«Сказала себе: неважно как, но я должна дойти до Альпе Чермис». Юстина Ковальчик – о прощании с «Тур де Ски»
Двукратная олимпийская чемпионка, польская лыжница Юстина Ковальчик рассказала о том, как складывалась ее последняя многодневка «Тур де Ски», о мотивации для продолжения карьеры, а также поделилась планами на будущее.
– В воскресенье ты попрощалась с «Тур де Ски». Навсегда и наверняка?
– Да. У меня нет другого выхода. Такие расставания нелегки: много воспоминаний, много эмоций. Но здоровье мне на сто процентов не позволит туда вернуться. Колено уже не даст отрабатывать технику. Слишком много риска. Очевидно, еще где-то я пробегу свободным стилем. Но я не могу выполнять силовые упражнения, чтобы этот свободный стиль стал таковым, а не иным. После этого сезона я вообще собираюсь от него отказаться, а тогда бежать «Тур де Ски» бессмысленно. Это было очевидно уже в нынешнем сезоне: «Тур» посыпался уже с первого этапа, когда я была 59-й в коньковом спринте, и потом нужно было начинать 15 км «классикой» далеко позади. Я попыталась «протиснуться» вперед, закислилась, не выдержала бега. Как вышло, так вышло. Сейчас это уже неважно. Я стартовала на многодневке еще раз, потому что хотела попрощаться с «Туром». Остаться с другими воспоминаниями, чем тот обморок год назад. Ну, уже попрощалась, дело сделано.
– Прощание выпало на окончание десятого по счету «Тур де Ски», организаторы красиво приветствовали вас – победителей всех предыдущих многодневок: был торт, памятные портреты, напоминание о твоем рекорде – четырех победах. Приятный финал, но весь «Тур», однако, был как пытка.
– Нет, почему?
– Так выглядело.
– Он не был пыткой. Конечно, если на это посмотреть по-человечески, а не так: все, что не является местом в лидирующей группе, – это страдание и поражение. Я приехала простуженной, что не было новостью, потому что болею с ноября. Но именно во время «Тура» я стала чувствовать себя лучше, дыхательные пути в конечном счете очистились. А тогда начались разные странные случайности: падение на классической десятке в Оберстдорфе, проблема с лыжами на такой же дистанции в Валь-ди-Фьемме. Я не провела классические гонки так, как ожидала. Должно было быть намного лучше. Не всегда испытываешь чувство гордости после окончания работы. Но пока хочется ходить на работу, это не проблема. Мне еще хочется. Конечно, психологически это было тяжело. Не выходило. Но я сказала себе: неважно как, но я должна дойти до Альпе Чермис. Я добралась и горжусь собой, что не сдалась заранее. Свое по пути пережила. Но я вообще человек переживающий. В победных «Турах» было не намного легче. Примерно за неделю психика возвращается в нормальное состояние. Трудно снова приступить к тренировкам.
– Ты закончила «Тур» без попадания в топ-10 на каком-либо этапе. Ранее ты не знала многодневку с этой стороны – самым низким было 11-е место в дебютном «Туре».
– Не имеет значения. Когда-то я забегала в десятку, «отодвигая» старые звезды. Теперь «отодвигают» меня. Девушки сильны, молоды, здоровы, на прекрасных лыжах. Их время.
– И «Тур» стал моментом, когда ты с этим окончательно смирилась?
– Не поймите меня неправильно: я не сдаюсь, не обижаюсь на судьбу. Просто таков спорт. Несколько лет все выходило фантастически, я была на вершине. А теперь сошла с вершины, потому что пришли более сильные лыжницы. Я работаю дальше, стараюсь. Но они сильнее. Это не означает, что я не должна занимать места выше. Должна. Мне казалось, что я к этому готова. Не удалось. Начало было плохим, а потом все пошло по ниспадающей. Я не была, очевидно, готова к борьбе за первую пятерку, но с другими девушками можно было побороться. Но ничего. Жаль, что я была единственной представительницей Польши, которая в этом году добралась до финиша.
– Грозит ли нам, что мы скоро станем еще одной Эстонией: у них были медали, чемпионы, этапы Кубка мира. Еще несколько лет назад. Чемпионы ушли – и нет Эстонии в Кубке мира. Не бегают, не организуют. Ничего.
– Если бы в этом году я пропустила «Тур де Ски», приезжая только на избранные классические старты, то через год мы бы остались с одним местом в женских дистанционных гонках. А было несколько, когда я выигрывала. Так-то все выглядит, к сожалению.
– Из-за проблем с подготовкой лыж не теряешь запал? Столько было странных случаев за последние два сезона. Даже если удалось набрать форму, то на чемпионате мира или Олимпийских играх все может быть напрасным из-за таких ситуаций, как в Валь-ди-Фьемме.
– Теперь у нас такие зимы. Еще не было случая побегать при большом морозе и в стабильных условиях, без осадков. При таких условиях маленькая сервис-группа может хорошо подготовиться. Большие группы: норвежцы, шведы, финны, россияне – сделали в последние годы гигантский скачок вперед. Там работает много людей, обдумывают концепции, ищут новую технику, тестируют, инвестируют. Мы не выиграем эту гонку: ее не выиграет Пееп Коиду, отвечающий за «классику», потому что у него есть две руки, а там – вакс-грузовики и большие коллективы. Остается только просить провидение о погоде.
– И как насчет будущего? Чемпионат мира в Лахти через год, Игры в Пхенчхане – через два. Удастся до той поры наверстать потери в гонке сервисменов?
– О будущем я пока что не думаю. Еще идет сезон. Теперь впереди два марафона – La Diagonela в Санкт-Морице и Marcialonga в Валь-ди-Фьемме. В течение ближайших недель будут этапы Кубка мира, на которых я никому не нужна: свободным стилем в Планице и Нове Место. Там будет тот же командный спринт, который мне не с кем бежать. Следовательно, теперь я буду тренироваться в Италии, стартовать в марафонах, а к Кубку мира вернусь в начале февраля в Драммене. Там начинается серия стартов в Норвегии, Швеции, Финляндии. Затем – завершающий сезон «Тур Канады», и лишь потом будут размышления о будущем. Нужно закончить эту зиму, я постоянно верю, что на ее протяжении все еще будет хорошо. Может быть, этого не видно и не слышно, но я сохраняю оптимизм.
Перевод с польского, Sport.pl
Юстина уникальная.