Интервью с главным тренером сборной РАНХиГС по плаванию Елизаветой Колгановой
«Для меня физкультура — это гораздо больше, чем просто система физических упражнений и тренировок, направленных на укрепление мускулатуры»
Елизавета Юрьевна, что для вас значит физическая культура и спорт? Почему вы решили связать свою профессию именно с этой сферой деятельности?
Наверное, не только для меня, но и для всех специалистов в этой области, физкультура — это гораздо больше, чем просто система физических упражнений и тренировок, направленных на укрепление мускулатуры. Безусловно, физическая культура является частью общей культуры человека и одним из важнейших средств формирования его как личности.
Что касается спорта, особенно профессионального, тут разговор особый. На первый взгляд, понятия близкие, но очень разные. Всем известна расхожая фраза «физкультура лечит, спорт калечит». В этих словах удивительно точно подмечены принципиальные различия между физической культурой и спортом. Спорт прежде всего направлен на результат. И не важно, какой ценой он будет достигнут. Изматывающие тренировки на пределе человеческих возможностей не имеют ничего общего с заботой о здоровье. Есть задачи, есть нормативы, есть календарный план соревнований, в которых спортсмен должен участвовать, несмотря ни на что. Если на фоне переутомления вдруг появляются травмы, а это, к сожалению, происходит в 90% случаев, практически никто из тренеров не готов дать спортсмену время на восстановление. Потому что есть план. Нужно выступать, нужно побеждать. Ну а дальше? Микротравмы накапливаются, происходит сбой. Организм не выдерживает, ломается — и всё, спортивная карьера заканчивается. Но в огромном мире спорта это мелочи. Незаменимых у нас нет. Один сломался, ещё десять на очереди. Не секрет, что в юниорах наши российские спортсмены одни из лучших, а вот во взрослом спорте всё не так красиво.
Может быть, как раз поэтому, находясь всю свою сознательную жизнь в спортивной среде и отлично зная её изнутри, я и решила посвятить себя работе, связанной, прежде всего, с пропагандой здорового образа жизни среди студенческой молодёжи, решая задачи сохранения и укрепления здоровья молодых людей методами физического воспитания.
Вы 14 лет работаете на кафедре физического воспитания и здоровья РАНХиГС. Скажите, чем нынешнее поколение студентов отличается от предыдущих?
Во-первых, хочу отметить, что с каждым годом увеличивается общее количество студентов, поступающих в РАНХиГС и занимающихся физкультурой. Сегодня это более 15 тысяч молодых людей, обучающихся в академии только в Москве.
Имея перед глазами такую представительную выборку, можно сделать вывод, что здоровее наши студенты, к сожалению, не становятся. С каждым годом увеличивается число студентов с различными хроническими заболеваниями. Глобальная цифровизация общества, необходимость использования в учебном процессе компьютеров и гаджетов привели к тому, что проблемы со зрением возникают у 50% студентов. Сидячий образ жизни, неправильное питание, отсутствие физической нагрузки также негативно сказываются на здоровье. Последствия пандемии и дистанционного обучения превращают и без того сложную ситуацию в угрожающую. С каждым годом увеличивается число студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, проблемами сердечно-сосудистой системы. По итогам ежегодного медицинского обследования, проводимого в нашей поликлинике, основная группа здоровья лишь у 52% обучающихся, у 31 — подготовительная, а у 17 — специальная.
Такая статистика вынуждает повторить: свою главную задачу как преподаватель физической культуры в вузе я вижу в том, чтобы как можно больше студентов привлечь к здоровому образу жизни. А главной наградой за свой труд считаю сохранённое с моей помощью здоровье выпускников академии.
И ещё очень важный момент: моя работа приносит свои плоды во многом благодаря тому, что в РАНХиГС учатся замечательные ребята, которые с хорошим настроением и огромным желанием приходят на занятия в бассейн. Сегодняшним студентам не хватает двух занятий в неделю, закреплённых в учебном плане, поэтому мы организовали для них постоянную работу секций и факультативов, которые всегда заполнены на 100%.
