В моей любви к гимнастике прошу винить Анну Б
Скукотища, спорт для девочек, не спорт вообще, танцы какие-то, скандалы сплошные, зачем мне это смотреть? Чаще всего так мне отвечают, когда спрашиваю, интересуются ли художественной гимнастикой. Я в свою очередь поверить не могу, что гимнастика может быть неинтересной. Нет, о ней мало знают, ее не видели вживую, к ней предвзятое отношение – я найду кучу отговорок, но невозможно не увлекаться гимнастикой. Мне, от спорта максимально далекой, выросшей в семье, где даже вместо футбола смотрели политические шоу, хватило в свое время одного посещения соревнований, чтобы понять: художественную гимнастику нельзя не любить.
Любой вид спорта делают люди, яркие личности. Я равнодушна, например, к легкой атлетике. Но очень хорошо помню, как Усэйн Болт ставил мировой рекорд на Олимпиаде и становился «живой легендой». До 2009 года художественная гимнастика была для меня не более чем красивый вид спорта, где девочки выступают с ленточкой. С одной лишь поправкой – я знала, что есть в гимнастике Анна Бессонова. И присутствия в этом виде спорта Анны Бессоновой мне было достаточно, чтобы раз в четыре года включать телевизор и смотреть гимнастику.
2004 год, август. За Олимпийскими играми у нас дома никто не следит. Переключая каналы, мы с мамой случайно натыкаемся на трансляцию из Афин, идут соревнования по художественной гимнастике. Я вспоминаю: говорят, что у нас крутые гимнастки, и в этой дисциплине мы можем выиграть медали. Решено – будем смотреть. Я почему-то уверенно жду золота, но Анна Бессонова завоевывает бронзу, становясь лишь третьей, после Алины Кабаевой и Ирины Чащиной. Намного позже я узнаю, что надеяться на победу над россиянками нам в тот раз и не приходилось. Это была вторая Олимпиада для Кабаевой, для которой победа в Афинах была делом чести.
2008 год, август. Узнаю из новостей, что на Олимпиаде в Пекине начинаются соревнования по художественной гимнастике. Подробнее изучаю расписание и включаю телевизор смотреть прямую трансляцию – Анна Бессонова точно должна взять медаль! Как кажется мне, Аня проходит свои программы на одном дыхании. Но как только она уходит с ковра в зону «kiss&cry», начинается драма с элементами триллера – ожидание баллов от судей. Когда на экране появляется оценка за упражнение с булавами, происходит взрыв эмоций у всех – на трибунах свистят, Аня плачет, комментатор в сердцах повторяет лишь одно слово - «Как?!? Ну как?! Как так?!? Как?!?» Я вместе с комментатором не понимаю, почему оценки такие низкие. На упражнение с лентой Аня выходит так, как будто это ее первый вид, а вовсе не решающий последний. Под буковинские мотивы она выступает с таким задором, словно и не было никаких обидных слез. Рекордно долго выставляют оценку. Зал скандирует «Беее-ссонОва!», нам показывают судей во главе с Ириной Винер, просматривающих повтор выступления, Аню в смешанных чувствах, болельщиков с желто-синими флагами. Да, это медаль! Всего лишь бронзовая, а такое ощущение, что золотая. Это была победа, сомнений на этот счет у меня никогда не возникало.
2009 год, апрель. О художественной гимнастике у меня ни одной мысли. Подруга говорит – на этих выходных будет Кубок Дерюгиной, соревнования по гимнастике, давай сходим? Я загораюсь идеей, и мы идем компанией на финалы в Дворец спорта. По незнанию приходим очень поздно, перед самим началом, мест практически нет, садимся где-то далеко и высоко. Будучи абсолютно не в теме, мы очень скоро понимаем, что звезда тут одна – Анна Бессонова. Достаточно ведущей объявить ее выход, как с залом начинает происходить невероятное – все кричат, скандируют фамилию, и все это происходит в едином порыве. Не то чтобы других спортсменок не поддерживают, вовсе нет. Но для того чтобы у всех начало сносить крышу, достаточно лишь одного имени. Те соревнования были бенефисом Бессоновой, она завоевала три золотые медали из четырех. Мы с друзьями остаемся под впечатлением: во-первых, мы поражены самими выступлениями, соревнованиями, гимнастикой в целом, а во-вторых, у нас весь вечер в голове раздается это «Беее-ссонОва!!!» На следующий день едем с подругой на пары, автобус останавливается возле ТРЦ «Арена-сити», на нем висит огромный плакат-реклама мужского журнала «XXL». На обложке журнала Бессонова, заголовок – «Анна Бессонова the best». Мы переглядываемся и смеемся – ну это уже просто давление, мы еще и от вчерашнего не отошли, когда весь вечер и сама Аня, и ее сумасшедшие поклонники доказывали, кто the best.
