История о коньках, рассказанная исключительно пристрастно и крайне субъективно. Часть 1
Введение в предмет.
Считалось, что коньки придумали голландцы в 15 веке. К тому времени на Британских островах виноград уже не рос, и виноградного вина не пили, а гнали бурду мочевого цвета и странного запаха, именуемую в просторечии «вискарь». Гренландия давно уже была не зеленая, а исключительно белого цвета, во льдах, по которым бродили несколько еще не окончательно вымерших эскимосов. Вполне естественно, что Голландия, располагавшаяся почти в море, у которого землю отвоевывали путем насыпания дамб, прорытая каналами, зимой покрывалась льдом. Если летом простой голландец с крыльца становился прямо в лодку и брал в руки весло, то вполне естественно, что зимой он становился на лед. А по льду с веслом не совсем удобно. Удобнее на коньках. Вот они их и придумали. В России, например, удобнее было становиться на лыжи, потому как в коньках по сугробам как-то не очень…
Первые коньки были деревянные. Когда кто-то додумался нашивать железные полозья, коньки стали более долговечными и более удобными для прогулок по замерзшим каналам. Вот эти полозья и нашли в раскопках культурного слоя 15 века. А деревянные их прародители сгнили. Потом, правда, нашли костяные коньки, которым стукнуло больше двух тысяч лет, а потом и коньки киммерийцев, которые жили под Одессой 3200 лет назад… Но оно и понятно: именно из Украины пошла мировая цивилизация, а Одесса – родина слонов.
Потому мне кажется, что коньки вполне могли изобрести в самых разных местах, и намного раньше, только они в тех культурных слоях до нас не дожили.
Глава 1.
Однако в 19 веке народ уже увлеченно катался на коньках не только в Голландии, но и в Норвегии, Швеции, Финляндии, России, и даже за океаном – в США и Канаде. А поскольку в природе каждого живого существа заложено стремление оказаться впереди соседа, то и соревнования придумали – кто быстрей. Первые конькобежные соревнования, похожие на современные, прошли в Норвегии, в 1863 году. Что они там бежали, кто победил – уже не интересно. Интересен сам факт. Бегали там, к слову, исключительно норвежцы. А в 1885 году в Гамбурге прошли первые международные соревнования. К тому времени появились клубы, стали проводиться «старты выходного дня» для увеселения публики. Дамы охотно приходили посмотреть на бравых мужчин с офицерской выправкой, нередко в усах и в обтягивающих трико. В общем, процесс пошел.
И процесс пошел настолько хорошо, что в 1889 году в Амстердаме голландская ассоциация конькобежного спорта организовала в истории первый чемпионат мира. Общих правил тогда еще не было, и бежали там интересные дистанции: полмили, милю и две мили по нескольку раз. И к большому удивлению организаторов, вовсе не голландцы оказались в лидерах. Первым чемпионом мира считается россиянин Александр Паншин! Он сумел опередить американца Джона Донохью, и только третье место у голландца Клааса Пандера. В том чемпионате участвовали 22 конькобежца – 15 голландцев, россиянин, американец и англичане. Норвежцы не приехали.
Александр Паншин.
Амстердаму так понравились соревнования, что чемпионаты мира проходили там и в следующие три года. В 1890 году Паншин занял только 11 место и больше не выступал, а чемпионом стал норвежец. И в 1891 году голландцы проиграли, на сей раз – американцу Донохью. И только в 1892 году наконец-то дорвались до победы. Чемпионом мира стал Яап Эден. Александру Паншину в год чемпионства исполнилось 26 лет, его не стало в 1904 году. Если не ошибаюсь, погиб на русско-японской войне.
Следующие два года чемпионаты мира проводили норвежцы, и если в 1894 году им удалось победить (а вторым стал россиянин Сергей Пуресев), то в следующем – порвал их всех всё тот же Яап Эден. Россияне в 1895 году Норвегию не ездили, а в 1896 году пригласили всех в Санкт-Петербург в Юсуповский сад. В Юсуповском саду выступали 10 россиян, два финна, немец и Яап Эден.И победил в том саду всё тот же Эден, и два финна за ним.
А в следующем году чемпионат мира впервые отправился за океан, в Монреаль. Прочем, из Европы туда приехали немец и два хилых норвежца, а потому первыми были канадцы.