Вы читаете курс лекций «Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями». Какие правила необходимо соблюдать, самостоятельно занимаясь физкультурой?
Главное при самостоятельных занятиях любым видом спорта — не навредить самому себе. Здесь у нас два главных помощника: самоконтроль и собственное самочувствие.
Самоконтроль — существенное дополнение врачебного контроля. Он проводится самими занимающимися. Никто не сможет услышать сигналы вашего организма лучше вас самих. Самоконтроль позволяет своевременно установить наличие тех или иных отклонений в состоянии здоровья, принять необходимые меры по их устранению. Главное же его преимущество состоит в том, что, осуществляя повседневные самонаблюдения, можно наглядно ощутить благотворное действие занятий физическими упражнениями на состояние своего здоровья.
Не вдаваясь в подробности, отмечу только «сигналы тревоги», которые ни в коем случае нельзя пропускать занимающемуся самостоятельно. Контролировать состояние своего организма можно по внешним и внутренним признакам. К внешним признакам относятся выделение пота, изменение цвета кожи, нарушения координации и ритма дыхания. Если нагрузка очень большая, то наблюдается обильное потоотделение, чрезмерное покраснение тела, посинение кожи вокруг губ, появляется одышка, нарушается координация движений. К внутренним признакам утомления относят появление болевых ощущений в мышцах, тошноту или головокружение. В таких случаях необходимо прекратить выполнение упражнения, отдохнуть и на этом закончить тренировку. Если после занятий физическими упражнениями самочувствие, настроение, аппетит, сон хорошие и есть желание заниматься дальше, то это показывает, что ваш организм хорошо справляется с нагрузками.
На формирование каких компетенций учащихся направлена дисциплина «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», которую вы преподаете в РАНХиГС?
Пожалуй, сначала стоит рассказать, что такое «элективные дисциплины» чтобы понимать, о чём речь. Если по-простому, то это выбор направления в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт». В начале семестра студенты получают анкеты, где могут выбрать направление, по которому им бы хотелось заниматься в рамках учебного процесса на протяжении всего семестра, можно выбрать ОФП, футбол, плавание, фитнес, силовой атлетизм, игровые виды (баскетбол, волейбол), лёгкую атлетику и ЛФК.
В общем виде формирование компетенций по физическому воспитанию в вузе, согласно последним Федеральным государственным образовательным стандартам, сформулировано следующим образом: «Применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования». Важнейшим аспектом современного высшего образования стало качество полученных знаний применительно к будущей профессиональной деятельности выпускников. Причём решающую роль у будущего работодателя имеет не количество полученных знаний и даже не качество их, а возможность применить их для решения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной профессиональной деятельности. Тенденция руководства современных компаний различного уровня — иметь в своём составе не только высокопрофессиональных специалистов, но и физически привлекательных, здоровых, мотивированных на активный и здоровый образ жизни молодых людей. Наши студенты должны знать и понимать, каким профессиональным заболеваниям они могут быть подвержены, уметь применять физические упражнения для профилактики этих заболеваний. Задачи для подготовки именно таких качеств будущих выпускников являются определяющими в нашей работе.
Приобретённые студентами компетенции могут не дать ожидаемого результата, если они будут недостаточно высокого уровня. Учитывая значимые качества выпускников, для будущих работодателей разработан механизм оценки полученных знаний и компетенций на основе перечня индикаторов.
Вот примерный перечень индикаторов, оцениваемых по привычной пятибалльной шкале. Практические навыки: выполнение упражнений на различные группы мышц, уровень развития физических качеств, уровень выносливости при выполнении физической нагрузки, результаты сдачи контрольных нормативов по общей физической подготовке, дополнительное посещение факультативов, спортивных секций, фитнес-залов и т. п.
