13 мин.

Клюшки и огненные крылья. Интервью с тренером женского лакросс-клуба «Фениксы»

Женский лакросс в России развивается с 2022 года. Ранее девушки изредка участвовали в смешанных командах на небольших турнирах, но именно три года назад после нескольких товарищеских игр у этого спорта появились сотни последователей и в стране начали появляться клубы, сосредоточенные именно на женском лакроссе.

«Фениксы» — команда, стоявшая у истоков этого исторического начинания, которая была примером для многих сомневающихся, стоит ли брать в руки необычную клюшку и включаться в дело. Гавриил Егиазаров — один из тренеров «Фениксов» и организатор ежегодного чемпионата по олимпийскому лакроссу среди женских команд.

Корреспондент ИА КВ посетил занятие команды, чтобы пообщаться с тренером о том, как появился клуб, чем он живет, как ему удается популяризировать игру среди жителей и гостей Москвы. Также мы поговорили о возможных перспективах роста для российского лакросса, затронув темы спонсорства и международных турниров с представителями соседних стран.

Корреспондент: Расскажите вкратце о своем спортивном опыте.

Гавриил Егиазаров: В лакроссе я с 2010 года, мне тогда было 30 лет. До этого я вел активный образ жизни, но спортсменом в привычном понимании не был. А тут просто увидел игру, стало интересно, решил попробовать — и не отпустило до сих пор.

Успел побывать на чемпионате мира 2014 года в Колорадо. Это, конечно, потрясающий спортивный и культурный опыт, воспоминания на всю жизнь. С клубом ездил на турниры в Турцию, Бельгию, Португалию.

Но дальнейшие чемпионаты за сборную я пропустил — это мое добровольное решение как «пенсионера»: нужно объективно оценивать свои физические кондиции и пользу для команды.

Флаг с логотипом клуба «Фениксы»

Корреспондент: Когда и как появился клуб Moscow Phoenix Lacrosse?

Гавриил Егиазаров: История команды началась примерно три с половиной года назад. И началась она неожиданно абсолютно для всех. Как игроки и тренеры мужского Moscow Lacrosse Club, мы вместе с Александром Авраменко принимали участие на Фестивале неолимпийских видов спорта на ВДНХ. Рассчитывали пополнить мужскую команду новичками, а пришли девушки. И было сразу видно, что они настроены серьезно и хотят играть.

У нас не было женских клюшек и даже понимания всех отличий в правилах. Знали, что запрещен контакт — да и всё, а об остальных нюансах даже не догадывались. Но решили, что раз есть живой интерес — надо его поддержать. Тренировали мы их немного по-мужски, сейчас даже забавно вспоминать.

Уже через полгода после первых тренировок, в июне 2022-го наши девушки в составе Moscow United участвовали в первом матче по женскому лакроссу в России. Но официальная дата нашего рождения — 16 октября 2022 года. К этому моменту уже сформировался «костяк» из тех, кто регулярно тренировался, и стало ясно, что мы — клуб, готовы творить собственную историю.

Корреспондент: Как родилось название «Фениксы»?

Гавриил Егиазаров: Было много идей, в том числе и «Лисы», и другие животные. Чтобы всё было честно, решили сделать голосование. Сначала составили список с разными вариантами, потом начали выбирать. Большинство голосов было именно за «Фениксов». Не помню, голосовал ли я, но сегодня я точно рад этому названию.

С высоты прошедшего времени вижу, что это был правильный шаг — выбрать название, связанное с легендами, имеющее даже корни в русских сказках, как Жар-птица. Во многих мифологиях это влиятельный персонаж, у него красивое начало. Существо, которое сгорает, а потом из пепла возрождается вновь. Это само по себе вдохновляет.

Сейчас в российском женском лакроссе много команд — «Рыси», «Шакалы», «Бульдоги», но до недавнего времени мы были единственными, кто связан с небом и полётом. Наши младшие составы тоже из пернатых, но уже вне мифологии — «Щеглы» и «Колибри». И только недавно появились питерские «Драконы» и хабаровские «Совы», так что семейство летающих пополняется.

Тренировка на стадионе «Останкино»

Корреспондент: Сколько сейчас в команде человек?

Гавриил Егиазаров: На данный момент — примерно 60 девушек. Это полноценный большой клуб.

Корреспондент: За счет чего удалось вырасти до трех составов?

Гавриил Егиазаров: Одна из причин — у нас хорошее проходное место. Парк и площадки «Останкино» притягивают не только местных, но и людей из других районов Москвы. Нас постоянно видят, интересуются, что это за игра.

Плюс ко всему нас поддерживает ВДНХ, размещая на сайте анонсы наших тренировок, что тоже сильно помогает. Везде написано, что тренировки бесплатные. Со временем девушки начали приводить своих подруг. Так и выросли.

