отметим, что в последнее время Соболенко перестала прогрессировать. Ее технический арсенал остался на прежнем уровне, хотя с Турсуновым она работала в данном направлении. «Раньше я просто лупила по мячу. Он объяснил мне, что не нужно каждый мяч пробивать изо всех сил. Мы вообще над всеми аспектами игры работаем», – рассказывала теннисистка. «Арина рассказывала, что ей говорили: ну ты тупая, поэтому тебе надо просто бить. Ты большая, можешь сильно ударить, так что просто бей. Думать тебе не надо, потому что все равно не умеешь. Но это же не так. Если ты не развиваешь тактическое мышление, то оно и не появится. Если человек привык силой решать все вопросы на корте, то откуда у него возьмется тактика? В этом даже и необходимости не появится. Она появляется, только когда игрок доходит до такого уровня, где ее сила нивелируется опытом или мастерством соперниц. Вот здесь уже приходится развивать другие навыки», – правильно обрисовывал проблему Турсунов. Но пока продвижение в тактическом плане не видно – Арина продолжает просто бить. Отсутствуют новые комбинации. Только в текущем сезоне Соболенко серьезно взяла на вооружение укороченные удары, которые, впрочем, все равно использует нечасто.
Со стороны складывается впечатление, что Турсунов или уже не хочет заниматься новыми компонентами игры, или просто понимает, что с Ариной ему не совладать в технико-тактическом плане. Остается только побуждать теннисистку бороться на карте до конца. Возьмем для примера последний победный на данный момент матч – над Козловой – в Чарльстоне. После игры Соболенко рассказала: «Я посмотрела на тренера, когда проигрывала 0:2 во втором сете. Он просто сказал: «Посмотри на свою руку». У меня на ней татуировка тигра. Это означало, что я должна забыть обо всем и продолжать сражаться. Бороться за каждый мяч». Это помогло обыграть далеко не топовую Козлову, однако в следующем поединке против Пуиг тигры оказались бессильны.
Или вот: «Все в моей команде говорили: «Хорошо, комон! Ты знаешь, что сейчас ты лучший игрок. Все выходят на корт и показывают лучший теннис против тебя. Нужно оставаться на уровне, не терять концентрацию и быть готовой на все 100 процентов, потому ты никогда не знаешь, что соперницы покажут тебе». Неужели не очевидно?
Арине однозначно нужно как-то разнообразить свою атаку. Один из вариантов, про который уже не раз говорилось, – чаще выходить к сетке. Да, габариты у белоруски не миниатюрные, а это значит, что делать рывки ей непросто. И все же работу ногами нужно улучшать. И Соболенко точно уделяла внимание этому компоненту. Но изменений пока не видно. И вообще складывается ощущение, что Арина перестала прогрессировать.
Сам Турсунов считает, что главной проблемой Соболенко является отсутствие достаточной координации. «Возраст позволяет внести какие-то изменения, добавить больше взрывов в передвижении, больше контроля над телом. Это позволит лучше двигаться. Если все это прибавить к ее мощи и агрессии, то это может существенно поменять современный женский теннис. Потому что, например, Шарапова умеет сильно бить, но двигается она не так хорошо, как бьет. Если бы она лучше двигалась, то могла бы бороться с Сереной. А так все, что она умеет, Серена умеет так же или лучше. В итоге она ее не может ни перебить, ни перебегать», – уверен тренер. Координация – это хорошо, но как же технический арсенал, о котором ранее говорили теннисистка и коуч?
Относительный застой в результатах и первые недомолвки между двумя эмоциональными людьми легко могут привести к расставанию. Не будем исключать этот вариант развития событий. Соболенко не так прикипает к тренерам, чтобы с ними работать годами: Турсунов третий коуч за последние полтора года. Расставание с Норманом случилось как раз после неудачного выступление на грунтовых турнирах. Сейчас подобный экзамен ожидает российского специалиста. Если и дальше результаты Арины будут оставлять желать лучшего, то не исключено, что белоруска начнет рассматривать новые варианты сотрудничества. Благо кандидатов сейчас достаточно. К примеру, Анастасия Павлюченкова прекратила сотрудничество с бельгийцем Симоном Гоффеном, который уделял много внимания тактике. Распался милый теннисный союз Дарьи Касаткиной и Филиппа Дехаса, еще до пары Соболенко-Турсунов привлекавшие к себе внимание журналистов во время коучинга. Наконец, Симона Халеп так и не нашла «химию» с Тьерри ван Клемпутом. До последнего времени без работы ходил Саша Баин – творец последних громких побед Наоми Осаки, однако с понедельника он сотрудничает с Кристиной Младенович. Поменяла тренера даже Александра Саснович – место Александра Ленючева занял Владимир Платеник. Отметим, что все упомянутые расставания произошли уже по ходу сезона-2019.
А что дальше?
Но вернемся к уже стартовавшему на прошлой неделе грунтовому сезону. У Арины на него большие планы. Если в прошлом году в Мадриде и Риме белоруска начинала с квалификации (в одной из них даже умудрилась проиграть), то сейчас благодаря высокому рейтингу стартует в основной сетке. Получается, в первом-втором раунде Соболенко еще может попасть на соперницу, которая не устоит под ее напором, но дальше сильные удары на самом медленном покрытии уже не прокатят.
Хотя не прокатывает уже сейчас. Выше уже говорили о неубедительном выступлении в Чарльстоне. Тем не менее, минчанка смотрит с оптимизмом на турниры, которые начнутся после матчей Кубка Федерации: «Я не чувствую давления на грунте, потому что хочу улучшить свою игру. Это покрытие совершенно отличается от травы и харда. Поэтому я только стараюсь прибавить и не испытываю никакого давления».
На вопрос, каким образом Соболенко собирается покорять грунтовые турниры, вразумительного ответа так не последовало: «Мне кажется, я могу хорошо выступать на грунте, потому что я нормально двигаюсь – намного лучше, чем в прошлом году. Мне просто нужно адаптироваться к затяжным розыгрышам. На харде розыгрыш можно закончить за два-три удара, а на грунте нужно в два-три раза больше. Мне нужно держать в голове, что нужно держаться в розыгрышах и не надо спешить». Но получится ли? Для этого необходимы коррективы практически во всех компоненты игры Соболенко. Сколько ни советовал Турсунов не спешить и играть спокойнее, характер брал верх над тренерскими наставлениями. Плюс никто не гарантирует, что Арина сумеет быстро приспособиться к длинным розыгрышам на грунте. Хотя существует и другой вариант: ничего не менять и надеяться на тактику победительницы Rolan Garros Остапенко, которая простыми, но мощными ударами взяла Большой шлем в 2017-м.
Исходя из тенденции последнего времени, вряд на большой троице грунтовых турниров Мадрид-Рим-Париж Соболенко добьется значимых успехов, но хотелось бы ошибаться. Весенние неудачи прошлого сезона и теперешняя нестабильная игра оптимизму не способствуют. Однако это женский теннис, где может произойти все, что угодно. Тем более Арина знает, как достигаются победы.
04.05.19 Мадрид - 1-й круг вылет
14.05.19 Рим - 1-й круг вылет
24.05.19 Стасбург - полуфинал
30.05.19 Париж - 2й круг вылет