Теоретические знания и способность их применения: составление комплексов упражнений для профилактики распространённых профзаболеваний, знание основных систем организма человека, умение пользоваться спортивной терминологией, уровень информированности о крупных спортивных событиях и выдающихся спортсменах.
Стоит уточнить, что оценка практических способностей распространяется на студентов, не освобождённых от активных занятий по физическому воспитанию, то есть студенты основной и подготовительной медицинских групп. Студенты, освобождённые от практических занятий, оцениваются по теоретическому разделу оценки компетенций.
Отмечают, что вы уделяете большое внимание поддержанию в хорошем состоянии спортивных залов и бассейнов. На сегодняшний день имеющаяся спортивно-техническая база вашей кафедры позволяет повысить качество образования и мотивацию к учебе у студентов?
Перечень спортивных объектов РАНХиГС достаточно широк. Игровые и тренажёрные залы, открытые спортплощадки и стадион, два бассейна, кардиозона, скалодром, каток (в зимнее время) дают возможность желающим активно заниматься физкультурой в любое удобное время.
Наличие хорошо развитой спортивной инфраструктуры является для абитуриентов весомым дополнительным аргументом при выборе вуза и мотивирует к активным занятиям спортом на протяжении всего периода обучения.
Но количество студентов всё равно превышает возможности спортсооружений. Насколько я знаю, руководством намечено грандиозное строительство ФОК (срок сдачи — 2026 г.) с двумя ледовыми аренами, 50-метровым бассейном (для плавания и водного поло), залом борьбы, универсальным игровым залом, двумя баскетбольными площадками и тремя площадками для сквоша. Надеюсь, что планы будут реализованы, и это будет неоценимый вклад в развитие нашей дисциплины и студенческого спорта.
Я люблю порядок во всём. И дома, и на работе, и в шкафу, и на рабочем столе, и, конечно же, в любимом бассейне. На работе проходит большая часть моей жизни, и поэтому смело могу назвать работу своим вторым домом, если не первым. (Улыбается.) В связи с этим, конечно, отношусь к залам и инвентарю бережно. Учу этому и студентов. Ведь всем приятно заниматься в чистых залах, плавать в чистой воде, заниматься с хорошим оборудованием. А для этого нужно не так много, всего лишь соблюдать элементарные правила гигиены, использовать инвентарь по назначению и убирать его на место после занятий.
Предлагаете ли вы какие-либо нестандартные задачи учащимся, которые приходят к вам на практические занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт»?
Как я уже говорила выше, в основном я веду занятия в бассейне. Контингент занимающихся довольно разношерстный — от не умеющих плавать до мастеров спорта. Так что работа строится таким образом, чтобы подойти к каждому индивидуально. Делим студентов на мини-группы в зависимости от уровня их подготовленности, и каждый получает задание в зависимости от его уровня подготовки. Для кого-то цель — научиться плавать, кто-то совершенствует свою технику, а кто-то мечтает выполнить разряд или получить звание. И мы стараемся по мере сил помочь всем. Здесь правильнее говорить не столько о нестандартных заданиях, сколько о разнообразных и персонально ориентированных.
Могу рассказать про нестандартные задания для тех, кто не посещает занятия по физкультуре. К сожалению, есть такие студенты, которые не хотят заниматься и приносят липовые справки, что они освобождены от занятий. На этот случай у меня есть целый спектр нестандартных заданий. Одно из таких — реферат по нашей дисциплине в рукописном варианте (довольно значительного объёма), использование компьютерных программ, имитирующих рукописный почерк, карается строго. Пишем, запоминаем, тренируем мелкую моторику. Как показывает опыт, в следующем семестре многие «неизлечимые» болезни проходят, и я уже наблюдаю «оздоровившегося» студента на очных занятиях. Оказывается, не так страшно и сложно ходить на физкультуру, значительно проще, чем переписывать учебники и ещё отвечать на сложные теоретические вопросы.
