Трибуна
8 мин.

«Ребята смотрели на него как на бога». Как обмен Федорова изменил «Вашингтон» времен молодого Овечкина

В материале The Athletic вспоминают обмен Сергея Федорова в «Вашингтон» и как это помогло команде с молодым Александром Овечкиным впервые попасть в плей-офф.

26 февраля 2008 года Брюс Будро сидел в своем кабинете рядом с раздевалкой ледового комплекса MedStar Capitals Iceplex, с нетерпением ожидая вестей из углового офиса наверху.

Только что завершился дедлайн НХЛ.

«Я сказал Джорджу, что если мы получим центрфорварда для второго звена, то станем действительно сильной командой», — вспоминает Будро, имея в виду тогдашнего генерального менеджера клуба Джорджа Макфи.

Через несколько минут Макфи постучал в дверь и вошел.

«Джордж сказал мне: «Не знаю, получилось ли у меня, но я нашел тебе еще одного центра».

Я спросил: «Ну и кто это?»

Он ответил: «Сергей Федоров».

«Честно говоря, я чуть не обделался», – говорит Будро с искренним смехом. Я подумал: «Да ты шутишь?»

«В смысле, — уточнил он после паузы, — лучшего дедлайна мы и представить себе не могли».

Молодая команда «Вашингтона» только набирала обороты. 23-летний Александр Овечкин уже имел целый чемодан индивидуальных трофеев, но все они – Овечкин, Никлас Бэкстрем, Александр Семин и Майк Грин — на тот момент еще ни разу не играли в плей-офф.

Они хотели быть лучшими. Но им нужен был кто-то, кто покажет, как это сделать по-настоящему.

И вот в команде появляется Сергей Федоров, которого Макфи выменял у «Коламбуса» на считавшегося перспективным на тот момент защитника Тео Рута, который был задрафтован во втором раунде драфта 2007 года (и который так и не сыграл ни одного матча в НХЛ).

В 38 лет мастерство Федорова несколько померкло. Но его аура «рок-звезды» осталась.

Федоров трижды выигрывал Кубок Стэнли в составе «Детройта» в 1997, 1998 и 2002 годах, причем второе чемпионство было завоевано в ущерб «Кэпиталз» эпохи Петера Бондры и Олафа Колцига.

Пройдет десять лет, и теперь сам Федоров окажется в форме «Столичных».

«Это было волнительно, — вспоминает Овечкин. – Он был моим кумиром; когда я был еще совсем маленьким, я восхищался им. Теперь я получил возможность делить с ним раздевалку, делиться историями, перенимать его опыт».

В тот сезон все в команде были в напряжении.

У «Кэпс» был Овечкин, забивающий яркие голы, а также талантливые и харизматичные игроки второго плана. Но уже нужно было начинать раскрывать потенциал и оправдывать выданные авансы и, наконец, пробиться в плей-офф.

Федоров сразу же стал непререкаемым лидером на скамейке во время матчей и в раздевалке.

«Он оказал огромное влияние на команду, — говорит Будро. – Люди забывают, какими молодыми мы были тогда».

Игроки вспоминают, что Федоров не был громким лидером. Но когда он говорил, в раздевалке обычно становилось очень тихо.

«Алекс был нашим лучшим игроком, но Федс были нашим лидером, — подтверждает Будро. – Если нужно было что-то сказать, Федс говорил это, и все его безапелляционно слушались.

У нас в команде было много русских — он внушал всем уважение. Это помогло Алексу вырасти и стать тем лидером, которым он является сегодня. Всего лишь за два года игры вместе с Федсом»

Умение Федорова сохранять хладнокровие под любым давлением передалось неопытной команде «Кэпиталз», чей двигатель порой мог перегреться.

«В молодости, — сказал бывший нападающий «Кэпс» Мэтт Брэдли, который сейчас работает в клубе скаутом, — не понимаешь, как сохранять спокойствие, особенно в плей-офф. Но он всегда оказывал на нас успокаивающее влияние, как на скамейке, так и в раздевалке. Он прошел через все, поэтому его ничего не смущало и не пугало. Для нас было важно иметь такого парня, который бы поддерживал нас».

Бэкстрем признался, что иногда ловил себя на мысли о том, что просто наблюдает за Федоровым во время тренировки.

«Мы все знали, какой он хоккеист, — говорит Бэкстрем. — Но меня поразило то, каким человеком он был. Он заботился обо всех. Вот таким он был».

«Мы видели, как он себя вел, — добавляет Бэкстрем. — И как он заботился о себе. Он был настоящим профессионалом».

Федоров однажды предложил юному шведу подвезти его до аэропорта Даллеса, чтобы успеть на чартер. 20-летний новичок сел в специально изготовленную версию Ferrari своего старшего товарища по команде.

«Мы должны были поговорить, — говорит Бэкстрем с улыбкой. – Но мы не могли разговаривать, потому что в машине было слишком шумно из-за рева двигателя».

Одним из самых ярких воспоминаний Брэдли о Федорове стало его поведение в командном самолете.

«Первым делом он снимал костюм, надевал тренировочные штаны и угги, — делится Брэдли. – Он чувствовал себя невероятно комфортно. Мне это показалось просто потрясающим. Вместо того, чтобы сидеть в обтягивающем костюме с рубашкой с воротником, он надел этот суперудобный наряд, и даже в нем выглядел просто великолепно. Ведь речь идет не о дешевых спортивных штанах. Уверен, это были Prada или Dolce Gabbana.