Сегодня на тренировке было 50 человек — и с ними в одиночку справиться трудно. Без помощи двух капитанов, Александры Самсоновой и Софии Семеновой, это чувствуется особенно сильно. Сегодня их как раз не было — они сдают экзамены.

Матч против «Сервалов»

Корреспондент: Сегодня была необычная тренировка, насколько могу судить.

Гавриил Егиазаров: Да, поскольку я был без помощников, решил организовать игровую тренировку. Я разбил девушек на две команды, и они поиграли в полноценный «филд», то есть полевой лакросс. Мало у каких команд есть возможность развернуться на хорошем футбольном поле. Я хотел, чтобы девушки почувствовали кайф от игры на большом пространстве, от другой тактики, других решений. У нас принято называть «филдом» даже небольшие уличные площадки, но это не совсем то.

Корреспондент: У московских «Бульдогов» также три состава. Но причины роста у них иные?

Гавриил Егиазаров: Да, это результат работы другого характера. Дмитрий Хамин регулярно ездит в разные школы, проводит мастер-классы, причем не только в Москве — но и в других городах, и уже много лет возглавляет секцию по лакроссу в своей школе. Детям есть куда идти, за что держаться. Можно только порадоваться за это.

Вообще мы представляем две разные федерации. Дмитрий Олегович нацелен на молодежь, на школьников и студентов, на встраивание лакросса в спортивную систему. И это очень круто. Мы же хотим развивать лакросс через партнерство. У нас президент Федерации лакросса Александр Авраменко, в прошлом году он сменил Евгения Архипова.

Капитан Александра Самсонова в матче против «Сервалов»

Корреспондент: Что именно на прицеле вашей федерации?

Гавриил Егиазаров: Два направления — популяризация лакросса и развитие партнерских связей.

В нашем клубе много девушек, для которых спорт начался именно с лакросса. Да, иногда приходится объяснять базовые принципы командной игры, но для меня очень ценно, что они выбрали именно такой путь.

Уверен, что и потенциальным партнерам важно понимать, что они делают вклад в молодое здоровое поколение. Искать их — это работа, но она приносит свои плоды. Нашим первым и постоянным партнером стала ВДНХ: на стадионе Останкино мы тренируемся в теплый сезон уже три года, и последние два года проводим Чемпионат по олимпийскому лакроссу.

Мы подписали договор о сотрудничестве с Международным институтом гештальт-анализа и супервизии. У девушек основного состава была возможность бесплатно пройти индивидуальные и командные сессии с психологами.

Благодаря Международному центру подготовки и развития массажистов и Международной ассоциации специалистов по массажу, эстетике и реабилитации, все участницы чемпионата в этом году могли получить предыгровой и послеигровой массаж.

В прошлом году нас поддержала группа IT-компаний «Ланит». Благодаря их помощи мы закупили новые ворота и арендовали хороший манеж для тренировок в зимний период.

Матч против «Северных Шакалов»

Корреспондент: Что скажете о прошедшем чемпионате, где взяли серебро?

Гавриил Егиазаров: На чемпионате были все женские команды России. И это очень здорово! Спасибо тренерам команд за участие и интересную борьбу!

Решающий матч с «Шакалами» был очень интересным, даже жестким с обеих сторон, борьба была по-настоящему серьезной и равной. Овертайм добавил адреналина. Его можно назвать лотереей, а можно — проверкой команды на психологическую устойчивость. Это был момент, когда нужно было максимально собраться,

когда побеждают те, у кого крепче нервы. И у нас получилось. Хочу отдать должное «Шакалам»: если у нас был полный состав из 12 человек, то у них короткая скамейка, и им пришлось выкладываться еще больше.

Следующая наша цель — «Бульдог Ледис». Дмитрий Олегович подготовил очень сильную команду, которая не проигрывает уже несколько турниров кряду. Мы не собираемся задерживаться на втором месте, так что будем бороться за золото. У нас, как и у любой нормальной команды, есть амбиции. Мы должны выигрывать у всех, а иначе какой смысл этим заниматься?

Может, звучит бескомпромиссно, но это спорт. Мы все сюда пришли за хобби, но теперь нам этого мало. Нужны победы. И только такой настрой поможет расти уровню игры по всей стране. Это наша общая цель, всех команд в России. Хоть мы и соперники, но нас объединяет лакросс. В будущем, уверен, нас ждут международные игры, и именно сильнейшие конкуренты будут представлять Россию как единая команда.

Корреспондент: Что скажете, как тренер трех команд и организатор чемпионата?

Гавриил Егиазаров: Скажу, что мы продолжим расти и как клуб, и как федерация и как чемпионат. На последнем турнире было больше 200 человек. Хочется расти дальше.