Есть ещё вариант сдачи зачёта в виде творческого задания для освобождённых. Работа связана с развитием мелкой моторики и творческих сторон личности. Нужно написать картину, слепить скульптуру, связать или вышить, спеть песню или снять клип, тема — физкультура и спорт. Не представляете, какие таланты учатся в нашем вузе. Скоро открою музей, а пока часть коллекции украшает коридоры нашей кафедры.
В 2014 году по вашей инициативе была создана сборная РАНХиГС по плаванию, которую вы возглавляете по сей день. Что является основным критерием для включения в состав вашей команды? Вы берете ребят уже с определённым опытом за плечами?
В 2014 году в стенах РАНХиГС собралось довольно много сильных пловцов, и наш бассейн оказался для них «мелковат». Мы вместе с ребятами решили попробовать свои силы на Московских спортивных студенческих играх, в которых участвуют практически все московские вузы. Сначала мы выступали в слабейшей лиге (3-й класс), но постепенно с каждым годом поднимались выше и выше (2-й класс и, наконец, 1-й класс). Пять лет подряд были в шестёрке сильнейших, а в этом году заняли почётное второе место среди 38 вузов Москвы, уступив лишь РУС ГЦОЛиФК.
В начале каждого учебного года у нас проходит отбор в сборную. Критерии очень простые: прийти на отбор и проплыть две дистанции с результатами не ниже второго взрослого разряда. Конечно, в сборную попадают ребята, уже прошедшие хорошую школу спорта. Они многое умеют, многое знают, и с такими спортсменами приятно работать. Но наряду со спортивной подготовкой часто возникают проблемы иного характера. Так, например, иногда занятия плаванием отходят на второй план, поскольку учёба занимает практически всё время. Приходится решать эти вопросы, стараясь максимально подстроить график тренировок под каждого спортсмена. Бывает так, что и в середине сезона происходит пополнение в рядах сборной, кто- то перевёлся из другого института, кто-то из своих вдруг неожиданно узнал о существовании нашей команды. (Улыбается.)
Встречаются ещё спортсмены высокого класса, мастера спорта, призёры первенств России, которые так наплавались в юниорах, что не только не хотят выступать за сборную вуза, но бегут от бассейна, как от чумы. В прямом смысле этого слова, даже просто в воду заходить отказываются. Некоторых удаётся «реанимировать», некоторых нет.
Сборная вуза — это дополнительные расходы. РАНХиГС не жалеет денег на участие пловцов в соревнованиях?
Средства на физкультуру и спорт, к счастью, выделяются, так как наше замечательное руководство прекрасно понимает необходимость таких вложений (и не только для пловцов, но и на другие сборные). Стараемся закупать самое современное оборудование, которого нет порой и в специализированных спортшколах. С качественным инвентарем занимаются не только спортсмены сборных команд, но и обычные студенты на занятиях по физической культуре.
Много средств уходит на выездные соревнования. А чем выше результаты — тем чаще нас приглашают на всероссийские соревнования. За этот учебный год наша сборная посетила семь городов: Волгоград, Казань, Красноярск, Нижний Новгород, Саранск, Раменское, Зеленоград. Думали, что сезон закончен, но неожиданно получили приглашение на Международный фестиваль университетского спорта, который пройдет в Екатеринбурге с 19 по 31 августа с участием студенческих команд из государств-участников БРИКС, государств-членов Шанхайской организации сотрудничества и государств-участников Содружества независимых государств.
Кроме того, мы участвуем в соревнованиях по подводному спорту. (Уже три года подряд выигрываем МССИ). А у подводников многое решает инвентарь (моноласты, специальные ласты, трубки и т. д.) К сожалению, у нас пока только одна профессиональная моноласта, а этого, конечно, маловато для целой команды. Но руководство знает нашу проблему и обещает закупить в ближайшее время.
РУС ГЦОЛиФК — ваш главный конкурент на турнирах?
