3 мин.

Акула Херста за $12 млн. Диспут

В 1991 году британский художник Дэмиен Херст создал свое знаменитое произведение — чучело тигровой акулы в огромном резервуаре наполненном формальдегидом. Работа стала первой в большой серии подобных проектов и принесла Херсту мировое признание.

Продолжение подкатом

---

Заказчиком работы выступил Чарльз Саатчи, рекламный магнат, мультимиллионер и известный знаток и коллекционер искусства (фамилия. думаю, знакома всем). За эту работу Саатчи заплатил 50.000 фунтов.

Работая над проектом, Херст по телефону договорился с австралийскими рыбаками на отлов акулы, за которую заплатил 6.000 фунтов. Еще 2.000 фунтов ушло на транспортировку огромной туши в ледяном коробе в Англию.

Работа получила название "Физическая невозможность смерти в сознании живущего" (The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living). Название гениальное. Заставляющее подумать. На мой взгляд, название по силе воздействия в чем-то перекрывает саму акулу.

Спустя 14 лет (Херст уже стал мировой знаменитостью) Чарльз Саатчи решил продать акулу (напомню, он купил ее за 50.000 фунтов). Но не просто продать, а продать за огромные для такого произведения деньги. Саатчи, как опытный рекламщик знал, что делает. Он не просто пытался заработать денег на одной конкретной сделке, он хотел взорвать рынок, уничтожить понятия "психологический уровень цены" и это ему удалось.

Работа была оценена в $12 млн. Сумма сделки впрочем до сих пор не раскрыта, поэтому есть разные мнения — в большую или меньшую сторону.

При подготовке акулы к продаже выяснились тревожные детали. Технология мумифицирования оказалась не достаточно качественной и акула начала разлагаться. Шкура начала покрываться пузырями и сильно сморщилась. Формальдегид помутнел.

Пытаясь спасти произведение (а по замыслу автора. акула должна была казаться "живой") кураторы добавили в формальдегид отбеливатель, но это лишь ускорило процесс разложения. У акулы отвалился плавник.

Художник и куратор стали задумываться над тем, чтоб заменить акулу. Выбросить гниющий труп и поместить в резервуар свежевыловленную хищницу. На это Чарльз Саатчи возразил, что это уже будет другая работа, с полностью другим смыслом. Он наотрез отказался менять акулу и в итоге продал гниющий труп влиятельному коллекционеру из США (который конечно же не стал выставлять ее у себя дома, а отправил прямиком на склад и впоследствии подарил музею MoMA в Нью-Йорке). Акула продолжает гнить и выглядит все хуже. Пасть уже закрылась.

***

Как вы думаете, нужно ли было менять гниющую акулу на новую?

Можно ли перекрасить разлагающуюся картину Рембрандта и сказать, что это та же самая картина?

Московские власти сносят исторические здания и строят их копии. Можно ли считать копию равноценной оригиналу?

Что важнее — оригинальное произведение или намерение художника (ведь Херст не сам ловил акулу)?