Пропускаем несколько страниц, в том числе и 1906 год, когда неофициальным чемпионом мира стал 22-летний Николай Седов. Он выиграл 5000 и 10000 метров, был третьим на 1500 и четвертым на 500 метров, то есть показал себя великолепным стайером и многоборцем. Неофициальным – потому что тогда для титула надо было выиграть три дистанции из четырех, а он оказался сильнейшим по сумме мест, и лаврушка к супу ему не полагалась. Но он всё равно был сильнейшим в мире! Кстати, большинство из уже перечисленных мною чемпионов тоже без лаврушки. Но я еще раз подчеркиваю, что я предельно субъективен и исключительно пристрастен.
Но вернемся к Николаю Седову. Он закончил выступать в 1908 году, врач по профессии, очень образованный и грамотный специалист, и не только в медицине, умер в 1939 году. Сам ли умер, или помогли? Не знаю, но даты смерти известных и относительно не старых людей в 1936-40г.г. у меня с детства вызывают подозрения.
В 1908 году взошла звезда Оскара Матисена. 19-летний норвежец проиграл чемпионат Европы шведу, но через неделю на чемпионате мира в Давосе вначале упал на пятисотке, а потом блестяще выиграл три остальные дистанции и стал чемпионом мира (кстати, и по сумме мест всех опередил!). И на следующем чемпионате мира в Осло, можно сказать, у порога собственного дома, Матисен считался главным и единственным фаворитом. Но увы, остался без лаврового венка, хотя по сумме мест стал лучшим. Матисен выиграл 500 и 1500 метров, а обе стайерские дистанции выиграл 20-летний россиянин Евгений Бурнов! В начале века российские конькобежцы были великолепными стайерами, да и еще лет восемьдесят после.
Оскар Матисен
А в 1910 году на международных стартах появилась новая российская звезда – 23-летний Николай Струнников. Вначале на чемпионате Европы он выиграл 5000 м, стал вторым на трех дистанциях и набрал лучшую сумму мест. Но официальным чемпионом не был объявлен – чемпиона не было вообще. Матисена он обыграл на трех дистанциях. Потом, на чемпионате мира в Хельсинки, выиграл десятку и снова набрал лучшую сумму мест. Но официально чемпиона снова не было – никто три дистанции не выиграл. Матисн был вторым. На следующий год на чемпионате Европы в Хамаре Струнников выигрывает все четыре дистанции, а через неделю на чемпионате мира в Тронхейме он снова лучший на всех дистанциях. Матисен на старт не выходит…
Николай Струнников
А уже в 1912 году Николай Струнников прекращает выступления из-за разногласий с руководством союза конькобежцев (или как он тогда назывался). Так что сегодняшние веселые истории и «теплые» отношения с чиновниками растут еще с начала прошлого века. Вот тогда на лед выходит Матисен и выигрывает и Европу, и мир, вполне официально. Но в России ему приготовлен новый сюрприз.
В 1913 году чемпионат Европы проходил в Санкт-Петербурге, и Россию на нем представляли братья Василий (21 год) и Платон (20 лет) Ипполитовы и 23-летний Никита Найденов. Вообще-то там было 11 россиян из 16 участников, но эта троица – главная ударная сила. Матисен выиграл пятисотку, Василий Ипполитов – второй, а брат его Платон – третий. На пятерке у Платона 9.21.2, Матисен проходит дистанцию на 10 сек быстрее, а Василий показывает 9.09.2 и побеждает. На следующий день Василий выигрывает и полуторку (2.25.4), опередив Матисена на 1.4 сек. Найденов здесь третий. А на десятке русское трио добивает норвежскую суперзвезду окончательно: 18.32.2 у Найденова, 18.29.0 у Платона и 18.51.0 у Василия. Матисен только четвертый. По сумме мест впереди Василий Ипполитов, за ним Матисен, Найденов и Платон Ипполитов. Но официального чемпиона – нет… И всё же чемпион – Василий Ипполитов, пусть и неофициальный. Через неделю – чемпионат мира в Хельсинки. Матисен выигрывает 500 и 1500 метров, Василий Ипполитов – 5000 и 10000 метров, но по сумме мест впереди Матисен, за ним Василий Ипполитов и Найденов.
Спортсмены готовились к новым стартам. В 1914 году чемпионат Европы проводился в начале февраля в Берлине, и приехали туда всего 7 спортсменов. Три дистанции выиграл Матисен и стал чемпионом, В.Ипполитов – второй с победой на десятке. И на чемпионате мира в Осло через неделю Матисен выигрывает три дистанции, и вновь второй Василий Ипполитов с победой на десятке. Никита Найденов – четвертый, Платон – пятый.
А потом началась война…