Если брать московские вузы, то конкурентов много: МГАФК, МГУ, МГТУ им. Баумана, РТУ МИРЭА, финансовый университет, РЭУ им. Плеханова. В каждом из них есть очень сильные спортсмены и хороший тренерский состав.
Каждый год ситуация меняется, сильные спортсмены заканчивают учёбу, а новые могут и не поступить. А бывает и наоборот. В этом учебном году у нас получился «звёздный» набор. На первый курс поступили мастера спорта Даша Лунина, София Шишко, Варя Каверина, Данил Абдуллаев, Владимир Муратов, Стас Соколов. Кроме того, из Красногорского филиала к нам перевёлся мастер спорта Егор Новодарский, решил вернуться в большой спорт мастер спорта Георгий Гальченко, возобновивший серьёзные тренировки на четвёртом курсе.
С таким составом появилась возможность приблизиться к РУС ГЦОЛИФК, но надо понимать, что это специализированный вуз и конкурировать с ним очень тяжело, хотя наши ребята заряжены на победу. По итогам командного зачёта XXXV МССИ, РУС ГЦОЛИФК на первом месте, РАНХиГС — на втором, но во многих личных дисциплинах и эстафетах есть золотые медали и у нашей команды.
Так, например, на II этапе соревнований (длинная вода) в эстафете 4х100 комбинированной смешанной (Шишко, Абдуллаев, Лунина, Гальченко) наша команда заняла первое место с результатом 4.02.34, опередив ближайших преследователей из МГТУ им. Баумана на целых 10 секунд!
В женской комбинированной эстафете 4х50 (Шишко, Каверина, Лунина, Шаркова) наши девочки завоевали золото, добавив его к победам девчонок в эстафетах 4х50 комбинированная и 4х50 вольным стилем на короткой воде. Всего на XXXV Студенческих играх РАНХиГС завоевал 20 золотых, 9 серебряных и 7 бронзовых медалей.
По итогам всех соревнований сезона 2022/2023 в копилке сборной 190 медалей: золотых — 93, серебряных — 52, бронзовых — 45! Большое спасибо всем членам сборной за отличную работу. Будем работать дальше, всегда есть к чему стремиться.
Вы проходили курсы повышения квалификации в Федеральном научном центре физической культуры и спорта по программе «Спортивная психология». Часто ли приходится «включать» психолога, взаимодействуя со студентами вуза, в частности с пловцами?
Психология мне всегда была интересна: и в институте, и в аспирантуре при написании кандидатской диссертации, и просто для жизни и саморазвития. Считаю психологию одной из важнейших дисциплин, необходимых в повседневной жизни. Ну конечно, после физической культуры. (Улыбается. ).
Сказать, что специально «включаю» психолога не могу. Возможно, это происходит автоматически. Стараюсь строить взаимоотношения со всеми студентами и с пловцами-спортсменами на принципах взаимного уважения. Всегда с интересом выслушаю их мнение. Если спросят, могу дать совет. Можем и поспорить на разные темы. А, как известно, в споре и рождается истина.
Плавание — индивидуальный вид спорта. И бывает, что спортсмен ставит свои личные интересы выше командных. И с этим тоже приходится бороться. Объяснять, учить, доказывать, что здесь каждый не сам по себе, а часть одной команды! Мне повезло: у меня были очень хорошие тренеры, которые учили, что соревнования закончатся, а человеческие отношения останутся, что в любой ситуации нужно оставаться порядочными людьми, помогать друг другу, быть честными и трудиться. Хочется этот опыт передать и дальше.
Но многому и сам учишься в процессе работы. Подготовка и участие в серьёзных соревнованиях не даёт тебе расслабиться. Постоянно приходится самосовершенствоваться, быть в курсе новшеств тренировочного процесса, правил судейства, тянуться за молодёжью и не терять спортивную форму. Приятно видеть, что на тренировки ребята ходят с удовольствием, что улучшается не только техника и результаты, но и настроение.
