Павел Лукьянов: «Если не играю в настольный теннис, чувствую себя некомфортно, может даже и плохо»
Павел Лукьянов — один из ведущих российских паралимпийцев в настольном теннисе. Он прошел путь от тренировок с обычными школьниками до медалей на чемпионате мира и выступлений на Паралимпийских играх. В этом интервью — о том, как спорт стал смыслом жизни, каково было выступать без экипировки, и почему важно искать улучшения не в инвентаре, а в себе.
Как все началось?
— Меня привёл в настольный теннис тренер. Он приходил в обычные школы, проводил занятия на уроках физкультуры: давал несложные упражнения, двигался по площадке, ни слова не говоря о конкретном виде спорта. А на следующий день я пришёл и узнал, что это именно настольный теннис. Мне сразу понравилось.
Что для вас настольный теннис?
— Если я не играю в настольный теннис, я чувствую себя неуютно, некомфортно, мне может быть даже и плохо. Когда я играю, занимаюсь настольным теннисом, я чувствую себя полноценно. Он меня дополняет, и я как-то могу дальше жить.

Насколько тяжело играть с вашей особенностью?
— В определенный момент, когда я тренировался, учился в школе, я даже не знал, что такое настольный теннис с поражением опорно-двигательного аппарата. Я тренировался со всеми здоровыми детьми, и не было подобных мне в округе. Вокруг меня были обычные ребята. Наверное, уже когда мне исполнилось около шестнадцати лет, я потом только узнал, что есть ещё отдельные соревнования. Что я могу ещё и там принимать участие. И я могу в них участвовать. Оказалось, что у меня хорошие шансы. Это дало дополнительную мотивацию. Я понял, что могу выступать на равных и с обычными спортсменами, и с теми, кто с ограничениями. И тренируюсь я наравне, и общаюсь так же. Никаких проблем с этим не было.
С какими трудностями приходилось сталкиваться?
— Очень много было моментов именно с финансированием. Такие моменты, я считаю, они тоже серьёзные, потому что много раз из-за них я не попадал на очень значимые соревнования. По мере продвижения, по мере роста, наша сборная росла, усиливалась. Когда мы раньше ехали туда в одной футболке, а сейчас мы полностью экипированы, у нас всё есть, так же, как и у здоровых. Это, конечно, очень радует.
Самый запоминающийся матч в карьере?
— В 2010 году проходил чемпионат мира, командный матч. Был такой момент, что мы не были фаворитами, и мы не претендовали на медали, но мой напарник вдруг берёт и выигрывает очень сильного соперника. Тогда мы играли со шведской командой. Он смог морально поднять меня, и я потом тоже выиграл свою встречу. В итоге мы выиграли шведскую команду со счётом 2–1 и заняли третье место. Для меня это очень значимо, потому что именно в 2010 году мы выполнили норматив мастера спорта международного класса.

Расскажите про паралимпийские игры.
— Я поехал в Пекин в 2008 году. Это такое событие, самая высокая точка, где ты должен проявить себя. Ты приехал играть за страну, тебя отправили. Ты должен достойно выстоять, достойно отыграть, так, чтобы не упасть лицом в грязь. В 2012 году в Лондоне тоже участвовал. У меня такой же был результат. Я также остановилась в восьмерке — это мой лучший результат.

Что вы испытываете, когда одерживаете победу?
— Когда выигрываешь, чувствуешь, что ты не зря работал, не зря трудился, тренировался, столько времени отдавал в зале. Легкость появляется, что наконец-то всё закончилось. А вот когда проигрываешь, думаешь, где недоработал, что недоделал. Может начаться даже самокопание, потом разбор и опять продолжаешь работать, стараешься совершенствовать технику, тактику. Постоянная такая работа идёт.
Есть кто-то особенный, кого хотели бы обыграть?
— Нет таких уже. С каждым надо играть. Нет слабых соперников. Нет. Все сильные. Во-первых, это надо начать с себя. Нужно сначала победить самого себя, а потом уже и соперника.
Как проходит подготовка к соревнованиям?
— Тренировочный день мой начинается с пробежки. Потом я уже возвращаюсь домой, и отправляюсь в зал. Когда я приезжаю в зал, то уже непосредственно идет работа. На столе мы отрабатываем технические, тактические, как я и говорил, моменты. И очень много тренируем подачу.
Важна ли в настольном теннисе физическая подготовка?
— Важна. Сейчас я даже для себя отметил, что нужно очень много уделять внимания физической подготовке. Еще и специальной подготовке. Чтобы перемещаться, двигаться, нужно быть в хорошей форме. Поэтому я сейчас даже больше внимания уделяю подготовке вне стола.
Расскажите про свой инвентарь.
— Я левша. Просто так получилось из-за травмы. Если бы у меня не было травмы, я, наверное, был бы правшой. Потому что я играю в футбол правой ногой. У меня слева стоит красная накладка, а справа чёрная. Так у меня получилось. Одна ракетка предназначена для соревнований, а другая — для тренировок. Ручка у меня прямая. Мне так удобнее. Я спокойно переворачиваю ракетку. Когда я кручу ручку, я немножко так успокаиваюсь. Стараюсь все время вращать, все время крутить. У меня агрессивный стиль игры. Остановил свой выбор на марке Butterfly. Японская фирма. Я доверяю именно этому инвентарю, потому что он очень качественный, но я все-таки ищу, наверное, в себе именно улучшение, а не улучшение в инвентаре. Я всегда пытаюсь сам усовершенствовать себя и свою технику, нежели усовершенствовать игру новой ракеткой.
Планируете ли вы заниматься тренерской деятельностью?
— А я уже тренер. У меня начальная подготовка первого-второго года. То есть это дети. Семь-восемь, максимум десять лет. Вот чему я научу, потом я буду пожинать плоды. Может быть, отражение меня я в ком-то увижу.
Каким советом поделитесь с молодыми спортсменами?
— Поменьше сидеть в гаджетах. Только если настольный теннис смотреть. Настольный теннис я не запрещаю.