2010 год, март. Кубок Дерюгиной я теперь жду с нетерпением. И уже я зову всех знакомых на соревнования по художественной гимнастике. Анна Бессонова больше не выступает, а на закрытии соревнований ожидается ее прощание со спортом. Единственный раз за мой опыт вход на Кубок платный. Перед стартом собирается длиннющая очередь за билетами, а зал Дворца спорта забит – со спортом прощается Бессонова! Я до сих пор, бывает, троллю подругу, которую в тот день угораздило пойти вместо гимнастики в какую-то филармонию на концерт… Альбина Дерюгина вручает Ане статуэтку – гимнастку в прыжке (прыжок – коронный элемент Бессоновой), и называет Аню народной гимнасткой. И я с ней согласна – Бессонова никогда не выигрывала Олимпиаду, за всю долгую спортивную карьеру становилась абсолютной чемпионкой мира лишь раз, но при этом она – легенда и для многих даже символ художественной гимнастики. В Дворце спорта плачут все. Зрители на трибунах аплодируют Бессоновой стоя. Пафосно? Нет, трогательно и искренно. По-другому не получалось. Таня, ну как ты могла в этот момент слушать бандуристов???
Да, в моей гимнастике было мало Бессоновой. Я не видела ее на дебютном чемпионате мира в Осаке в 1999-м. Не болела за нее в Будапеште в 2003-м, когда в первом виде она потеряла мяч и, несмотря на отлично пройденные остальные виды, проиграла Кабаевой и стала второй. Ее легендарное «Лебединое озеро» в упражнении с обручем я смотрела в записи, спустя годы. Я не знала, что на Олимпиаде в Афинах она выступала через боль с травмой стопы. Я не смотрела те знаковые соревнования в Патрах в 2007-м, когда она впервые в карьере стала абсолютной чемпионкой мира. Я пропустила все ее выступления, которыми она завоевывала свой титул «королева элегантности». И запомнила я ее не нежно-лирическим лебедем, а стильной и резкой в программе с лентой под «Carmina Burana».
И многие эти видео, когда в ответ на оценку свистят трибуны, я тоже смотрела в записи. И не участвовала в лихих холиварах на тему, кто лучше: Бессонова или Кабаева, Бессонова или Капранова, Бессонова или Канаева, что, по сути, сводилось к одному – Бессонова или Россия? Хоть и всегда я знала, что война Украины с Россией точится нешуточная – и на ковре, и около него. А Бессоновой удавалось одной навязывать борьбу целым поколениям российских гимнасток…
Да, я чертовски поздно пришла в Дворец спорта. И даже не успела войти в компанию ее сумасшедших поклонников, чтоб орать вместе с ними «Беее-ссонОва!!!».
Но Анны Бессоновой в моей гимнастике все же оказалось достаточно. Достаточно для того, чтобы понять, что художественная гимнастика – это не одни лишь красивости, утонченности, высокое искусство и прочая оторванная от реальности и спортивных традиций чушь. Анна Бессонова всегда привносила в гимнастику дух борьбы. Ее гимнастика не была искусством ради искусства, красотой ради красоты. Это был чистый спорт – красивый, сильный, захватывающий и… остросюжетный. Бессонова заставляла не просто смахивать слезу от умиления, она просила за нее болеть, как болеем мы за Болта, Фелпса или «Барселону». Ее болельщики готовы были свистеть, топать ногами и кричать «судей на мыло!», когда до медали не хватало десятых, сотых балла. Такие гимнастки могут собирать стадионы. И благодаря таким гимнасткам люди влюбляются в спорт.