Он был твердо настроен на то, чтобы получать удовольствие от жизни, чувствовать себя комфортно и расслабленно».

Даже Будро восхищался стилем Федорова.

«Он, конечно, одевался безупречно, — говорит Брюс. – Он был словно рок-звезда. Мне, как тренеру, казалось, что его нужно было просто просить о чем-то, а не приказать, потому что он уже сам знал, что делать. В то время я никогда не встречал парня с таким авторитетом».

Последняя встреча Будро и Федорова состоялась на Матче всех звезд 2017 года в Лос-Анджелесе, где НХЛ чествовала 100 величайших игроков в истории лиги.

 «Уверен, он сделал мне самый приятный комплимент в моей жизни, когда сказал, что я лучший тренер, не считая Скотти Боумэна, который у него когда-либо был, — признается Будро. – Я был там со своим сыном Брэди. И когда Федс произнес эти слова… я увидел, как загорелись глаза моего сына».

Слова Федорова до сих пор находят отклик и у Овечкина.

«Он всегда говорил мне: «Наслаждайся, ведь время пролетает быстро», — говорит Овечкин. – А я думал: «Ни за что, у меня еще много времени впереди». Но он был прав. Сейчас мне почти 40, и время действительно летит молниеносно».

«Он просто потрясающий человек, — добавляет капитан «Кэпиталз». – Мы многому у него научились и в хоккее, и в жизни».

Обмен Федорова, наряду с другими приобретениями в дедлайн, вратарем Кристобалем Юэ и нападающим Мэттом Куком, оказал сильное влияние на льду.

Федоров набрал 13 очков в 18 играх и помог «Кэпиталз» завершить сезон стремительным рывком 11-1, совершив прыжок с последнего места к первой строчке в Юго-Восточном дивизионе. Регулярный чемпионат завершился трудовой победой над «Флоридой» со счетом 3:1. Федоров забил победный гол и отдал результативную передачу.

Впервые с 2003 года «Вашингтон» получил путевку в плей-офф.

Сергей Федоров также помог немного снять груз ответственности с Бэкстрема.

«Преимущество Федса заключалось в том, что если у Ника и Алекса был небольшой спад, я просто ставил Федса к Алексу и переводил Ника вниз, — вспоминает Будро. – Все получилось просто отлично».

Возвращение «Кэпс» в плей-офф оказалось короче, чем многие надеялись или ожидали, и закончилось разочарованием в первом раунде, когда Джоффри Лупул из «Филадельфии» забил гол в большинстве в овертайме седьмого матча, заставив Овечкина и компанию в межсезонье задуматься: «А что, если?»

Но сколько бы обидным ни было поражение в тот момент, оно также стало прорывом. И, сформировав костяк команды, Макфи продлил контракт с ветераном на один год и 4 миллиона долларов в июле того же года.

Хоть из-за травмы Федоров провел всего 52 игры в регулярном чемпионате, ему все же удалось забить 11 голов и набрать 33 очка, благодаря чему «Кэпс» во второй раз подряд вышли в плей-офф, где в первом раунде их ждали Хенрик Лундквист и его «Рейнджерс».

Первые шесть игр и два периода серии прошли для Федорова довольно спокойно: он не забил ни одного гола, но отдал три результативные передачи. Затем, в седьмой игре, при счете 1:1 и на исходе основного времени, Брэдли не глядя бросил шайбу по борту в сторону российского центрфорварда, который промчался по средней зоне, резко затормозил, чтобы сбросить Уэйда Реддена, а затем (за 4:59 до конца матча) нанес резкий кистевой бросок из круга вбрасывания мимо Лундквиста.

«Я никогда не слышал такого шума на трибунах, — говорит Будро. – Я пересматривал тот момент десятки и десятки раз. Последние пять минут, то давление, которое мы оказывали на «Рейнджерс», не давая им выходить из своей зоны, – именно так мы всегда хотели играть».

Брэдли добавил: «Некоторое время назад я смотрел этот матч с сыном и подумал: «Эй, дружище, видишь, кто ему отдал шайбу?» Еще помню, как Ови подлетел к нему, схватил и заключил в свои объятия. Я подумал: «Ови, ты крупный мужик. Наверное, тебе не стоит так сжимать Федса».

Этот гол – последний за выдающуюся 18-летнюю карьеру Федорова в НХЛ – вывел «Вашингтон» во второй раунд плей-офф впервые с 1998 года.

«Кэпс» дотянули в противостоянии с Сидни Кросби и его «Питтсбургом» до седьмого матча серии, но в решающей встрече потерпели поражение на домашнем льду со счетом 2:6.

В тот раз сказочного финала не было, но фундамент был заложен.

«Если оглянуться назад, то этим ребятам потребовалось время, чтобы научиться побеждать, — говорит Будро. – И Федоров сыграл огромную роль в обучении Алекса, Ника и многих других. Все эти молодые ребята, которые у нас были, смотрели на Федса как на бога.

Если бы мы были пазлом, он был бы именно той частью, которая его сложила».

Другие материалы:

«Сказали пилоту готовить самолет и быть готовым к отлету в любую минуту». Как «Детройт» выкрал Сергея Федорова

«Если постараешься реагировать на бросок Овечкина – ты уже проиграл». Куик – о лучших снайперах НХЛ

«Я хочу быть первым, а сейчас буду в девятом?» Безумная попытка «Флориды» задрафтовать Овечкина в 2003 году

«Овечкин пулей вылетел из воды — его ужалила медуза». Невероятно крутые истории об Александре Великом от его партнеров