У нас очень дружная, сплочённая команда благодаря не только моим усилиям, но и стараниям наших менеджеров Кати Сухановой и Тани Степановой, нашего супер капитана Полины Шарковой и всех остальных членов сборной. Думаю, что основная задача тренера, педагога — научить. Научить технике плавания, научить трудиться, терпеть и главное, научить любить то, чем ты занимаешься. В сборной это «научить» иногда выходит за рамки тренировочного процесса. Так как за советом спортсмены иногда обращаются и поздно вечером, и рано утром. И вопросы совсем не о спорте и о плавании. Тогда понимаешь, наверное, они тебе доверяют.
Вы часто организовываете соревнования на территории РАНХиГС. Расскажите о спортивных планах вашего учебного учреждения на ближайшее время.
Как я уже говорила, наше руководство очень хорошо относится к физкультуре и спорту. Ректор Алексей Геннадьевич Комиссаров может служить примером для подражания для многих студентов, он регулярно занимается физкультурой, участвует в марафонских забегах и находится в прекрасной спортивной форме.
Лично я организую лишь малую часть физкультурно-спортивных соревнований в нашей академии (в основном соревнования по плаванию), а организацией остальных мероприятий занимается наш замечательный спорт-клуб.
Спортивный клуб «Сенатор» является одним из лучших студенческих спортивных клубов России. Основные направления работы ССК «Сенатор» РАНХиГС — организация спортивно-массовых мероприятий, участие в спортивных соревнованиях различного уровня среди образовательных организаций, открытие новых и развитие уже существующих в академии видов спорта, развитие и укрепление спортивных межвузовских связей, развитие волонтёрского движения по пропаганде здорового образа жизни. Ознакомиться с планом наших спортивных мероприятий, а также с результатами наших спортсменов проще всего в социальных сетях «Сенатора».
Что касается нашей сборной по плаванию, то в ближайших планах — участие в Международном фестивале университетского спорта, который будет проходить в августе в Екатеринбурге.
Ваш вуз проводит встречи с именитыми спортсменами. Кого лично вам хотелось бы пригласить на подобное мероприятие и познакомить со своими подопечными?
Это стало в нашем вузе хорошей традицией. Легенды спорта Александр Попов и Лидия Скобликова посещали мероприятия академии в качестве почётных гостей. У нас на кафедре работает олимпийский чемпион Владимир Григорьевич Кондра, являясь главным тренером нашей сборной по волейболу. Не перестаешь восхищаться талантом, работоспособностью, образованностью и потрясающей скромностью этих людей. Из современных именитых пловцов хотелось бы пообщаться с Антоном Чупковым, Юлией Ефимовой и ещё раз с Александром Поповым.
Елизавета Юрьевна, какими «секретами» вы могли бы поделиться со своими коллегами?
Всё очень просто, по крайней мере, для меня. Нужно любить свою работу, любое дело, чем бы ты ни занимался. Любить людей, стараться всегда встать на их сторону. Быть профессионалом в своей сфере, не переставать учиться и ставить реальные цели. В любых ситуациях оставаться порядочным человеком, жить в ладу со своей совестью. Ко всему относится философски и с улыбкой.
При такой нагрузке на работе удаётся ли находить время для семьи?
Да-а-а, со временем вообще сложно… Стараюсь находить. Мальчики мои уже взрослые, справляются по мере возможностей. Старший живёт отдельно. Младшему 15, у него не менее напряжённый график: лицей информационных технологий, ежедневные тренировки в спортшколе, сборы, соревнования.
Спасибо мужу — он прикрывает тылы в моё отсутствие. Правда, последний мой отъезд несколько затянулся, соревнования проходили друг за другом, в течение 21 дня (Казань, Нижний Новгород, Саранск). И, вернувшись в Москву, я поняла, что без мамы ребята просто выживали. Квартира сильно видоизменилась. (Смеётся.). Но это мелочи, живём дружно и весело!