Чемпионат мира, Будапешт-2003. "Лебединое озеро" и реакция трибун на итоговую оценку.
Чемпионат мира, Патры-2007. "Аврора". Абсолютная чемпионка мира, восторг комментатора.
Олимпийские игры, Пекин-2008. Бронза, комментарии россиян Ляйсан Утяшевой и Дениса Косинова.
Чемпионат мира, Мие-2009. "Кармина Бурана", Бессонова проигрывает 0,1 балла Канаевой в оценке артистизма.
Кубок Дерюгиной, 2010. Анна Бессонова закончила спортивную карьеру.
В 2008 году рядом с Канаевой никто не стоял, а Жукова пошла ва-банк, взяла сложностью и по праву получила свое.
В 2009 году, если мне не изменяет память, еще и Станюте проигрывала.
Правды ради, у Анны и у всех украинок отличные линии, девушки высокие, стройные, стильные, постановки интересные. Но спорт тем и отличается от театра, что первой будет пусть менее стильная, но с элементами и их качеством, а второй (третьей, четвертой) - с худшими элементами.
Поэтому именно в спорте есть шанс тем, кто не обладает данными и фактурой, но делает элементы. Сейчас в элите по праву Саломе Паждава и Ксения Мустафаева, на подступах к элите Анастасия Сердюкова - которым не хватает этих природных данных, фактуры и хореографии. Но они делают и получают неплохие оценки.
А вообще многие говорят, что гимнастки 2000-х больше всего в душу запали, несмотря на большое количество звезд. Не знаю, с чем это связано.
ПС.Чемпионат мира, Мие-2009. "Кармина Бурана", Бессонова проигрывает 0,1 балла Канаевой в оценке артистизма. Артистизма, Карл!
ППС.Я жалею, что пошла тогда в филармонию
Когда смотрела на Аню Бессонову, я не болела за страну, за своих - эта гимнастка дарила гораздо более сильные эмоции. Прекрасная спортсменка, яркая личность и да - благодаря таким люди влюбляются в спорт!
А вообще, несмотря на всё разнообразие ярких звёздочек в этом прекрасном виде спорта, в душе, памяти, в сердце останутся две любимые - Ира Чащина и...героиня этого поста)
Это было на Олимпиаде в Пекине, случайно наткнулся на показательные выступления по гимнастике (раньше всегда было подобное гала-шоу на Олимпиадах, но в Лондоне кажется не было) и увидел показательное выступление Канаевой (по-моему это была Кадриль, она там с такими хвостиками выступала :). Ну, а потом уже смотрел соревнования на ОИ по художественной гимнастике (включая квалификацию и групповые выступления) не отходя от телевизора.
После этого пару лет я смотрел почти все турниры по художественной гимнастике, ходил на все соревнования (включая юниорские, спартакиады и проч.). Прочитал тонну форумов и просмотрел сотни старых записей.
Тогда же я заметил выступления Марины Шпехт, это моя вторая любимица. До сих пор жалею, что так не успел посмотреть её выступления в живую - она так и не приехала на свой последний чемпионат России (, но считаю её самой артистичной гимнасткой всех времен.
В настоящее время любовь к художественной гимнастике как-то поутихла (да и времени на неё почти нет), а интерес ограничивается походом на ежегодный гран-при в Москве, да просмотром отдельных моментов ЧМ и ЧЕ. Ну, и Олимпиада конечно.
Оглядываясь назад, сейчас мне сложно сказать чего было в этом больше: любви к ХГ или влюбленности в Женю Канаеву. В любом случае в моей любви к художественной гимнастике прошу винить Женю К.
Насчет "ляляля" я с вами согласна - пост без конкретики и без разбора элементов. Но насчет "на тему ’винервсекупила’" - не согласна, потому что пост не об этом. Поэтому не надо у меня вопрошать - сколько можно?) Я бы в жизни не написала такой длинный текст на тему кто чего купил в гимнастике)
Вот если бы всех так судили - замечая недокрученный поворот, подскок, согнутую ногу в равновесии, тот факт, что гимнастка охватывает всего лишь один метр площадки,и очень желательно при оценке артистизма (раньше она была) - попадание в музыку, то и вопросов бы к судьям не возникало.