Надеюсь, турнир вскоре получит статус международного. Мы ведем диалог с Ереваном и Самаркандом. Есть вероятность, что они приедут как участники. Даже предварительно с ВДНХ согласовали, что в случае приезда им устроят экскурсию.

Вратарь Елизавета Серенкова рядом с логотипом турнира

Корреспондент: У турнира красивый космический логотип. Кто его создал?

Гавриил Егиазаров: Спасибо за оценку. Мы разработали его специально для этого чемпионата с бренд-дизайнером Натальей Платоновой. Соединили лакросс и космос, и получился действительно «говорящий» логотип. Каждый увидит в нем что-то свое. Для меня он про скорость, про достижения, про место проведения (ведь рядом музей космонавтики) и в каком-то смысле про избранность каждого, кто выходит на поле.

Корреспондент: Какой цели должны служить все усилия по развитию игры?

Гавриил Егиазаров: Моя цель — турнир масштаба СНГ. В Казахстане, Узбекистане, Армении и некоторых других странах есть команды. Мы с ними держим связь, обсуждали идею их приезда сюда, но у них тоже нет финансирования. Если удастся собрать их здесь, у нас бы получился чемпионат бывшего СССР. Вообще нам и всем соседям нужен международный уровень. Это новые перспективы и возможности.

Если у них нет соперников внутри страны, то можно из того же Самарканда прилетать в Москву. Это дорого, но не невозможно. И точно ближе, чем лететь в Европу или США. А если мы поможем финансово, то выиграют все стороны. Будут деньги — будет стратегическое развитие, будет чемпионат с участием иностранных команд, своеобразная лига.

World Lacrosse ради возвращения игры на Олимпиаду проделала огромную работу. Но сейчас их позиция по участию России в турнирах — выжидание.

Матч против «Рысей»

Корреспондент: Многие пришли в игру, рассчитывая на Олимпиаду?

Гавриил Егиазаров: Да, однозначно. На ближайшей летней олимпиаде мы можем быть только в качестве болельщиков, но перспектива попасть на одни из следующих летних игр — очень заманчива. Мне кажется, лучшей мотивации не придумаешь.

Мы с удовольствием готовы принимать участие и на других международных турнирах, где есть отбор или даже открытый доступ. Но здесь точно так же нужны деньги. В прошлом году была перспектива отправить команду в Гонконг. Там после азиатского чемпионата в формате мастер-классов должны были собраться тренера многих национальных команд. Мы могли обрести новый опыт, новых друзей, получить важные контакты. Но средств на поездку не нашлось.

Корреспондент: Либо — партнеры, либо — признание видом спорта?

Гавриил Егиазаров: На самом деле — и то и другое. Лакросс должен получить статус официальной спортивной дисциплины. Рано или поздно это случится, и выход на международный уровень был бы хорошей рекламой. Быть у истоков развития нового для России спорта — это почетно и дальновидно.

Это более конкретно, чем зал для тренировок или экипировка, хотя начинать нужно и с этого. Как бы то ни было, случаи с финансовой помощью уже имеются. Я постараюсь сделать так, чтобы они происходили чаще, чтобы у нас была возможность поддерживать не только свой клуб, но и другие команды турниры.

Корреспондент: Что самое важное вы поняли за годы тренерства?

Гавриил Егиазаров: У лакросса есть социальная роль. Его нельзя назвать недорогим спортом, ведь он требует больших игровых полей и экипировки, которая в России пока не производится, но попасть в команду проще, чем в клубы популярных спортивных дисциплин, где более жесткий отсев.

Гавриил Егиазаров

Это возможность открыть для себя новое направление и спорт вообще. Прочитав о лакроссе в художественной книге или увидев игру в сериале, девушки вдохновляются амбициями вымышленных героев. И, начав играть, они ставят себе уже свои цели, растят амбиции и понимают, что за достижениями стоит большой труд. И они готовы стараться ради этого.

Я рад, если девушки выбирают пятикилометровую пробежку, меня вдохновляет, когда они сами проводят дополнительные тренировки в течение недели и собираются на них со всей Москвы и Подмосковья. Мне важно понимать, что они знают, для чего и зачем это делают. И что просто любят «самую лучшую в мире игру с сачком».

У нашего клуба есть негласный девиз: «Уважай игру, уважай соперника, уважай себя». С уважения к себе и понимания себя начинается осмысленный путь вперед.

Автор: alex_b, источник: материал от 25.07.2025

Читайте также:
🥍 Школьная секция «Бульдогов»
🥍 Судьба российского лакросса
🥍 Пионеры женского лакросса

Надпись Phoenix на бутсах
Тележка с клюшками на тренировке
Матч против «Рысей»
Командный дух
Общее фото после тренировки